Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Быковой С.В.,
судей: Шалагиной О.В., Пушкаревой Н.В.,
при секретаре: Ламбиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Анжеро-Судженского городского округа на решение Анжеро-Судженского городского суда от 29 апреля 2015 года
по делу по заявлению Лоскутовой И.В. о признании заключения межведомственной комиссии Администрации Анжеро-Судженского городского округа незаконным, обязании провести обследование жилого дома,
УСТАНОВИЛА:
Лоскутова И.В. обратилась с заявлением о признании заключения Межведомственной комиссии Администрации Анжеро-Судженского городского округа незаконным, обязании провести обследование жилого дома.
Требования, мотивированы тем, что она является собственником жилого дома по "адрес".
Решением Анжеро-Судженского городского суда от 11.10.2013 г. Межведомственная комиссия Администрации Анжеро-Судженского городского округа была обязана провести обследование принадлежащего ей частного жилого дома и вынести заключение в соответствии с требованием закона.
В конце февраля 2015 г. получив от судебных приставов постановление об окончании исполнительного производства узнала, что 22.12.2014 г. Межведомственной комиссией Администрации Анжеро-Судженского городского округа вынесено заключение: "О необходимости проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями".
С заключением межведомственной комиссии не согласен считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением пункту 43 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Межведомственная комиссия Администрации Анжеро-Судженского городского округа не выполнила предусмотренные законом процедуры проведения оценки соответствия помещения, установленным в Положении требованиям, а именно: заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, отсутствует комиссионный акт обследования жилого дома межведомственной комиссией.
Следовательно, не понятно на основании, каких данных или документов был сделан вывод о необходимости проведения капитального ремонта дома.
В нарушение п.7 указанного Положения заключение вынесено без ее участия, как собственника дома.
Не дана надлежащая оценка представленному ей заключению Бюро технической инвентаризации (справка БТИ от ДД.ММ.ГГГГ г.) о физическом износе дома.
Просит признать заключение Межведомственной комиссии Анжеро-Судженского городского округа незаконным,
обязать Межведомственную комиссию Анжеро-Судженского городского округа по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Анжеро-Судженского городского округа провести обследование жилого дома на предмет соответствия требованиям, установленным Положением и принять новое решение о признании дома пригодным, либо непригодным для проживания.
Решением Анжеро-Судженского городского суда от 29 апреля 2015 года постановлено: Признать заключение Межведомственной комиссии для оценки состояния жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда Анжеро-Судженского городского округа от 22.12.2014 г. незаконным.
Обязать межведомственную комиссию для оценки состояния жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда Анжеро-Судженского городского округа провести повторное обследование жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", и выдать заключение в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (в действующей редакции).
В апелляционной жалобе представитель администрации Анжеро-Судженского городского округа просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Суд не принял во внимание нормы пункта 42 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", который устанавливает, что межведомственная комиссия по заявлению собственника (нанимателя) помещения или на основании заключения органов государственного контроля и надзора должна провести оценку соответствия помещения требованиям данного Положения и признать жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу. При этом в Положении не указано такое основание для проведения обследования как решение суда, что является абсолютно правильно, так как для обследования жилого помещения недостаточно только решения суда обязывающего провести обследование, а необходимы документы, которые предоставляются при рассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным, данные документы должен предоставить заявитель.
Перечисленные в п.45(2) Положения сведения запрашиваемы комиссией на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, являются дополнительными (основные документы перечислены в п.45 Положения) и не несут в себе сведений о технических параметрах жилого помещения.
Вывод суда, о том, что межведомственная комиссия имела возможность на основании п. 45 (2) запросить в компетентных органах необходимые документы в отношении жилого дома по "адрес", является не обоснованным, чем существенно нарушает материальное право ответчика.
Кроме того, суд не правильно истолковал норму права, предусматривающую привлечение к работе комиссии собственника жилого помещения с правом совещательного голоса (абз.3 п.7 Положения), так как в данной норме права речь идет о собственнике как о юридическом лице, имеющем определенные познания в эксплуатации жилых зданий и понимающий в технической документации, именно за эти знания законодатель и наделил собственника правом совещательного голоса, частное лицо не имеет специальных познаний в технической документации определяющей пригодность (непригодность) жилого помещения, тем самым он не может быть наделен правом совещательного голоса и как следствие комиссия не обязана его привлекать для рассмотрения вопроса об обследовании его жилого помещения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда.
Из материалов дела усматривается, что суд принял решение в отношении Межведомственной комиссии Анжеро-Судженского городского округа по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Анжеро-Судженского городского округа, которая не была привлечена к участию в деле.
