Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего Пушкаревой Н.В.
при секретаре Шляхта О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июля 2015 года
дело по заявлению Денисова Ю.В. об оспаривании в части нормативного правового акта - Закона Кемеровской области от 28 ноября 2002 г. N 95-ОЗ "О транспортном налоге",
УСТАНОВИЛ:
Денисов Ю.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании ст. 2 нормативного правового акта - Закона Кемеровской области от 28 ноября 2002 г. N 95-ОЗ "О транспортном налоге" в редакции от Закона Кемеровской области от 24 ноября 2014 г. N110-ОЗ, в части установления налоговой ставки для автомобилей мощностью свыше 150 л.с. до 200 л.с. в размере 45 рублей за 1 л. с., просит признать данную норму незаконной, обязать Совет народных депутатов Кемеровской области установить указанную налоговую ставку в размере, не превышающем 42 % от ставки для автомобилей мощностью свыше 100 л. с. до 150 л. с., то есть в размере 20 рублей.
Требования мотивированы тем, что в его собственности находится автомобиль "данные изъяты", мощностью двигателя "данные изъяты"). В соответствие с вышеуказанными ставками, установленными оспариваемым законом, транспортный налог для его машины составляет "данные изъяты" рублей. При этом владелец автомобиля мощностью 150 л.с., что на 2 л.с. меньше, чем у его машины, должен заплатить налог "данные изъяты" рублей, что на 225% меньше.
Ссылается на то, что в Налоговом кодексе РФ рост налоговых ставок плавный: каждая ставка в интервале 100-150 л/с, 150-200 л/с, 200-250 л/с растёт на 40%-42%-50%. В областном законе рост соответствующих ставок: 75%-222%- 51%.
Оспаривает законность установления законодательным органом Кемеровской области налоговой ставки для автомобилей мощностью свыше 150 л/с, которая резко - в 3-2 раза (или 222%) - превышает налоговую ставку для автомобилей мощностью до 150 л/с включительно.
В обоснование своих доводов указывает на то, что оспариваемая налоговая ставка, нарушает его конституционные личные и имущественные права, поскольку является необоснованной, неразумной и несправедливой, нарушающей равенство налогоплательщиков.
Денисов Ю.В ... в судебном заседании доводы заявления поддержал, просил его требования удовлетворить. Указывает, что ст. 2 Закона Кемеровской области "О транспортном налоге", в оспариваемой им части, носит дискриминационный характер, нарушает его права как налогоплательщика на оплату экономически обоснованного налога. Размер налоговой ставки установленной в Кемеровской области носит произвольный характер, резкое повышение налоговой ставки ставит его в неравное положение с другими налогоплательщиками, собственниками транспортных средств с иными техническими характеристиками, что нарушает его права, влечет уплату необоснованно завышенного налога.
Представитель Совета народных депутатов Кемеровской области ФИО6, действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что требования удовлетворению не подлежат, поскольку законодатель наделил субъекты Российской Федерации правомочием по установлению величины ставок транспортного налога. При принятии закона в оспариваемой редакции процессуальных и иных нарушений законодателем субъекта допущено не было.
Представители Губернатора Кемеровской области - ФИО7, действующий на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8, действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснили, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку налог экономически обоснован, его градации относительно транспортных средств с разными техническими характеристиками справедливы. Налоговый кодекс предусматривает возможность увеличение субъектом по своему усмотрению основных ставок налога до десяти раз. В рассматриваемом случае ставка увеличена в девять раз, что экономически обоснованно, поскольку налогоплательщики должны нести бремя справедливого налогообложения.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора Кемеровской областной прокуратуры ФИО9, полагающего, что требование удовлетворению не подлежит, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 27 ноября 2002 года Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон Кемеровской области "О транспортном налоге", который зарегистрирован 28 ноября 2002 года N 095-ОЗ, опубликован в изданиях "Кузбасс", N 218, 29 ноября 2002 г., "Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области", N 10, декабрь, 2002 и вступил в силу с 01 января 2003 года.
В настоящее время оспариваемый Закон действует в редакции Закона Кемеровской области от 24 ноября 2014 г. N 110-ОЗ.
