Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
судьи-председательствующего Берко А.В.,
судей: Киселева Г.В., Горкуна В.Н.,
при секретаре судебного заседания К.А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - Министерства обороны Российской Федерации в лице представителя по доверенности К.Т.В. на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 24 марта 2015 года
по иску Д.С.М., Д.З.В., С.Д.Ю., Л.О.С. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации,
заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,
УСТАНОВИЛА:
06 февраля 2015 года истцы Д.С.М., Д.З.В., С.Д.Ю., Л.О.С. обратились в Буденовский районный суд с данным иском, указав, что проживают в государственной квартире по адресу: ***, предоставленной Д.С.М. 28 марта 1995 года МО РФ через уполномоченный орган - Буденновскую КЭЧ как военнослужащему, что подтверждается ордером N*** от 28 марта 1995 года. Указанная квартира не признавалась служебной и не была включена в список служебных квартир микрорайона Северный г. Буденновска, что подтверждается письмом архивного отдела администрации Буденовского муниципального района от 12 ноября 2014 года N***. Спорная квартира не является муниципальной собственностью администрации г. Буденновска. Договор найма жилого помещения с Д.С.М. с 28 марта 1995 года не заключался. 13 декабря 1998 года Д.С.М. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании приказа Командующего *** N*** от 09 декабря 1998 года. 12 апреля 2006 года Д.С.М. заключил с Буденовкой КЭЧ района договор найма служебного жилого помещения N***. Данный договор заключен на условиях социального найма. Правопреемником Буденновской КЭЧ района является ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ. По отношению к нанимателю перестал существовать наймодатель. Новый договор найма с истцом не заключался. Для осуществления приватизации занимаемого жилого помещения истец обратился к ответчику - МО РФ, в Департамент имущественных отношений, в Департаменту жилищного обеспечения, и к собственнику спорной квартиры - Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в досудебном порядке с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения. МО РФ на заявление в письме от 25 ноября 2014 года N*** сообщило, что вопрос приватизации жилых помещений находится в компетенции Департамента имущественных отношений МО РФ. ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" письмом от 08 декабря 2014 года N*** сообщило, что Уставом ФГКУ СКТУИО не предусмотрены полномочия по передаче жилых помещений в собственность. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Департамент жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ "ЮРУЖО" проигнорировали заявления и в установленный законом срок не прислали ответы. Департамент имущественных отношений МО РФ на заявление от 10 ноября 2014 года 02 декабря 2014 года дал ответ N*** из которого следует, что спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ. Ранее истцы в приватизации не участвовали и другого жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют. Отказ в приватизации по основаниям отсутствия механизма передачи в собственность гражданам не основан на Законе РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и является неправомерным, поскольку подобные квартиры не относятся к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации. Просили суд признать за Д.С.М., Д.З.В., С.Д.Ю., Л.О.С. по 1/4 доли в праве долевой собственности на квартиру по адресу: *** в порядке приватизации; прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Министерства Обороны Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: *** (л.д.3-9).
Обжалуемым решением Буденновского городского суда от 24 марта 2015 года исковое заявление Д.С.М., Д.З.В., С.Д.Ю., Л.О.С. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворено. За Д.С.М., Д.З.В., С.Д.Ю., Л.О.С. признано по 1/4 доли в праве долевой собственности на квартиру, по адресу: г*** в порядке приватизации. Прекращено право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Министерства Обороны Российской Федерации на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: *** (л.д.95-109).
В апелляционной жалобе ответчик - Министерство обороны Российской Федерации в лице представителя по доверенности К.Т.В. просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истцов отказать, указав, что суд не принял во внимание, что спорное жилое помещение относится к категории служебных жилых помещений, которые не подлежат приватизации, соответственно в отношении него не был заключен договор социального найма. Договор найма служебного жилого помещения и решение о его предоставлении не были признаны недействительными в установленном законом порядке. Кроме того, материалами дела не подтверждается факт признания Д.С.М. нуждающимся в жилом помещении (л.д.132-137).
В возражениях на апелляционную жалобу истец Д.С.М. в лице представителя по доверенности С.Д.Ю. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д.148-153).
Исследовав материалы гражданского дела N***, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, и в поступивших относительно неё возражениях, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
Как следует из положений ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации от 04 июля 1991 года N1541-1, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Приведённые положения закона свидетельствуют о том, что определяя круг объектов не подлежащих приватизации, законом введён запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
Согласно положений п.1 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Из положений ч.2 ст.92 ЖК РФ следует, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч.3 ст.92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при применении положений ЖК РФ о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ч.2 ст.92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92-98 ЖК РФ. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч.2 ст.90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N42. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу ст.5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения; б) после 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно ст.99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N42. В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР), а основанием для вселения в общежитие - ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (ст.109 ЖК РСФСР).
Материалы дела свидетельствуют о следующем.
Д.С.М. проходил военную службу, досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, календарная выслуга составляет 20 лет 04 месяца, льготная выслуга - 35 лет 06 месяцев.
Состав семьи Д.С.М. 4 человека: Д.С.М., его жена Д.З.В., дочь Л.О.С., сын С.Д.Ю.
28 марта 1995 года КЭЧ Буденовского района СКВО МО РФ Д.С.М. выдан ордер N*** с семьей, состоящей из 5 человек, на право занятия четырёх комнат площадью 56,78 кв.м. по адресу: ***.
14 октября 2008 года между Буденовской КЭЧ района, действующей от имени собственника жилого помещения - Министерства обороны Российской Федерации (Наймодатель), структурного подразделения Буденовской КЭЧ района Домоуправление N1 (Домоуправление) и Д.С.М. (Наниматель) заключен договора найма жилого помещения в домах Министерства обороны Российской Федерации N*** о передаче Наймодателем Нанимателю на время переоформления в пользование изолированного жилого помещения, находящегося в государственной (ведомственной) собственности, состоящего из четырёх комнат в четырёхкомнатной квартире общей площадью 82,10 кв.м., жилой площадью 56,78 кв.м. по адресу: ***.
Из письма Администрации Буденовского муниципального района Ставропольского края от 12 ноября 2014 года N*** следует, что в документах архивного отдела сведения о присвоении статуса служебного помещения, расположенного по адресу: *** отсутствуют.
Приведённые обстоятельства свидетельствуют о том, что указанная квартира не являлась служебным жилым помещением.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции, приведя нормы материального права, подлежащие применению к данному правоотношению, правомерно пришёл к выводу об удовлетворении заявленных истцами Д.С.М., Д.З.В., С.Д.Ю., Л.О.С. исковых требований.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Буденновского городского суда от 24 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.