Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 июля 2002 г. N 39
"Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства"
16 марта 2006 г.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 настоящий приказ признан недействующим
В связи с переходом к работе в новых условиях уголовного судопроизводства и в целях обеспечения прокурорского надзора за единообразным применением в ходе досудебного производства требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам организовать работу таким образом, чтобы деятельность прокуратуры максимально обеспечивала конечную цель уголовного преследования - изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и при влечение их к уголовной ответственности.
В полной мере использовать предусмотренные статьей 37 УПК Российской Федерации полномочия для надзора за законностью деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в первую очередь потерпевших от преступлений.
2. Исходить из того, что в досудебном производстве прокурор является руководителем уголовного преследования. В этой связи для выполнения возложенной задачи надлежит:
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 16 марта 2006 г. N 13 в пункт 2.1 настоящего приказа внесены изменения
2.1. Ежемесячно проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях, установленного порядка регистрации уголовных дел и учета преступлений, сопоставляя для этого данные органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и пограничных органов этой службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, воинских частей, соединений, военных учреждений и гарнизонов, органов Государственной противопожарной службы, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений и иных источников.
Обращать особое внимание на соблюдение порядка регистрации сообщений о преступлениях, их процессуального оформления, обязательное уведомление заявителей о принятии заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения.
2.2. Тщательно изучать материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях. Не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления.
Возбуждать уголовное дело в строгом соответствии с УПК Российской Федерации при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
2.3. При поступлении от следователя, дознавателя постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий - соответствующих протоколов и постановлений незамедлительно проверять их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения, устанавливать обстоятельства, исключающие необходимость возбуждения уголовного дела, выяснять своевременность и законность проведения следственных действий.
2.4. В случаях, когда в собранных материалах не содержится данных, необходимых для возбуждения дела, но не исчерпаны возможности для их сбора, в тот же день выносить постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки с указанием о необходимости выполнения конкретных процессуальных действий.
2.5. По сообщениям об убийстве, террористическом акте, бандитизме и иных особо тяжких преступлениях лично выезжать на место происшествия, непосредственно изучать обстоятельства происшедшего и собранные материалы и при наличии достаточных оснований на месте возбуждать уголовное дело либо давать согласие на его возбуждение, если постановление о возбуждении дела вынесено следователем.
2.6. В случае решения о согласии на возбуждение уголовного дела, но не возможности оперативного возвращения следователю или дознавателю материалов дела для производства расследования или дознания о принятом решении уведомлять их по телефону, телеграфу, телетайпу, средствами факсимильной связи или электронной почтой, а постановления о возбуждении уголовного дела с материалами незамедлительно направлять следователю или дознавателю. Уведомление, полученное по телефону, оформлять телефонограммой.
Следить, чтобы поступившие сообщения органами предварительного расследования приобщались к материалам дела с указанием времени их фактической отправки и получения.
2.7. Для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с дачей согласия на возбуждение уголовного дела, установить в нерабочее время (включая выходные и праздничные дни), дежурство прокурорских работников, правомочных принимать процессуальные решения.
3. Строго руководствоваться требованиями главы 52 УПК Российской Федерации о порядке производства по уголовным делам в отношении лиц, перечисленных в части первой статьи 447 Уголовно-процессуального кодекса.
Средствами прокурорского надзора обеспечивать немедленное освобождение лиц, перечисленных в статье 449 УПК Российской Федерации, задержанных в порядке, предусмотренном статьей 91 Уголовно-процессуального кодекса (за исключением случаев задержания на месте преступления), по подозрению в совершении преступлений.
4. Определять подследственность уголовного дела, исходя из того, что возбуждение уголовного дела о преступлении, место совершения которого неизвестно, является прерогативой того прокурора города, района, на территории (либо объекте) которого обнаружены достаточные данные, указывающие на признаки преступления.
5. Имеющимися полномочиями своевременно пресекать факты необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В этих целях:
5.1. Ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах. Остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего.
Следить за тем, чтобы процессуальное оформление задержания следователем и дознавателем осуществлялось не позднее 3 часов после фактического доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору.
5.2. Пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях. Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления сроков.
6. Избирая меру пресечения и определяя ее вид, исходить из оснований, указанных в статье 97 УПК Российской Федерации, учитывая при этом тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства. При отсутствии оснований для избрания меры пресечения и с учетом конкретных обстоятельств отбирать обязательство о явке.
6.1. При рассмотрении вопросов о согласии на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу иметь в виду, что в статье 108 Уголовно-процессуального кодекса содержится исчерпывающий перечень условий для заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого.
Тщательно проверять доводы подозреваемого и обвиняемого об их невиновности, оказании давления, нарушении права на защиту и другие. В необходимых случаях лично допрашивать лицо, подлежащее аресту, а несовершеннолетнего - в обязательном порядке.
