Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 11 февраля 2003 г. N 9
"О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах"
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 9 июня 2009 г. N 193 настоящий приказ признан утратившим силу
Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 2 августа 2007 г. N 114 изданные ранее организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ применяются в части, не противоречащей уголовно-процессуальному законодательству и Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации"
В условиях реформирования налоговой системы Российской Федерации возросли требования к организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах. Важнейшими задачами прокуроров при этом являются обеспечение законности при взыскании и перечислении налоговых платежей в бюджеты всех уровней, защита экономических интересов государства и прав налогоплательщиков, своевременное выявление и безотлагательное реагирование на все факты нарушений в сфере налогообложения, привлечение виновных к ответственности, неуклонное исполнение требований закона в ходе уголовного преследования.
Вместе с тем многие прокуроры должным образом не организовали надзор за соблюдением требований Налогового кодекса Российской Федерации: редко планировали и проводили соответствующие проверки, не обеспечили надлежащего анализа причин и условий, способствовавших совершению правонарушений в этой области. Малоэффективным был и надзор за законностью деятельности должностных лиц налоговых органов, органов налоговой полиции и финансового контроля.
В целях совершенствования практики прокурорского надзора, руководствуясь п.1 ст.17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур принять решительные меры к укреплению законности в налоговой сфере, усилению борьбы с нарушениями экономических интересов государства и прав налогоплательщиков, повышению уровня прокурорского надзора в этой области.
1.1. Основным направлением в работе считать надзор за законностью правовых актов в сфере налогообложения, за исполнением законов налоговыми органами, органами финансового и иного контроля, за законностью осуществления уголовного преследования и оперативно-розыскной деятельности, за соблюдением конституционных прав и законных интересов налогоплательщиков.
1.2. Усилить надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и сфере налогообложения; обеспечить постоянное взаимодействие с этими органами на стадии подготовки и правовой оценки проектов таких актов. Особое внимание следует обратить на выявление и предупреждение фактов незаконного предоставления налоговых льгот.
В случае несоответствия принятых правовых актов федеральному законодательству и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности добиваться их фактической отмены путем принесения протестов или обращения с заявлениями об оспаривании данных правовых актов в суд (общей юрисдикции, арбитражный).
1.3. Наладить действенную систему надзора за законностью использования налоговыми органами предоставленных законом полномочий по обеспечению налогового учета и государственной регистрации юридических лиц и граждан, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, привлечению виновных в уклонении от уплаты налогов и сборов к ответственности, обращению в суд с исковыми заявлениями о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или предпринимателя, ликвидации организации, а также в лицензирующие органы с ходатайствами об аннулировании их лицензий.
Мерами прокурорского надзора добиваться неукоснительного исполнения налоговыми органами требований п.3 ст.32 НК РФ о направлении в десятидневный срок в органы налоговой полиции материалов о налоговых нарушениях, содержащих признаки преступления, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
1.4. Систематически проверять в кредитно-финансовых организациях соблюдение установленных законом порядка и сроков перечисления налогов и сборов плательщиков в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды. Тщательно выяснять причины непоступления платежей по назначению. При наличии оснований применять к виновным руководителям и работникам этих организаций меры правового воздействия.
1.5. Регулярно проводить проверки законности деятельности финансовых органов в части обоснованности предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налоговых платежей, а также службы судебных приставов в части соблюдения порядка исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.
1.6. Требовать от налоговых органов строгого соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением налогового контроля, взысканием и перечислением налогов и соборов. Обеспечить строгое исполнение требований закона при санкционировании ареста имущества должников в соответствии со ст.77 НК РФ.
1.7. Повысить качество надзора за исполнением законов органами налоговой полиции, акцентировать внимание на строгом соответствии их деятельности требованиям УПК РФ, Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", своевременном выявлении, пресечении и предупреждении в налоговой сфере преступлений и фактов коррупции.
Ежемесячно проверять исполнение закона при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о налоговых преступлениях, законность и обоснованность принятых по ним процессуальных решений; требовать своевременного проведения налоговыми органами и органами налоговой полиции сверок переданных и поступивших материалов.
