Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Федосеевой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора прокуратуры города Вологды на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 03.04.2015, которым прокурору города Вологды, действующему в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в иске к администрации города Вологды о признании недействительным разрешения на строительство от 11.09.2013 N ... , выданного обществу с ограниченной ответственностью "АО "Альянс", отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., представителей заинтересованного лица ООО "АО "Альянс" по доверенности Механикова В.А., Шевелевой О.С. и Зотиковой Д.И., на основании прав по должности директора общества Окуловского А.Н., представителя администрации города Вологды по доверенности Кудрявцевой С.В., представителя Управления Роспотребнадзора по Вологодской области Духина О.Я., эксперта ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" Перевозчикова А.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Вологды обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Вологды о признании недействительным разрешения на строительство от 11.09.2013 N ... , выданного обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) "АО "Альянс".
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства при осуществлении строительства здания производственного назначения на основании разрешения от 11.09.2013 N ... , выданного администрацией города Вологды ООО "АО "Альянс", вблизи Бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области (далее БУЗ ВО) "Вологодская бальнеологическая больница им. В.В. Лебедева" (далее также бальнеологическая лечебница), одним из основных видов деятельности которого является деятельность по добыче подземных минеральных вод для лечебных целей. По результатам проверки установлено, что основание строящегося производственного корпуса расположено от ближайшей артезианской скважины, находящейся на территории бальнеологической лечебницы, на расстоянии ... м, то есть в санитарно-защитной зоне, что является нарушением требований санитарных правил и норм. Разрешение на строительство ООО "АО "Альянс" выдано без получения в территориальных органах управления государственным фондом недр заключения об отсутствии месторождений полезных ископаемых на участках предстоящей застройки, что также является нарушением земельного законодательства и законодательства о недрах.
В ходе производства по делу судом по ходатайству прокурора города Вологды была проведена судебно-экологическая экспертиза в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области".
В судебном заседании помощник прокурора города Вологды Малахова О.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель администрации города Вологды и Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды по доверенности Коломоец О.И. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на законность оспариваемого разрешения на строительство. Указала, что земельный участок для строительства производственного комплекса предоставлен на основании санитарно-эпидемиологического заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области. Проектная документация соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка. В проектном решении учтены мероприятия по охране окружающей среды на период строительства и последующей эксплуатации производственного комплекса. На момент выдачи разрешения на строительство границы и режим территории округа санитарной охраны бальнеологической лечебницы в установленном порядке не определены, территория учреждения лечебно-оздоровительной местностью не признана и в границы особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения не входит.
Представитель ООО "АО "Альянс" по доверенности Механиков В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что действующее градостроительное законодательство не предусматривает обязательное предоставление заключения об отсутствии месторождений полезных ископаемых на участках предстоящей застройки для получения разрешения на строительство.
Представитель БУЗ ВО "Вологодская бальнеологическая больница им. В.В. Лебедева" и представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционном представлении прокурор прокуратуры города Вологды ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что срок для обращения в суд не пропущен, поскольку информация о допущенных администрацией города Вологды нарушениях при выдаче разрешения на строительство поступила в прокуратуру города в марте 2014 года. Ссылаясь на прежние доводы, указывает, что требования законодательства о лицензировании и недрах, устанавливающие обязанность по лицензированию деятельности на пользование подземными водами для поставок питьевой воды населению, носят специальный характер и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при выдаче разрешений на строительство.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, приходит к следующему.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (абзац пятый указанной статьи).
При этом статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентировано, что недействительными могут быть признаны ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, в том числе, в силу части 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации, в области использования и охраны земель.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе органы местного самоуправления.
Следовательно, разрешение на строительство является муниципальным ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в суде в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей правила производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, вытекающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или подача искового заявления).
С учетом изложенного заявление прокурора об оспаривании выданного ООО "АО Альянс" разрешения на строительство" подлежало рассмотрению судом в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса, а не искового производства.
При этом судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о пропуске прокурором без уважительных причин срока для оспаривания разрешения на строительство от 11.09.2013 N ... , выданного ООО "АО Альянс" администрацией г. Вологды.
Как видно из решения суда, срок на оспаривание разрешения судом исчислен с даты его издания - 11.09.2013. Однако в соответствии с частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на которую сослался суд, срок исчисляется с момента, когда заявителю стало известно о нарушении прав и свобод.
