Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Акбашевой Л.Ю.,
судей коллегии Рахимкуловой Н.Р., Бреевой С.С.,
при секретаре Калабаевой Д.Т,,
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Т. к Ново-Уренгойскому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу об определении выслуги лет, назначении пенсии по выслуге лет,
по апелляционным жалобам Т. и Ново-Уренгойского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рахимкуловой Н.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т. обратился в суд с иском к Ново-Уренгойскому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу об определении выслуги лет, назначении пенсии по выслуге лет.
В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу на штатных должностях в органах внутренних дел на территории ЯНАО. Приказом Ново-Уренгойского ЛО МВД России на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ N л/с он был уволен из органов внутренних дел. В приказе об увольнении указано, что выслуга лет на день его увольнения составляет: в календарном исчислении - 13 лет 00 месяцев 02 дня, в льготном исчислении - 18 лет 01 месяц 14 дней. С указанным расчетом выслуги лет он не согласен, а в частности с тем, что в выслугу лет на льготных условиях не засчитан период его службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" по должности "данные изъяты" при ОВД города Новый Уренгой и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" по должности "данные изъяты" Ямбургского ЛОВД СУВТД. Указанный период ответчиком необоснованно засчитан в выслугу лет в календарном исчислении.
На основании изложенного, Т. просил суд признать незаконным приказ Ново-Уренгойского ЛО МВД России на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ N л/с в части определения выслуги лет и обязать ответчика внести изменения в приказ в части определения выслуги лет на день его увольнения, засчитав в выслугу лет на льготных условиях спорные периоды работы; признать его право на получение пенсии за выслугу лет; обязать отдел пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по ЯНАО назначить ему пенсию по выслуге лет со дня, следующего за днем увольнения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ; обязать отдел пенсионного обслуживания ЦФО УМВД по ЯНАО выплатить ему неполученную пенсию по выслуге лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда с индексацией.
Определением Новоуренгойского городского суда от 27 апреля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по ЯНАО.
В судебном заседании истец Т., его представитель Б. на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика Ново-Уренгойского ЛО МВД России на транспорте О. исковые требования не признала.
Ответчик УМВД России по ЯНАО просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Решением Новоуренгойского городского суда исковые требования Т. удовлетворены частично. Включены в расчет выслуги лет истца в льготном исчислении 1 месяц службы за 1, 5 месяца период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стажером по должности "данные изъяты" при отделе внутренних дел города Новый Уренгой ЯНАО (дислокация в городе Новый Уренгой) и в льготном исчислении 1 месяц службы за 2 месяца период службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стажером по должности "данные изъяты" Ямбургского линейного отделения внутренних дел линейного отдела внутренних дел на станции Новый Уренгой Среднеуральского управления внутренних дел на транспорте (дислокация в пос. Ямбург). В остальной части исковых требований Т. отказано.
С решением не согласны как истец, так и ответчик Ново-Уренгойский линейный отдел МВД РФ на транспорте.
В апелляционной жалобе истец Т. ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа Ново-Уренгойского ЛО МВД России на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ N л/с в части определения выслуги лет; признании за ним права на получение пенсии за выслугу лет; возложении обязанности на отдел пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по ЯНАО назначить ему пенсию по выслуге лет со дня, следующего за днем увольнения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и выплате ему неполученной пенсии по выслуге лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда с индексацией.
Оспаривает выводы суда о том, что право на выплату пенсии он не приобрел, поскольку с заявлением о назначении пенсии в соответствующий пенсионный орган не обращался. Указывает, что он не имел оснований обратиться с таким заявлением в связи с отсутствием необходимой у него выслуги лет, в результате неверного подсчета стажа работы ответчиком Ново-Уренгойский линейный отдел МВД РФ на транспорте. Считает, что обратившись ДД.ММ.ГГГГ в Ново-Уренгойский линейный отдел МВД РФ на транспорте с заявлением о перерасчете стажа, дающего право на пенсионное обеспечение по линии МВД, тем самым поставил вопрос о назначении ему пенсии. Поскольку при несвоевременном обращении с заявлением о назначении пенсии, пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней, а при вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию - без ограничения срока, настаивает, что имеет право на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе ответчик Ново-Уренгойский линейный отдел МВД РФ на транспорте ставит вопрос об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы приводит собственный анализ законодательства в сфере исчисления стажа и пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и сотрудников полиции. Полагает, что судом необоснованно засчитаны в выслугу лет истца на льготных условиях как служба в отдаленных районах периоды его стажировки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при том, что в указанные периоды истец не являлся сотрудником органов внутренних дел, так как не был назначен на должность и ему не было присвоено специальное звание. Период стажировки не является периодом службы в органах внутренних дел, подлежит включению в стаж службы в календарном исчислении. Считает, что суд необоснованно не применил к указанным требованиям истца последствия пропуска срока обращения в суд. Суд включил в выслугу лет истца для назначении пенсии на льготных условиях периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, тогда как истцом были заявлены требования касательно периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся действующим сотрудником милиции и этот период уже был включен в стаж службы (выслугу лет) в льготном исчислении, законных оснований для повторного включения указанного периода в стаж службы в льготном исчислении не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика, истец Т. просит решение суда в части оспариваемой ответчиком оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционных жалоб и возражений Т., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Постановления Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел
Из статьи 12 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации следует, что для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, испытательный срок обязателен. Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел РФ осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел, в силу части 3 статьи 18 названного Закона, определяется Правительством РФ.
