Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу ГУИН Минюста РФ
от 6 февраля 2003 г. N 36
Итоги работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации за 2002 год
См. также решение коллегии Минюста РФ от 18 февраля 2003 г. "Об итогах деятельности органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации за 2002 год и задачах на 2003 год"
В 2002 году основные усилия Минюста России были направлены на укрепление правовых гарантий граждан, содержащихся в местах лишения свободы, соблюдение законности при исполнении наказаний, улучшение размещения и условий содержания спецконтингента в следственных изоляторах, улучшение работы с личным составом.
На 37,7% сократилось общее количество преступлений, совершенных в учреждениях УИС Минюста России, в том числе случаев дезорганизации нормальной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы - на 33,3%, убийств - на 21,2%, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - на 27,1%. Несмотря на возросшую побеговую активность, более чем в два раза сократилось количество побегов из исправительных колоний и почти в три - из следственных изоляторов.
Численность лиц, находящихся в розыске, уменьшилась на 25,4%. Количество преступлений, раскрытых по информации учреждений УИС Минюста России, возросло на 23,8%.
Проведена работа по оптимизации организационно-штатной структуры ГУИН Минюста России и подчиненных ему подразделений, а также нормативно-правовому обеспечению территориальных органов УИС. Совершенствование их структуры было направлено на объединение и переподчинение управлений лесных исправительных учреждений соответствующим территориальным органам УИС субъектов Российской Федерации.
Организован и проведен комплекс мероприятий по разделению функций охраны и надзора в следственных изоляторах и тюрьмах территориальных органов УИС. Завершено разделение функций охраны и режима в СИЗО и тюрьмах УИС.
Завершилось становление системы ведомственного контроля за соблюдением законности и прав человека в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Работа помощников начальников территориальных органов УИС по правам человека стала приносить положительные результаты.
Первые итоги этой работы были подведены в декабре прошлого года в ходе первого Всероссийского совещания по проблемам соблюдения законности и прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В результате совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего исполнение уголовных наказаний, мер, принятых Правительством Российской Федерации по реформированию уголовно-исполнительной системы, удалось достигнуть определенных успехов в решении вопросов сокращения численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, приблизить условия их содержания в местах лишения свободы к международным стандартам.
Изменения в законодательстве позволили существенно сократить основания и изменить процедуру принятия решения о применении в качестве меры пресечения содержание под стражей, ограничить сроки содержания под стражей подсудимых во время рассмотрения дел в суде. Подверглись дальнейшему сокращению элементы кары, содержащиеся в наказании в виде лишения свободы. Расширены возможности применения различных видов досрочного освобождения от отбывания наказания.
В результате принятых мер законодательного и организационного характера удалось сократить в течение года численность контингента в местах лишения свободы более чем на 102,9 тыс. человек, в том числе в СИЗО - на 65,8 тыс. человек.
Осуществляются меры по подготовке к введению новых видов наказаний - обязательных работ, ограничения свободы, ареста.
Активизировалась работа по укреплению материальной базы УИС Минюста России, строительству и реконструкции следственных изоляторов, жилья для персонала. Укрепилось взаимодействие с органами власти в субъектах Российской Федерации. Многие проблемы решаются на местном уровне на основе региональных программ.
Проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы 26 ноября 2002 года рассмотрены на заседании "круглого стола" в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Проведены совместные заседания коллегии Минюста России и коллегий при полномочных представителях Президента Российской Федерации в Приволжском и Сибирском федеральных округах.
Открыты 8 исправительных учреждений и 14 участков особого режима для содержания 6,9 тыс. осужденных, реорганизованы в лечебно-профилактические учреждения для больных туберкулезом и наркоманией две исправительные колонии общим лимитом 2540 мест. За счет создания двух новых следственных изоляторов и реконструкции существующих введено дополнительно 2625 мест.
В 2002 году в ведение УИС было передано 7 имущественных комплексов военных городков, что дало возможность ряду территориальных органов УИС решить проблему с размещением личного состава, приступить к созданию на их базе исправительных колоний. Передан в муниципальную собственность 221 объект социально-культурного и коммунально-бытового назначения в 19 субъектах Российской Федерации, экономический эффект от этого составил около 8 млн. рублей.
