Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Ахметзяновой Л.Р.,
судей: Максименко И.В., Погорельцевой Т.В.,
при секретаре Щ,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аглиуллина Н.Я. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Исковое требование Аглиуллина Н.Я. к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении звания ветеран труда Аглиуллину Н.Я..
Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить Аглиуллину Н.Я. звание ветеран труда.
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу Аглиуллина Н.Я. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,0 рублей, по оплате юридических услуг в размере 4 000,0 рублей".
Заслушав доклад судьи Максименко И.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Аглиуллин Н.Я. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее Департамент) о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", взыскании судебных расходов по составлению искового заявления в размере 6 000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Требования мотивированы тем, что Аглиуллин Н.Я. обратился в Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр социальных выплат" с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", указывая на то, что 19 марта 2008 года был награжден Благодарностью Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, однако ответчиком в удовлетворении заявления отказано на основании того, что указанная Благодарность не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, согласно которому возможно присвоение данного звания. Аглиуллин Н.Я. считает отказ в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Аглиуллина Н.Я., ответчика Департамента, извещенных надлежащим образом.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права - ст.7 ФЗ от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", ст.26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положений Закона ХМАО-Югры от 07 ноября 2006 года N115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре", положения постановлений Правительства ХМАО-Югры. Кроме того, судом не принято во внимание, что силу ст.85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 ФЗ от 06.10.1999г. N184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за свой счет. Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. У субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ. Правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005г. N103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации отсутствует.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Аглиуллин Н.Я., ответчик Департамент, не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения в апелляционном порядке решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено, доводами жалобы не опровергается, что Аглиуллин Н.Я. обратился в Департамент с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", указывая на наличие у него Благодарности Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Однако, решением комиссии Департамента по присвоению звания "Ветеран труда" от 26 апреля 2013 года (протокол N14) истцу отказано в присвоении данного звания на том основании, что указанная Благодарность не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры N103-п от 06 июня 2005 года, в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда" (л.д.16).
Удовлетворяя требования Аглиуллина Н.Я. о возложении на ответчика обязанность зачесть Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде и присвоить истцу звание "Ветеран труда", суд первой инстанции пришел к выводу, что Департамент фактически отказал истцу в зачете данной благодарности в качестве документа, дающего право на присвоение Аглиуллину Н.Я звания "Ветеран труда", считая ее не относящейся к ведомственному знаку отличия в труде.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия считает правильным, основанным на нормах права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закона N5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона N5-ФЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Закон N184-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 07 ноября 2006 года N115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона N5-ФЗ.
Под установленным частью 2 статьи 7 Закона N5-ФЗ порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Закона N5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.
Исходя из предмета совместного ведения, субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона N5-ФЗ.
Из содержащейся в материалах дела копии Благодарности усматривается, что она была выдана истцу от имени Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации на основании приказа N102п от 19 марта 2008 года (л.д.8).
В соответствии с приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N19 от 21 июня 2004 года "Об учреждении почетных званий, нагрудных знаков, Почетной грамоты и благодарности (ведомственных знаков отличия в труде)" (в редакции от 14 февраля 2008 года) Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации является ведомственным знаком отличия в труде.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации N477 от 10 сентября 2004 года, N40 от 26 января 2005 года) Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоения месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Аглиуллин Н.Я. был в установленном законом порядке награжден ведомственным знаком отличия в труде, каковым является Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 1 закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 ноября 2006 года N115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" звание "Ветеран труда" присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.
Трудовой стаж истца составляет более 37 лет, с 22 апреля 2009 года он является пенсионером, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственным знаком отличия в труде, относится к категории граждан, являющихся ветераном труда (л.д.9-15),
Учитывая, что требования истца удовлетворены, суд первой инстанции, обоснованно, на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца понесенные судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 300 рублей, а также частичного взыскания на основании квитанции N000090 ИП Съемщикову С.А. за составление искового заявления 4 000 рублей.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры без удовлетворения.
Председательствующий Ахметзянова Л.Р.
Судьи: Максименко И.В.
Погорельцева Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.