6.2. Давать согласие на применение к подозреваемому или обвиняемому в качестве меры пресечения домашнего ареста только при наличии условий для реального исполнения этой меры.
7. При невозможности окончания предварительного следствия в двухмесячный срок и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу обеспечить продление сроков содержания под стражей в строгом соответствии со статьей 109 УПК Российской Федерации.
7.1. Принимая решение о даче согласия на продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев, следить за тем, чтобы ходатайство о продлении возбуждалось в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для избрания этой меры пресечения.
7.2. Для получения согласия Генерального прокурора Российской Федерации на представление суду ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев готовить и не позднее 30 суток до истечения годичного срока представлять в Генеральную прокуратуру соответствующие материалы с заключением об обоснованности и законности его продления.
Также не позднее 30 суток представлять в Генеральную прокуратуру постановление следователя для продления Генеральным прокурором или его заместителем срока следствия свыше 12 месяцев.
7.3. Учитывая, что предоставление для согласия Генерального прокурора Российской Федерации ходатайств следователя о продлении судом срока содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев носит исключительный характер, вопросы о содержании обвиняемого под стражей и продлении срока следствия предварительно рассматривать на коллегии прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуры.
В препроводительных документах обязательно указывать, изучалось ли уголовное дело, какие нарушения и недостатки выявлены в организации расследования, какие меры приняты для устранения обнаруженных просчетов.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 16 марта 2006 г. N 13 в пункт 7.4 настоящего приказа внесены изменения
7.4. Обеспечить по оконченному расследованием делу предъявление обвиняемому и его защитнику материалов за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного частями второй и третьей статьи 109 УПК Российской Федерации.
В случаях, когда 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела оказалось недостаточно, обеспечить получение согласия на продление срока со держания под стражей не позднее, чем за 10 суток до истечения предельного срока содержания под стражей, и представление в суд соответствующего ходатайства не позднее чем за 7 суток до его истечения.
8. Осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на пресечение и раскрытие преступлений, добиваться соблюдения требований части третьей статьи 7 Уголовно-процессуального кодекса о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.
Акцентировать внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий, давать письменные указания о производстве отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Принимать меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч.5 ст.165 УПК Российской Федерации.
9. Обеспечить немедленную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу либо изъятых из оборота.
10. Установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствоваться требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения виновных.
10.1. Систематически проверять законность и обоснованность решений о приостановлении производства по уголовным делам на основании пп.1 и 2 части первой статьи 208 УПК Российской Федерации, а также своевременность и эффективность мер по розыску либо установлению лица, совершившего преступление.
10.2. Давать согласие на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, изменением обстановки, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения мер принудительного воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно-наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом.
Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования, результатом незаконного воздействия на него со стороны каких-либо лиц или участников уголовного судопроизводства.
11. При утверждении обвинительного заключения (обвинительного акта) с особой тщательностью изучить соответствие выводов органов предварительного расследования фактическим обстоятельствам дела, соблюдение уголовно-процессуальных норм при выполнении следственных действий, соответствие составленных в ходе расследования документов требованиям УПК Российской Федерации.
12. Прокурорам субъектов Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам наиболее сложные вопросы, возникающие в деятельности правоохранительных органов по применению нового Уголовно-процессуального кодекса, выносить на рассмотрение коллегий, координационных и оперативных совещаний.
О спорных или вызывающих затруднения вопросах применения положений Кодекса, требующих решения на федеральном уровне, информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
13. Управлениям и отделам Генеральной прокуратуры глубоко анализировать деятельность прокуроров на местах, своевременно подмечать складывающиеся процессы и тенденции, оказывать прокурорам и следователям необходимую помощь.
14. Управлению методического обеспечения вместе с заинтересованными подразделениями аппарата Генеральной прокуратуры обобщить практику применения положений нового Уголовно-процессуального кодекса и к 1 декабря 2002 года представить предложения, направленные на совершенствование прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в ходе досудебного производства.
15. В связи с изданием настоящего приказа приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2001 года N 5 "О мерах по усилению прокурорского надзора за законностью производства выемки и обыска", а также указания Генерального прокурора Российской Федерации от 18 июня 1998 года N 38/36 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при продлении сроков предварительного следствия, дознания и содержания обвиняемых под стражей" от 20 сентября 2001 года N 55/36 "Об усилении надзора за исполнением требований закона о сроках содержания обвиняемых под стражей" считать утратившими силу.
Положения приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 18 июня 1997 года N 31 "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием" и от 10 января 1999 года N 3 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершаемых и подготавливаемых преступлениях" сохраняют силу в части не противоречащей настоящему приказу.
16. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным прокурорам, прокурорам городов и районов и иным прокурорам, а также руководителям федеральных правоохранительных органов.
Генеральный прокурор |
В.В. Устинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 июля 2002 г. N 39 "Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 настоящий приказ признан недействующим
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 марта 2006 г. N 13