Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сивохина Д.А.
судей - Лазаревой М.А. и Шабаевой Е.И.
при секретаре - Гратер Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Логуновой Л.И. по доверенности Кузнеченкова А.А. на решение Промышленного районного суда г.Самары от 08 мая 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных требований Логуновой Л.И. об оспаривании действий Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, отказать в полном объеме".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Логунова Л.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области.
В обоснование своих требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 552,30 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, ограничений и обременении не зарегистрировано, разрешенное использование садоводство. Из письма Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 28.10.2014 года за N Д05-01-01/10190-0-1 стало известно, что ее участок находится в красных линиях ул "данные изъяты" и в соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, принадлежит к территории общего пользования. На принадлежащем ей участке нет площадей, улиц, проездов - к существующим территориям общего пользования участок не относится. Отнесение Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара участка к территориям общего пользования незаконно, нарушает ее права пользования земельным участком - она не может изменить разрешенное использование.
16.03.2015г. она обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Решением от 20.03.2015г. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области рассмотрение заявления приостановлено, в связи с предоставленным письмом Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара об отнесении принадлежащего заявителю участка к местам общего пользования.
С учетом уточнения просила суд признать незаконным предоставление Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара о принадлежности земельного участка, площадью 552,30 кв.м. по адресу: "адрес" с кадастровым номером N к территории общего пользования, исключить из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара сведений о принадлежности земельного участка площадью к территории общего пользования, признать незаконным решение N63-00-19/15-26781 о приостановлении осуществления кадастрового учета ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 20.03.2015г. и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области рассмотреть заявление N63-0-1-111/3201/2015-1481 от 16.03.2015г.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Логуновой Л.И. по доверенности Кузнеченков А.А. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя по доверенности Кузнеченков А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области по доверенности Анникова М.С. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено, что Логуновой Л.И. на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель: земли поселений площадью 552,30 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 052428 выданного 20.01.2004 года.
Согласно свидетельства о праве собственности Логуновой Л.И. на земельный участок площадью 552,3 кв.м. по адресу "адрес", выданного Комитетом по земельный ресурсам и землеустройству 5 мая 1998года N 10296, усматривается, что 80 кв.м. указанного земельного находятся в красной линии.
По результатам рассмотрения обращения по поручению Логуновой Л.И. о предоставлении сведений их информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара от 03.03.2015 N Д05-01-01/1650-0-1 Департамент направил ответ, согласно которому земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5).
Из ответа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 28.10.2014года о предоставлении сведений из ИСОГД г.о. Самара усматривается, что вышеуказанный земельный участок принадлежит к территории общего пользования.
Установлено, что 16.03.2015года заявитель обратилась в орган кадастрового учета с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером N в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, предоставив выписку из ИСОГД г.о. Самара от 03.03.2015года.
По данному заявлению Логуновой Л.И. органом кадастрового учета принято решение от 20.03.2015года о приостановлении осуществления кадастрового учета, в связи с не представлением необходимых для кадастрового учета документов и рекомендовано представить документ, подтверждающий изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N.
Департамент в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляемой на территории городского округа Самара.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности согласно пункту 1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках,
В соответствии с Распоряжением департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11.11.2011 NД05-01-06/93 "Об утверждении Положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара и установлении размера платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара" автоматизированная ИСОГД - это система базы данных со всеми внесенными в нее актуальными документами, материалами, картами, схемами и чертежами информационной системы.
ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
Органом, непосредственно осуществляющим функции по ведению ИСОГД в городском округе Самара, является Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент).
Сведения ИСОГД являются муниципальным информационным ресурсом и в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" находятся в муниципальной собственности.
Сведения ИСОГД являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к категории ограниченного доступа.
В настоящее время в распоряжении Департамента имеются электронные копии топографических планшетов с отображением красных линий, входящие в состав ИСОГД, созданной в порядке, установленном действующим федеральным законодательством.
Установлено, что согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД, спорный земельный участок принадлежит к территории общего пользования, поскольку расположен в красных линиях.
Таким образом, действия Департамента совершены в соответствии с действующим законодательством, а также в пределах полномочий Департамента как органа местного самоуправления.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, судебная коллегия считает возможным указать, что оспариваемое письмо Департамента не содержит властного волеизъявления, не накладывает обязанностей, не влечет нарушения прав и свобод граждан и организаций, препятствий к их осуществлению не создает.
Департамент строительства и архитектуры г.Самара в рамках своей компетенции в соответствии с установленным порядком предоставил ответ в соответствии с теми сведениями, которые были предоставлены ИСОГД.
Оснований для критической оценки официальных сведений у суда не имелось.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о признании правомерным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законом.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из статьи 40 Земельного кодекса РФ следует, что если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка. Первоначально разрешенное использование участка определяется в процессе градостроительного зонирования и в процессе предварительного согласования места размещения объекта. Если же правообладатель земельного участка по тем или иным причинам желает застроить его иным образом, то для этого подлежит изменению его целевое назначение и разрешенное использование с получением на это необходимых согласований и с соблюдением процедуры, установленной законом.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Таким образом, упомянутая норма тоже имеет в виду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области правомерно вынесено решение от 20.03.2015 года о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений вышеуказанного объекта недвижимости.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что доказательств, подтверждающих отнесение ее земельного участка к местам общего пользования, не представлено.
Эти доводы являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.
Факт расположения указанного земельного участка в красных линиях подтверждается представленными в материалы дела документами.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.Самары от 08 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.