Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МВД РФ, Минкультуры РФ
и Росархива
от 25 мая 1998 г. N 315/255/38
Инструкция
по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации
См. Инструкцию по организации государственной охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ и федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" МВД РФ, утвержденную приказом и Минкультуры РФ от 28 июля 2008 г. N 670/27
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция регулирует порядок организации охраны объектов, хранящих культурные ценности*(1), подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации*(2), их взаимодействия с учреждениями культуры, обеспечения защиты этих объектов от преступных посягательств, установления и осуществления пропускного и внутри# объектового режимов, обязанности должностных лиц, а также содержит требования по оборудованию объектов культуры современными техническими средствами сигнализации и их эксплуатации.
2. Инструкция распространяется на все объекты культуры вне зависимости от принадлежности к государственной или негосударственной частям архивного, библиотечного и музейного фондов Российской Федерации.
3. На основании настоящей Инструкции учреждения культуры совместно с вневедомственной охраной разрабатывают инструкции о порядке осуществления охраны конкретного объекта культуры.
4. Инструкция разработана на основе Федерального закона "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Основ законодательства Российской Федерации "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах", Закона Российской Федерации "О библиотечном деле", Закона РСФСР "О милиции", Федерального закона "О пожарной безопасности", Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, Минкультуры России и Росархива.
5. Ответственность за сохранность культурных и материальных ценностей на объекте культуры несет его руководитель.
6. Вневедомственная охрана несет ответственность согласно договору на охрану объекта культуры.
7. Под охраной учреждений культуры в настоящей Инструкции подразумевается комплекс мер, направленных на предотвращение утрат культурных ценностей из охраняемых объектов культуры в результате хищений, разбоев, взрывов, пожаров, актов вандализма, массовых беспорядков, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций.
8. Охрана объектов культуры может осуществляться милицейскими, военизированными и сторожевыми подразделениями вневедомственной охраны*(3) с помощью технических средств с выводом сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны или на пункты централизованной охраны*(4) либо сочетанием этих видов охраны.
9. В учреждении культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации может функционировать внутриобъектовая служба безопасности, которая в случае охраны учреждения культуры вневедомственной охраной координирует свою деятельность с деятельностью данных подразделений.
10. Деятельность нарядов охраны объектов культуры организуется в соответствии с требованиями Наставления по организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденного Приказом МВД России от 15 июня 1994 г. N 201, Наставления по организации службы военизированных, сторожевых подразделений вневедомственной охраны, утвержденного Приказом МВД России от 22 марта 1993 г. N 121*(5), Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденного Приказом МВД России от 18 января 1993 г. N 17*(6), других нормативных правовых актов МВД России, совместных нормативных актов МВД России, Минкультуры России и Росархива, настоящей Инструкции и условиями договора на охрану объекта.
11. Для несения службы по охране объектов культуры подбираются сотрудники милиции, работники военизированной*(7) и сторожевой охраны, прошедшие соответствующую подготовку, годные по своим моральным и деловым качествам к этой работе.
12. Наряд охраны объекта культуры непосредственно подчиняется начальнику отдела (отделения) вневедомственной охраны, командиру строевого подразделения милиции*(8), начальнику отряда (командиру) ВОХР, начальнику сторожевого участка, объекта по линиям службы. Наряд охраны взаимодействует со службой безопасности в соответствии с инструкцией, разработанной для каждого конкретного объекта на основании настоящей Инструкции.
13. В целях повышения защиты охраняемых объектов согласно договору нарядами охраны могут применяться служебные животные.
14. Лица, имеющие непосредственный доступ к охране культурных ценностей или к оборудованию объекта техническими средствами охраны*(9), сотрудники вневедомственной охраны, музеев, библиотек, архивов, проектно-монтажных организаций - предупреждаются руководством вневедомственной охраны и руководством учреждения культуры о невозможности распространения сведений о режиме охраны объекта и правилах пользования ТСО.
15. Все спорные вопросы по применению ТСО на конкретных объектах решаются совместно комиссиями Главного управления вневедомственной охраны МВД России*(10) и Министерства культуры Российской Федерации - на объектах Минкультуры, комиссиями ГУВО МВД России и режимного отдела ПО Росархива - на объектах Росархива.
II. Порядок приема под охрану объекта культуры
16. Для принятия объекта культуры под охрану его руководитель подает заявку в отдел (отделение) вневедомственной охраны о намерении заключить с ним договор на охрану.
17. С получением заявки отдел (отделение) вневедомственной охраны:
17.1. Организует работу межведомственной комиссии по проведению обследования объекта культуры на предмет технической укрепленности, оснащения его средствами охранно-пожарной сигнализации*(11) и определения степени готовности учреждения культуры к приему под охрану.
17.2. Проводит сбор и оценку данных об объекте, изучает прилегающую к нему местность.
17.3. Готовит предложения по организации системы охраны и использованию различных способов несения службы, по совершенствованию технической укрепленности, обслуживанию ТСО и необходимой для этого численности личного состава и обслуживающего персонала.
17.4. Осуществляет технический надзор за соблюдением норм и требований проектно-сметной документации при оборудовании объектов культуры средствами ОПС, а также выполнением других работ, обеспечивающих безопасность объекта и предусмотренных актом обследования.
17.5. Готовит необходимую служебную документацию на охрану объекта.
17.6. Определяет порядок взаимодействия нарядов вневедомственной охраны с органами внутренних дел, территориальными органами безопасности, другими взаимодействующими органами и администрацией объекта по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
18. Для приема под охрану объекта культуры совместным приказом учреждения культуры и отдела (отделения) вневедомственной охраны назначается межведомственная комиссия. В ее состав включаются представители объекта культуры, вневедомственной охраны и Государственной противопожарной службы МВД России*(12), органов охраны памятников истории и культуры (если объект расположен в здании, являющемся памятником истории и культуры). В состав комиссии могут включаться представители других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и вышестоящих управлений (отделов) вневедомственной охраны.
19. Межведомственная комиссия при приеме под охрану учреждения культуры определяет:
19.1. Удаленность объекта от зоны действия ПЦО.
19.2. Общую характеристику здания и территории объекта культуры.
19.3. Соответствие технической укрепленности объекта требованиям защиты культурных ценностей исходя из результатов анализа уязвимых мест и данных экспертизы.
19.4. Состояние организации пропускного и внутриобъектового режимов на объекте и территории учреждения культуры в целом.
19.5. Пожарно-техническую характеристику объекта культуры и его территории.
19.6. Состояние технических средств связи, ОПС, их соответствие требованиям защиты культурных ценностей в помещениях и на территории, подлежащих охране.
19.7. Необходимую численность личного состава наряда охраны, а также электромонтеров по обслуживанию средств ОПС.
19.8. Конкретные обязанности учреждения культуры по формам социально-бытового обеспечения сотрудников (работников) охраны.
19.9. Сроки выставления физической охраны.
19.10. Состояние пожарной безопасности и необходимость создания на объекте подразделения ГПС.
20. По результатам работы межведомственная комиссия составляет акт по обследованию объекта культуры, подлежащего принятию под милицейскую, сторожевую, военизированную, централизованную охрану (Приложение 1) в трех экземплярах, который подписывается членами комиссии и утверждается руководителями объекта культуры и вневедомственной охраны. После утверждения данного акта один экземпляр его остается на объекте культуры, второй направляется в подразделение вневедомственной охраны, третий - в орган управления культуры соответствующего органа исполнительной власти (местного самоуправления).
21. На основе акта межведомственной комиссии и при условии выполнения требований к оборудованию объекта руководители учреждения культуры и вневедомственной охраны заключают договор на охрану объекта, хранящего культурные ценности, подразделением вневедомственной охраны (Приложение 2). В случае, если объект охраняется несколькими подразделениями вневедомственной охраны, то договор на условиях конкретного разделения компетенции заключается с каждым из данных подразделений отдельно.
22. Договор составляется в двух экземплярах; после подписания хранится: первый на объекте, второй - в отделе (отделении) вневедомственной охраны.
23. На основании договора начальник отдела (отдаления) вневедомственной охраны отдает письменный приказ об установлении охраны на объекте и закреплении личного состава наряда охраны или об организации его охраны с помощью ПЦО. Копия приказа представляется руководителю объекта культуры.
24. В случаях, когда комплектование штата сотрудников милиции для охраны объекта не предоставляется возможным в оговоренные сроки, по согласованию сторон они могут быть продлены.
