Анализ состояния и результатов работы органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке товаров и услуг свидетельствует о том, что принятые в текущем году меры неадекватны криминогенной обстановке в этой сфере.
Нарастает криминальное влияние устойчивых этнических преступных группировок, состоящих из граждан стран Юго-Восточной Азии, в т.ч. Китая, Вьетнама, выходцев из республик Северного Кавказа, стран СНГ - Азербайджана, Армении, Грузии, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана, Узбекистана, Украины.
Наиболее распространенным проявлением их противоправной деятельности является оборот незаконно ввезенной на территорию Российской Федерации поддельной и некачественной промышленной и продовольственной продукции, в том числе опасной для жизни и здоровья потребителей.
По экспертным оценкам, теневой оборот денежных средств только от продажи товаров из Китая и Вьетнама достигает 20 млрд. долларов США в год. Указанные средства используются, в том числе, для финансирования этнических преступных группировок, создают условия для незаконного пребывания в России значительного числа мигрантов. Практика показывает, что товарооборот такой продукции осуществляется без уплаты таможенных платежей, полученная выручка укрывается от налогообложения.
Во многих субъектах Российской Федерации торговлю сельскохозяйственной продукцией монополизировали преступные сообщества в составе выходцев из Кавказского региона, занимающиеся принудительной скупкой у товаропроизводителей сельскохозяйственной и иной продукции с целью поддержания на потребительском рынке монопольно высоких цен, ограничения конкуренции.
Такая противоправная деятельность наносит существенный экономический ущерб государству, законным правам потребителей, интересам отечественных производителей.
Вместе с тем руководители МОБ и подразделений БППРИАЗ проявляют пассивность и нерешительность в работе по перекрытию нелегальных каналов поступления товаров на потребительский рынок, не принимают активных мер по противодействию этнической преступности.
Снижена активность работы по пресечению обманов потребителей. Не наработана практика выявления и документирования правонарушений, связанных с реализацией продукции с истекшим сроком годности и ненадлежащего качества. Ослаблена борьба с мошенничеством, незаконным предпринимательством, нарушениями правил торговли.
В результате этого у населения формируется мнение о неспособности правоохранительных органов обеспечить должный правопорядок и соблюдение законности в сфере потребительского рынка.
В целях снижения остроты криминогенной обстановки на потребительском рынке, выработки механизма предупреждения и пресечения правонарушений, усиления защиты прав потребителей - приказываю:
1. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ МВД России, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России:
1.1. В соответствии с Планом основных организационных мероприятий МВД России на 2002 год (пункт 2.1.6.) организовать проведение с 10 по 19 октября 2002 года силами милиции общественной безопасности с участием подразделений криминальной милиции комплексной оперативно-профилактической операции под условным наименованием "Потребитель-2002".
1.2. Руководство операцией возложить на заместителей министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации УВДТ МВД России, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России - начальников милиции общественной безопасности.
Для организации подготовки и проведения операции создать группы управления и контроля, в состав которых включить руководителей служб и подразделений, задействованных в операции.
2. При подготовке операции:
2.1. Проанализировать имеющуюся информацию о правонарушениях, совершаемых этническими преступными группировками в сфере потребительского рынка. Определить наиболее криминогенные объекты, находящиеся под их контролем.
2.2. На основе анализа оперативной обстановки разработать межведомственный план операции с участием подразделений БЭП криминальной милиции, миграционной службы, других правоохранительных структур, представителей государственной инспекции по торговле, органов санитарно-эпидемического и ветеринарного надзора, иных контролирующих общественных формирований по защите прав потребителей. Определить объекты, подлежащие отработке, расчет сил и средств, участвующих в проведении операции, согласованный порядок их взаимодействия.
2.3. Изучить с личным составом подразделений милиции общественной безопасности методику документирования правонарушений в сфере торговли и услуг в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проведения контрольных закупок, выявления фальсифицированной и контрафактной продукции.