При решении вопросов о согласии на возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях принципиально оценивать полноту материалов налоговых проверок, устанавливать причины неуплаты налогов и сборов. Исключить возбуждение уголовных дел лишь по факту задолженности налогоплательщика.
1.8. При осуществлении надзора за законностью предварительного расследования преступлений принимать предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, защиты интересов государства, прав физических и юридических лиц, выявления и пресечения фактов коррупции, злоупотреблений полномочиями должностных лиц.
При расследовании уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.199 УК РФ, добиваться установления движения денежных средств, не уплаченных в качестве налогов или страховых платежей, фактов их использования для личных нужд работниками предприятий и организаций или нужд других лиц.
1.9. Изучать прекращенные и приостановленные производством уголовные дела в срок не позднее месяца с момента вынесения соответствующего постановления, давать всестороннюю правовую оценку процессуальным решениям и безотлагательно принимать меры по их отмене при выявлении нарушений закона.
При решении вопроса в порядке ст.28 УПК РФ о даче согласия на прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием строго учитывать как полное возмещение ущерба государству, включая налоги и пени, так и иные обстоятельства, свидетельствующие о раскаянии обвиняемых (подозреваемых) и их помощи в раскрытии налоговых преступлений.
1.10. Мерами прокурорского реагирования добиваться безусловного выполнения органами налоговой полиции требований п.3 ст.36 НК РФ о направлении в десятидневный срок материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения отнесенных к их полномочиям действий.
1.11. Последовательно и настойчиво добиваться реального устранения выявленных нарушений закона, наказания конкретных виновных должностных лиц. В случае бездействия контролирующих и правоохранительных органов ставить вопрос об ответственности их руководителей.
1.12. В целях обеспечения эффективного взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов в борьбе с нарушениями и преступлениями в налоговой сфере возникающие проблемы правоприменительной практики обсуждать на координационных совещаниях руководителей этих органов, на заседаниях совместных коллегий.
1.13. Активнее использовать возможности средств массовой информации для освещения деятельности прокуратуры в борьбе с налоговыми правонарушениями и злоупотреблениями должностных лиц для профилактического воздействия на налогоплательщиков.
2. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам:
2.1. Наладить систему своевременного и полного сбора данных о соблюдении налоговой дисциплины, привлечении виновных к ответственности, не реже одного раза в полугодие анализировать состояние законности в налоговой сфере и прокурорского надзора на этом направлении, добиваться повышения эффективности принимаемых мер.
О проделанной работе информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации по итогам работы за год.
2.2. Направлять в управление по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации копии решений коллегий, координационных совещаний, информационных писем и обобщений; информировать о наиболее серьезных нарушениях законности с представлением копий актов прокурорского реагирования и ответов на них, об актуальных уголовных, гражданских и арбитражных делах, о возникающих в правоприменительной практике проблемах.
3. Управлению по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
3.1. Повысить эффективность надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах федеральными министерствами и ведомствами, их должностными лицами, за соответствием федеральным законам принимаемых ими правовых актов, а также соблюдением законности при выявлении и расследовании налоговых преступлений.
3.2. Совершенствовать методы руководства и контроля за деятельностью прокуроров субъектов Российской Федерации при организации прокурорского надзора, всемерно оказывать им помощь в разрешении практических проблем.
3.3. Систематически анализировать состояние законности в сфере налогообложения и эффективность прокурорского надзора в борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями, выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования надзорной практики.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
5. Считать утратившим силу Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 03.08.98 N 51 "О мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства".
Настоящий Приказ направить начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которые должны организовать его изучение всеми подчиненными работниками.
Генеральный прокурор |
В.В.Устинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 11 февраля 2003 г. N 9 "О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах"
Текст приказа размещен на сайте Генеральной Прокуратуры РФ в Internet (http://www.gprf.info)
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 9 июня 2009 г. N 193 настоящий приказ признан утратившим силу