Обращаясь в суд, прокурор указал, что об оспариваемом постановлении и, в частности, о нарушении им прав и законных интересов неопределенного круга лиц, ему стало известно только в результате проведения проверки, предшествующей обращению в суд.
При таких обстоятельствах положения части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом применены неправильно.
Не может согласиться судебная коллегия и с выводами суда по существу заявленных требований.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, в соответствии с установленным перечнем документов, прилагаемых к заявлению.
Полномочиями по выдаче разрешений на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
При этом факт предоставления застройщиком при обращении в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство всех предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов, сам по себе не является безусловным основанием для выдачи такого разрешения.
Согласно статье 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" разрешение на строительство относится к документам, являющимся основанием для регистрации прав на недвижимое имущество.
Таким образом, разрешение на строительство является не только документом, дающим право осуществлять строительство в течение срока его действия, но и документом, подтверждающим соответствие проектной документации установленным требованиям, а также правомерность действий по возведению объекта капитального строительства.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации после предоставления заявителем необходимой документации орган местного самоуправления обязан произвести проверку названных документов не только на предмет их действительности и взаимной непротиворечивости, но и на соответствие санитарным, противопожарным и градостроительным нормам и правилам. Иное бы противоречило основным принципам градостроительного законодательства и целям осуществления градостроительной деятельности органа местного самоуправления, предусмотренным статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека и осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов).
В связи с этим выдача разрешения на строительство на основании проектной документации, не соответствующей требованиям санитарных, противопожарных и градостроительных норм и правил, не может быть признана законной и обоснованной, свидетельствует о формальном подходе органа местного самоуправления к осуществлению предоставленных законом полномочий в области градостроительной деятельности.
Как следует из материалов дела Постановлением Главы города Вологды от 12.11.2009 N ... "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по "адрес"" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала N ... по "адрес" площадью ... кв.м. (земли населенных пунктов) для строительства производственного корпуса.
Распоряжением Департамента земельных отношений Вологодской области от 29.01.2010 N ... утвержден акт о выборе земельного участка для строительства от 13.08.2009 с предварительным согласование места размещения производственного корпуса на земельном участке (земли населенных пунктов) в границах кадастрового квартала N ... по "адрес" площадью ... кв.м. (земли населенных пунктов). Заявителю предписано обеспечить за свой счет выполнение в отношение земельного участка кадастровых работ и осуществление их государственного кадастрового учета.
19.02.2010 земельный участок с местоположением: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственные предприятия 4-5 классов вредности различного профиля, особые отметки: земельный участок входит в территориальную зону: "Зона размещения производственных объектов 4-5 классов опасности", 35.24.1.63, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Вологодской городской Думы от 30.03.2012 N ... , расположенный в границах кадастрового квартала N ... площадью ... кв.м. ООО "АО Альянс" поставлен на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер N ...
Постановлением администрации г.Вологды от 20.09.2010 N ... утвержден прилагаемый градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N ... по "адрес" для строительства производственного корпуса, после чего администрацией г.Вологды указанный участок предоставлен на праве аренды ООО "АО "Альянс" с иным видом использования земельного участка: производственные предприятия 4-5 классов вредности различного профиля.
Согласно выданному администрацией г.Вологда разрешению на строительство от 11.09.2013 N ... , обществу с ограниченной ответственностью "АО Альянс" разрешается строительство производственного корпуса со строительным объемом ... куб.м общей площадью здания ... кв.м. на земельном участке площадью ... кв.м.
В непосредственной близости от указанного объекта расположено БУЗ ВО "Вологодская бальнеологическая больница им В.В.Лебедева", на территории которого функционируют три артезианские скважины с целью использования минеральных подземных вод для бальнеологического использования.
Основным видом деятельности БУЗ ВО "Вологодская бальнеологическая больница им В.В.Лебедева" является медицинская деятельность и деятельность по добыче минеральных вод для лечебных целей.
На базе БУЗ ВО "Вологодская бальнеологическая больница им В.В.Лебедева" функционируют два отделения: дневной стационар по терапии и отделение санаторно-курортного лечения. В рамках медицинской помощи пациентам отпускаются минеральные ванны, грязелечении, подводный душ-массаж, электросветолечеие.