25. Об установлении (снятии) милицейской, ВОХР, сторожевой охраны составляется акт (Приложение 3), который подписывается руководителями вневедомственной охраны и объекта культуры. Акт является основанием для производства расчетов.
26. Отдел (отделение) вневедомственной охраны разрабатывает необходимую служебную документацию для наряда охраны в соответствии с наставлениями и согласовывает ее с руководителем объекта. Служебная документация хранится на посту наряда охраны (в комнате охраны).
При осуществлении отделом (отделением) вневедомственной охраны функций пожарной охраны служебная документация разрабатывается в соответствии с НПБ 201-96 "Пожарная охрана предприятий. Общие требования". Кроме того, отдел (отделение) должен быть обеспечен необходимой материально-технической базой, личный состав обучен по специальной программе.
III. Порядок расчета за осуществление охраны
27. Отдел (отделение) вневедомственной охраны исходя из количества охраняемых помещений, времени и вида охраны, тарифа по данному виду охраны составляет расчет стоимости и направляет его в двух экземплярах руководителю объекта для согласования и дальнейшей оплаты.
Произведенный расчет стоимости по состоянию на момент заключения договора составляет сумму договора.
28. Расчет стоимости включает:
28.1. Оплату за охрану объекта милицейским подразделением из расчета на один круглосуточный (трехсменный) пост - 7,03 единицы сотрудников милиции.
28.2. Оплату за охрану объекта военизированным подразделением из расчета на один круглосуточный (трехсменный пост) - 6,7 единицы работников ВОХР.
28.3. Оплату за охрану объекта сторожевым подразделением из расчета на один круглосуточный (трехсменный) пост - 5,01 единицы работников сторожевой охраны.
28.4. Оплату за охрану объекта с помощью ПЦО из расчета за каждый час охраны объекта.
28.5. Оплату за обслуживание технических средств ОПС из расчета на одну условную установку*(13) (в случае, если объект не подключен на ПЦО).
29. Оплата за содержание милицейского подразделения вневедомственной охраны производится на основании предварительно согласованной сметы затрат.
Смета составляется отделом (отделением) вневедомственной охраны в соответствии с Типовой сметой затрат, разрабатываемой ГУВО МВД России. Отдел (отделение) вневедомственной охраны своевременно уведомляет руководителя объекта культуры о всех нормативных правовых актах, являющихся основанием для пересмотра перечня статей и величины затрат по статьям типовой сметы.
30. Оплата за охрану объекта культуры ВОХР, сторожевыми подразделениями и с помощью ТСО взимается по экономически обоснованным тарифам за посто-час (каждый час) охраны. При установлении тарифов на охрану объектов культуры необходимо исходить из численности и стоимости содержания работников охраны, занятых на одном круглосуточном посту.
31. Изменения в расчет стоимости охраны объектов культуры вносятся по мере пересмотра тарифов на услуги, изменения затрат на содержание милицейской охраны или в связи с изменениями условий договора. Вносимые изменения в расчет стоимости охраны учреждения культуры согласовываются с его руководителем.
IV. Организация службы по охране объекта культуры
32. Вневедомственная охрана в соответствии с условиями договора обеспечивает:
32.1. Охрану объекта культуры или отдельных его помещений, культурных и материальных ценностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации, контроль за действиями персонала, посетителей, охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями в зоне постов и маршрутов патрулирования.
32.2. Реагирование на сигналы срабатывания средств ОПС и тревожной сигнализации, профессиональные действия в чрезвычайных ситуациях.
32.3. Пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект культуры.
32.4. Осуществление пропускного и внутриобъектового режимов, взаимодействие со службой безопасности объекта культуры.
33. Командиром СПМ, дежурным ПЦО, центра оперативного управления*(14), должностными лицами вневедомственной охраны перед заступлением на службу проверяется готовность наряда к ее несению и проводится инструктаж. В инструктажах проверяется готовность наряда к ее несению и проводится инструктаж. В инструктажах нарядов охраны могут принимать участие руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) вневедомственной охраны при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации*(15), милиции общественной безопасности и криминальной милиции органов внутренних дел, а также руководители объектов культуры.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
35. Сотрудники (работники) охраны выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты и вооруженные табельным оружием. Вид оружия и его количество определяются начальником органа внутренних дел, вневедомственной охраны в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России и оперативной обстановкой.
36. Смена нарядов охраны на объекте производится обязательно в присутствии командира отделения (старшего наряда), должностных лиц охраны, назначенных для этого начальником подразделения вневедомственной охраны, о чем делается запись в журнале учета приема-сдачи поста и проверок несения службы (Приложение 4).
37. Контроль за несением службы нарядов по охране объекта культуры осуществляется должностными лицами вневедомственной охраны и органов внутренних дел в соответствии с требованиями наставлений и Устава, а также руководителями объектов культуры в присутствии представителей охраны.
38. Периодичность и порядок проверок несения службы нарядами охраны определяются требованиями нормативных правовых актов МВД России и настоящей Инструкции. Проверки могут проводиться на основании письменного обращения руководителя учреждения культуры к руководителю вневедомственной охраны.
39. Объявлять тревогу на объекте имеют право:
39.1. Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, министры внутренних дел, начальники главных управлений и управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации и их заместители.
39.2. Министр культуры Российской Федерации и его заместители, Руководитель Федеральной архивной службы России и его заместители, министры культуры, руководители органов управления культуры исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители архивных органов субъектов Российской Федерации, руководитель объекта культуры и его заместители - в присутствии начальника органа внутренних дел или подразделения вневедомственной охраны, командного состава СПМ, ВОХР и сторожевых подразделений.
39.3. Руководящий и инспекторский состав ГУВО МВД России, УВО (ОВО).
39.4. Начальники территориальных органов внутренних дел, подразделений вневедомственной охраны и их заместители, командный состав СПМ, дежурные ПЦО (ЦОУ).
40. Должностные лица учреждений культуры, перечисленные в пункте 39.2, имеют право:
40.1. Проверять организацию службы нарядов охраны объектов культуры и исправность ТСО.
40.2. Получать от должностных лиц вневедомственной охраны информацию о происшествиях, связанных с охраной объектов культуры.
40.3. Давать письменные предложения о временном усилении охраны отдельных помещений объектов культуры в пределах установленной штатной численности личного состава.
41. Замечания по вопросам организации охраны руководители учреждения культуры могут делать только должностным лицам отдела (отделения) вневедомственной охраны.
42. Результаты проверки состояния технической укрепленности, организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов, предложения по их совершенствованию оформляются актом (форма произвольная).
V. Организация мероприятий по усилению охраны объекта культуры при возникновении чрезвычайных обстоятельств
43. Для организации мероприятий по усилению охраны объекта культуры, охраняемого нарядами охраны, при возникновении чрезвычайных обстоятельств органом внутренних дел разрабатывается план охраны (обороны) объекта.
44. План охраны (обороны) объекта составляется с учетом особенностей объекта культуры, размещения на местности в соответствии с планом действий органа внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах*(16) и требованиями нормативных правовых актов МВД России.
45. План охраны (обороны) объекта культуры в части взаимодействия наряда охраны, территориального органа внутренних дел и работников объекта (службы безопасности) согласовывается с руководителем объекта и утверждается начальником территориального органа внутренних дел.
46. План охраны (обороны) объекта хранится в дежурной части органа внутренних дел, а выписки из него: о порядке действий постовых по охране объекта культуры и его работников - у постовых и руководителя объекта; о порядке действий нарядов вневедомственной охраны - у дежурного ПЦО (ЦОУ); о порядке действия других подразделений милиции - в соответствующих дежурных частях, в отдельных папках.
47. Ответственность за своевременное внесение изменений в план охраны (обороны) в части, касающейся технической укрепленности, изменения дислокации постов и маршрутов объекта культуры, возлагается на начальника отдела (отделения) вневедомственной охраны.
48. Устанавливается следующий порядок основных действий по плану охраны (обороны) объекта:
48.1. При нападении на объект наряд охраны (постовой), работники данного объекта или сотрудники службы безопасности с помощью тревожной сигнализации или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи, подают сигнал "тревога" на ПЦО (ЦОУ) и (или) в дежурную часть органа внутренних дел.
48.2. После подачи сигнала "тревога" наряд охраны (постовой) принимает меры для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны объекта культуры (закрывает вход и выход из здания, помещений; требует от находящихся в нем лиц прекратить движение), усиливает наблюдение за фондохранилищами (запасниками), выставками и экспозиционными залами. По прибытии наряда милиции из органа внутренних дел поступает в распоряжение старшего наряда и действует по его указанию.
