Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Коничевой А.А., Слепухина Л.М.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В.,
при секретаре Зубковой Э.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Клименкова А.А. по доверенности Веселовой И.Н. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 22.04.2015, которым заявление Клименкова А.А. о признании недействующим постановления мэрии города Череповца N 5 от 09.01.2014 оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителей заинтересованных лиц мэрии города Череповца по доверенности Мальцевой М.А., Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца по доверенности Голенищевой М.С., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клименков А.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N ... и N ... , общей площадью ... кв.м и ... кв.м соответственно, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация кинотеатра " ... ", расположенных по адресу: "адрес" (л.д. 49, 50).
Постановлением мэрии города Череповца от 09.01.2014 N 5 "Об утверждении проекта корректировки красных линий города Череповца" утвержден проект корректировки красных линий города Череповца, в том числе, по "адрес" от "адрес" до "адрес" (л.д. 8).
09.02.2015 Клименков А.А. в лице представителя Веселовой И.Н. обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления мэрии города Череповца от 09.01.2014 N 5 "Об утверждении проекта корректировки красных линий города Череповца" в части установления красных линий в отношении принадлежащих ему земельных участков, и несоответствующим нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В обоснование требований указал, что вновь установленные проектом корректировки красные линии проходят по принадлежащим ему земельным участкам, что ограничивает реализацию прав собственности в отношении указанных объектов недвижимости, в частности делает невозможным использование их для строительства. Графическая часть проекта корректировки красных линий не соответствует его текстовой (пояснительной) части.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению имуществом города Череповца.
Заявитель Клименков А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Его представитель по доверенности Веселова И.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить, дополнительно пояснила, что графическая часть оспариваемого постановления не была опубликована.
Представитель заинтересованного лица мэрии города Череповца по доверенности Мальцева М.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на законность оспариваемого постановления. Указала, что корректировка красных линий обусловлена необходимостью расширения "адрес" в связи со строительством автомобильного моста через реку ... и транспортной развязки на перекрестке "адрес" и "адрес". Данное изменение транспортной ситуации соответствует генеральному плану г. Череповца. Проект корректировки красных линий выносился на публичные слушания, участия в которых заявитель не принимал, своих замечаний и предложений по проекту не представил. Проект корректировки красных линий г. Череповца был опубликован за исключением его графической части, имеющей гриф для служебного пользования. С полным проектом корректировки красных линий можно было ознакомиться в здании Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца, где была организована выставка-экспозиция данного документа. Полагала, что установление красных линий на принадлежащих заявителю земельных участках, не препятствует реализации прав собственности, поскольку факт утверждения планируемых красных линий не означает автоматического причисления соответствующих земельных участков и их частей к территориям общего пользования. Красные линии, утвержденные проектом корректировки, являются основанием для последующего принятия в случае необходимости решений об изъятии, в том числе, путем выкупа земельных участков для реализации государственных и муниципальных нужд.
Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца по доверенности Голенищева М.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам представителя мэрии города Череповца.
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом города Череповца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Участвующий в деле помощник прокурора города Череповца Шарагина Е.В. заявленные требования полагала не подлежащими удовлетворению.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Клименкова А.А. по доверенности Веселова И.Н. просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что вывод суда об отсутствии нарушения прав собственности заявителя не соответствует обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. При обращении в Управление архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца заявителю было отказано в выдаче градостроительных планов принадлежащих ему земельных участков для подготовки документов в целях получения разрешения на строительство объектов капитального строительства по причине установления на указанных участках оспариваемым постановлением красных линий. Кроме того, мэрией города Череповца не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости установления красных линий по сформированным и находящимся в личной собственности земельным участка, а также утвержденных в установленном порядке проектов расширения дороги, устройства развязки. Издание оспариваемого постановления не соответствует процедуре изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Полагает, что неопубликованное в установленном порядке оспариваемое постановление, не влечет правовых последствий и не подлежит применению.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца, мэрия города Череповца, Комитет по управлению имуществом города Череповца и участвующий в деле прокурор Шарагина Е.В. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших возражений, не находит оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя.
Из содержания указанных правовых норм следует, что для признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие нормативного правового акта закону, имеющему большую юридическую силу, и нарушение таким нормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории.
При этом в соответствии со статьей 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов.
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Исходя из положений частей 2-6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) и другие подобные сооружения.
Из приведенной правовой нормы следует, что красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы земельных участков линейных объектов и отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая улицы, проезды, и т.д.) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических или юридических лиц.
Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 утверждена Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (далее также Инструкция), которой установлены основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
Пункт 1 Инструкции предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Из пункта 4.6 приведенной Инструкции следует, что корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Согласно части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов и правил землепользования и застройки городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий.
В соответствии со статьей 38 Устава города Череповца, утвержденного Постановлением Череповецкой городской Думы от 08.08.2005 N 84, мэрия города является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского округа, возглавляемым мэром города на принципах единоначалия, наделенным в соответствии с настоящим Уставом собственной компетенцией в решении вопросов местного значения городского округа, а также осуществляющим отдельные государственные полномочия, переданные органам городского самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области.
В целях реализации возложенных полномочий, мэрия города издает правовые акты по вопросам, отнесенным к ее компетенции и входящим в систему муниципальных актов городского округа. Мэр города, как высшее должностное лицо городского округа, наделен правом подписи постановлений мэрии города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области (часть 4 статьи 10 Устава).