До 16.03.2008 БУЗ ВО "Вологодская бальнеологическая больница им В.В.Лебедева" осуществляла свою деятельность на основании лицензии N ... от 23.06.2003, удостоверяющей право недропользователя на пользование недрами для добычи минеральных подземных вод из скважин N ... ( "адрес") на месторождение "Турундаевское" с целью добычи минеральных подземных вод для лечебных целей. Право пользования участком недр предоставлено было Государственному учреждению здравоохранения "Вологодская областная бальнеологическая лечебница им В.В.Лебедева" на основании совместного решения МПР России и Правительства Вологодской области от 24.03.2003 N ... в соответствии с абз.3 части 2 статьи 17 Закона Российской Федерации "О недрах" в связи с изменением названия юридического лица, с внесением дополнений и изменений согласно рекомендациям Государственной комиссии по запасам (протокол N ... от 27.04.2001), установленных прежнему пользователю недр "Вологодская бальнеологическая лечебница" лицензией N ...
06.03.2008 Комиссией для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Вологодской области отнесенных к компетенции Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу рекомендовано продлить ГУЗ "Вологодская бальнеологическая лечебница" право пользования недрами для добычи минеральных подземных вод для лечебных целей на ... лет.
В настоящее время БУЗ ВО "Вологодская бальнеологическая больница им В.В.Лебедева" осуществляет свою деятельность на основании лицензии на пользование недрами N ... от 23.11.2011, срок действия которой продлен до "ДАТА". Целевое назначение лицензии - добыча минеральных подземных вод для лечебных целей. Участок недр в соответствии с данной лицензией имеет статус горного отвода - зона санитарной охраны 1 пояса.
Согласно материалам дела БУЗ ВО "Вологодская бальнеологическая больница им В.В.Лебедева", Управление Роспотребнадзора по Вологодской области на протяжении 2013 года неоднократно обращались в администрацию г.Вологды, в том числе к главе г.Вологды о недопущении нарушений действующего законодательства при отводе земельных участков в зонах с особыми условиями использования в связи с планируемым строительством производственного корпуса по выпуску пластиковых окон в непосредственной близости от скважины минеральной воды.
В ответ на указанные обращения администрация г.Вологды ссылалась на направленные в адрес арендатора ООО "АО Альянс" информационные письма о необходимости учесть при разработке проектной документации требования в области окружающей среды, в т.ч. и Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 72 "Об утверждении правил разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей" и сообщала заявителю, что требования в части ограничения строительства на земельном участке с кадастровым номером N ... по "адрес" будут учтены при обращении арендатора земельного участка за разрешением на строительство (Т.1, л.д.139-143).
Вместе с тем, при выдаче ООО "АО Альянс" разрешения на строительство от 11.09.2013 N ... администрацией г.Вологды указанные требования, в том числе требования санитарных норм и правил учтены не были.
Более того, при выдаче разрешения на строительство администрация г.Вологды прямо проигнорировала наличие в листе согласования к проекту оспариваемого разрешения возражений со стороны начальника отдела перспективного планирования и застройки Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации г.Вологды М.В.Соколовой, основанных на отсутствии согласования с Роспотребнадзором и неоднократном направлении писем в БУЗ ВО "Вологодская областная бальнеологическая лечебница им.В.В.Лебедева" с заверениями о том, что при выдаче разрешения на строительство будет учтен 2 пояс скважин (Т.1, л.д.10).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Регулирование отношений в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей определено Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 16 названного Федерального закона являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в 1996 году БУЗ ВО "Вологодская бальнеологическая больница им В.В.Лебедева" разработан, но не утвержден в установленном законом порядке рабочий проект зон санитарной охраны скважин N ...
Таким образом по состоянию на момент рассмотрения данного дела границы и режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны БУЗ ВО "Вологодская бальнеологическая больница им В.В.Лебедева" не определены, территория учреждения лечебно-оздоровительной местностью не признана.
Вместе с тем указанные обстоятельства не снимают с органа местного самоуправления ответственность по проверке проектной документации объекта строительства, планируемого вблизи БУЗ ВО "Вологодская бальнеологическая больница им В.В.Лебедева", на предмет соответствия общим градостроительным и санитарным нормам и правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны определены Санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Из содержания пунктов 1.3 и 1.4 указанных СанПиН следует, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно пункту 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин соответственно.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Таким образом, учитывая, что согласно заключению эксперта от 10.11.2014, составленного в рамках проведенной по настоящему делу судебной экспертизы на предмет установления возможности влияния технологических процессов производства пластиковых окон на качество услуг по добыче минеральных вод для лечебных целей (Т.2, л.д.1) воды, используемые БУЗ ВО "Вологодская областная бальнеологическая лечебница им В.В. Лебедева" являются защищенными, граница первого пояса от водозабора должна составлять не менее 30 метров.
