Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Ковалева Т.И.
судей Игнатьева В.П. и Морозовой С.Б.
при секретаре Бабаевой Н.Е.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 20 мая 2015 года по иску прокурора в интересах Мохиревой М.Н. к Государственному учреждению Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по совершению действий.
Заслушав доклад судьи Ковалева Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ( / / ) района Свердловской области обратился с иском в Ирбитский районный суд в интересах Мохиревой М.Н. к ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N о возложении обязанности по обеспечению инвалида ( / / ) группы урологическими прокладками в количестве ( / / ) штук и пеленками в количестве ( / / ) штук, не выданными в ( / / ) году, подгузниками в количестве ( / / ) штуки и пеленками в количестве ( / / ) штуки, не выданными в ( / / ) году.
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 20 мая 2015 года на Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность за счет средств федерального бюджета обеспечить Мохиревой М.Н. техническими средствами реабилитации в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации: подгузниками в количестве ( / / ) штук, пеленками в количестве ( / / ) штук за ( / / ) год, подгузниками в количестве ( / / ) штуки, пеленками в количестве ( / / ) штуки за ( / / ) год.
Представитель ГУ - Свердловское региональное отделение ФСС РФ филиал N Демаков А.Г. с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает, что финансовое обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации является расходным обязательством Российской Федерации и производится за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Поскольку обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации, то оно должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ. Государство выделяет средства на обеспечение инвалидов в пределах утверждаемого ежегодно на финансовый календарный год объема бюджетных ассигнований согласно закону о бюджете, чем ограничиваются обязательства Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета. Правилами предусмотрено, что если техническое средство реабилитации приобреталось за свой счет, инвалид может обратиться с заявлением о выплате ему компенсации. Считает, что удовлетворение заявленных требований влечет нарушение прав других инвалидов.
В апелляционную инстанцию стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены письменно. Сведения о назначении дела опубликованы на официальном сайте Свердловского областного суда. На основании п. 2 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Прокурор ( / / ) возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая иск прокурора, суд исходил из гарантированных Конституцией Российской Федерации экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 10 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р предусмотрены, в том числе, подгузники/прокладки.
Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 (п. 2, 4), установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.
Из материалов дела усматривается, что Мохиревой М.Н. является инвалидом первой группы, имеет право на получение "урологических прокладок" и пеленок, входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации (ТСР) и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р. Индивидуальной программой реабилитации инвалида определена необходимость в обеспечении средствами реабилитации: подгузниками - ( / / ) штуки в сутки и пеленками - ( / / ) штука, всего в год полагается ( / / ) подгузников и ( / / ) штук пеленок. Однако Мохиревой М.Н. ответчиком предоставлено в ( / / ) году ( / / ) штуки подгузников и ( / / ) пеленок, в ( / / ) году - ( / / ) подгузников и ( / / ) пеленки.
Согласно п. 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации ... , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240, заявление о предоставлении средств реабилитации подается инвалидом, либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида. Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований Фондом социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Согласно п. 22 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 657н, для получения государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, заявителем подается заявление и документы: документ, подтверждающий личность заявителя, индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Таким образом, законодатель прямо закрепил, что право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.
С данным выводом судебная коллегия согласна, поскольку он сделан на основе всестороннего, полного исследования обстоятельств дела, с соблюдением норм материального и процессуального права.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы по существу повторяют позицию представителя ответчика, изложенную при рассмотрении дела в первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 20 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования - без удовлетворения.
Председательствующий: Ковалева Т.И.
Судьи: В.П.Игнатьев
С.Б.Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.