48.3. Работники объекта культуры по сигналу "тревога" прекращают работу, закрывают помещения, где хранятся ценности (проверив, не осталось ли там посторонних), ключи от них хранят таким образом, чтобы была исключена возможность использования их правонарушителями, в дальнейшем действуют по заранее разработанной инструкции на случай чрезвычайных ситуаций.
48.4. Дежурный по органу внутренних дел, получив тревожное сообщение, обязан немедленно выслать к объекту культуры экипированный средствами индивидуальной защиты и вооруженный табельным оружием наряд во главе с лицом среднего или старшего начальствующего состава, вручив ему схему расположения и карточку - план объекта.
Категорически запрещается перепроверять по телефону или иным способом причину подачи сигнала "тревога" из объекта культуры.
48.5. Одновременно к объекту культуры для его блокирования дежурными по органу внутренних дел и ПЦО (ЦОУ) направляются ближайшие наряды милиции и группы задержания ПЦО (ЦОУ), которые поступают в подчинение старшего наряда милиции, прибывшего из органа внутренних дел. В случае срабатывания на объекте культуры пожарной сигнализации об этом сообщается в подразделение пожарной охраны.
48.6. Прибыв к объекту культуры, старший наряда милиции оценивает обстановку, организует расстановку личного состава, перекрывая возможные пути отхода правонарушителей и, соблюдая меры предосторожности, выясняет причины поступления сигнала "тревога". При установлении факта нападения на объект культуры либо наступления иных чрезвычайных ситуаций докладывает об этом дежурному по органу внутренних дел, вневедомственной охраны и принимает меры к обеспечению сохранности ценностей, блокированию, обезвреживанию и задержанию правонарушителей.
48.7. Получив сообщение о нападении на объект культуры, дежурный по органу внутренних дел докладывает о случившемся руководителю органа внутренних дел, который принимает решение о введении в действие соответствующего оперативного плана и организует задержание правонарушителей на месте совершения нарушения либо их поиск и задержание, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
49. При получении на ПЦО (ЦОУ) или в дежурной части органа внутренних дел информации о срабатывании ТСО, установленных на объекте культуры, при отсутствии внешних признаков проникновения на объект, по указанию дежурных командир отделения (старший наряда), постовой и работники службы безопасности тщательно осматривают помещения с целью установления причин срабатывания ТСО.
При отсутствии такой возможности командир отделения (старший наряда) через дежурных по органу внутренних дел, ПЦО (ЦОУ) принимает меры к усилению охраны объекта культуры путем выставления дополнительных постов, которые не снимаются до прибытия должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, и установления причин срабатывания сигнализации.
До открытия помещений составляется акт в произвольной форме о целостности замков, дверей и печатей, подписываемый представителем охраны и всеми должностными лицами объекта, ответственными за сохранность ценностей.
50. В случае пожара (стихийного бедствия) постовой, работники объекта культуры (службы безопасности) сообщают об этом в пожарную охрану, дежурному по органу внутренних дел, дежурному ПЦО (ЦОУ), руководителю учреждения культуры или лицу, его замещающему, и принимают все возможные меры для ликвидации пожара, спасения людей и ценностей.
51. Руководители органа внутренних дел и объекта культуры обязаны совместно, не менее одного раза в полугодие, проводить тактико-специальные учения "Тревога на пульте" по отработке с личным составом вневедомственной охраны, органов внутренних дел и работниками учреждения культуры практических навыков по отражению нападений на объект.
Для нарядов охраны, территориальных органов внутренних дел, других подразделений милиции и работников объекта культуры (службы безопасности) разрабатываются вводные задачи, учитывающие возможные варианты проникновения правонарушителей через уязвимые места объекта и прилегающей к нему территории. Тематика вводных задач должна в обязательном порядке использоваться при проведении учений и инструктажей на каждом разводе.
52. Перед проведением тактико-специальных учений инструктаж работников объекта культуры проводится должностными лицами вневедомственной охраны, органов внутренних дел.
VI. Организация безопасности объекта при угрозе взрыва
53. При получении информации об угрозе взрыва сотрудники (работники) наряда охраны и работники объекта культуры (службы безопасности) обязаны немедленно доложить об этом руководителю объекта, дежурному органа внутренних дел, ПЦО (ЦОУ) и принять меры к удалению персонала и посетителей на безопасное расстояние от места явного или предполагаемого расположения взрывного устройства*(17).
54. При получении информации об угрозе взрыва руководитель объекта культуры обязан:
54.1. Сообщить о ситуации на объекте руководителю органа местного самоуправления, в вышестоящий орган культуры, территориальный орган безопасности (схема оповещения должна быть согласована и отработана заранее со всеми заинтересованными службами).
54.2. Разрешить доступ в помещения специалистов для обследования объекта на предмет выявления и обезвреживания ВУ.
55. Наряд охраны и служба безопасности объекта культуры обязаны:
55.1. При угрозе взрыва:
55.1.1. Осуществить эвакуацию людей из здания и прилегающей территории охраняемого объекта, обеспечив при этом сохранность культурных и материальных ценностей.
55.1.2. Следить за тем, чтобы в период проведения поиска и эвакуации никто из персонала и посетителей не дотрагивался и не передвигал предмет, предположительно являющийся ВУ.
55.1.3. Постоянно поддерживать связь с руководителем операции по ликвидации угрозы взрыва и выполнять его указания.
55.2. При обнаружении подозрительного предмета (вещества):
55.2.1. Провести осмотр, не касаясь его, определить его характерные особенности (габариты, наличие проводов, упаковки), сообщить полную и достоверную информацию о происшествии в дежурную часть ПЦО (ЦОУ) и органа внутренних дел.
55.2.2. Обеспечить охрану места обнаружения подозрительного предмета до прибытия специалистов по разминированию (обезвреживанию ВУ).
55.2.3. Организовать эвакуацию посетителей и персонала, не допуская паники.
55.2.4. Организовать вызов к месту происшествия аварийных служб (пожарной, медицинской, технической).
55.2.5. Организовать отключение бытовых и производственных коммуникаций.
55.2.6. Закрыть доступ граждан в опасную зону.
56. Во время проведения обследования объекта и эвакуации людей при угрозе взрыва главной задачей наряда охраны является недопущение хищений культурных и материальных ценностей. Для этого могут выставляться дополнительные посты, для чего привлекаются дополнительные силы вневедомственной охраны за счет штатной численности соответствующего подразделения.
После проведения перечисленных мероприятий наряд охраны проводит осмотр помещений со служебной собакой, в целях исключения оставления на охраняемой территории посторонних лиц.
57. В целях защиты от возможного взрыва запрещается:
57.1. Трогать и перемещать подозрительный предмет.
57.2. Заливать этот предмет жидкостями, засыпать его порошками или грунтом, накрывать чем-либо.
57.3. Пользоваться электрорадиоаппаратурой вблизи данного предмета.
58. При обнаружении подозрительных предметов работы продолжаются специалистами - саперами инженерно-технических подразделений органов внутренних дел и территориальных органов безопасности.
59. В случае взрыва ВУ по указанию руководителя органа внутренних дел в зависимости от характера объекта, его значимости, степени опасности, тяжести наступивших последствий, задействуется следственно-оперативная группа и все мероприятия проводятся в соответствии с ее задачами.
VII. Обязанности должностных лиц вневедомственной охраны и учреждения культуры
60. Начальник отдела (отделений) вневедомственной охраны обязан:
60.1. После выполнения мероприятий, указанных в акте межведомственной комиссии, заключить договор на охрану с объектом культуры силами нарядов охраны, с использованием ТСО либо сочетанием этих видов охраны.
60.2. Осуществлять подбор и комплектование личного состава из числа наиболее подготовленных сотрудников (работников) для несения службы на объекте культуры, должностей инженерно-технических работников и электромонтеров.
60.3. Организовать изучение с личным составом нормативных правовых актов МВД России, а также совместных нормативных правовых актов МВД России, Минкультуры России и Росархива по осуществлению пропускного, внутриобъектового и противопожарного режимов, технической укрепленности объекта культуры и осуществлять контроль за их выполнением.
60.4. На основе анализа результатов эксплуатации систем и приборов ОПС принимать меры по улучшению работы инженерно-технической службы.
60.5. Совместно с руководством объекта культуры не реже одного раза в полугодие проводить проверку организации охраны, состояния технической укрепленности и охранно-пожарной, тревожной сигнализации, а также выполнения сторонами обязанностей по договору. По результатам проверки составлять акт (Приложение 5).