Пунктом 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (действовавшего в спорные периоды) определено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:
- служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
В силу п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях:
- одним месяц службы за два месяца в отдаленных местностях согласно Приложению 1 (Раздел I с указанных в этом разделе сроков);
- один месяц службы за полтора месяца в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложению N 1 (Раздел II с указанных в этом разделе сроков).
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом Ново-Уренгойского ЛО МВД России на транспорте от 23 января 2013 года N 27 л/с старший сержант полиции Т., полицейский отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции подразделения полиции по охране общественного порядка Ново-Уренгойского ЛО МВД России на транспорте был уволен на основании п. 6 ч. 2 ст.82 Федерального закона РФ от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины).
Данным приказом выслуга лет Т. на день увольнения определена: в календарном исчислении 13 лет 00 месяцев 02 дня; в льготном исчислении 18 лет 01 месяц 14 дней.
ДД.ММ.ГГГГ истцу была выдана справка, из которой следовало, что его выслуга лет в органах внутренних дел РФ на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении 14 лет 02 месяца 11 дней; в льготном исчислении 19 лет 06 месяцев 08 дней (л.д. 89-95).
При этом в выслугу лет для назначения пенсии ответчиком не был засчитан период службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" по должности "данные изъяты" при ОВД города Новый Уренгой и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" по должности "данные изъяты" Ямбургского ЛОВД СУВТД, с чем не согласен истец.
Суд первой инстанции, исходя из положений пунктов 1 и 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N пришел к правомерному выводу о зачете в выслугу лет истца вышеуказанных периодов службы на льготных условиях как период службы в отдаленных местностях (дислокация в городе Новый Уренгой - относится к местности Ямало-Ненецкого автономного округа, не указанным в разделе I Перечня отдаленных местностей и дислокация в пос. Ямбург -местность Ямало-Ненецкого автономного округа севернее Северного полярного круга).
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что поскольку период работы стажером не является службой в органах внутренних дел, то этот период не может быть засчитан в выслугу лет на льготных условиях, нельзя признать правильной, соответствующей тексту приведенной выше статьи 12 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой испытательный срок в должности "данные изъяты" засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел и поэтому названный довод ответчика не может быть признан правовым аргументом, позволяющим исчислять срок службы на льготных условиях только с момента присвоения специального звания. Действующие нормативные акты о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, предусматривающие исчисление срока службы на должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должности стажеров), подобных ограничений не содержат.
Ссылка в жалобе на статью 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, предусматривающую порядок определения стажа службы, Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1, которым определено, что службой в органах внутренних дел является период с момента назначения на должность и присвоения специального звания в установленном законом порядке, не ставит под сомнение правильные выводы суда первой инстанции, поскольку спор разрешен с учетом системного анализа п. 1 - п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, специального нормативно-правового акта, регулирующего вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, судом первой инстанции верно исчислен и применен к рассматриваемым правоотношениям срок обращения в суд с иском.
Судом установлено, что с приказом об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ N л/с, определяющим в том числе выслугу лет, истец был ознакомлен в день его издания, то есть ДД.ММ.ГГГГ; с требованиями об оспаривании приказа обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, пропустив срок, установленный статьей 72 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ.
Вместе с тем, для требований о льготном исчислении выслуги лет, необходимой для назначения пенсии по линии МВД, срок обращения в суд не установлен, поскольку спор вытекает из пенсионных правоотношений.
Поскольку между сторонами имел место спор о порядке исчисления периода службы истца, судом принято решение в пределах предмета исковых требований. Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, включение судом периода службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет в льготном исчислении не указывает на повторное включение периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уже засчитанного ответчиком в выслугу лет истца на льготных условиях, а лишь указывает на единообразие подсчета стажа в обозначенный судом период.
Решение суда в части отказа Т. в удовлетворении требований о признании права на получение пенсии за выслугу лет и возложении на отдел пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по ЯНАО обязанности по назначению истцу пенсии со дня, следующего за днем увольнения - с ДД.ММ.ГГГГ, также является правильным.
Исходя из положений статей 51, 54 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, пенсия назначается со дня подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Между тем, Т. с заявлением о назначении ему пенсии в пенсионный орган не обращался. Заявление истца, датированное ДД.ММ.ГГГГ, в адрес начальника Ново-Уренгойского линейного отдела МВД России на транспорте, на которое ссылается Т. в апелляционной жалобе, содержит только просьбу выдать справку о выслуге лет (л.д. 88 том1).
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда о том, что право на выплату пенсии Т. не приобрел.
Таким образом, решение суда соответствует требованиям законности и обоснованности, отмене или изменению по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судья Суда ЯНАО (подпись) Н.Р. Рахимкулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.