Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Кориковой Н.И.
судей коллегии при секретаре
Малининой Л.Б. и Николаевой И.Н.Гавриковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы Шкляевой Л.Я. на решение Центрального районного суда города Тюмени от 19 мая 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Шкляевой Л.Я. к Тюменской Городской Думе о признании права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом, отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кориковой Н.И. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шкляева Л.Я. обратилась в суд с иском к Тюменской городской Думе о признании права владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования г. Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения, ссылаясь на что, поскольку бюджет муниципального образования города Тюмени с декабря 1993 года формировался, в том числе, за счет произведенных истицей налоговых и иных платежей и сборов, то она наряду с другими гражданами приобрела право совместной собственности на бюджет на основании статьи 130 Конституции Российской Федерации. Тем не менее, возник спор о праве самостоятельно распоряжаться данным совместным имуществом с целью решения вопросов местного значения. Поэтому просила признать за ней это право в судебном порядке.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна истица.
В апелляционной жалобе истица просит отменить решение суда и принять новое решение, ссылаясь на то, суд неправильно применил при разрешении спора нормы материального права, не защитил ее конституционные права.
В судебном заседании апелляционной инстанции стороны не участвовали, извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право на осуществление местного самоуправления, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, является специфическим правом и принадлежит всему населению муниципального образования, а не отдельным его представителям, и осуществляется через органы местного самоуправления.
Вывод суда соответствует закону и обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетом признается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Согласно статье 15 указанного выше кодекса, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Данное положение также закреплено в статье 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Таким образом, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесены законодателем к полномочиям органов местного самоуправления, а не отдельных граждан, в том числе истца, а потому суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истицы, изложенную при рассмотрении спора в суде первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, к чему оснований не имеется.
Утверждения апелляционной жалобы о том, что бюджет муниципального образования города Тюмени относится к совместному имуществу граждан города Тюмени, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Тюмени от 19 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Корикова Н.И.
Судьи коллегии Малинина Л.Б.
Николаева И.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.