60.6. Вести анализ состояния надежности охраны объекта культуры, вносить предложения, отраженные в акте обследования, его руководителю и осуществлять совместные мероприятия по укреплению безопасности.
60.7. Информировать руководителя учреждения культуры о всех происшествиях на охраняемом объекте, связанных с охраной культурных ценностей, и о принятых мерах по обеспечению их надлежащей охраны.
60.8. Не реже одного раза в месяц проводить учебные тренировки по действиям наряда охраны и персонала объекта в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, контролировать проведение тренировок, при необходимости участвовать в них.
60.9. Контролировать полноту и правильность расходования денежных средств, поступающих в отдел (отделение) вневедомственной охраны на содержание нарядов охраны и проведение технической эксплуатации средств ОПС.
60.10. Контролировать использование по прямому назначению электромонтеров по эксплуатации ОПС, своевременность выполнения профилактических работ и устранения неисправностей по экстренным заявкам, поступившим с объекта.
60.11. Предупреждать сотрудников и работников вневедомственной охраны о том, что сведения об особенностях охраны и порядке хранения ценностей на объекте культуры не подлежат разглашению.
61. Командир отделения (старший наряда милиции), старший наряда ВОХР и сторожевой охраны:
61.1. Командир отделения (старший наряда милиции), старший наряда ВОХР и сторожевой охраны подчиняется начальнику органа внутренних дел, отдела (отделения) вневедомственной охраны и их заместителям, командиру СПМ, руководителю ВОХР и сторожевой охраны, дежурному органа внутренних дел, ПЦО (ЦОУ) в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России. В случае размещения или несения службы на одном объекте культуры одновременно милицейской, ВОХР и сторожевой видов охраны общее руководство всеми нарядами осуществляет командир отделения, старший наряда милиции.
61.2. Командир отделения, старший наряда ВОХР и сторожевой охраны организует свою работу в соответствии с требованиями наставлений, настоящей Инструкции, возложенными на него задачами и обязан:
61.2.1. Знать служебные обязанности постовых, особенности охраны объекта культуры и обеспечения его безопасности, порядок действий по плану обороны и при обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов, порядок взаимодействия со службой безопасности и персоналом объекта.
61.2.2. Ежемесячно составлять график работы личного состава охраны. Обеспечивать своевременное выставление на объекте всех постов, предусмотренных дислокацией. При необходимости непосредственно несет службу по охране объекта культуры.
Копию графика представлять руководителю объекта.
61.2.3. Производить смену постовых, их подмену для приема пищи, осуществлять контроль за несением ими службы на постах и соблюдением правил обращения с оружием.
61.2.4. Следить за исправностью средств связи, ТСО, наличием противопожарного инвентаря и осуществлением постовыми пропускного и внутриобъектового режимов.
61.2.5. Докладывать дежурному ПЦО (ЦОУ) или органа внутренних дел, а также информировать руководителя учреждения культуры о прибытии на объект, состоянии охраны, произведенной смене нарядов и выявленных недостатках. Сообщать руководителю объекта о нарушениях пропускного режима, неисправности ТСО, средств связи, недостатках в технической укрепленности объекта и принимать меры к их устранению в пределах своей компетенции.
61.2.6. Во время работы объекта культуры оказывать помощь наряду охраны в обеспечении пропускного режима, общественного порядка в здании и на его территории.
61.2.7. В случае нападения на объект или наряд охраны немедленно подать сигнал "тревога" дежурному ПЦО (ЦОУ) или органа внутренних дел, принять меры к отражению нападения и задержанию правонарушителей.
61.2.8. Реагировать на сигналы оповещения и информацию работников объекта культуры о противоправных действиях посетителей, принимать меры по их пресечению.
61.2.9. При внезапном заболевании доложить непосредственному начальнику, дежурному ПЦО (ЦОУ) или органа внутренних дел, информировать об этом руководителя объекта культуры и возложить исполнение своих обязанностей на одного из милиционеров, работника ВОХР или сторожа подразделения по охране данного объекта.
61.2.10. При заболевании постового милиционера, работника ВОХР или сторожа доложить непосредственному начальнику, дежурному ПЦО (ЦОУ) или органа внутренних дел, проинформировать об этом руководителя объекта культуры и обеспечить замену заболевшего.
61.3. Командиру отделения, старшему наряда ВОХР и сторожевой охраны при несении службы запрещается:
61.3.1. Самовольно покидать здание и территорию охраняемого объекта культуры.
61.3.2. Допускать кого-либо на объект, в комнату охраны, кроме лиц, указанных в пункте 39 настоящей Инструкции, вести частные разговоры или иным способом отвлекаться от выполнения служебных обязанностей.
61.3.3. Изменять порядок смены нарядов, дислокацию постов, уменьшать их количество, перемещать постовых, кроме случаев, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций, угрожающих как охраняемому объекту культуры, так и жизни постовых.
61.3.4. Сообщать кому-либо информацию об объекте, особенностях хранения ценностей и порядке охраны.
62. Постовой милиции, военизированной и сторожевой охраны:
62.1. Постовой милиции, ВОХР и сторожевой охраны подчиняется, соответственно, командиру отделения (старшему наряда милиции), старшему наряда ВОХР и сторожевой охраны.
При несении службы находится в оперативном подчинении дежурного ПЦО (ЦОУ), органа внутренних дел и поддерживает связь с начальником службы безопасности и руководителем объекта.
62.2. Постовой несет службу в соответствии с требованиями соответствующих наставлений, настоящей Инструкции и особых обязанностей на посту.
62.3. Особые обязанности постовому разрабатываются отделом (отделением) вневедомственной охраны в зависимости от конкретных задач и согласовываются с руководителем объекта.
При этом постовому определяется:
- место несения службы;
- задачи и ответственность при несении службы;
- порядок приема и сдачи поста, его особенности;
- список ответственных лиц учреждения культуры, имеющих право вскрытия помещений и доступа на объект в любое время суток; порядок связи с этими работниками;
- порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала объекта;
- порядок взаимодействия с персоналом службы безопасности и другими работниками объекта;
- порядок приема под охрану и сдачи из-под охраны помещений объекта культуры, сдаваемых ему на пульт;
- порядок проверки исправности ТСО связи;
- порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении посетителями правил посещения объекта культуры;
- порядок действий при получении сигнала "тревога", а также при проведении учебных тренировок персонала объекта;
- порядок связи с постовыми соседних постов, персоналом службы безопасности, дежурными ПЦО (ЦОУ) и территориального органа внутренних дел;
- порядок (периодичность) доклада дежурному ПЦО, органа внутренних дел, на центральный пост об обстановке и результатах несения службы;
- порядок действий при проведении массовых мероприятий;
- порядок вывоза (выноса) ценностей при осуществлении на посту пропускного режима;
- время и место приема пищи.
62.4. Постовой обязан:
62.4.1. Твердо знать свои служебные обязанности, порядок несения службы и ее особенности. Уметь пользоваться ТСО, средствами связи и противопожарным инвентарем.
62.4.2. При заступлении на пост проверить исправность ТСО, связи и тревожной сигнализации, наличие противопожарного инвентаря. В случае их неисправности произвести запись в соответствующей графе журнала учета приема-сдачи поста и проверок несения службы, доложить об этом своему руководству и проинформировать руководителя охраняемого объекта.
62.4.3. В присутствии лица, производящего смену наряда, и сменяемого постового принять все помещения, стоящие под охраной, а также служебную документацию и имущество на посту согласно перечню служебной документации, находящейся в караульном помещении, комнате милиции или на посту по охране объекта культуры (Приложение 6). Сличить печати, которыми опечатаны фондохранилища и другие помещения (или отдельные объекты - витрины, шкафы с ценными экспонатами), принимаемые постовым под охрану, с имеющимися образцами оттисков печатей. О приеме поста и печатей доложить лицу, производящему смену постовых, и расписаться в журнале учета приема-сдачи поста и проверок несения службы по охране объекта культуры.
62.4.4. При приеме под охрану помещений или объектов от работников учреждения культуры присутствовать при их опечатывании. Если пост находится внутри объекта, совместно с сотрудниками учреждения провести осмотр закрываемых или опечатываемых помещений, павильонов и территории в целях исключения оставления посторонних лиц. О приеме под охрану опечатанных объектов расписаться в журнале учета сдаваемых под охрану помещений (Приложение 7), предварительно сверив оттиски печатей с образцами. Журнал хранится у лица, назначенного приказом руководителя объекта.