В соответствии со ст. 2 Закона Кемеровской области "О транспортном налоге" (в редакции Закона Кемеровской области от 24 ноября 2010 года N115-ОЗ) налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства и для автомобиля легкового с мощностью двигателя с каждой лошадиной силы свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно ставка транспортного налога составляет - 45 рублей.
В собственности у Денисова Ю.В. находится автомобиль " "данные изъяты" выпуска, мощностью двигателя "данные изъяты"). В соответствие с вышеуказанными ставками, установленными оспариваемым законом, транспортный налог для его машины составляет "данные изъяты" рублей.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06 октября 1999 года N184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, в том числе устанавливает налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания.
В силу подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьями 14 и 356 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных указанным Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Статьей 361 Налогового кодекса РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Размер ставки транспортного налога, установленного оспариваемой нормой Закона Кемеровской области "О транспортном налоге" для категории легковых автомобилей с мощностью двигателя от 150 л.с. до 200 л.с. - 45,0 рублей не превышает установленного ст. 361 Налогового кодекса РФ максимального размера и не противоречит федеральному закону.
Согласно выписке из протокола N30 заседания тридцатой сессии Совета народных депутатов Кемеровской области, состоявшегося 17 ноября 2010 года, на заседании присутствовали 34 депутата из 36. В ходе заседания слушался проект закона "О внесении изменений в Закон Кемеровской области "О транспортном налоге" в первом и втором чтении с учетом таблицы поправок за проголосовали 34 депутата. Закон подписан Губернатором Кемеровской области ФИО15., зарегистрирован 24 ноября 2010 года за N 115-ОЗ. Был опубликован в приложении "Официально" к газете "Кузбасс" N219 26 ноября 2010 года, "Законодательном вестнике Совета народных депутатов Кемеровской области N102, II часть 20 декабря 2010 года, вступил в силу с 01 января 2011 года.
Суд считает, что в оспариваемой заявителем части нормативный акт принят законодательным органом субъекта Российской Федерации в пределах установленных федеральным законом полномочий, порядок принятия нормативного акта, опубликования, регистрации, вступления в силу в соответствии с требованиями п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января года следующего за годом принятия, соблюден.
Оспаривая ст. 2 Закона Кемеровской области "О транспортном налоге" в части установления налоговой ставки для автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. Денисов Ю.В. указывает на противоречие установленной налоговой ставки федеральному законодательству о налогах и сборах, а именно ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, которая указывает, что налоги не могут иметь дискриминационный характер, должны иметь экономические основание и не могут быть произвольными. По мнению заявителя, оспариваемая норма в соответствии со ст. 6 Налогового кодекса противоречит федеральному законодательству, так как отсутствует экономическое и социальное обоснование, ставит одну категорию налогоплательщиков в иные условия, по признаку имущественного положения налогоплательщиков, нарушает налоговые принципы равенства, справедливости, разумности и соразмерности.
Заявитель фактически ставит перед судом вопрос о проверке целесообразности или необходимости снижения размера транспортного налога, подлежащего уплате отдельными налогоплательщиками. Между тем разрешение данного вопроса возможно только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в акты законодательства о налогах, что является прерогативой законодателя и не относится к компетенции суда.
В связи с изложенным суд полагает доводы заявления необоснованными, поскольку Закон Кемеровской области "О транспортном налоге" в оспариваемой части не противоречит Федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Оснований для удовлетворения требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Денисову Ю.В. в удовлетворении заявления об оспаривании в части ст. 2 Закона Кемеровской области от 28 ноября 2002 г. N 95-ОЗ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Кемеровской области от 24 ноября 2014 г. N 95-ОЗ) отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 28 июля 2015 года.
Судья:
3-434/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего Пушкаревой Н.В.
при секретаре Шляхта О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июля 2015 года
дело по заявлению Денисова Ю.В. об оспаривании в части нормативного правового акта - Закона Кемеровской области от 28 ноября 2002 г. N 95-ОЗ "О транспортном налоге",
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Денисову Ю.В. в удовлетворении заявления об оспаривании в части ст. 2 Закона Кемеровской области от 28 ноября 2002 г. N 95-ОЗ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Кемеровской области от 24 ноября 2014 г. N 95-ОЗ) отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.