Указание Генеральной прокуратуры РФ, Минобороны РФ и МВД РФ от 21, 22 ноября 1995 г. NN 52/7, 315/3/214, 5
"О неотложных мерах по устранению нарушений законов в процессе призыва граждан на военную службу"
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 13 декабря 2001 г. N 77 настоящее указание признано утратившим силу
В Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках сложилась крайне сложная обстановка из-за хронической неукомплектованности их рядовым и сержантским составом. Одной из причин такого положения является ставшее в последнее время массовым уклонение граждан от призыва на военную службу.
Проведенный анализ работы военных комиссариатов и правоохранительных органов показал, что предоставленные им полномочия по пресечению указанных правонарушений используется неэффективно.
Военные комиссариаты практически повсеместно мирятся с фактами невыполнения руководителями предприятий, учреждений, организаций обязанностей по представлению необходимых сведений о гражданах, подлежащих призыву на военную службу, необходимых мер воздействия к ним не принимают. Крайне редко применяется административная ответственность к лицам, уклоняющимся от явки в военкоматы.
Направляемые в органы прокуратуры материалы на привлечение к ответственности граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу не содержат, как правило, полных данных о совершенных ими уголовно-наказуемых деяниях. В результате допускается волокита с принятием решений об ответственности виновных, поскольку многие прокуроры вопреки требованиям ст. 109 УПК РСФСР необоснованно возвращают материалы на дооформление в военные комиссариаты и последующее их движение не контролируют. По этой причине значительная часть призывников уклоняется от военной службы. Розыск указанных лиц органами внутренних дел ведется пассивно, организуемые ими оперативно-розыскные мероприятия зачастую носят формальный характер.
Органы прокуратуры допускают серьезные просчеты при осуществлении надзора за исполнением законов призывными комиссиями и военными комиссариатами, а также должностными лицами предприятий и организаций, отвечающими за своевременное предоставление сведений о гражданах, подлежащих призыву на военную службу. В разных регионах отмечены факты призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации несовершеннолетних, инвалидов, а также лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации. Нередко в число призываемых граждан необоснованно включались лица, привлеченные к уголовной ответственности.
Отмеченные недостатки в организации исполнения Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", а также отсутствие должной согласованности в действиях военных комиссариатов и правоохранительных органов отрицательно сказываются на обеспечении обороноспособности страны.
В связи с изложенным, а также с учетом исключительной важности решения задачи комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск рядовым и сержантским составом предлагаем:
1. Военным комиссарам осуществить практические меры, направленные на обеспечение реальности воинского учета. С указанной целью организовать надлежащее взаимодействие с местной администрацией, органами ЗАГСа, ВТЭК, судами, правоохранительными органами, должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности.
В полном объеме использовать меры административной ответственности в отношении должностных лиц, не выполняющих требования Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе". Не оставлять без реагирования ни одного факта несоблюдения призывниками установленного порядка воинского учета и призыва на военную службу.
Исключить из практики работы направление в правоохранительные органы неполных данных о гражданах, уклоняющихся от призыва на военную службу.
2. Органам внутренних дел по запросам военных комиссариатов, прокуратур принимать оперативные меры по розыску и задержанию граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва и прохождения военной службы.
Своевременно сообщать в военные комиссариаты о случаях выявления граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете.
3. Органам прокуратуры обеспечить надзорную деятельность в строгом соответствии с Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04.04.95 N 20/14 "Об активизации надзора за исполнением законодательства о подготовке и призыве граждан на военную службу и разграничении компетенции территориальных и военных прокуроров".
Основной акцент сделать на пресечение нарушений закона призывными комиссиями, военными комиссариатами, проверку соблюдения законности при применении мер административной ответственности в отношении граждан и должностных лиц, нарушающих установленный порядок призыва на военную службу.
Своевременно рассматривать в порядке ст. 109 УПК РСФСР материалы в отношении лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, извещая о каждом случае возбуждения уголовных дел военные комиссариаты. Материалы на дооформление в военные комиссариаты не направлять, проводить по ним проверку в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
4. Военным комиссариатам, органам внутренних дел и прокуратуры совместно с главами администраций по завершении очередных призывов граждан на военную службу проводить совместный анализ этой работы и принимать согласованные меры к устранению причин и условий, способствующих нарушениям закона.
Генеральный прокурор |
Ю. Скуратов |
Министр обороны |
П. Грачев |
Министр внутренних дел |
А. Куликов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание Генеральной прокуратуры РФ, Минобороны РФ и МВД РФ от 21, 22 ноября 1995 г. NN 52/7, 315/3/214, 5 "О неотложных мерах по устранению нарушений законов в процессе призыва граждан на военную службу"
Текст указания официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 13 декабря 2001 г. N 77 настоящее указание признано утратившим силу