Установление планируемых к размещению автомобильных дорог местного значения определяется генеральным планом городского округа и, соответственно, отражается в разрабатываемых на его основании и для его развития проектах планировки территории. Разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий.
Как следует из материалов дела, генеральным планом городского округа "Город Череповец", утвержденным решением Череповецкой городской Думы от 28.11.2006 N 165, предусмотрено строительство второго автомобильного моста через р. ... в створе "адрес", транспортного кольца, в состав которого войдет, в том числе, улица ... (с расширением проезжей части до ... полос движения). Значение улицы ... как одной из основных планировочных осей района возрастает, а место пересечения с природной планировочной осью - р. ... приобретает особо важное градостроительное значение (л.д. 121-122).
По заказу Управления капитального строительства и ремонтов мэрии города Череповца (до 2012 года орган мэрии города Череповца, осуществляющий реализацию решений органов городского самоуправления по вопросам местного значения в области строительства, реконструкции и капитальных ремонтов) ЗАО " ... " подготовлен план благоустройства по проекту " ... " (л.д. 95).
Экспертное заключение ФАУ " ... " N ... от 22.02.2013 на проектную документацию по объекту капитального строительства " ... " в городе Череповце подтверждает соответствие данного проекта результатам инженерных изысканий и установленным требованиям (л.д. 98-109).
В рамках муниципального контракта от 11.05.2011 МУП " ... " выполнены проектные разработки по объекту " ... " (л.д. 91-94).
Постановлением мэрии города Череповца от 30.10.2013 N 5147 "О назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта корректировки красных линий города Череповца" в целях реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, назначены публичные слушания по рассмотрению проекта корректировки красных линий города Череповца на 04.12.2013 в ... часов по адресу: "адрес"; определено, что организатор проведения публичных слушаний Управление архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца организует выставку-экспозицию демонстрационных материалов по проекту корректировки красных линий города Череповца ( "адрес"), осуществляет прием рекомендаций и предложений граждан и юридических лиц по проекту корректировки красных линий города Череповца (л.д. 78).
Указанное постановление было опубликовано и размещено на официальном интернет-сайте мэрии города Череповца.
Из материалов дела также следует и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что заявитель участия в публичных слушаниях не принимал, замечаний и предложений по проекту корректировки красных линий города Череповца не представлял.
Таким образом, корректировка красных линий осуществлена мэрией города Череповца в пределах предоставленных полномочий в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, а также соответствует генеральному плану городского округа "Город Череповец".
При этом доводы заявителя об опубликовании оспариваемого постановления не в полном объеме подлежат отклонению.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии со статьей 47 вышеуказанного Федерального закона муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно части 13 статьи 10 Устава города Череповца официальным опубликованием правовых актов считается первая публикация их текста в городских газетах "Речь" или "Голос Череповца".
Проект корректировки красных линий 01.11.2013 был опубликованы в газете "Речь" и размещен на официальном интернет-сайте мэрии города Череповца.
При этом разбивочный чертеж красных линий, которому проектировщиком присвоен гриф "ДСП" (для служебного пользования), был опубликован в виде схемы без отображения топографической основы и координат характерных точек.
Вместе с тем, в соответствии с постановлением мэрии города Череповца от 30.10.2013 N 5147 "О назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта корректировки красных линий города Череповца" выставка-экспозиция всего проекта корректировки красных линий была организована в здании Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца по адресу: "адрес".
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает оспариваемое постановление официально опубликованным, при этом грубых нарушений при опубликовании постановления, влекущих признание его недействительным, не установлено.
Кроме того, судебной коллегией не принимаются во внимание доводы жалобы о том, что оспариваемое постановление препятствует реализации заявителю права собственности на земельный участок, в частности осуществлению на нем строительства.
Положениями части 2 статьи 7, части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пользование земельным участком осуществлялось в соответствии с видом его разрешенного использования.
С учетом приведенных правовых норм, Клименков А.А., имеющий на праве собственности земельный участок с видом разрешенного использования - эксплуатация кинотеатра " ... ", не вправе его использовать для иных целей, в том числе, для строительства.
Вместе с тем, доказательств невозможности использования заявителем принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, заявителем не представлено.
В тоже время оспариваемое постановление прав и законных интересов заявителя не нарушает, поскольку утвержденные в составе проекта корректировки красные линии должны использоваться как основание для последующего принятия (в случае необходимости) решений об изъятии, в том числе, путем выкупа земельных участков для реализации государственных и муниципальных нужд.
При этом на момент вынесения оспариваемого нормативного правового акта у мэрии города Череповца отсутствовала обязанность по выполнению порядка изъятия земельного участка из частной собственности, установленного гражданским и земельным законодательством.
Кроме того, защита нарушенного права не может обеспечиваться на будущее. Вопрос о нарушении прав и законных интересов заявителя рассматривался исходя из существующих фактических обстоятельств дела на момент рассмотрения спора.
С учетом изложенного, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству, а также не нарушает права и законные интереса Клименкова А.А. как собственника земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, а потому не могут служить поводом к отмене решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 22.04.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Клименкова А.А. по доверенности Веселовой И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Жидкова
Судьи: А.А. Коничева
Л.М. Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.