Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Жуковой Н.А.,
судей - Алещенковой И.А., Макаровой Л.В.,
при секретаре - Александровой Ю.С.,
с участием представителя заявителя Федорова А.М. - Булановой С.В., представителей заинтересованных лиц: " ... " - Поморжанского-Авдеева А.А., Департамента имущественных отношений и государственных закупок " ... " - Якуткиной И.С., Департамента сельского хозяйства и продовольствия " ... " - Родионовой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июля 2015 года по докладу судьи Алещенковой И.А. дело по апелляционной жалобе Федорова А.М. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 мая 2015 года по заявлению Федорова А.М. об оспаривании распоряжения " ... " от " ... " N " ... "-рз "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую" и возложении обязанности принять акт о переводе земельного участка из одной категории в другую,
УСТАНОВИЛА:
Федоров А.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения " ... " от " ... " N " ... "-рз "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую" и возложении обязанности принять акт о переводе земельного участка из одной категории в другую, указав, что " ... " обратился в " ... " с ходатайством о переводе принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами " ... " площадью " ... " кв.м каждый, расположенных по адресу: " ... ", " ... " сельское поселение, восточная часть кадастрового квартала, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Оспариваемым распоряжением ему отказано в переводе земельных участков из одной категории в другую без указания на конкретное основание для отказа, кроме того, заявление было рассмотрено с нарушением сроков. Полагает такой отказ незаконным, нарушающим его законные прав и интересы.
Определением суда от " ... " к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент имущественных отношений и государственных закупок " ... ", Департамент сельского хозяйства и продовольствия " ... ", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по " ... "" (далее - ФГБУ "Управление "Новгородмелиоводхоз"), Администрация " ... " муниципального района, Администрация " ... " сельского поселения Новгородского муниципального района, НООО "Поисковая экспедиция " " ... "" памяти ФИО8".
Вышеуказанным решением суда заявление Федорова А.М. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Федоров А.В. полагает состоявшееся решение незаконным и необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении его заявления. В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм материального права, принятие решения без учета имеющихся в деле доказательств при неверном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Так, судом проигнорированы материалы дела, опровергающие отнесение земельных участков Федорова А.М. к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям. Судом не учтено, что документами территориального планирования земельные участки отнесены к зоне П.1, где не предусмотрено использование земель для целей сельского хозяйства. Решение суда не содержит доводов, по которым позиция заявителя не принята судом во внимание. Довод о том, что при производстве земляных работ будет нарушена целостность и работоспособность мелиоративной осушительной системы является голословным, поскольку Федоров А.М. обязуется выполнять предписания уполномоченных органов при выполнении земляных работ. Постановленное решение лишает Федорова А.М. возможности осуществлять правомочия собственника земельных участков, поскольку имеется противоречие между разрешенным использованием земельных участков и зонированием территории.
Департаментом сельского хозяйства и продовольствия " ... " на жалобу принесены возражения с изложением доводов в поддержку состоявшегося судебного постановления.
В судебное заседание заявитель Федоров А.М., представители заинтересованных лиц ФГБУ "Управление "Новгородмелиоводхоз", Администрации Новгородского муниципального района, Администрации Савинского сельского поселения Новгородского муниципального района, НООО "Поисковая экспедиция "Долина" памяти ФИО8" в суд не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны. От Администрации Савинского сельского поселения имеется заявление о рассмотрении дела без участия ее представителя. Руководствуясь ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы жалобы, а также представителей заинтересованных лиц, полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия оснований к отмене решения не установила.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено и из материалов следует, что Федорову А.М. на праве собственности принадлежат земельные участки, площадью " ... " кв.м каждый, с кадастровыми номерами " ... " и " ... ", расположенные по адресу: " ... ", Савинское сельское поселение, восточная часть кадастрового квартала, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (пашня), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от " ... " серии " ... ", " ... ".
В соответствии с Генеральным планом Савинского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Савинского сельского поселения от 06 марта 2012 года N 8 земельные участки расположены на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения.
Согласно Правилам землепользования и застройки Савинского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Савинского сельского поселения от 06 марта 2012 года N 10 земельные участки расположены в коммунально-складской зоне (П.1)
" ... " Федоров А.М. обратился в " ... " и Департамент имущественных отношений и государственных закупок " ... " с ходатайством о переводе для размещения объектов автодорожного сервиса (автозаправочной станции, стоянки, придорожного кафе, гостиницы, сервиса) вышеуказанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Это ходатайство Федорова А.М. с приложенными к нему документами для согласования было направлено в необходимые инстанции.
Департаментом сельского хозяйства и продовольствия " ... " " ... " по ходатайству Федорова А.М. дано отрицательное заключение по тому основанию, что земельные участки относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых на территории области для других целей не допускается. Согласно кадастровым выпискам земельные участки образованы в результате их выдела из земельного участка с кадастровым номером " ... " По информации Управления Росреестра по " ... " этот земельный участок распоряжением " ... " от " ... " N " ... " включен в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых на территории области для других целей не допускается.
