Настоящее Указание применяется в части, не противоречащей уголовно-процессуальному законодательству и Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации"
В целях установления единого порядка проведения проверок исполнения органами федеральной службы безопасности* Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", обеспечения режимных требований при представлении уполномоченными прокурорами материалов оперативно-розыскной деятельности, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", предлагаем:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам; заместителям директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, руководителям (начальникам) подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации, начальникам территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках и подчиненных подразделений в практической работе по реализации Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и надзору за его исполнением исходить из того, что:
1.1. Оперативно-розыскная деятельность и надзор за законностью ее осуществления должны в равной степени обеспечивать не только гарантии соблюдения прав человека и гражданина, правомерность оперативно-розыскных мероприятий, но и установленный законодательством Российской Федерации, а также ведомственными нормативно-правовыми актами порядок организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий.
1.2. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, а также иных сведений, ставших известными в ходе оперативно-розыскных мероприятий или содержащихся в соответствующих документах и материалах, а равно за засекречивание сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне, либо включение этих сведений в носители данных, составляющих государственную тайну, должностные лица органов прокуратуры и органов Федеральной службы безопасности несут в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" ответственность, вплоть до уголовной.
2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, уполномоченным осуществлять надзор за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности, проверки соблюдения законности проводить:
по обращениям граждан и должностных лиц;
по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях, в связи с отсутствием положительных результатов при раскрытии преступлений, розыске подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам;
при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, органа дознания, определения суда по находящимся в их производстве уголовным делам, а также указания прокурора;
в соответствии с планом работы или по указанию прокурора, имеющего право давать такие указания.
При этом иметь в виду, что сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной и разведывательной деятельности органов Федеральной службы безопасности в предмет проверок не входят,
2.1. Проверки проводить только тем прокурорам, на которых возложено непосредственное осуществление надзорных функций. Копии (выписки) приказов с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, направлять для сведения соответствующим начальникам органов Федеральной службы безопасности.
У уполномоченных прокуроров должна быть оформлена соответствующая форма допуска для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
2.2. Выписывать соответствующее предписание на проведение проверки и предъявлять его начальнику органа Федеральной службы безопасности.
Предписание оформлять на официальном бланке прокуратуры. В предписании указывать фамилию, имя, отчество и должность уполномоченного прокурора, данные о наличии допуска, а также при необходимости - другие сведения, вытекающие из ведомственных нормативных документов.
В управлениях и отделах (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры предписания подписывать начальникам соответствующих подразделений, заверять их печатями подразделений по защите государственной тайны.
В управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах предписания подписывать начальникам управлений и заверять их печатями управлений.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах предписания подписывать руководителям прокуратур, заверять их печатями подразделений по защите государственной тайны.
В прокуратурах районов и городов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах предписания подписывать прокурорам и заверять их печатями прокуратур. Если уполномоченным прокурором назначен прокурор района или города, приравненный к нему военный или иной прокурор, предписание в установленном порядке выдается вышестоящим прокурором и незамедлительно направляется по назначению.
3. Оперативно-служебные материалы и иные документы изучать в установленном нормативными актами порядке ведения секретного делопроизводства, как правило, в помещениях органов Федеральной службы безопасности, отвечающих требованиям режима секретности.
Истребование таких материалов в прокуратуру производить в исключительных случаях.
4. При осуществлении проверок уполномоченным прокурорам:
знакомиться с нормативными правовыми актами ФСБ России, регламентирующими порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, с учетно-регистрационной документацией, а также материалами дел оперативного учета, сигнальных и оперативных подборок (далее - дела оперативного учета);
принимать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры к отмене незаконных и необоснованных постановлений о возбуждении или отказе в возбуждении уголовных дел, а также других незаконных решений начальников органов Федеральной службы безопасности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
требовать письменные объяснения от должностных лиц органов Федеральной службы безопасности, допустивших нарушения закона при реализации своих полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
принимать меры к устранению выявленных нарушений закона, привлечению виновных должностных лиц к ответственности, а также отстранению их от участия в работе по делам оперативного учета;
в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке проводить проверки в отношении сотрудников органов Федеральной службы безопасности, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в действиях которых усматриваются признаки состава преступления;
при необходимости давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам дополнительных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать прекращения проведения таких мероприятий; высказывать предложения о направлениях работы по делам оперативного учета.