62.4.5. Снятие помещения из-под охраны производить под расписку должностных лиц объекта культуры, ответственных за сохранность ценностей, в журнале учета сдаваемых под охрану помещений, предварительно сверив их подписи с имеющимися образцами.
62.4.6. При снятии помещений из-под охраны не разрешать допуск к ним в следующих случаях:
- если должностные лица объекта культуры, ответственные за сохранность ценностей, прибудут без соответствующих удостоверений личности (пропусков);
- при неправильном оформлении удостоверения личности (пропуска) и несоответствии их имеющимся образцам;
- при несоответствии подписей должностных лиц объекта культуры имеющимся образцам.
62.4.7. При несении службы в случае обнаружения повреждений дверей, замков, печатей, любых признаков проникновения на объект или возгорания немедленно доложить об этом дежурному ПЦО (ЦОУ), органа внутренних дел, пожарной охраны, вызвать должностных лиц объекта культуры, ответственных за сохранность культурных ценностей, и обеспечить охрану места происшествия. При ясных признаках пожара (открытый огонь, сильное задымление) принять меры по тушению пожара всеми средствами, имеющимися в его распоряжении.
До открытия помещений участвовать в составлении акта о целостности замков, дверей и печатей, подписываемого представителем охраны и всеми должностными лицами объекта, ответственными за сохранность ценностей.
62.4.8. Бдительно и добросовестно охранять свой пост. Обеспечивать соблюдение установленных на объекте пропускного и внутриобъектового режимов. При проверке пропусков и служебных удостоверений особое внимание обращать на срок их действия, соответствие фотографии личности владельца, наличие печати, подписи лица, выдавшего пропуск (служебное удостоверение) и его соответствие имеющимся на посту образцам. При проверке временных и разовых пропусков действовать в соответствии с инструкцией по обеспечению пропускного режима на объекте.
62.4.9. При вывозе (выносе) ценностей, материалов, предметов следить за тем, чтобы количество выносимых мест строго соответствовало количеству, указанному в материальном пропуске, и изымать последний.
62.4.10. Разовые материальные пропуска регистрировать в журнале учета разовых и материальных пропусков (Приложение 8) и в конце рабочего дня передавать лицам, выдавшим указанные пропуска, а при смене - заступающему на пост милиционеру, работнику ВОХР и сторожевой охраны.
62.4.11. Во время работы экспозиций, проведения массовых мероприятий на объекте культуры или его территории обеспечивать охрану ценностей, общественный порядок. Своевременно реагировать на сигналы оповещения и информацию персонала объекта культуры о противоправных действиях.
62.4.12. При нападении на охраняемый объект, постового, а также в случае совершения преступления или нарушения общественного порядка на объекте или вблизи его немедленно подавать сигнал соответствующему дежурному, принимать все меры к отражению нападения, пресечению преступления (правонарушения), задержанию преступников и правонарушителей в соответствии с планом усиления охраны объекта.
62.4.13. Принимать у персонала объекта под охрану с помощью технических средств и снимать с охраны отдельные помещения, подключенные на местный пульт (концентратов), о чем делать соответствующие записи в журнале учета сдаваемых под охрану помещений.
62.4.14. Вести в журнале проверок состояния средств сигнализации и регистрации ее срабатывания (Приложение 9) учет неисправностей этих средств и поступающих от них сигналов тревоги.
62.4.15. При срабатывании тревожной сигнализации на объект культуры закрыть вход и выход, сообщить об этом руководителю объекта. Соблюдая меры предосторожности, выяснить причину поступления сигнала "тревога" и действовать в зависимости от обстановки, усилив наблюдение за фондохранилищами, экспозиционными залами, выставками. Пропустить на объект культуры или его территорию наряд милиции, прибывший из органа внутренних дел, вневедомственной охраны. Доложить об обстановке старшему наряда милиции и действовать согласно его указаниям.
62.4.16. Пропускать на охраняемый объект в нерабочее время лиц, имеющих право на вход для проверки службы наряда, по отдельному списку, перед этим удостовериться в личности проверяющего.
При возникновении сомнений в отношении проверяющего лица поставить в известность дежурного ПЦО (ЦОУ), органа внутренних дел и действовать согласно их указаниям.
62.4.17. Систематически, в установленном порядке, не реже 1 раза в час докладывать дежурному ПЦО (ЦОУ), органа внутренних дел о результатах несения службы на объекте. О нападении сообщать немедленно, используя технические средства.
62.5. Постовому запрещается:
62.5.1. Оставлять свой пост, пока он не будет сменен или снят, хотя бы жизни его угрожала опасность. В случае внезапного заболевания доложить командиру отделения (старшему наряда милиции), старшему наряда ВОХР или сторожевой охраны, в его отсутствие - дежурному ПЦО (ЦОУ), органа внутренних дел и продолжать нести службу до прибытия замены.
62.5.2. Принимать от любых лиц для передачи другим лицам какие-либо предметы. Допускать на объект лиц, не имеющих на то право или прибывших в неустановленное время, в том числе свободных от несения службы сотрудников милиции, работников ВОХР и сторожевой охраны.
62.5.3. Передавать или предъявлять кому бы то ни было табельное оружие, за исключением прямых начальников.
62.5.4. Допускать на объект культуры лиц с оружием, за исключением случаев, предусмотренных инструкцией о пропускном режиме.
62.5.5. Самостоятельно сдавать на ПЦО под охрану и снимать из-под охраны фондохранилища и другие помещения объекта. Сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об обстановке на объекте, пароль, а также присвоенные пультовые номера.
62.5.6. Разглашать сведения об особенностях объекта, порядке хранения ценностей и организации охраны.
62.5.7. Спать или иным способом отвлекаться от несения службы.
63. Руководитель объекта обязан:
63.1. Организовать и осуществлять контроль за организацией охраны объекта.
63.2. Проводить с главным хранителем, руководителем службы безопасности (или лицом, назначенным приказом по учреждению культуры ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей хранения культурных ценностей на объекте с определением уязвимых мест. Составлять планы обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный). Разрабатывать исходные требования на оборудование объекта ТСО. Для обеспечения квалифицированного проведения указанных работ могут привлекаться специалисты Минкультуры России.
При разработке исходных требований принимать решение о степени детализации порядка хранения особых фондов (драгоценных металлов и камней, нумизматики, оружия).
63.3. Принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, хранение документации по системе охраны, контроль за действиями персонала) по обеспечению неразглашения особенностей хранения культурных ценностей и функционирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования.
63.4. При принятии решения о заключении договора на охрану милицейскими, ВОХР, сторожевыми подразделениями или с применением ТСО с отделом (отделением) вневедомственной охраны сформулировать для последующего включения в договор условия охраны, отвечающие особенностям объекта, и ответственности сторон по обеспечению его безопасности.
63.5. Разработать инструкцию об обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов с определением порядка взаимодействия персонала объекта и службы безопасности с нарядами охраны, согласовать ее с начальником отдела (отделения) вневедомственной охраны и утвердить приказом по учреждению культуры.
63.6. Обеспечить соблюдение пропускного и внутриобьектового режимов, эксплуатацию установленных ТСО и связи. Контролировать соблюдение порядка сдачи под охрану и приема из-под охраны помещений объекта.
63.7. Совместно с отделом (отделением) вневедомственной охраны не реже одного раза в полугодие проводить проверку организации охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами ОПС объекта и выполнение сторонами обязанностей по договору.
63.8. Согласовывать обязанности наряда охраны, план усиления охраны объекта. Иметь выписку из плана усиления охраны объекта в части, его касающейся.
63.9. Периодически совместно с должностными лицами вневедомственной охраны осуществлять контроль за несением службы нарядами охраны. О всех недостатках и претензиях к действиям наряда охраны информировать руководителя отдела (отделения) вневедомственной охраны.
63.10. Своевременно проводить капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО.
63.11. Закреплять за ответственными лицами ТСО для обеспечения их сохранности.
63.12. Совместно с отделом (отделением) вневедомственной охраны проводить обучение работников объекта действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, материально ответственных лиц - порядку сдачи (приема) помещений под охрану (из-под охраны).
63.13. Утверждать представляемый отделом (отделением) вневедомственной охраны расчет стоимости и своевременно производить оплату за оказание охранных услуг.
63.14. При невыполнении вневедомственной охраной своих функций на объекте немедленно сообщать об этом начальнику УВО (ОВО) и в соответствующий вышестоящий орган культуры.
