Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А., Юркиной И.В.,
при секретаре Ильиной Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Кирилловой Т.В. к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, поступившее по апелляционной жалобе администрации Ибресинского района Чувашской Республики на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 31 марта 2015 г., которым постановлено:
"Не обеспечение администрацией Ибресинского района Чувашской Республики жилым помещением Кирилловой Т.В. (бездействие) признать незаконным.
Обязать администрацию Ибресинского района Чувашской Республики предоставить Кирилловой Т.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям".
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения представителя администрации Ибресинского района Чувашской Республики Шестериновой С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы; прокурора Ишмуратовой Л.Ф., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Кирилловой Т.В обратился в суд с иском к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия и возложении обязанности предоставить Кирилловой Т.В. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к населенному пункту по месту её жительства, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Исковые требования мотивированы тем, что Кириллова Т.В., являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, до настоящего времени жильем не обеспечена. Истец имеет закрепленное за ней жилое помещение, расположенное по адресу: ... В указанном жилом доме проживает мать Кирилловой Т.В., которая злоупотребляет спиртными напитками и лишена родительских прав в отношении своей дочери.
В судебном заседании помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Макеев П.Н. и истец Кириллова Т.В. просили суд возложить на ответчика обязанность по обеспечению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель ответчика администрации Ибресинского района Чувашской Республики Шестеринова С.В. в судебном заседании, не оспаривая право истца на обеспечение жильем, полагала, что такое право должно быть реализовано в порядке очередности и согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 31 марта 2015 г. на администрацию Ибресинского района Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Кирилловой Т.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанное решение обжаловано ответчиком администрацией Ибресинского района Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Ибресинского района Чувашской Республики Шестериновой С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы; прокурора Ишмуратовой Л.Ф., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Кириллова Т.В., ... года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца ФИО1 и отец ФИО2 лишены в отношении нее родительских прав на основании решения Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 18 января 2008 г.
В соответствии с постановлением администрации Андреевского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от 07 февраля 2013 г. N3 Кириллова Т.В. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установив, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в получении жилья, жилым помещением на момент разрешения спора не обеспечена, принимая во внимание положения Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Кириллова Т.В. имеет право на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим нормам.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N42 "О регулировании жилищных отношений" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N42 "О регулировании жилищных отношений" полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Из материалов дела следует, что Кириллова Т.В. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Также она не является собственником какого-либо жилого помещения.
Постановлением главы Ибресинского района Чувашской Республики от 09 июня 2008 г. N944 за Кирилловой Т.В. закреплено жилое помещение по адресу: ...
Согласно выписки из похозяйственной книги, по указанному адресу зарегистрирована и проживает мать истца ФИО1, лишенная родительских прав в отношении своей дочери.
Факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", стороной ответчика не оспаривается.
Таким образом, принимая во внимание, что истец Кириллова Т.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достигла совершеннолетия, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, по списку "дети-сироты", судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у истца права на предоставление жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом доводы апелляционной жалобы администрации Ибресинского района Чувашской Республики относительно очередности предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на правильность выводов суда не влияют.
Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. N185-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013 года) и статьи 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 г. N15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Закон Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Следовательно, наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации Ибресинского района Чувашской Республики на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 31 марта 2015 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: А.А. Нестерова
И.В. Юркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.