Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ларионовой С.Г.
судей Емельянова А.Ф., Жуленко Н.Л.,
при секретаре Щегловой А.В.
заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г.Новокузнецка ФИО5 на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка от 28 апреля 2015 года по делу по иску собственников многоквартирного "адрес" к Администрации г.Новокузнецка, Комитету ЖКХ администрации г.Новокузнецка, МБУ "Дирекция ЖКХ" г.Новокузнецка об обязании произвести капитальный ремонт
УСТАНОВИЛА
Собственники многоквартирного "адрес" обратились в суд к Администрации "адрес" и просили взыскать с ответчика расходы на проведение капитального ремонта многоквартирного дома по "адрес" в размере "данные изъяты" руб., взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ "данные изъяты" рублей, а также судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме "данные изъяты" руб.
Требования мотивированы тем, что "адрес" построен в ДД.ММ.ГГГГ году. "данные изъяты". Из них "данные изъяты" квартира приватизирована, общей площадью "данные изъяты" кв.м., инвентарный номер N За время эксплуатации на доме по "адрес" ещё ни разу не проводился капитальный ремонт. Состояние крыши находится в аварийном состоянии: протекает, создает сквозняк, конструкция ослабла и представляет угрозу обрушения. Ещё с 2010 года ГЖИ Кемеровской области и ЖКХБиС производили обследования кровли многоквартирного дома, составляли акты (акт от ДД.ММ.ГГГГ., акт проверки технического состояния жилищного фонда и его инженерного оборудования и придомовых территорий от ДД.ММ.ГГГГ.).
После уточнения исковых требований просили обязать Администрацию города Новокузнецка произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу "адрес", а именно: провести капитальный ремонт крыши, фасада, произвести полную замену существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, произвести капитальный ремонт балконных плит и ограждений балконов, капитальный ремонт крылец, произвести замену вводно-распределительных устройств (электрооборудование) за счет средств местного бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 31 декабря 2016 г., взыскать с Администрации г. Новокузнецка в пользу Боровской Дианы Анатольевны судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме "данные изъяты" рублей, взыскать в пользу Боровской Дианы Анатольевны уплаченную госпошлину.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Комитет ЖКХ Администрации г. Новокузнецка, МБУ "Дирекция ЖКХ" г. Новокузнецка.
Решением Центрального районного суда г.Новокузнецка от 28 апреля 2015 года: "Обязать Администрацию г.Новокузнецка произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", а именно: провести капитальный ремонт крыши, фасада, произвести полную замену существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, произвести капитальный ремонт балконных плит и ограждений балконов, капитальный ремонт крылец, произвести замену вводно-распределительных устройств (электрооборудование) за счет средств местного бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 31 декабря 2016 г.
Взыскать с Администрации г.Новокузнецка в пользу Боровской Дианы Анатольевны расходы по оплате услуг представителя в сумме "данные изъяты"., расходы по оплате госпошлины в сумме "данные изъяты".
В удовлетворении остальной части иска отказать".
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Новокузнецка ФИО5 просит решение отменить и принять по делу новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что в муниципальную собственность многоквартирный дом поступил в ДД.ММ.ГГГГ году, до этого находился в собственности Кузнецкого металлургического комбината.
Судом не указан момент возникновения обязанности по проведению капитального ремонта.
Администрация г.Новокузнецка не являлась наймодателем по договорам социального найма, услуг по техническому обслуживанию и капитальному ремонту многоквартирных домов не оказывала.
С момента выбора собственниками жилых помещений управляющей компании в ДД.ММ.ГГГГ году ранее возникшая обязанность по проведению капитального ремонта должна прекращаться в силу закона.
Судом не установлена необходимость в проведении капитального ремонта на момент передачи дома в собственность ответчика.
Относительно апелляционной жалобы представителем истцов принесены возражения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей: Администрации г. Новокузнецка ФИО5, Комитета ЖКХ администрации Новокузнецка ФИО6, МБУ "Дирекции ЖКХ" ФИО7, поддержавших доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя собственников жилых помещений многоквартирного дома Боровскую Д.А., просившую решение суда оставить без изменений, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Согласно ст. 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определяя в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19 октября 2010 года N 1334-О-О и от 14 июля 2011 года N 886-О-О).
