Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,
судей Брянского В.Ю., Строчкиной Е.А.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по апелляционной жалобе представителя Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 8 по Ставропольскому краю Бунимович В.Г. на решение Андроповского районного суда Ставропольского края от 12 марта 2015 года, которым удовлетворено заявление Трембачевой С.А. об оспаривании действий Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 8 по Ставропольскому краю.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю. об обстоятельствах рассматриваемого гражданского дела, существе решения суда, доводах апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав выступление участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трембачева С.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 8 по Ставропольскому краю, выдавшего справку о состоянии расчетов с бюджетом N ... от 12 мая 2014 года без указания в ней сведений об утрате органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ срока их взыскания, и отказавшего в выдаче такой справки с указанием в ней сведений об утрате органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм налога (пени) в связи с истечением установленного ч.2 ст. 48 НК РФ срока их взыскания.
Требования мотивированы тем, что МИФНС России N 8 по Ставропольскому краю Трембачевой С.А. выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 12 мая 2014 года N ... , в соответствии с которой за ней числится задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам. 12 августа 2014 года заявительница обратилась в налоговый орган с заявлением о признании безнадежной к взысканию и списании с ее лицевого счета (из карточки расчетов с бюджетом) соответствующих сумм налога (пени): ... руб. - налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты поселений; ... руб. - пени по налогу на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты поселений; ... руб. - налог на транспорт физических лиц; ... руб. - пени по налогу на транспорт физических лиц; ... руб. - земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения; ... руб. - пени по земельному налогу на земли сельскохозяйственного назначения; ... руб. - земельный налог за прочие земельные участки; ... руб. - пени за земельный налог за прочие земельные участки, - в связи с истечением установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ срока их взыскания.
В своем ответе от 11 сентября 2014 года N ... налоговый орган отказал в удовлетворении заявления.
В порядке досудебного урегулирования спора Трембачева С.А. обратилась с жалобой к руководителю УФНС по Ставропольскому краю, решением которого от 02 декабря 2014 года в удовлетворении жалобы отказано в связи с отсутствием в налоговом органе вступившего в законную силу судебного акта, в соответствии с которым задолженность заявителя по вышеуказанным налогам и пеням признана безнадежной ко взысканию.
В связи с наличием вступивших в законную силу судебных актов, в соответствии с которыми налоговому органу отказано в удовлетворении требований о взыскании с Трембачевой С.А. задолженности по вышеуказанным налогам и пеням, заявительница обратилась в суд оспаривая действия налогового органа.
Решением Андроповского районного суда Ставропольского края от 12 марта 2015 года заявление Трембачевой С.А. признано обоснованным. На Межрайонную ИФНС России N 8 по Ставропольскому краю возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом с указанием в ней сведений об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм: ... руб. - налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты поселений; ... руб. - пени по налогу на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты поселений; ... руб. - налог на транспорт физических лиц; ... руб. - пени по налогу на транспорт физических лиц; ... руб. - земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения; ... руб. - пени по земельному налогу на земли сельскохозяйственного назначения; ... руб. - земельный налог за прочие земельные участки; ... руб. - пени за земельный налог за прочие земельные участки, - в связи с истечением установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ срока их взыскания. С Межрайонной ИФНС России N 8 по Ставропольскому краю в пользу Трембачевой С.А. взыскана уплаченная государственная пошлина в размере ... руб.
В апелляционной жалобе представитель Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 8 по Ставропольскому краю Бунимович В.Г. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с их необоснованностью, также указывает на нарушением судом норм процессуального и материального закона при рассмотрении дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Трембачева С.А. просила оставить жалобу без удовлетворения, а решение суда без изменения, поскольку считала его законным и обоснованным.
Заявительница Трембачева С.А. в суд апелляционной инстанции не явилась, будучи извещенной о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
В судебную коллегию поступило ходатайство от Межрайонной ИФНС России N 8 по Ставропольскому краю о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя. Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не было установлено и не усматривается.