Вместе с тем, на основании измерений, проведенных государственным инспектором Вологодской области по использованию и охране земель Г.С., принимавшей участие в качестве специалиста в рамках осуществления прокуратурой г.Вологды проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым N ... по адресу: "адрес", вблизи дома N ... , расстояние от угла ближайшего кирпичного здания станции насосной над скважиной ( N ... ) до заливного фундамента строящегося здания составило всего ... метра, что на ... метра меньше установленной нормы.
При этом санитарно-эпидемиологическое заключение N 35.ВЦ.02.000.Т.000749.11.09 от 20.11.2009, с учетом которого по распоряжению Департамента земельных отношений Вологодской области от 08.04.2010 N ... обществу с ограниченной ответственностью " ... " (предшественнику ООО "АО Альянс") был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N ... площадью ... кв.м., установившее соответствие указанного земельного участка государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам на основании экспертного заключения по размещению объекта ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодского области" N ... от 11.11.2009 и в соответствии с приложением к которому размер санитарно-защитной зоны от здания с производством изделий из пластмасс (механическая обработка) составляет 50 метров, расстояние от участка, отведенного под строительство, до БУЗ ВО "Вологодская областная бальнеологическая лечебница им.В.В.Лебедева" - ... метра, до ближайших жилых домов по "адрес" - ... метров, не свидетельствует о соответствии земельного участка с кадастровым номером N ... государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, поскольку из содержания данного заключения и приложенной к нему картографической схемы расположения земельного участка, следует, что указанное заключение выдано на земельный участок, расположенный в ином месте, на противоположной стороне "адрес" (Т.1, л.д.84-86), что подтвердил в судебном заседании апелляционной инстанции и представитель Управления Роспотребнадзора по Вологодской области Духин О.Я.
Ссылка ООО "АО "Альянс" на СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 с последующими изменениями, в соответствии с пунктом 3.17 которых при подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся, не состоятельна, поскольку они распространяются только на случаи, связанные с невозможностью соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны при размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации.
При этом указанные СанПиН не определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Кроме того, выдавая ООО "АО Альянс" разрешение на строительство указанного выше объекта недвижимости, администрация г.Вологды не учла, что в силу положений статьи 25 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Доводы представителя администрации г.Вологды о том, что такое заключение необходимо лишь в случаях, предусмотренных частями 5-6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, т.е. когда разрешение на строительство выдается в отношении объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку вышеуказанными нормами предусмотрено, что в названных случаях само разрешение на строительство выдается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
Во всех остальных случаях, в том числе, когда разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления субъекту, не планирующему выполнение работ, связанных с использованием недр, требуется лишь заключение указанного федерального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки (статья 25 Закона "О недрах").
С учетом изложенного и в силу требований статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что имеются основания для признания недействительным разрешения на строительство от 11.09.2013 N ... , выданного ООО "АО Альянс", поскольку допущенные администрацией г.Вологды многочисленные нарушения законодательства при его выдаче, безусловно влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
При этом судебная коллегия не считает возможным принять во внимание при рассмотрении настоящего спора выводы эксперта от 10.11.2014, сделанные при проведении судебной экспертизы на предмет установления возможности влияния технологических процессов производства пластиковых окон на качество услуг по добыче минеральных вод для лечебных целей, согласно которым при выполнении всех проектных решений технологический процесс изготовления окон не будет оказывать влияние на качество услуг по добыче подземных минеральных вод для лечебных целей, оказываемых населению БУЗ "Вологодская областная бальнеологическая лечебница им. В.В.Лебедева", в силу того, что признание незаконным выданного разрешения на строительство само по себе не влечет квалификацию постройки как самовольной по правилам статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и не порождает соответствующих правовых последствий в виде безусловного сноса возведенного объекта. Такая постройка может быть снесена только в том случае, если при ее создании были существенно нарушены градостроительные и строительные нормы и правила и ее сохранение в существующем состоянии создает угрозу жизни и здоровью граждан, существенно нарушает законные права и интересы иных лиц, что может быть предметом самостоятельного судебного разбирательства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 03.04.2015 отменить.
Принять по делу новое решение.
Заявление прокурора города Вологды в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать недействительным разрешение на строительство от 11.09.2013 N ... , выданное администрацией города Вологды обществу с ограниченной ответственностью "АО Альянс".
Председательствующий: Г.А.Охапкина
Судьи: О.В.Жидкова
Л.М.Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.