VIII. Оборудование объектов культуры инженерными средствами охраны
64. Оборудование охраняемой территории объекта инженерными средствами охраны должно соответствовать требованиям, содержащимся в статьях 2.1 - 2.13 Руководящего документа "Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией охраняемых объектов"*(18) и в нормативных документах по охране зданий - памятников архитектуры*(19).
65. Оконные проемы помещений, защитное остекление окон в зависимости от их размещения в здании учреждения культуры должны соответствовать требованиям статей 3.3.1 - 3.3.9 РД 78.147-93, Руководящего документа "Защитное остекление. Классификация, методы испытаний, применение"*(20) и Требованиям.
При применении вместо металлических решеток защитного остекления класс устойчивости защитного остекления определяется представителем администрации объекта по согласованию с вневедомственной охраной.
Окна, двери чердачных и подвальных помещений, люки, приямки, вентиляционные шахты (короба) и прочие конструкции элементов зданий и помещений оборудуются в соответствии с требованиями статьи 3.4 РД 78.147-93 и Требованиями.
66. Двери помещений учреждений культуры в зависимости от зон доступности должны соответствовать требованиям статей 3.2.1 - 3.2.9 РД 78.147-93 и Требованиям.
Дополнительно к указанным требованиям входные двери рекомендуется оборудовать переговорными устройствами или видеодомофонами.
При оборудовании учреждения культуры телевизионными системами охраны и наблюдения входные двери (основные и запасные) должны просматриваться на мониторах, установленных на посту или в помещении охраны. Информацию от видеокамер рекомендуется документировать на видеорегистратор (видеомагнитофон). На основных входных дверях могут устанавливаться видеодомофоны.
67. При невозможности выполнения изложенных выше требований по механической защите объектов и помещений из-за их уникальности или разрушения архитектурной композиции устанавливать дополнительные средства сигнализации для усиления охраны возможных мест проникновения.
68. Места непосредственного размещения уникальных и особо ценных экспонатов оборудуются в соответствии с Типовыми требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией учреждений культуры, расположенных в зданиях, не являющихся историческими и архитектурными памятниками (статьи 4.1 - 4.7).
IX. Оснащение объектов культуры техническими средствами охраны
69. Оборудование объектов.
69.1. При оборудовании объектов необходимо исходить из принципа индивидуального подхода к каждому из них, учитывать специфические особенности и уязвимые места хранения культурных ценностей, архивных документов. При этом необходимо учитывать, что музеи, библиотеки и архивы осуществляют функцию охраны в условиях доступа посетителей, экспонирования культурных ценностей.
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара, устанавливается в соответствии с НПБ 110-96.
69.2. При проектировании комплекса ТСО на объекте, монтаже, замене приборов, реконструкции или ремонте здания и системы сигнализации должна устанавливаться только аппаратура, прошедшая сертификацию в установленном порядке.
69.3. Техническое задание (исходные данные для проектирования) и проекты на оборудование объектов культуры ТСО должны согласовываться с УВО (ОВО), объектов культуры федерального и республиканского значения, подведомственных Минкультуры России, - также с Центром по безопасности культурных ценностей ГосНИИР Министерства культуры Российской Федерации, федеральных архивов и центров хранения документов Росархива - с режимным отделом ПО Росархива.
69.3.1. Оборудование объектов ТСО должно проводиться монтажными группами отделов (отделений) вневедомственной охраны или специализированными проектно-монтажными организациями, имеющими лицензии на ведение работ по проектам, разработанным в соответствии с техническим заданием заказчика.
Лицензирование работ по ОПС осуществляется в установленном порядке.
69.3.2. На объектах, где эксплуатация ТСО осуществляется или будет осуществляться вневедомственной охраной, устанавливается аппаратура, включенная в перечни технических средств охранной и охранно-пожарной сигнализации, разрешенных к применению, и технических средств пожарной сигнализации и других средств безопасности, рекомендованных к применению на объектах различной формы собственности на территории России*(21).
Аппаратура, не входящая в перечни, но не выработавшая установленный срок эксплуатации, подлежит замене только при технической необходимости. Решение о замене должно быть обосновано и подтверждено актом межведомственной комиссии.
69.3.3. Аппаратура ТСО (концентраторы, блоки питания и т.п.) должна устанавливаться в специальных помещениях или в местах, недоступных для посторонних лиц и удобных для обслуживания.
69.4. Объекты культуры должны оборудоваться многорубежной системой сигнализации. Первый рубеж сигнализации обеспечивает блокировку периметров (зданий, помещений, территории). Первым рубежом сигнализации блокируются:
дверные проемы, погрузочно-разгрузочные и подвальные люки, калитки и ворота - на открывание и пролом;
остекленные конструкции - на открывание и разрушение стекла;
металлические двери, ворота - на открывание;
некапитальные стены, потолки, перегородки и места ввода коммуникаций - на пролом;
капитальные стены (при необходимости), вентиляционные короба, дымоходы, слуховые окна - на разрушение и ударное воздействие.
Второй рубеж сигнализации обеспечивает блокировку объема помещений, отдельных зон.
Третьим рубежом сигнализации блокируются витрины, сейфы, отдельные предметы.
При отсутствии условий для формирования третьего рубежа техническими средствами охраны выполняется блокировка отдельных предметов с выводом сигнала на местный пульт охраны.
69.5. ТСО, устанавливаемые в экспозиционных помещениях, должны вписываться в интерьеры и не нарушать художественного восприятия.
69.6. Число шлейфов сигнализации определяется особенностями объекта (размерами здания, его этажностью, количеством входов, окон), а также возможностями аппаратуры пультов централизованного наблюдения*(22) (информационной емкостью, использованием средств уплотнения для передачи сигналов по занятым телефонным линиям), наличием необходимого количества линий связи.
69.7. При большом количестве шлейфов сигнализации формируется единая система сигнализации объекта с местным пультом охраны и передачей единого сигнала на ПЦО для вызова группы задержания.
Система должна исключать возможность ее несанкционированного и (или) бесконтрольного отключения, а также обеспечивать документирование информации и контроль за действиями персонала при срабатывании системы.
69.8. Шлейфы сигнализации должны быть разведены. Следует выполнять раздельный монтаж шлейфов сигнализации дверей и окон для возможности оставления под блокировкой окон в дневное время при отключении ТСО дверей.
69.9. Количество шлейфов каждого рубежа охранной и тревожной сигнализации должно позволять персоналу охраны определить место несанкционированного проникновения или возгорания.
69.10. Система ТСО должна обеспечивать возможность, в зависимости от местных условий, отключения отдельных рубежей охраны как на объекте в целом, так и в отдельных помещениях.
69.11. При защите объекта с помощью многорубежной системы сигнализации, требующей задействования большого количества линий связи (более трех) для передачи тревожных извещений на ПЦН, в качестве концентраторов необходимо использовать прибор приемно-контрольный*(23) необходимой информативной емкости без права несанкционированного отключения, с организацией дежурства персонала вневедомственной охраны. В этом случае с ППК объекта на ПЦН передается единый сигнал тревоги при срабатывании любого шлейфа сигнализации.
Допускается автономное использование ППК в качестве концентратора в отдельном охраняемом помещении, к которому должен быть обеспечен доступ группы задержания для уточнения места возникновения фактора опасности в любое время суток, даже при отсутствии сотрудников объекта.
69.12. Для защиты охраняемого объекта и его персонала от преступных посягательств на рабочих местах смотрителей залов, кассиров, работников администрации устанавливаются скрытые кнопки тревожной сигнализации, которые предназначаются для передачи сигналов тревоги на ПЦО для принятия своевременных мер в случае разбойного нападения на объект. При отсутствии возможности передачи тревожных извещений в дежурные части ПЦО (ЦОУ), органов внутренних дел, на объектах, охраняемых вневедомственной охраной, кнопки тревожной сигнализации включаются в шлейф круглосуточного контроля за блокировкой сигнализации экспонатов с выводом (без права отключения) на ППК, установленный на посту охраны объекта, и далее на ПЦН.
69.13. Для усиления охраны объектов культуры, в которых сосредоточено значительное количество уникальных и особо ценных экспонатов, используются телевизионные системы контроля и наблюдения, выбор которых должен осуществляться исходя из конкретных условий на объекте и его возможностей. Пульт управления телевизионных систем и видеоконтрольные устройства размещаются в помещении охраны или в другом, но находящемся под охраной помещении.