5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам не реже одного раза в полугодие о результатах надзора за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности органами Федеральной службы безопасности информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а военным прокурорам в те же сроки - Главную военную прокуратуру.
О наиболее грубых нарушениях закона сообщать безотлагательно.
6. Управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главной военной прокуратуре каждое полугодие анализировать состояние законности при осуществлении органами Федеральной службы безопасности оперативно-розыскной деятельности, а также практику прокурорского надзора.
Итоговые справки направлять для обобщения в Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности.
7. Руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, подчиненных подразделений:
7.1. Представлять уполномоченным прокурорам перечни дел оперативного учета с указанием их условных наименований, регистрационных номеров классифицирующих признаков, номеров журналов, в которых они зарегистрированы.
По требованию уполномоченных прокуроров предъявлять в полном объеме дела оперативного учета и регистрационные документы, а также иные оперативно-служебные документы, необходимые для оценки законности проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Создавать прокурорам условия, обеспечивающие надлежащую организацию и проведение проверок.
Предъявление уполномоченным прокурорам оперативно-служебных материалов производить в порядке ведения секретного делопроизводства, установленном нормативными актами.
7.2. Начальникам подчиненных подразделений после получения предписаний о проведении проверок незамедлительно письменно информировать об этом соответствующие территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках.
Руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках в течение суток после получения сообщений о проведении проверок письменно информировать об этом Инспекторское управление ФСБ России (начальникам органов безопасности в войсках - через УВКР ФСБ России).
7.3. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов Федеральной службы безопасности, а также о лицах, оказывающих или оказывавших органам Федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, представлять уполномоченным прокурорам только с письменного согласия указанных лиц и сотрудников, за исключением тех случаев, когда требуется их привлечение к уголовной ответственности.
Подлинники документов, исполненных лицами, оказывающими органам Федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, и (или) факсимильные копии (в том числе фото- и ксерокопии) представлению не подлежат.
7.4. Дела оперативного учета и иные оперативно-служебные документы, в том числе судебные решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, относящиеся к разведывательной и контрразведывательной деятельности (государственная измена, шантаж), представлять для проверки при наличии у прокурора данных, свидетельствующих о нарушении органами Федеральной службы безопасности законодательства Российской Федерации.
Для надзора за соблюдением разрешенных сроков проведения оперативно-технических мероприятий по делам оперативного учета указанной категории представлять прокурорам специально предназначенные для этого оперативно-служебные документы. Установочные данные о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета, в таких документах не отражать.
7.5. По окончании проверок составлять справки с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченных прокуроров, сроков, проверенных подразделений, материалов (без указания установочных данных проходящих по ним лиц), выводов, предложений прокуроров, выявленных недостатков, нарушений и принятых мер по их устранению.
Начальникам подчиненных подразделений справки направлять в соответствующие территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках не позднее трех суток после окончания проверок.
Руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках письменно информировать Инспекторское управление ФСБ России о результатах прокурорских проверок не позднее пяти суток после их окончания (начальникам органов безопасности в войсках - через УВКР ФСБ России). О выявленных нарушениях закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, сообщать незамедлительно.
8. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности и заместителя директора - начальника Инспекторского управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Указание направить начальникам управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам; руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках. Довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
В. Устинов |
Директор Федеральной |
Н. Патрушев |
------------------------------
* К органам Федеральной службы безопасности относятся: подразделения ФСБ России, подразделения департаментов ФСБ России, подразделения ФСБ России центрального подчинения (далее - подразделения ФСБ России), управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы безопасности), управления (отделы) ФСБ России по округам, флотам, группам войск, региональным управлениям ФПС России, объединениям центрального подчинения (далее - органы безопасности в войсках), самостоятельные подразделения (службы, отделы, отделения), находящиеся в подчинении территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках (далее - подчиненные подразделения).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание Генеральной прокуратуры РФ и ФСБ РФ от 18 апреля 2002 г. N 20-27/10 "О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами федеральной службы безопасности"
Текст Указания опубликован в Сборнике основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Том 1. 2004 г.