Данное законоположение, имеющее обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, - безотносительно к тому, находились ли такие помещения прежде в собственности государственных или муниципальных образований. Оно не регулирует вопросы, связанные с порядком и условиями реализации бывшими наймодателями возложенной на них обязанности, включая возможное распределение финансово-экономических обязательств на проведение капитального ремонта между органами государственной власти и органами местного самоуправления, если жилые помещения ранее были переданы из государственной в муниципальную собственность в состоянии, уже требующем капитального ремонта.
Применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации, в системе действующего законодательства предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Норма статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" является специальной нормой, поскольку в соответствии с нею осуществляется приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах особой категории - требующих капитального ремонта. Из нее следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения им данного обязательства.
Как усматривается из материалов дела, многоквартирный жилой дом "адрес" Распоряжением Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ. N N был передан в муниципальную собственность Новокузнецка.
С ДД.ММ.ГГГГ. в связи с выбором непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме, "адрес" был передан доверенному лицу собственников ОАО "Новокузнецкая управляющая компания",
С ДД.ММ.ГГГГ. дом находился в управлении ООО " "данные изъяты"".
Их технического паспорта следует, что в "адрес" капитальный ремонт ни разу не проводился за все время с момента его постройки в 1966 году.
Из заключения эксперта ФБУ "Кемеровской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции РФ" от ДД.ММ.ГГГГ г. N N, согласно требований ВСН 58-88 (р), фактического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома на день осмотра, многоквартирный жилой дом по адресу "адрес" нуждался в проведении капитального ремонта в ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ г. дому требовался выборочный капитальный ремонт, в ДД.ММ.ГГГГ г. дому требовался комплексный капитальный ремонт.
Согласно заключения специалиста ООО "Центральное бюро оценки и экспертизы" от ДД.ММ.ГГГГ. многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" нуждался в проведении капитального ремонта в ДД.ММ.ГГГГ году.
Кроме того, ненадлежащее техническое состояние жилого "адрес" подтверждается также актом ГЖИ от ДД.ММ.ГГГГ., актом от ДД.ММ.ГГГГ ... ответом ГЖИ от ДД.ММ.ГГГГ., актом ГЖИ от ДД.ММ.ГГГГ., ответом ГЖИ от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеприведенных положений закона и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что за недостатки в оказании услуг по техническому содержанию и ремонту дома, ответственен именно ответчик.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом в силу следующего.
Ведомственными строительными нормами ВСН58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312 (далее ВСН58-88 (р)), действующими до настоящего времени, под капитальным ремонтом понимается ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
В пункте 5.1 ВСН58-88 (р) указано, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Приложение N 9 также устанавливает перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте зданий и сооружений, куда входят, в том числе, замена изношенных элементов внутриквартальных инженерных сетей и ремонт встроенных помещений в зданиях.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Поскольку потребность в ремонте подъездов, системы горячего и холодного водоснабжения, дренажной системы, системы канализации, системы водоотведения с придомовой территории, о которых заявлено истцами, возникла до момента передачи дома в управляющую организацию и выполнение данного ремонта было обязанностью ответчика, которая не была исполнена, то суд, установив, что ремонт до настоящего времени не выполнен, пришел к правильному выводу об удовлетворении иска в данной части и возложении обязанности по производству капитального ремонта указанных элементов и инженерных систем "адрес".
Так как обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание возражения представителей ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями.
Кроме того, исходя из системного толкования ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Таким образом, довод апеллянта об отсутствии у ответчика обязанности по проведению капитального ремонта не может быть принят во внимание, поскольку каких-либо доказательств исполнения своих обязательств в силу действующего законодательства в материалах дела не имеется и обратное не утверждается сторонами.
Довод апеллянтов о том, что в судебном заседании не было доказано то обстоятельство, что момент возникновения обязанности по проведению капитального ремонта приходился на период несения такой обязанности ответчиками, опровергается материалами дела.
Из заключения специалиста ООО "Центральное бюро оценки и экспертизы" от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в ДД.ММ.ГГГГ г. срок эксплуатации жилого дома составил "данные изъяты". При сроке эксплуатации "адрес" равного "данные изъяты" годам, в ДД.ММ.ГГГГ. при капитальном ремонте необходимо было выполнить в том числе следующие работы: герметизация межпанельных стыков, замена входного дверного заполнения на лестничную клетку, вход в подъезд, замена труб холодного, горячего водоснабжения, системы отопления, замена запорной арматуры систем холодного, горячего водоснабжения, системы отопления, замена вводно-распределительных устройств.