69.14. Электропитание каждого из рубежей сигнализации должно осуществляться бесперебойно от независимого источника. Бесперебойность электропитания обеспечивается:
агрегатами резервного питания;
набором аккумуляторных батарей;
подключением объекта к системе электропитания по первой категории.
При отключении электроэнергии источник бесперебойного питания должен обеспечить работу ТСО в течение не менее двух часов исходя из времени, необходимого для выполнения мероприятий по усилению охраны объекта.
69.15. Блокировка строительных конструкций на "открывание" выполняется извещателями магнитоконтактного типа или другими современными приборами; монтаж производить способами, исключающими их деблокирование.
69.16. Для блокировки остекленных конструкций на разрушение стекол применяются датчики разрушения стекла акустического или пьезоэлектрического принципа действия, емкостные средства обнаружения, в крайнем случае - микропровод или фольга. При наличии на этих конструкциях решеток с внутренней стороны они блокируются на разрушение.
69.17. Блокировка дверей, некапитальных стен (перегородок) на пролом производится микропроводом диаметром 0,18 - 0,25 мм, провод должен прокладываться по возможности скрытым способом в штробах. Глубина и ширина штроб должны быть не менее двух диаметров провода. При одновременной блокировке дверей на пролом и открывание возможно применение вместо провода средств обнаружения с объемной диаграммой.
69.18. В тех случаях, когда возникает необходимость в блокировке капитальных стен, потолков, перекрытий и перегородок на пролом, рекомендуется использовать извещатели, позволяющие обнаруживать разрушение строительных конструкций из кирпича толщиной не менее 150 мм и бетона толщиной не менее 120 мм.
69.19. Для второго рубежа сигнализации выбор извещателей определяется характером и размещением художественных и материальных ценностей в помещениях, а также специфическими особенностями данного объекта и сложностью монтажа без нарушения интерьера экспозиционных залов. При этом не должно оставаться ни одного охраняемого предмета вне зоны действия извещателей.
69.20. При рассредоточенном размещении художественных и материальных ценностей необходимо использовать извещатели, посредством которых контролируется весь объем помещений.
69.21. При хранении художественных и материальных ценностей в металлических шкафах или сейфах для их блокировки рекомендуется использовать емкостные извещатели. Кроме того, для повышения надежности защиты возможна дополнительная блокировка подходов к сейфам и металлическим шкафам извещателями, контролирующими площадь помещений.
69.22. Для наиболее ценных экспонатов (по определению главного хранителя объекта культуры) обеспечивается их круглосуточная блокировка: как отдельных предметов, так и витрин, стендов, где они находятся (при этом применять фольгу запрещается).
69.23. Для усиления охраны на охраняемых объектах рекомендуется применять извещатели, предназначенные для обнаружения проникновения в объем помещений, подключаемые к уже действующему шлейфу сигнализации. Такими извещателями целесообразно оборудовать локальные участки (отдельные зоны в экспозиционных помещениях, особенно анфиладного типа, тамбуры между дверьми, коридоры, внутренние двери, выходы из подвальных и чердачных помещений, вентиляционные короба).
69.24. Для повышения надежности срабатывания охранной сигнализации при блокировке строительных конструкций рекомендуется комбинированное использование извещателей различного принципа действия, например оптико-электронные с ультразвуковыми или микроволновыми, ультразвуковые с микроволновыми.
69.25. При наличии у смотрителей и другого персонала объекта кнопок тревожного извещения, в дневное время извещатели третьего рубежа могут работать в автономном режиме со световым и звуковым оповещением. При срабатывании извещателя звуковой сигнал служит для привлечения внимания к месту, где произошло нарушение шлейфа сигнализации.
69.26. Клеммные крышки ППК, извещателей, другой установленной на объекте аппаратуры охранной сигнализации и разветвительные коробки пломбируются. Рекомендуется использование микропереключателей для блокировки крышек клеммных коробок.
69.27. Для исключения доступа посторонних лиц к любым приборам и извещателям ОПС должны приниматься меры по их маскировке и скрытой установке. Монтаж должен выполняться без нарушений интерьера помещений, провода укладываются в специализированные короба.
69.28. Средства периметральной охранной сигнализации территории размещаются на ограждении или вдоль него. Выбор конкретных типов средств охранной сигнализации производится в зависимости от рельефа местности, наличия полосы отчуждения и ее ширины, протяженности периметра.
69.29. Отдельно исходя из условий на территории объекта и по решению его руководства осуществляется блокировка парковой скульптуры, павильонов, других строений с использованием тех ТСО, которые в наибольшей степени по тактико-техническим характеристикам отвечают конкретным задачам.
69.30. После оборудования объекта ТСО представителями вневедомственной охраны, объекта культуры и монтажной организации составляется акт приема в эксплуатацию ТСО (Приложение 10).
70. Особенности технической эксплуатации.
70.1. Техническая эксплуатация ТСО организуется и проводится отделом (отделением) вневедомственной охраны в соответствии с нормативными документами по технической эксплуатации средств ОПС подразделениями вневедомственной охраны. Контроль за технической эксплуатацией осуществляют руководители отдела (отделения) вневедомственной охраны и объекта культуры.
70.2. Ответственность за состояние технической эксплуатации средств охраны в отделах (отделениях) вневедомственной охраны возлагается на инженерно-технических работников и электромонтеров ОПС этих подразделений. На объекте культуры ответственность за организацию технической эксплуатации ТСО возлагается на его руководителя и технический персонал объекта.
70.3. Обучение сотрудников объекта культуры правилам обращения с приборами ТСО и приема-сдачи помещений под охрану организуется его руководителем и проводится сотрудниками подразделения вневедомственной охраны. При отсутствии договора с вневедомственной охраной обучение проводится персоналом службы безопасности или по договору администрации объекта с организацией, производившей монтаж.
70.4. Отдел (отделение) вневедомственной охраны не реже одного раза в год проводит занятия и инструктажи с должностными лицами объекта культуры, ответственными за сохранность ценностей, по правилам эксплуатации ТСО (подготовка к работе, проверка работоспособности, порядок сдачи помещения с помощью аппаратуры под охрану и снятия с охраны).
70.5. Учет занятий ведется ответственным лицом, назначенным руководителем объекта культуры, в журнале проведения занятий, который хранится на объекте. Журнал ведется по произвольной форме.
70.6. При эксплуатации ТСО вневедомственной охраной на отдел (отделение) возлагается ответственность за своевременное и качественное проведение плановых регламентных работ, анализ причин ложных срабатываний и несвоевременного приема объекта под охрану. На руководителя объекта культуры - за сохранность ТСО. При эксплуатации ТСО инженерно-техническими работниками объекта культуры ответственность за выполнение этих работ возлагается на его руководителя и руководителя службы безопасности.
70.6.1. Средства ОПС подлежат техническому обслуживанию в объеме регламента N 1 - не реже одного раза в месяц и внеплановому техническому обслуживанию в объеме регламента N 2 - при наличии двух ложных срабатываний в течение 30 календарных дней, а также в случаях ликвидации последствий воздействия на средства ОПС неблагоприятных климатических или производственных условий.
70.7. На технические средства охраны установлены следующие виды ремонта:
для аппаратуры ОПС - средний, текущий;
для шлейфов сигнализации - капитальный и текущий.
70.8. Средний ремонт аппаратуры ОПС проводится ремонтной мастерской (группой) УВО (ОВО) или службой эксплуатации ОПС объекта, или организацией, привлеченной по договору с руководителем объекта. Средний ремонт проводится с целью восстановления ресурса и эксплуатационных характеристик путем ремонта или замены изношенных или поврежденных узлов и отдельных элементов. После среднего ремонта приборы ОПС должны отвечать требованиям технических условий на изделие (устройство) и иметь в паспортах (формулярах) отметку организации, проводившей данный вид ремонта.
70.9. Текущий ремонт проводится на месте установки аппаратуры ОПС непосредственно электромонтером ОПС или электромонтером объекта культуры.
70.10. При невозможности осуществления текущего ремонта аппаратуры на месте ее установки она снимается и временно заменяется на другую однотипную из обменного фонда отделов (отделений) вневедомственной охраны, организации, обслуживающей аппаратуру по договору. По окончании ремонта аппаратуры она возвращается на прежнее место, временно установленная - в обменный фонд.
70.11. При установлении неисправности в работе ТСО работниками вневедомственной охраны самостоятельно или по сообщению руководства объекта указанные неисправности немедленно устраняются.
70.12. Обеспечение техническими средствами ОПС осуществляется УВО (ОВО) по заявке объекта культуры за плату.