Достигнуты положительные перемены в части реализации права на охрану здоровья осужденных и лиц, в отношении которых избрана мера пресечения содержание под стражей. На 3,5 тыс. мест увеличилась емкость противотуберкулезных стационаров, открыто 4 специализированных лечебных учреждения на 3 тыс. человек. Заболеваемость в учреждениях снизилась на 13%, а общий уровень смертности среди осужденных - на 22,4%. В 2002 году созданы центральная, две межрегиональные и две региональные бактериологические лаборатории, региональная лаборатория по диагностике лекарственно-устойчивого туберкулеза. Создаются лаборатории еще в девяти субъектах Российской Федерации.
Увеличен с 24,1 млрд. рублей в 2001 году до 32,7 млрд. рублей объем средств, выделенных из федерального бюджета на содержание учреждений УИС Минюста России. Кроме того, в течение года дополнительно выделено около 1 млрд. рублей бюджетных ассигнований, погашено 206,1 млн. рублей кредиторской задолженности по государственному оборонному заказу. Проведена работа по выделению 1,3 млрд. рублей на увеличение денежного довольствия сотрудников УИС.
Объем промышленной продукции увеличился почти на 8,6% и превысил 12 млрд. рублей. Выпуск продукции для государственных нужд увеличился на треть и составил 5,2 млрд. рублей. Более чем на 22 тыс. человек уменьшилось количество неработающих, их доля от среднесписочной численности осужденных снизилась с 12,64% до 9,6%.
Активизирована работа по созданию подразделений сельскохозяйственного профиля. Вновь организованы 4 сельхозподразделения и 8 подсобных хозяйств с площадью земельных угодий 72 тыс. гектаров. Задания по производству основных видов сельхозпродукции выполнены на 105%, обеспеченность подразделений собственными продуктами питания в среднем на 3% выше уровня прошлого года.
Общий экономический эффект, полученный в 2002 году за счет централизованных закупок продовольствия, котельно-печного топлива, вещевого имущества, применения соевых продуктов в рационе питания спецконтингента, собственного хлебопечения и производства макаронных изделий, составил 520 млн. рублей.
Реализована программа развития материально-технической базы отделов специального назначения УИС Минюста России.
На 30% снизилось количество пожаров на объектах УИС, материальные потери сократились почти в 1,5 раза, выполнение программы самообеспечения позволило на 92% оснастить новой боевой одеждой и снаряжением личный состав подразделений ведомственной пожарной охраны.
Переработаны Своды расписания движения специального транспорта по плановым железнодорожным и автодорожным маршрутам, в результате чего сократилось количество плановых маршрутов и сэкономлены бюджетные средства.
Для обеспечения поставленных задач по охране и конвоированию спецконтингента в прошедшем году назначено более 45 тыс. караулов, которыми по различным основаниям отконвоировано около 2 млн. человек, 932 объекта УИС оборудованы инженерно-техническими средствами охраны и надзора различной категории, приняты меры по поддержанию их в рабочем состоянии.
Задачи, возложенные на Оперативную группу УИС Минюста России на Северном Кавказе, выполнены в полном объеме и с высоким качеством.
Обеспечено устойчивое функционирование ведомственной сети связи уголовно-исполнительной системы. Для скрытого управления окружными и территориальными органами создан центральный шифровальный орган уголовно-исполнительной системы и комплектуются группы (отделения) специальной связи в территориальных органах УИС. Организована передача по арендованным каналам связи электронной почты, документированных и факсимильных сообщений.
С начала 2002 года на службу в УИС Минюста России приняты 43 тыс. человек на должности рядового и начальствующего состава. Укрепилась дисциплина среди личного состава, в два раза снизилось число преступлений, совершенных сотрудниками, на 25% сократилось количество нарушений ими законности.
Принят Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перехода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы", который позволил увеличить реальные доходы сотрудников УИС.
Расширились объем и география международных связей органов и учреждений УИС Минюста России. Укрепились деловые контакты с Европейским комитетом по предупреждению пыток и Советом Европы. Налажено взаимодействие с представительствами Международного Комитета Красного Креста и Европейским Судом. Положительные результаты работы по реформированию уголовно-исполнительной системы отмечены в выводах 13-й Конференции руководителей пенитенциарных администраций стран-членов Совета Европы, прошедшей в ноябре 2002 года в Страсбурге.
Успешно реализуются программы Совета Европы "Тюрьмы-побратимы", "СТААРТ" и "Кик", направленные на установление прямых связей между пенитенциарными учреждениями России и европейских стран, адаптацию и ресоциализацию осужденных, изучение европейских норм и стандартов обращения с заключенными, оказание гуманитарной помощи. Особое значение придается укреплению взаимоотношений с системами исполнения наказаний государств ближнего зарубежья. Заключены соглашения о сотрудничестве с УИС Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана.