2.4. На определенных для проверки объектах провести предварительные мероприятия по сбору информации о лицах, занимающихся противоправной деятельностью, способах совершения и маскировки правонарушений.
2.5. С учетом полученной информации разработать и вручить каждому участнику мероприятий план-задание с указанием конкретных объектов проверки, а также действий по документированию и оформлению выявленных правонарушений.
2.6. Определить систему оперативного контроля за выполнением запланированных мероприятий, анализа информации о ходе ее проведения.
3. В ходе проведения операции:
3.1. Провести с участием представителей общественности контрольные закупки товаров, реализуемых на объектах потребительского рынка, находящихся под контролем этнических преступных группировок.
3.2. Проверить на объектах хранения промышленных и продовольственных товаров, предприятиях оптовой и розничной торговли наличие и подлинность учредительных и регистрационных документов, разрешений, лицензий, сертификатов соответствия, документов о происхождении и стоимости продукции. Учесть, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" поставщик товаров обязан представить покупателю счет-фактуру, а также вести журнал учета счетов-фактур. В счете-фактуре, должны быть указаны следующие реквизиты: порядковый номер, наименование и идентификационный номер налогоплательщика для поставщика товара, наименование получателя товара, наименование товара, стоимость товара, сумма налога на добавленную стоимость, страна происхождения продукции, номер грузовой таможенной декларации, дата составления.
При выявлении фактов хранения и реализации товаров без соответствующих документов, а также обнаружении бесхозяйного имущества принимать меры в соответствии с действующим законодательством.
3.3. Осмотреть предназначенные для продажи товары на предмет их соответствия предъявленным документам, провести проверку весового оборудования, наличия и регистрации контрольно-кассовых машин.
3.4. Осуществить документирование выявленных правонарушений с составлением протоколов об административных правонарушениях либо вынесением определений об административном расследовании, а при наличии достаточных оснований провести мероприятия по сбору материалов, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.
3.5. При обнаружении признаков фальсифицированных и контрафактных изделий задокументировать правонарушение, изъятые в соответствии с действующим законодательством образцы направить для исследования в ЭКЦ органов внутренних дел либо другие экспертные организации.
3.6. Осуществить мероприятия по выявлению и проверке коммерческих структур, под прикрытием которых производится нелегальный ввоз на территорию Российской Федерации товаров народного потребления.
3.7. Принять меры по выявлению и привлечению к установленной законом ответственности участников организованных преступных групп, занимающихся скупкой сельхозпродукции у производителей с применением в отношении них насильственных действий и угроз.
3.8. Провести комплексные мероприятия по проверке деятельности частных охранно-сыскных предприятий на объектах потребительского рынка, контролируемых этническими преступными группировками. В случае выявления грубых нарушений законодательства о частной детективной и охранной деятельности решить в установленном порядке вопрос о приостановлении действия лицензий таких предприятий.
3.9. При выявлении на объектах проверки иностранных граждан и лиц без гражданства, нелегально находящихся в Российской Федерации, принять в соответствии с действующим законодательством меры по их выдворению из страны.
4. Организовать взаимодействие с представителями центральных и региональных средств массовой информации, предоставить им необходимые сведения о проводимых мероприятиях для широкого освещения хода и результатов операции в печати и на телевидении.
5. Обеспечить неукоснительное соблюдение законности при осуществлении операции.
6. Сведения о результатах проведенных мероприятий с обязательным указанием характерных примеров направить в МВД России (ГУООП СОБ) до 25 октября т.г. по прилагаемой форме.
7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Службы общественной безопасности МВД России генерал-лейтенанта милиции Гетмана Н.И. и ГОИУ МВД России.
Заместитель Министра - начальник |
А.А. Чекалин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ МВД РФ от 30 сентября 2002 г. N 947 "О проведении оперативно-профилактической операции "Потребитель-2002"
Текст приказа официально опубликован не был