В соответствии с п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий ; (бездействия) органов государственной власти, "органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела усматривается, что Лоскутова И.В. является собственником жилого дома по "адрес"
Решением Анжеро-Судженского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия Администрации Анжеро-Судженского городского округа была обязана провести обследование принадлежащего ей частного жилого дома и вынести заключение в соответствии с требованием закона.
22.12.2014 г. Межведомственной комиссией Администрации Анжеро-Судженского городского округа вынесено заключение: "О необходимости проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями".
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 15 ЖК РФ, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N47 от 28.01.2006 (в редакции от 08.04.2013г.).
В силу пункта 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).
Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительно власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передаче по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещение (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, его пригодности для проживания; о необходимости и воздержности проведение капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения о продолжении процедуры оценки; несоответствии помещения требованиям предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которые помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 41 Положения).
Согласно справке Филиала N Бюро технической инвентаризации "адрес" ГПКО "ЦТИ КО" от ДД.ММ.ГГГГ г., за Лоскутовой И.В. значится жилой дом по "адрес" на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ N, общая площадь жилого дома - "данные изъяты" кв.м., жилая - "данные изъяты" кв.м., комнат - "данные изъяты", фундамент - "данные изъяты", стены - "данные изъяты", перекрытия - "данные изъяты", крыша - "данные изъяты", полы - "данные изъяты", проемы- "данные изъяты", процент износа дома на ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты"(л.д. 6).
Письмом от 27.10.2014 г. Администрацией Анжеро-Судженског городского округа Лоскутовой И.В. разъяснено, что для рассмотрения вопроса пригодности (непригодности) помещения по "адрес" для проживания ей необходимо предоставить документы, предусмотренные п.45 Положение утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу ил реконструкции", а именно: заключение специализированной организации проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим снос или реконструкции; заключение проектно-изыскательской организации результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения являете необходимым для принятия решения о признании жилого помещена соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положена требованиям; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя (л.д. 30).
Указанное письмо получено лично Лоскутовой И.В. 30.10.2014г., что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 28-29).
Из сообщения Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 14.11.2014 г. судебному приставу-исполнителю следует, что затребованные у Лоскутовой И.В. документы, указанные в письме от 27.10.2014г. Администрации до настоящего времени предоставлены не были (л.д. 31).
Из заключения от 22.12.2014 г. усматривается, что оно принято по результатам рассмотренных документов, приложенных к заключению, при этом не указано какие именно документы были комиссией рассмотрены, обследование дома не проводилось, акт обследования помещения не составлялся.
В состав комиссии входили: председатель, члены комиссии: представите: архитектуры и градостроительства, государственной жилищной инспекции, государственной санитарно-эпидемиологической службы, эксперты в состав комиссии включены не были (л.д. 32).
В нарушение п.7 указанного Положения собственник дома Лоскутова И.В. с правом совещательного голоса не привлекалась.
в нарушение предусмотренной; пунктом 7 Положения процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям, межведомственной комиссией не включены в ее состав представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.
В нарушение требований пункта 43 Положения межведомственной комиссией фактически не была проведена оценка соответствия дома установленным требованиям с учетом всех предусмотренных критериев. Несмотря на то, что имелись документы, свидетельствующие о наличии оснований для всестороннего и полного обследования дома, а именно справка БТИ, имеющая сведения об износе жилого помещения - "данные изъяты", осмотр дома произведен не был, акт обследования не составлялся, эксперты к участию в заседании комиссии не привлекались, мнение специалистов-экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций; при принятии решения межведомственной комиссией не запрашивалось, сведения о фактических показателях степени физического износа несущих строительных конструкций жилого помещения не учитывались, какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились.
В заключении не указаны сведения о несоответствиях установленным требованиям, с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия, не отражена оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований (кем проведен контроль (испытание), по каким показателям, какие фактические значения получены).
Заинтересованное лицо не представило доказательств, подтверждающих законность оспариваемого заключения.
При таких обстоятельствах оспариваемое заключение в соответствии со ст.258 ч.1 ГПК РФ должно быть признано незаконным, а заинтересованное лицо обязано устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Анжеро-Судженского городского суда от 29 апреля 2015 г. отменить.
Вынести новое решение: Признать заключение Межведомственной комиссии для оценки состояния жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда Анжеро-Судженского городского округа от 22.12.2014 г. незаконным.
Обязать межведомственную комиссию для оценки состояния жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда Анжеро-Судженского городского округа провести повторное обследование жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.