Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Куловой Г.Р.,
Латыповой З.Г.,
при секретаре Калимуллиной Л.Р.,
при рассмотрении в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Б.Э.Н. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
заявление Изиятуллиной Я.А., Баймухаметовой В.М., Хужиной А.Т., Галимовой А.М., Раши Н.М., Тырышкина Д.В. о признании незаконным отказа Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным и недействительным отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме N ... от ...
Обязать Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь земельного участка - ... кв.м, разрешенное использование: для обслуживания многоквартирного жилого дома средней этажности; со следующими координатами поворотных точек границ земельного участка:
...
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Изиятуллина Я.А., Баймухаметова В.М., Хужина А.Т., Галимова A.M., Раши Н.М., Тырышкин Д.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органов местного самоуправления.
В обоснование требований указали, что уполномоченный представитель А.Л.В., приложив схему расположения земельного участка общей площадью ... кв.м, разрешенное использование: для обслуживания многоквартирного жилого дома средней этажности, обратилась в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан с заявлением от ... , в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, используемого для обслуживания многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... Письмом от ... N ... Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан отказало в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, мотивировав его тем, что в установленном порядке не утвержден проект межевания территории, где расположен земельный участок.
Заявители считают отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным и необоснованным, поскольку отсутствие проекта межевания территории не препятствует формированию земельного участка, используемого для обслуживания многоквартирного жилого дома и действующим законодательством отсутствие проекта межевания территории как основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не предусмотрено.
Просили суд признать незаконным и недействительным отказ Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфа от ... N ... , обязать Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в пятидневный срок утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь земельного участка - ... кв.м, разрешенное использование: для обслуживания многоквартирного жилого дома средней этажности, с границами земельного участка, установленным по координатам поворотных точек, приведенным в схеме, используемого для обслуживания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Б.Э.Н. просит решение отменить как незаконное, так как заявители не обладают правом формирования земельного участка, на котором располагается многоквартирный дом, так как данное полномочие законодательством отнесено к компетенции местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя заявителей Баймухаметовой В.М., Галимовой А.М. - Х.М.Ф., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Согласно статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных органов или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно-властное распоряжение, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что жилой дом по адресу: ... учтен в государственном кадастре недвижимости под кадастровым номером ... , состоит из помещений с кадастровыми номерами ... и является многоквартирным жилым домом, что подтверждается кадастровой выпиской от ... N ... , выданной Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Башкортостан".
Указанные помещения в многоквартирном доме принадлежат на правах собственности Изиятуллиной Я.А., Баймухаметовой В.М., Галимовой A.M., Тырышкину Д.В., Хужиной А.Т. и Хужину P.P., Раши Н.М., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права ... от ... и выписками из ЕГРП N ... от
... Изиятуллиной Я.А. с ООО "Координата" заключен договор на кадастровые работы по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предназначенного для обслуживания многоквартирного жилого дома по адресу: ... , в соответствии с которым кадастровым инженером Ф.А.Р. подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Результат работ по договору передан по акту приема-передачи от ... Общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ... соответствии с протоколом от ... принято решение о формировании земельного участка, А.Л.В. определена лицом, уполномоченным обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и совершать все необходимые действия, связанные с этим.
... А.Л.В., приложив схему расположения земельного участка общей площадью ... кв.м, разрешенное использование: для обслуживания многоквартирного жилого дома средней этажности, с границами земельного участка согласно координат поворотных точек, приведенным в схеме, обратилась с заявлением (вх. N ... от ... ) о ее утверждении в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан.
Письмом от ... N ... Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфа возвратило без согласования схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории А.Л.В., указав на невозможность ее утверждения до утверждения проектной документации, сообщив, что в существующей застройке городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, не разделенной на земельные участки, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются в составе проектов межевания территорий, утверждаемых местной администрацией с соблюдением процедур публичных слушаний.
На основании статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
К процедуре формирования земельного участка ввиду отсутствия в жилищном законодательстве специального регулирования подлежат применению правила статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о порядке формирования земельного участка по заявлению собственника расположенного на нем объекта капитального строительства, действовавшей на дату вынесения оспариваемого решения.
По смыслу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления на основании поступившего заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии),естественных границ земельного участка. Указанные законоположения не противоречат статьям 11.2, 11.10, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившим в силу с 01 марта 2015 года.
В соответствии с Постановлением главы Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от ... N ... утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в городском округе г.Уфа Республики Башкортостан".
Пунктом 2.8 административного регламента определен исчерпывающий перечень необходимых документов для предоставления муниципальной услуги.
В пункте 2.11 административного регламента указано, что основаниями для отказа в предоставлении услуги могут быть: поступление заявления об отзыве предоставлении или прекращении рассмотрения заявления; представление заявителем недостоверных сведений; непредставление (в том числе представление не в полном объеме) необходимых документов (в этом случае заявителю (представителю заявителя) направляется ответ с указанием документов, подлежащих представлению); обращение неуполномоченного лица; текст заявления не поддается прочтению; содержание заявления не позволяет определить испрашиваемую услугу; отсутствие в заявлении ФИО, подписи заявителя и адреса для ответа; в заявлении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, и имуществу специалиста, а также членов его семьи. Между тем, административный регламент не содержит указания на отсутствие проекта межевания территории, утвержденного местной администрацией, как основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Сторонами не оспаривается, что границы земельного участка, отраженные в представленной на утверждение схеме расположения земельного участка соответствуют фактическому землепользованию, требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Доказательства, что утверждение схемы нарушает права и интересы третьих лиц, в материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах, отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, основанный на отсутствии проектов межевания территорий, утвержденных местной администрацией с соблюдением процедур публичных слушаний, выраженный в письме от ... N ... , нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N2 (ред. от 09 февраля 2012 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 28 мая 2010 года N12-П выражена правовая позиция, согласно которой формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений и органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания, при этом, с заявлением может обратиться любой из собственников помещений, хотя бы и не уполномоченный на то их общим собранием.
Согласно статьям 8, 35, 36 Конституции Российской Федерации признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, право частной собственности охраняется законом, каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии со статьями 11, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных прав в соответствии с процессуальным законодательством осуществляется судом, а ненормативный акт органа местного самоуправления, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным, при этом в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что земельный участок площадью ... кв.м, разрешенное использование: для обслуживания многоквартирного жилого дома средней этажности, с границами земельного участка согласно координатам поворотных точек, приведенным в схеме, используется для обслуживания многоквартирного дома, принадлежащего заявителям. Избранный заявителями способ судебной защиты является обоснованным и отвечает требованиям закона.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме N ... от ... , нарушает права и законные интересы заявителей.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права, выводов суда не опровергают, а направлены на переоценку представленных доказательств, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Б.Э.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф. Железнов
Судьи Г.Р. Кулова
З.Г. Латыпова
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.