В ДД.ММ.ГГГГ. дом эксплуатировался без капитального ремонта "данные изъяты" года. На ДД.ММ.ГГГГ. 100 % износ имели следующие элементы здания: герметизированные стыки, утепляющие слои чердачных перекрытий из керамзита или шлака, ограждение балкона, металлическая решетка, полы балконов, крыльца, оконные и балконные заполнения, деревянные переплеты, дверные заполнения- входные на лестничную клетку, трубопроводы холодной и горячей воды из труб газовых черных, трубопроводы канализации из труб чугунных, радиаторы чугунные, электрооборудование, вводно-распределительные устройства. Нормативный срок эксплуатации большей части инженерного оборудования и ограждающих конструкций жилого дома в ДД.ММ.ГГГГ. был исчерпан, несущие конструкции дома находились в неудовлетворительном состоянии, крыша дома нуждалась в аварийном состоянии.
Данное заключение содержит в себе подробную фототаблицу, в которой отображены все выявленные дефекты и повреждения инженерных систем дома.
В соответствии с указанными выше ведомственными строительными нормами ВСН58-88 (р), продолжительность эксплуатации указанных элементов составляет от десяти (вентили, задвижки, термоизоляция трубопроводов) до двадцати лет (Вводно-распределительные устройства, внутридомовые магистрали (сеть питания квартир) с распределительными щитками). Учитывая, что дом был сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, данные сроки оканчивались до момента возникновения права на приватизацию у любого из жильцов.
Также указанными нормами закреплена обязанность по контролю за техническим состоянием зданий и объектов, осуществляемому путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики (п. 3.2).
Общие осмотры жилых зданий должны осуществляться комиссиями в составе представителей жилищно-эксплуатационных организаций и домовых комитетов (представителей правлений жилищно-строительных кооперативов). Общие осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций (п. 3.7)
Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах (п. 3.9)
Периодичность осуществления данных мероприятий установлена Приложением 5 к данному нормативно-правовому акту.
Как указано выше, сведения о соблюдении данной обязанности лицом, осуществлявшим правомочия наймодателя на период окончания периода эффективной эксплуатации вышеуказанных элементов жилого здания, при котором необходима их замена, либо проведение капитального ремонта, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что на данном этапе развития строительно-технической экспертизы отсутствует методика определения давности возникновения повреждений на элементах строительных конструкций. Определить, с какого времени возникла необходимость проведения капитального ремонта жилого дома, замены его инженерных систем, не представляется возможным. Однако, указанное не должно и не может быть препятствием для осуществления надлежащей защиты своих прав собственниками жилых помещений, приобретенных в результате приватизации, равно как и основанием для необоснованного уклонения от возложенной законом обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома. Бремя данной обязанности, вовремя и надлежаще не исполненной наймодателем, не может быть возложено на бывших нанимателей и новых собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Довод апеллянта о том, что при передаче основных средств с учета ответчика в непосредственное управление собственникам многоквартирных домов в ДД.ММ.ГГГГ году отсутствовали претензии по передаваемым объектам, не свидетельствует о том, что указанные выше дефекты, требующие проведения капитального ремонта и замены инженерных систем многоквартирного дома, возникли в период с момента указанной передачи и до обращения истцами в суд. Кроме того, данное обстоятельство не снимает обязанности, установленной ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", момент прекращения которой строго определенном законодателем лишь в случае ей непосредственного исполнения.
Указание подателя жалобы на то, что требование о ремонте балконных плит и ограждений балконов, капитальный ремонт крылец, замена вводно-распределительных устройств (электрооборудование) не может быть удовлетворено, поскольку данный работы относятся к текущему ремонту, не основано на нормах права, поскольку само по себе включение данных работ в приложение N7 ведомственных строительных норм ВСН58-88 (р), поименованное как перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов не является основанием для неисполнения возложенной законом обязанности по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, не опровергают правовые суждения суда, в связи с этим не влекут отмену или изменение решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка от 28 апреля 2015 года оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Администрации г.Новокузнецка ФИО5 оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Ларионова С.Г.
Судьи: Емельянов А.Ф.
Жуленко Н.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.