Из разъяснений, содержащихся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что при рассмотрении дел по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В силу пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
Согласно ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Из положений пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ следует, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п. 1 ст. 59 НК РФ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 19.08.2010 г. N ЯК- ... утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее - Порядок) и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее - Перечень).
Порядок (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (п. 2.4 Порядка).
Перечнем установлено, что наличие данного основания подтверждается копией вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда.
Как видно из материалов дела, в соответствии со справкой N 6540 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 12 мая 2014 года, письма МИФНС России N 8 по Ставропольскому краю от 11 сентября 2014 года N ... и решения руководителя УФНС России по Ставропольскому краю от 02 декабря 2014 года N ... (л.д. 5-13) за налогоплательщиком Трембачевой С.А. значится недоимка ... руб. по налогу на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты поселений и пени ... руб.; ... руб. по налогу на транспорт физических лиц и пени ... руб.; ... руб. по земельному налогу на земли сельскохозяйственного назначения и пени ... руб.; ... руб. по земельному налогу за прочие земельные участки и пени ... руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные суду копии вступивших в законную силу судебных постановлений от 15 июля 2011 года, 09 декабря 2011 года, 28 декабря 2011 года, 25 мая 2012 года, 23 октября 2012 года об отказе в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, в том числе в связи с пропуском срока для обращения в суд с заявлением о взыскании с Трембачевой С.А. пени и недоимки по земельному налогу за 2009 и 2010 годы год, пени и недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2009 и 2010 годы, подтверждают доводы заявителя об отсутствии у нее задолженностей по налогам, сборам, пеням, штрафам за указанный период времени, в связи с чем, действия МИФНС России N 8 по Ставропольскому краю по выдаче справки о состоянии расчетов по налогам с наличием указанной задолженности суд признал незаконными.
Однако с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Так, к указанным в оспариваемой справке МИФНС суммам задолженности меры взыскания в судебном порядке не применялись, по ним у налогового органа пропущен срок для взыскания, соответственно и таких решений судов не существует. Представленные судебной коллегии копии решений и определений Андроповского районного суда Ставропольского края от 15 июля 2011 года, 09 декабря 2011 года, 28 декабря 2011 года, 25 мая 2012 года, 23 октября 2012 года не являются решениями суда по указанным в лицевом счете суммам задолженности. Вступившего в законную силу судебного акта, из которого бы усматривалась утрата налоговым органом возможности взыскания именно указанной недоимки, в связи с истечением установленного срока их взыскания, так же как и существование такого судебного акта, не имеется. При таких обстоятельствах, о незаконности действий налогового органа, так же как и о нарушении прав заявительницы, объективно ничего не свидетельствует.
При этом следует отметить, что требования заявительницы по своей сути направлены не на защиту и восстановление каких-либо прав, а на получение именно такого судебного акта, которым было бы установлено, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки и задолженности по налогам и пени в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Отменив решение суда, судебная коллегия принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Трембачевой С.А. об оспаривании действий Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 8 по Ставропольскому краю.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Андроповского районного суда Ставропольского края от 12 марта 2015 года - отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Трембачевой С.А. о признании незаконными действий Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 8 по Ставропольскому краю по выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом N ... от 12 мая 2014 года с указанием в ней сведений об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ срока их взыскания и отказе в выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом с указанием в ней сведений об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм налога (пени): ... руб. - налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты поселений; ... руб. - пени по налогу на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты поселений; ... руб. - налог на транспорт физических лиц; ... руб. - пени по налогу на транспорт физических лиц; ... руб. - земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения; ... руб. - пени по земельному налогу на земли сельскохозяйственного назначения; ... руб. - земельный налог за прочие земельные участки; ... руб. - пени за земельный налог за прочие земельные участки, в связи с истечением установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ срока их взыскания, взыскании госпошлины в размере ... руб., отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.