Разработана и реализуется Концепция совершенствования работы с кадрами в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации подписаны 14 указов о награждении 1198 сотрудников УИС государственными наградами.
Развивается собственная научная и учебная база. Совместно с Департаментом образования города Москвы создан на правах соучредителей Московский кадетский корпус юстиции для детей сирот или оставшихся без попечения родителей, детей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также проходящих службу в учреждениях и органах Минюста России.
Для увековечения памяти сотрудников УИС, погибших при исполнении служебного долга, совместно с Московской Патриархией возведен храм на территории Николо-Угрешского старопигиального мужского монастыря в г.Дзержинском Московской области. Он возведен на добровольные пожертвования от сотрудников УИС и средства спонсорских организаций и благотворительных фондов.
По итогам 2002 года наилучших результатов в оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности добились территориальные органы УИС Саратовской (Л.Г.Шостак), Самарской (В.С.Яковлев), Мурманской (А.Н.Козлов), Тверской (А.М.Савихин), Ростовской (В.И.Хижняк), Курской (В.М.Федичев), Белгородской (Ю.В.Дмитраков) областей, Краснодарского (М.В.Яров) и Красноярского (В.К.Шаешников) краев, Республики Адыгея (А.Т.Самогов), Кабардино-Балкарской Республики (А.С.Абидов).
Вместе с тем в деятельности уголовно-исполнительной системы сохраняется ряд проблемных вопросов, требующих решения на федеральном уровне.
Несмотря на сокращение численности спецконтингента, содержащегося в следственных изоляторах, положение дел с размещением в ряде СИЗО остается сложным. В крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и ряде других) переполнение следственных изоляторов составляет более 130%.
Сложная ситуация складывается с размещением осужденных в исправительных колониях особого режима. За минувший год их количество возросло на 27% и достигло 53,5 тыс. человек, ежемесячный прирост такой категории осужденных составил в среднем 1260 человек. Для их размещения в соответствии с нормами недостает более 5 тыс. мест.
Продолжает оставаться сложным положение дел с размещением осужденных, больных туберкулезом, организацией их лечения. Для лечения больных туберкулезом не хватает около 2,7 тыс. мест в больницах исправительных колоний, 7,6 тыс. мест - в СИЗО. В настоящее время в учреждениях УИС содержится более 400 тыс. человек, больных различными формами заболеваний.
В исправительных учреждениях и следственных изоляторах выявлены факты, когда положенные по нормам продукты питания выдаются не полностью, пища готовится из продуктов с истекшими сроками хранения, при отсутствии соответствующих документов, подтверждающих их качество.
Продолжает увеличиваться численность осужденных, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях. Не отрегулированы на законодательном уровне порядок осуществления привода и розыска осужденных без изоляции от общества и условия функционирования уголовно-исполнительных инспекций в составе УИС Минюста России.
Остается высокой задолженность предприятий исправительных учреждений бюджетам всех уровней. По этим причинам в отношении них возбуждаются процедуры банкротства. Недостаточно используются возможности привлечения промышленного потенциала исправительных учреждений для обеспечения потребностей организаций и хозяйствующих субъектов Российской Федерации.
Некомплект по должностям рядового и начальствующего состава составляет 10,6 тыс. единиц, из них более половины - средний и старший начальствующий состав.
Имеются серьезные недостатки в организации научного обеспечения реформирования УИС, недостаточна практическая связь НИИ УИС и образовательных учреждений с отраслевыми управлениями ГУИН Минюста России и территориальными органами УИС по вопросам выполнения и внедрения результатов научных исследований.
Недостаточно эффективно используется потенциал управлений уголовно-исполнительной системы по федеральным округам.
Почти 90% пожарных автомобилей выработали установленные сроки эксплуатации и подлежат списанию.
Неудовлетворительны показатели работы у территориальных органов УИС республик Татарстан (Д.3.Хамадишин), Саха (Якутия) (С.С.Ян), Тыва (Б.А.Узум), Московской (В.В.Цатуров), Санкт-Петербурга и Ленинградской (В.А.Заборовский), Свердловской (Н.Е.Ткачев), Сахалинской (А.В.Копытов), Магаданской (И.П.Пилипенко) областей, Тавдинского (Б.Я.Левитин), Камского (В.Ф.Ермолаев) управлений лесных исправительных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.