Приказ Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 28 ноября 2001 г. N 72/1058
"О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений"
Приказом МВД России и Генеральной прокуратуры РФ от 1 сентября 2011 г. N 992/270 настоящий приказ признан утратившим силу
Настоящий приказ применяется в части, не противоречащей уголовно-процессуальному законодательству и Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации"
Министерство внутренних дел и Генеральная прокуратура Российской Федерации серьезно обеспокоены состоянием учетно-регистрационной дисциплины и частыми нарушениями законности при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях.
Вместо реальных мер по защите граждан от преступных посягательств, изобличению виновных и привлечению их к ответственности, работники милиции нередко подыскивают подходящие основания для отказа в возбуждении уголовных дел, стремятся уговорить или заставить потерпевших не подавать заявлений.
Усилия, принимаемые ранее к наведению порядка, не смогли кардинальным образом изменить ситуацию, поскольку носили характер кампаний и осуществлялись преимущественно административными методами. Мешали делу излишняя ориентация на количественные оценки работы служб, в том числе процент раскрываемости, показатели, которые мало связаны с действительной криминальной обстановкой и задачами милиции по защите населения от преступных посягательств.
Не всегда отвечает предъявляемым требованиям прокурорский надзор.
В целях укрепления законности в деятельности органов внутренних дел и усиления прокурорского надзора при приеме и разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготавливаемых преступлениях приказываем:
1. Начальникам Главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России:
1.1. Наладить надлежащую работу дежурных частей, оснастить их необходимыми техническими средствами, обеспечить соблюдение этими подразделениями установленного порядка приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях.
1.2. Установить персональный контроль за проверкой поступивших по телефонам доверия обращений граждан. Лично рассматривать сообщения о нарушениях при приеме и разрешении заявлений о преступлениях.
1.3. Рассматривать укрытие преступлений от регистрации как тягчайший должностной проступок. По каждому факту нарушения порядка регистрации и учета преступлений определять роль и ответственность не только сотрудников, которым это вменено в служебные обязанности, но и руководителей, своевременно не выявивших и не устранивших способствующие этому условия и причины.
1.4. Сочетать воспитательные и организационные меры с поиском дополнительных ресурсов для компенсации растущих нагрузок на сотрудников, повышения уровня их социальной защищенности.
1.5. Ввести в горрайлинорганах внутренних дел порядок, по которому при вынесении сотрудниками постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с изменением заявителем сделанного им ранее сообщения о преступлении, решение утверждается непосредственным руководителем после собеседования с заявителем о причинах и мотивах изменения позиции.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним специализированным прокурорам:
2.1. В организации надзора исходить из того, что защита прав и законных интересов потерпевших от преступлений является важнейшей обязанностью органов прокуратуры.
2.2. Поставить работу таким образом, чтобы проверки исполнения законов при приеме, регистрации и учете заявлений и сообщений о преступлениях проводились райгорпрокурорами не реже одного раза в месяц. В ходе проверок использовать сводки органов внутренних дел, обоснованные и достоверные сигналы средств массовой информации и обращения граждан, сведения медицинских учреждений и т.п.
2.3. Систематически анализировать состояние законности в органах внутренних дел при регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. В случае необходимости результаты анализа и проблемы, возникающие в этой сфере, рассматривать на совместных заседаниях коллегии.
3. ГУСБ МВД России в пределах своей компетенции, руководителям ГУ МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России:
3.1. Активизировать деятельность подразделений собственной безопасности и инспекций по личному составу по выявлению и пресечению нарушений, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, а также с использованием сотрудниками незаконных методов при раскрытии и расследовании преступных деяний.
3.2. Регулярно проверять поступающие в информационно-статистические подразделения органов внутренних дел статистические карточки о преступлениях, о лицах, к ним причастных, а также о движении уголовных дел на предмет выявления в них признаков подлога.
3.3. Назначать служебные проверки по каждому факту укрытия преступлений от регистрации и учета, использования сотрудниками органов внутренних дел незаконных методов при раскрытии и расследовании преступных деяний, при выявлении признаков преступления своевременно направлять материалы в прокуратуру для принятия процессуального решения.
3.4. Своевременно направлять в ГИЦ МВД России карточки "Нарушение законности" (НЗ) о совершении сотрудниками органов внутренних дел преступлений и правонарушений, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, а также с использованием сотрудниками незаконных методов при раскрытии и расследовании преступных деяний.
4. ГПУ, ГИЦ, ГОИУ, ГУООП, ГУВДТиС, ГУВДРО СОБ МВД России в трехмесячный срок подготовить и представить согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации предложения о переработке нормативных правовых актов МВД СССР, регламентирующих порядок регистрации в органах внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях.
5. Академии управления, ВНИИ МВД России, учитывая предстоящие изменения уголовно-процессуального законодательства, в месячный срок завершить разработку и представить научно обоснованные критерии оценки деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью, учитывающие региональные особенности криминальной ситуации, уровень кадрового и материально-технического обеспечения органов внутренних дел, общественное мнение и иные обстоятельства, связанные с реальным состоянием правопорядка.
6. СКМ, ГПУ МВД России и управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел Генеральной прокуратуры Российской Федерации в месячный срок подготовить и представить согласованные предложения о совершенствовании ведения органами внутренних дел оперативно-справочных и иных учетов, содержащих оперативно-розыскную информацию о преступлениях.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации по курируемым направлениям деятельности.
8. Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам, начальникам Главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России.
Министр внутренних дел |
Б.В. Грызлов |
И.о. Генерального прокурора |
Ю.С. Бирюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 28 ноября 2001 г. N 72/1058 "О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений"
Текст приказа опубликован в Сборнике основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Том 1. 2004 г.
Приказом МВД России и Генеральной прокуратуры РФ от 1 сентября 2011 г. N 992/270 настоящий приказ признан утратившим силу