Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильинской Л.В.
судей
Шиловской Н.Ю. и Кудасовой Т.А.
при секретаре
П.
рассмотрела в судебном заседании 25 июня 2015 года гражданское дело N 2-967/15 по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерства внутренних дел России на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2015 года по иску М. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерству внутренних дел России, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за поднаем жилья.
Заслушав доклад судьи Ильинской Л.В., объяснения представителя ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, МВД России - С.., представителя Войсковой части N6717 - К. судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
М. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании денежной компенсации за поднаем жилого помещения, просил взыскать с ответчика денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с 26 октября 2011 года по 13 февраля 2013 года в размере 234 500 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 545 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу во внутренних войсках МВД России с ноября 1999 года. Приказом от 07.10.2011 года N 98 л/с уволен в запас в соответствии с подпунктом "а", п. 2 ст. 51 ФЗ "О статусе военнослужащих" (в связи с организационно - штанными мероприятиями).
Приказом командира войсковой части 6717 N 208 с/ч от 25.10.2011 года исключен из списков личного состава воинской части с оставлением в списках, нуждающихся в предоставлении жилья.
В период прохождения военной службы по контракту в войсковой части 6717 истцом в установленном порядке был подан рапорт о выплате денежной компенсации за поднаем жилых помещений в связи с невозможностью обеспечения истца служебным жилым помещением. Компенсация выплачивалась истцу по 25.10.2011 года.
14.02.2013 года М. подписан договор социального найма жилого помещения.
Поскольку при увольнении с военной службы истец не был обеспечен жилой площадью, он вместе с супругой вынужден был с 26.10.2011 по 13.02.2013 на собственные денежные средства снимать жилое помещение, так как денежную компенсацию за поднаем жилых помещений в связи с невозможностью обеспечения служебным жилым помещением истец после увольнения перестал получать.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчиков к участию в деле было привлечено МВД России и Министерство Финансов РФ.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2015 года исковые требования М. удовлетворены частично. Суд взыскал с Министерства внутренних дел России за счет средств казны в пользу М. денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с 01.11.2011 по 13.02.2013 в размере 231 500 рублей, расходы по уплате госпошлины в размере 5 474,06 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Истец решение суда не оспаривал.
В апелляционной жалобе ответчики ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, МВД России просили решение суда отменить, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора, и нарушение норм материального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия истца М. и представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом (л.д. 90-90оборот, 91).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными ввиду следующего.
Из материалов дела усматривается, что Приказом командира войсковой части N 208 с/ч от 25.10.2011 года М. уволен в запас в соответствии с п.п. "а" п. 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) и исключен из списков личного состава. Согласно данного приказа истец жилой площадью в соответствии с законодательством не обеспечен, оставлен в списках лиц, нуждающихся в предоставлении жилья.
14.02.2013 года между войсковой частью 3278, действующей от имени собственника жилого помещения РФ и М. подписан договор социального найма жилого помещения N 48 согласно которого истцу и членам его семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящиеся в государственной собственности 1-комнатная квартира по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что М. в соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ имеет право до обеспечения его жилой площадью, независимо от даты его увольнения с военной службы - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
При этом согласно п.1 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, в силу п.13 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты и размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений определены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N909, в соответствии с положениями которого выплата денежной компенсации осуществляется органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (п.4 Постановления).
Решением Верховного Суда РФ от 05.09.2008 N ВКПИ-53, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 11.11.2008 N КАС08-566, условие о выплате компенсации только уволенным и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотренное п.4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей", признано не действующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 01 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 3-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина С.В. Глушкова" разъяснено, что положения п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и уволенным или подлежащими увольнению после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 01.01.2005. Иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 01 января 2005 года).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 N653) денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в Санкт-Петербурге 15 000 рублей, при этом предусмотрено пятидесяти процентное увеличение компенсации за наем (поднаем) при условии совместного проживания с военнослужащими трех и более членов семьи.
В силу п.4 Положения о выплате денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей" денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Таким образом, следует полагать, что истец в соответствии с п.14.ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью, независимо от даты его увольнения с военной службы - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
В материалах дела имеются достаточные и достоверные доказательства в подтверждение того обстоятельства, что в период с 26 октября 2011 года по 13 февраля 2013 года истец пользовался на условиях найма квартирой, расположенной по адресу: "адрес", на основании договора найма жилого помещения, заключенного с Р. оплата за пользование данным жилым помещением установлена в размере 15 000 рублей, данные средства за указанный период истцом внесены.
Оценивая изложенные обстоятельства на основании вышеприведенных правовых норм, принимая во внимание заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что имеются все основания для взыскания в пользу истца компенсации за наем жилого помещения в сумме 231 500 рублей.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истец не имеет право на получение денежной компенсации, поскольку состоит на учете не в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, а по последнему месту службы - войсковой части 6717, которое не является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и тем более органом местного самоуправления, основан на неправильном толковании норм материального права.
Из приведенных выше норм и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03 февраля 2010 года N 3-П, следует, что право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы.
На основании изложенного, право истца на получение ежемесячной денежной компенсации не может быть связано с тем, поставлен ли истец на учет по последнему месту службы или в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта. В противном случае будет иметь место неравное положение истца с иными лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч. 2 статьи 19 и ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что МВД России не является надлежащим ответчиком судебная коллегия не может признать состоятельным, поскольку абз. 2 п. 4 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 установлено, что финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не опровергают изложенных выводов, а следовательно, не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного судебного постановления.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.