Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Кривцовой О.Ю.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Айдарове Р.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МР Благовещенский район РБ на решение Благовещенского районного суда РБ от дата, которым постановлено:
обязать администрацию муниципального района Благовещенский район РБ обеспечить финансирование муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад с. Бедеева Поляна муниципального района Благовещенский район РБ по установке технических средств охраны: системы телевизионного наблюдения и сигнализации в здании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад с. Бедеева Поляна муниципального района Благовещенский район РБ расположенном по адресу: адрес, в течение ... месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Бедеева Поляна муниципального района Благовещенский район РБ установить технические средства охраны: системы телевизионного наблюдения и сигнализации в здании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад с.Бедеева Поляна муниципального района Благовещенский район РБ, расположенном по адресу: адрес в течение ... месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией муниципального района Благовещенский район РБ.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Благовещенский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском (с учетом последующих уточнений) к администрации МР Благовещенский район РБ, МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ об обязании установить в образовательном учреждении технические средства охраны.
По утверждению истца, по результатам проведения прокурорской проверки установлено, что МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ в нарушение требований законодательства об антитеррористической укрепленности образовательных учреждений не оснащено техническими средствами охраны - системами телевизионного наблюдения и охранной сигнализацией.
Данное нарушение, по мнению истца, делает затруднительным своевременное выявление на территории МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ посторонних лиц и принятие мер по предупреждению и пресечению террористических актов, способствует снижению уровня безопасности данного учреждения от возможных террористических появлений, ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся и иных участников образовательного процесса.
Также указал, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Просил суд обязать администрацию МР Благовещенский район РБ обеспечить финансирование МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ по установке технических средств охраны: системы телевизионного наблюдения и сигнализации в здании МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ, в течение ... месяцев с момента вступления в законную силу решения суда. Также просил обязать МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ установить указанные технические средства охраны в течение ... месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией МР Благовещенский район РБ.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МР Благовещенский район РБ просит решение отменить в части возложения на нее обязанности по финансированию установки технических средств охраны - системы телевизионного наблюдения и сигнализации в здании МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ. По утверждению подателя жалобы, законодательством не конкретизированы полномочия администрации МР Благовещенский район РБ как органа местного самоуправления по осуществлению мероприятий по противодействию терроризму; объем финансирования и выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз, муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Данные рекомендации администрацией МР Благовещенский район РБ исполняются, прямая обязанность по финансированию установки технических средств охраны - системы телевизионного наблюдения и сигнализации в зданиях - у органа местного самоуправления отсутствует. Истцом не представлено доказательств того, что отсутствие системы видеонаблюдения в МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, заслушав представителей муниципального казенного предприятия Управлении образования муниципального района Благовещенский район РБ Бикубулатову З.Р. и администрации муниципального района Благовещенский район РБ Тумакову С.Т., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
В силу ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Как следует из ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации относятся, в частности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Как следует из ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ).
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. ст. 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 3 ст. 215 ГК РФ).То есть собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).
В силу ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию деятельности муниципальных казенных учреждений.
Ст. 161 БК РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Согласно п. 11, 7, 29 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
На основании ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел к выводу о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, однако ответчиками данные обязанности не исполняются, системы телевизионного наблюдения и охранная сигнализация в здании МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ отсутствует.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, согласно Уставу МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ, данное учреждение является муниципальным, создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий МР Благовещенский район РБ сфере образования. Учредителем МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ является муниципальное образование (л.д. 15-16).
МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в настоящее время в здании МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ отсутствуют системы технического контроля за обстановкой -телевизионное наблюдение и охранная сигнализация.
При вынесении обжалуемого решения суд исходил из того, что осуществление деятельности детского сада при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что обязанность по исполнению требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности возложена законом как на образовательные учреждения, так и на органы местного самоуправления в пределах их полномочий, суд пришел к верному выводу о возложении на МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ обязанности по установке приведенных технических средств охраны в здании детского сада, а на администрацию МР Благовещенский район РБ - обязанности по финансированию МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ по установке данных технических средств охраны.
Суд правильно указал, что выполнение этих обязанностей ответчиками направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данные меры являются профилактическими, направлены на противодействие террористической деятельности.
Сроки исполнения ответчиками приведенных обязанностей были определены судом исходя из заявленных требований и принципа разумности.
С данным решением судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством не конкретизированы полномочия администрации МР Благовещенский район РБ как органа местного самоуправления по осуществлению мероприятий по противодействию терроризму; объем финансирования и выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз, муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; прямая обязанность по финансированию установки технических средств охраны - системы телевизионного наблюдения и сигнализации в зданиях - у органа местного самоуправления отсутствует; истцом не представлено доказательств того, что отсутствие системы видеонаблюдения в МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении.
Данные доводы сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Так, суд правильно указал, что отсутствие в здании МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ системы телевизионного наблюдения и охранной сигнализации способствует созданию условий для наступления негативных последствий в учреждении, несвоевременного принятия мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц.
В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
С учетом изложенного, суд правильно возложил обязанность по финансированию МАДОУ детский сад с. Бедеева Поляна МР Благовещенский район РБ по установке данных технических средств охраны на администрацию МР Благовещенский район РБ поскольку она является органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение данной обязанности ответчиком направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Принимая во внимание, что решением суда за неопределенным кругом лиц и в первую очередь за детьми признано право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, оснований для отмены судебного постановления по настоящему делу апелляционная инстанция не находит.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благовещенского районного суда РБ от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МР Благовещенский район РБ - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
Судьи О.Ю. Кривцова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Е.Г. Денисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.