70.13. Потребность в ТСО определяется актами обследования, проектно-сметной документацией и перспективным планом капитального ремонта ОПС.
70.14. ТСО, приобретенные вневедомственной охраной на средства объекта культуры, должны быть сертифицированными, исправными, укомплектованными и прошедшими входной контроль.
70.15. На все ТСО, установленные на объекте культуры и находящиеся на его балансе, ведется эксплуатационная документация. При эксплуатации ТСО вневедомственной охраной эксплуатационная документация передается электромонтеру ОПС отдела (отделения) вневедомственной охраны по акту.
70.16. К эксплуатационной документации относятся: проектные решения, схемы прокладки кабельных сетей, техническое описание и инструкция по эксплуатации, паспорт (формуляр) на изделие.
70.17. Эксплуатационная документация поставляется монтажной организацией или заводом - изготовителем аппаратуры охранной сигнализации и хранится на объекте культуры с соблюдением необходимых мер сохранности или в организации, ведущей работы по договору.
70.18. Ответственность за состояние работы с эксплуатационной документацией возлагается на руководителей инженерно-технической службы вневедомственной охраны, ведущей работы по договору, или объекта культуры, если договор с отделом охраны не заключен.
70.19. В процессе эксплуатации паспорт (формуляр) на каждое изделие ведется электромонтером ОПС вневедомственной охраны. Замер паспорта (формуляра) не допускается.
70.20. Руководство объекта в процессе эксплуатации ТСО совместно с отделом (отделением) вневедомственной охраны осуществляет контроль за ведением электромонтерами ОПС вневедомственной охраны паспортов (формуляров) на аппаратуру, установленную на объекте.
70.21. С целью повышения устойчивости ТСО к различным дестабилизирующим факторам и совершенствования качества технической эксплуатации в отделах (отделениях) вневедомственной охраны и на объекте организуется работа по сбору, учету, обработке и анализу причин ложных срабатываний.
70.22. Источником информации о причинах ложных срабатываний средств обнаружения является журнал проверок состояния средств сигнализации и регистрации ее срабатывания, который ведется электромонтером ОПС и техническим персоналом объекта или его службы безопасности на закрепленные за ним средства сигнализации.
X. Организация обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов
71. Пропускной режим устанавливается администрацией объекта в соответствии с инструкциями о пропускном режиме на объектах, хранящих культурные ценности*(24).
Пропускной режим может быть установлен как в целом на объекте, так и в его отделенных зданиях, хранилищах и других помещениях. Осуществление пропускного режима, если это предусмотрено условиями договора, возлагается на наряды охраны.
72. С учетом специфики деятельности и установленного внутреннего распорядка работы руководителем объекта разрабатывается и утверждается согласованная с начальником отдела (отделения) вневедомственной охраны инструкция о пропускном режиме.
73. При разработке инструкции о пропускном режиме должны быть учтены следующие требования:
73.1. Документом, дающим право на вход (выход) сотрудников, обслуживающего персонала других организаций, прочих лиц на территорию (с территории) объекта является пропуск или служебное удостоверение; ввоз (внос), вывоз (вынос) грузов - товарно-транспортная накладная или материальный пропуск (сопроводительные документы).
73.2. Пропуска на право входа (выхода) по срокам действия подразделяются на постоянные, временные и разовые. По внешнему виду они должны отличаться друг от друга.
Постоянные пропуска выдаются работникам, принятым на постоянную работу. Временные - лицам, выполняющим на объекте временную работу. Срок их действия определяется администрацией объекта.
Разовый пропуск служит для однократного посещения объекта и действителен только при предъявлении посетителем документа, удостоверяющего личность. При групповом посещении разовый пропуск выписывается на руководителя группы с указанием количества следующих с ним лиц и поименного списка. При выходе разовые пропуска сдаются на пост охраны.
Делегации пропускаются на объект культуры обязательно в сопровождении работника учреждения культуры или сотрудника (работника) охраны в установленном порядке.
73.3. При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях специальный транспорт с персоналом, а также аварийные бригады пропускаются на территорию объекта беспрепятственно. Контроль при выезде указанного транспорта, выходе персонала и аварийных бригад производится в порядке, установленном руководителем объекта по согласованию с отделом (отделением) вневедомственной охраны.
73.4. На объекте запрещается:
73.4.1. Проносить в здание и помещения чемоданы, сумки с размерами, определенными приказом руководителя объекта, оружие, фото-, кинозаписывающую и передающую аппаратуру.
73.4.2. Проводить различные съемки без соответствующего разрешения.
73.4.3. Приносить в фондохранилища, выставочные и экспозиционные залы, павильоны портфели и другие личные вещи.
73.4.4. Осуществлять внутреннюю передачу предметов и их вынос за пределы объекта и его территории.
73.5. При пропуске транспортных средств через контрольно-пропускной пункт наряд охраны проверяет соответствие вывозимых (ввозимых) грузов данным сопроводительных документов (по наименованию, количеству) и тщательно осматривает транспортное средство на предмет выявления возможного укрытия похищенных культурных и других материальных ценностей, при пропуске пломбированных (опечатанных) грузов сверяет пломбы (печати) с указанными в накладных.
73.6. Товарно-транспортные накладные и материальные пропуска регистрируются охраной в книге учета вывозимых (ввозимых), выносимых (вносимых) товарно-материальных ценностей (Приложение 11), отдельно на ввозимые и вывозимые грузы.
73.7. При выявлении несоответствия наименования или количества транспортируемых культурных и других материальных ценностей данным сопроводительных документов транспортное средство и сопровождающие груз лица задерживаются, о чем извещается администрация объекта и докладывается дежурному ПЦО (ЦОУ) для принятия соответствующих мер.
73.8. В случае обнаружения на территории объекта культурных и иных ценностей, подготовленных к хищению, наряды охраны незамедлительно информируют службу криминальной милиции с целью организации и проведения совместных мероприятий по документированию действий преступников и их задержанию. Обнаруженные ценности передаются по накладной (акту, протоколу) материально ответственным лицам учреждения культуры в установленном порядке.
73.9. Личный досмотр и досмотр вещей лиц, находящихся в помещениях или на территории объекта культуры, производятся в случаях:
когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения;
при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах;
когда очевидцы прямо укажут на конкретное лицо как на совершившее правонарушение;
когда имеются показания технических средств контроля;
когда досмотр прямо предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации.
73.10. Контрольно-пропускные пункты (посты) должны быть удобными для прохода людей, проезда транспорта и обеспечения охраной пропускного режима. Они оборудуются средствами пожаротушения, связи, тревожной и охранной сигнализацией.
74. Ответственность за соблюдение внутриобъектового режима возлагается на руководителя объекта, за правильность его обеспечения - на руководителя вневедомственной охраны.
Руководитель объекта своим распоряжением назначает лиц, ответственных за соблюдение внутриобъектового режима и пожарную безопасность, организует для назначенных сотрудников инструктаж по противопожарной безопасности.
75. При совершении на объекте преступления сотрудники (работники) наряда охраны обязаны сохранять в неприкосновенности до прибытия группы задержания вневедомственной охраны и оперативно-следственной группы органа внутренних дел все следы преступления и действовать в соответствии с инструкцией при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
------------------------------
*(1) Далее - объект, объект культуры или учреждение культуры.
*(2) Далее - вневедомственная охрана.
* (3) Далее - наряд охраны.
*(4) Далее - ПЦО.
*(5) Далее - Наставления.
*(6) Далее - Устав.
*(7) Далее - ВОХР.
*(8) Далее - СПМ.
*(9) Далее - ТСО.
*(10) Далее - ГУВО МВД России.
*(11) Далее - ОПС.
*(12) Далее - ГПС.
*(13) Одна условная установка включает: одношлейфный прибор приемно-контрольный с подключенным к нему шлейфом сигнализации, содержащим 40 контактных или вибрационных извещателей.
*(14) Далее - ЦОУ.
*(15) Далее - УВО (ОВО).
*(16) Приказ МВД России от 12 января 1996 г. N 20дсп.
*(17) Далее - ВУ.
*(18) Далее - РД 78.147-93.
*(19) Далее - Требования.
*(20) Далее - РД 78.148-94.
*(21) Далее - перечни.
*(22) Далее - ПЦН.
*(23) Далее - ППК.
*(24) Утверждены: Минкультуры России по согласованию с МВД России 14 февраля 1995 г. N 01-30/16-25; Приказом Росархива от 26 апреля 1994 г. N 37.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.