Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Губаревой С.А.,
судей Ярадаева А.В. и Савелькиной Г.О.,
при секретаре Поликарповой В.Ю..
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску администрации г.Чебоксары к Игнатьеву В.Г. об устранении недостатков и приведении земельного участка в соответствие с действующими нормативами и требованиями,
поступившее по апелляционной жалобе администрации г.Чебоксары на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 марта 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация г.Чебоксары обратилась в суд с иском к Игнатьеву В.Г. об устранении недостатков, указанных в акте контрольной проверки по устранению выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения путем установления торгово-остановочного павильона на остановке общественного транспорта улично-дорожной сети "адрес" в соответствии с требованиями пункта 3.10.6 ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", пункта 11.6 СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги".
Требования мотивированы тем, что ответчик, являясь арендатором части земельного участка с кадастровым номером N (учетный номер 5) общей площадью 80 кв.м. по "адрес" (четная сторона), в районе остановки общественного транспорта " "данные изъяты"" с видом разрешенного использования "для размещения объектов торговли (для установки временного остановочного и торгового павильонов)" в нарушение пункта 3.10.6 Стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах с объектом обслуживания населения. Общие технические требования", пункта 11.6 Свода правил СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги", в силу которых ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки, установил на остановке общественного транспорта улично-дорожной сети " "данные изъяты"" по ул. "адрес" автопавильон, совмещенный с объектом обслуживания населения, на расстоянии 1,9 м от кромки остановочной площадки.
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель истца- администрации г. Чебоксары не участвовал.
Ответчик Игнатьев В.Г. и его представитель Владимиров А.А. исковые требования не признали.
Судом постановлено решение, которым администрации г. Чебоксары отказано в удовлетворении иска о возложении на Игнатьева В.Г. обязанности устранить недостатки, указанные в акте контрольной проверки по устранению выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, от 16 мая 2014 года путем установления торгово-остановочного павильона на остановке общественного транспорта улично-дорожной сети " "данные изъяты"" по ул. "адрес" в соответствии с требованиями пункта 3.10.6 ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", пункта 11.6 СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги".
Указанное решение обжаловано администрацией г.Чебоксары по мотивам незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе указано, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права и содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации г. Чебоксары Михайловой О.В., поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения Игнатьева В.Г. и его представителя Владимирова А.А., возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда указанным требованиям не соответствует.
Из материалов дела следует, что 12 августа 2013 года между администрацией города Чебоксары и Игнатьевым В.Г. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 80 кв.м. для размещения объектов торговли (для установки временного остановочного и торгового павильонов). Срок аренды установлен с 09.08.2013 г. по 09.08.2016 г..
На указанном земельном участке Игнатьев В.Г. установил торгово-остановочный павильон.
16 мая 2014 года старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Чебоксары, с участием двух свидетелей, составлен акт контрольной проверки по устранению выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения. В ходе проверки было выявлено, что остановочный павильон на остановке общественного транспорта улично-дорожной сети " "данные изъяты"" по ул. "адрес" размещен на расстоянии 1,9 метра от кромки остановочной площадки, при установленном нормативном требовании не менее 3 метров.
Обращаясь в суд с иском, администрация г. Чебоксары указала, что акт контрольной проверки по устранению выявленных недостатков, был направлен Игнатьеву В.Г. для их устранения и приведения земельного участка в соответствие с требованиями нормативов, однако, последний до настоящего времени их не устранил.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что стороны вступили в договорные отношения по поводу использования спорного земельного участка, который ответчиком используется по его целевому назначению, торговый павильон возведен им в соответствии с проектом временного остановочного и торгового павильонов в районе остановки общественного транспорта, предусматривающего расстояние в 1,5 м. от края проезжей части, который согласован с Управлением архитектуры и градостроительства. Доказательств реальной угрозы жизни и здоровью сохранением строения истцом не представлено.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, в связи со следующим.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Госавтоинспекции за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, содержании дорог, дорожных сооружений в части обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотрен в Наставлениях по службе дорожной инспекции и организации движения Госавтоинспекции, утвержденных приказом МВД РФ от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ" (действовавших на момент проведения проверки 16 мая 2014 года).
Пунктом 3 Наставлений было определено, что выполнение контрольных, надзорных и разрешительных функций возлагается в частности на отделы дорожной инспекции и организации движения управлений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главных управлений внутренних дел субъектов РФ, а также на сотрудников, на которых возложены эти обязанности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Пунктом 3.10.6 стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденного распоряжением Минтранса Российской Федерации от 23.05.2003 г. N ИС-460-р, и устанавливающего общие технические требования к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения, предусмотрено, что ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 метров от кромки остановочной площадки.
Свод правил СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги" устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.
Ближайшая грань павильона для пассажиров должна быть расположена не ближе 3 метров от кромки остановочной площадки (п. 11.6 свода правил "СНиП 2.05.02085 "Автомобильные дороги").
Указанные положения Стандарта отрасли и Свода правил являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Факт нарушения правил п. 3.10.6 ОСТ 218.1.002-2003, п.11.6 СП 34.13330.2012, подтверждается материалами дела, и стороной ответчика не было представлено допустимых доказательств, опровергающих данный факт.
При этом не может быть принят во внимание довод ответчика и его представителя о том, что при размещении торгово-остановочных павильонов необходимо руководствоваться п. 5.3.3.8 ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", содержащего нормы по расположению посадочной площадки, где, в том числе, указано, что в населенных пунктах в стесненных условиях ширина посадочной площадки может быть уменьшена до 1,5 м. Названный пункт не содержит требования к размещению торгово-остановочного павильона на остановочной площадке.
Более того, пунктом 5.3.3.10 указанного ГОСТа также установлено, что расстояние от края проезжей части (остановочной площадки) до ближайшего к ней края павильона для пассажиров должно быть более 3 м.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что находящийся на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 80 кв.м., предоставленном в аренду ответчику, торгово-остановочный павильон расположен им с нарушением требований, установленных указанными выше Стандартами и Правилами, требования администрации г. Чебоксары подлежали удовлетворению.
Согласование проекта "Проектирование временного остановочного и торгового павильона в районе остановки общественного транспорта " "данные изъяты"" (четная сторона) г. Чебоксары" гл. архитектором г. Чебоксары, не может являться основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку такое согласование, само по себе, не освобождает от исполнения действующих отраслевых норм и правил.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований администрации г. Чебоксары.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 марта 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым возложить на Игнатьева В.Г. обязанность установить торгово-остановочный павильон на остановке общественного транспорта улично-дорожной сети " "данные изъяты"" по "адрес" в соответствии с требованиями пункта 3.10.6 ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", пункта 11.6 СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги".
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.