Согласно письму ФГБУ "Управление Новгородмелиоводхоз" от " ... " " ... " земельные участки, испрашиваемые к переводу из одной категории в другую, относятся к осушаемым землям со стационарными закрытыми осушительными системами. Земельные участки расположены в мелиоративной осушительной системе " " ... "", построенной и введенной в эксплуатацию в " ... ". Осушение земель осуществляется систематической закрытой дренажной сетью, срок службы которой " ... ". Если при производстве земляных работ будет нарушена целостность и работоспособность мелиоративной осушительной системы, это приведет к переувлажнению, подтоплению и заболачиванию сельскохозяйственных угодий площадью " ... " га., затраты на реконструкцию мелиоративной сети составляют порядка " ... " млн. руб.
Оспариваемым распоряжением " ... " Федорову А.М. отказано в переводе земельных участков из одной категории в другую.
Из письма Департамента имущественных отношений и государственных закупок " ... " от " ... " N " ... " усматривается, что мотивами издания оспариваемого распоряжения явился отказ в согласовании его проекта Департаментом по сельскому хозяйству и продовольствию " ... " ввиду отнесения земельных участков к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых на территории области для других целей не допускается. Кроме того, согласно информации Управления Росреестра по " ... " земельные участки, испрашиваемые к переводу, образованы из земельного участка с кадастровым номером " ... ", который включен в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых на территории области для других целей не допускается, утвержденный распоряжением " ... " от " ... " N " ... ".
Полагая такой отказ незаконным, нарушающим его права и интересы, Федоров А.М. оспорил его в суде.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные пунктом 1 указанной статьи категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Перевод земель из одной категории в другую допускается в порядке, установленном федеральными законами (статья 8 ЗК РФ).
Полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации переводить находящиеся в частной собственности земли сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую закреплено в пункте 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются также Федеральным законом от " ... " N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ решение о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую принимается путем принятия акта исполнительного органа государственной власти.
Согласно статье " ... " является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти " ... ".
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений и государственных закупок " ... ", утвержденным постановлением " ... " от " ... " N 31, Департамент рассматривает документы и разрабатывает проекты распоряжений " ... " по переводу земель из одной категории в другую в случаях, установленных действующим законодательством.
Статьей 2 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (п. 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статья 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливает приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 того же Федерального закона регламентировано, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Возможность перевода сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель предусмотрена ст. 7 Федерального закона N 172-ФЗ и содержит закрытый перечень случаев, носящих исключительный характер, при наступлении которого допускается перевод земельных участков сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Такого исключительного случая по настоящему делу судом не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.
Согласно п. 4 ст. 79 ЗК РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В соответствии со ст. 6 Областного закона от 03 октября 2011 года N1057-03 "О мерах по реализации Федерального закона "О некоторых вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Новгородской области" к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых на территории области для других целей не допускается, относятся, в числе прочего искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными, открытыми и закрытыми осушительными системами.
Статьей 30 Федерального закона от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" установлено, что строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.
Исходя из анализа указанных норм, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что оспариваемое распоряжение издано полномочным органом в пределах своей компетенции и основано на законе, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судебная коллегия полагает такой вывод суда правильным, соответствующим нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам.
При этом судебная коллегия исходит из того, что испрашиваемые к переводу земельные участки относятся к мелиорированным сельскохозяйственным угодьям - пашне, имеющим особую значимость для агропромышленного комплекса области, образованы путем выдела из земельного участка, который в установленном порядке включен в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых на территории области для других целей не допускается. Кроме того, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота путем возведения объектов, строительство которых приведет также и к нарушению целостности мелиоративной системы и невозможности ее дальнейшей эксплуатации. Этому способствует также принцип сохранения целевого использования земельных участков, сформулированный в ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Отнесение земельных участков к сельскохозяйственным угодьям (пашне) подтверждено представленной в материалы дела экспликацией.
Согласно части 4 статьи 9 Градостроительного Кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее ГрК РФ), не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о переводе земель из одной категории в другую в целях размещения объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования муниципальных образований.
В силу части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Таким образом, предусмотренное документами территориального планирования поселения изменение функциональной зоны земельных участков, принадлежащих Федорову А.М., не влечет за собой запрета использовать земли для сельскохозяйственного производства и обязанности собственника земельных участков использовать их для промышленных целей.
Доводы жалобы были известны суду 1 инстанции, проверялись им и правомерно не приняты во внимание, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, примененных судом при рассмотрении настоящего спора, а потому они не служат основанием к отмене законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федорова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.А. Жукова
Судьи: И.А. Алещенкова
Л.В. Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.