Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Н.П. Караваева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе гражданин Н.П. Караваев оспаривает конституционность статьи 32 Закона Республики Адыгея "Об административных правонарушениях", согласно которой нарушение режима выкашивания сорной и карантинной растительности на территориях частных домовладений, дач, муниципального жилого фонда, организаций и прилегающих к ним территорий, а также на участках, отведенных под застройку, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, администрация Ханского сельского округа города Майкопа направила Н.П. Караваеву предписание от 9 июля 2004 года, которым обязала его уничтожить сорную растительность на прилегающей к его домовладению земле муниципального образования, и предупредила, что за неисполнение этого требования к нему будут применены штрафные санкции, предусмотренные статьей 32 Закона Республики Адыгея "Об административных правонарушениях". Н.П. Караваев выкосил сорную растительность на указанной территории, однако обжаловал действия администрации в судебном порядке. Решением Майкопского городского суда от 24 сентября 2004 года, оставленным без изменения кассационной инстанцией, в удовлетворении его жалобы отказано.
По мнению заявителя, статья 32 Закона Республики Адыгея "Об административных правонарушениях" принуждает граждан выкашивать сорную и карантинную растительность на земле, собственником которой является муниципальное образование, что нарушает конституционное право на свободный труд и вознаграждение за него, гарантированное статьей 37 Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял Н.П. Караваева о том, что его жалоба не отвечает требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Статья 32 Закона Республики Адыгея "Об административных правонарушениях", устанавливающая административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за несоблюдение режима выкашивания сорной и карантинной растительности, направленная на обеспечение безопасности населения, охрану растительного мира и сельскохозяйственных земель, недопущение ухудшения их качества, обеспечение порядка деятельности землепользователей на территории Республики Адыгея, сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан.
Кроме того, возложение на граждан названной обязанности нельзя считать нарушением запрета на принудительный труд. В соответствии с Конвенцией МОТ от 28 июня 1930 года N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1956 года), запрещающей принудительный или обязательный труд во всех его формах (т.е. всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно свои услуги, - пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 2), мелкие работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, которые могут считаться обычными гражданскими обязанностями, не подпадают под понятие принудительного или обязательного труда (подпункт "е" пункта 2 статьи 2).
Доводы, представленные заявителем в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что фактически он оспаривает законность и обоснованность вынесенных в отношении него правоприменительных актов. Между тем разрешение таких вопросов, требующих установления и исследования фактических обстоятельств, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Караваева Николая Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. N 389-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Караваева Николая Петровича на нарушение его конституционных прав статьей 32 Закона Республики Адыгея "Об административных правонарушениях"
Текст определения официально опубликован не был