Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего Михеевой С.Н.
при секретаре Шляхта О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июля 2015 года
Дело по заявлению ООО "Новокузнецкое шахтостроймонтажное управление N 6" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области, Управлению Росреестра по Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, Комитету градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Новокузнецкое шахтостроймонтажное управление N 6" обратилось в суд с заявлением и просит установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного в "адрес" в размере его рыночной стоимости в сумме "данные изъяты" рублей.
Требования мотивированы тем, что заявитель является арендатором указанного земельного участка, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ г. Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка составляет 208 761 800, рублей. Согласно отчету независимого оценщика, рыночная стоимость указанного земельного участка, по состоянию на дату внесения сведений в государственный кадастр недвижимости составляет "данные изъяты" рублей. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение. Согласно требованиям ст.66 п.3 ЗК РФ допускается установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Заявитель вправе заявить указанные требования, поскольку полагает, что его права затрагиваются тем, что общество как арендатор указанного земельного участка обязано к оплате арендных платежей, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости.
Представитель ООО "Новокузнецкое шахтостроймонтажное управление N 6" в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Коллегии Администрации Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, предоставила письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра", в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили письменные возражения, приобщенные к материалам дела, просили в удовлетворении требований отказать ввиду того, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является не надлежащим заинтересованным лицом по делу.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменный отзыв.
Представитель Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 257 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц, извещенных о дате слушания дела надлежащим образом.
Проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 2 Федерального закона " Об оценочной деятельности в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Статьей 3 указанного Закона определено понятие оценочной деятельности.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 абз.1, 9, 31, 32 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, ООО "Новокузнецкое шахтостроймонтажное управление N 6" на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ г., соглашения от ДД.ММ.ГГГГ г. является арендатором земельного участка, с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного в "адрес" (л.д. 8-13).
Согласно кадастровой справке от 13.04.2015 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка, сведения о которой были внесены в государственный кадастр недвижимости 04.07.2013 г. составляет 208 761 800, рублей (л.д.16).
4 мая 2015 г. ООО "Новокузнецкое шахтостроймонтажное управление N 6" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, с заявлением в порядке требований главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", однако их заявление было возвращено по тем основаниям, что глава 111.1 ФЗ " Об оценочной деятельности" введена в действие 22.07.2010 г и ее положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня его официального опубликования, в связи с чем Комиссия посчитала невозможным рассмотрение поступившего от заявителя заявления (л.д.85-86).
Из акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного 04.07.2013 г., л.д.149, следует, что кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании постановления Коллегия Администрации Кемеровской области N 519 от 27.11.2008 года.
Согласно кадастровому делу, предоставленному ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области земельный участок был вновь образован и поставлен на кадастровый учет на основании решения от 03.07.2013 г. (л.д. 103-149).
Заявителем предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленного ООО "Новолит" N N от ДД.ММ.ГГГГ г. Указанный отчет составлен на дату определения кадастровой стоимости, т.е. на 04.07.2013 г. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного в "адрес" на 04.07.2013 г. составляет "данные изъяты" рублей (л.д. 17-70).
В отношении данного отчета общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" Экспертным советом представлено экспертное заключение N N, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N N от ДД.ММ.ГГГГ. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности (л.д.71-74).
Проверяя относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 04.07.2013 г., к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость спорного земельного участка, была рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006г. N 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 519. Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, выполненный ФГУП "ФКЦ "Земля", результаты которого были утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 520, был составлен по состоянию на 1 января 2007 года.
Судом установлено, что земельный участок был образован и поставлен на кадастровый учет на основании решения от 03.07.2013 г., что подтверждается кадастровым делом.
При указанных обстоятельствах следует признать, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере "данные изъяты" руб., определена по состоянию на 03.07.2013 г. правомерно.
Поскольку отчет об определении рыночной стоимости спорного земельного участка был составлен на 04.07.2013 года, т.е. на позднюю дату, оснований для признания его недостоверным не имеется.
Представленный заявителем отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 04.07.2013 г. является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую были внесены сведения о его кадастровой стоимости.
При этом, заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо возражений относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно сведений, содержащихся в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка, оценщиком дана характеристика объекта оценки с учетом локальных особенностей его расположения, учтены факторы и характеристики, влияющие на его стоимость, в связи с чем оценщиком сделано обоснованное заключение об определении сравнительного подхода к оценке указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав заявителя, поскольку он обязан к оплате арендных платежей, который рассчитан исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем заявитель вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
При этом доводы представителей заинтересованных лиц о том, что они являются не надлежащими по настоящему делу, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах требования ООО "Новокузнецкое шахтостроймонтажное управление N 6" подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, 245-250 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ООО "Новокузнецкое шахтостроймонтажное управление N 6" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного в "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной "данные изъяты" рублей.
Датой обращения ООО "Новокузнецкое шахтостроймонтажное управление N 6" считать 09.06.2015 г.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 21.07.2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.