Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Сивец О.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Раковецкой Е.В. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 июля 2015 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя руководителя ТУ Росфиннадзора в РХ от 19 мая 2015 года о привлечении к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ
должностного лица - начальника УФМС России по РХ Волкова Е.В.
Огласив жалобу, заслушав защитника Раковецкую Е.В., поддержавшую жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя ТУ Росфиннадзора в РХ от 19 мая 2015 года должностное лицо - начальник УФМС России по РХ Волков Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 июля 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, защитник Раковецкая Е.В. обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить. Указывает, что действия Волкова Е.В. по заключению договора были согласованы с должностными лицами, ответственными за осуществление закупок товаров, работ и услуг и эти действия можно расценить как крайнюю необходимость, т.к. они были совершены в целях исполнения УФМС России по РХ государственных функций и услуг. Ссылается на малозначительность содеянного и возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия, не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения.
В силу ст. 15.15.10 КоАП РФ административным правонарушением признается принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 БК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
В силу ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Статья 6 БК РФ определяет лимит бюджетных обязательств, как объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде)Согласно указанной статье под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, а под денежными обязательствами - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения
Вина должностного лица - начальника УФМС России по РХ Волкова Е.В. в несоблюдении приведенных положений закона и совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании судом первой инстанции и не оспаривается участниками производства по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, с 24.03.2015 по 10.04.2015 была проведена выездная проверка использования средств федерального бюджета, а также полноты и достоверности отчетности о реализации государственной программы РФ "данные изъяты" в УФМС России по РХ. В ходе проверки выявлено, что в нарушении ст. 162, ч. 3 ст. 219 БК РФ УФМС России по РХ сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2014 год
приняты бюджетные обязательства по КБК "данные изъяты" на сумму "данные изъяты" руб. путем заключения договора от 06.08.2014 "данные изъяты" (акт "данные изъяты" от 10.04.2015) (л.д. 63-85).
Протокол "данные изъяты" от 23.04.2015 об административном правонарушении отражает нарушения должностного лица Волкова Е.В. (л.д. 38-39). Указанные в протоколе обстоятельства подтверждаются: договором от 06.08.2014 (л.д. 45-48), уведомлением о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных от 08.08.2014 (л.д. 50-51), расходным расписанием (л.д. 54-58).
Таким образом, сомнений в том, что заключением вышеприведенного договора были приняты бюджетные обязательства в размере, превышающем лимиты бюджетных обязательств, не имеется.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностное положение Волкова Е.В. подтверждается выпиской из приказа от 02.09.2009 "данные изъяты", положением об Управлении Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия (утв. Приказом от 02.12.2013 "данные изъяты"). Доводы, содержащиеся в жалобе о том, что действия Волкова Е.В. по заключению договора были согласованы с должностными лицами, ответственными за осуществление закупок товаров, работ и услуг, не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ. Согласно указанному положению начальник УФМС России по РХ осуществляет руководство деятельностью Управления, несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на территориальный орган задач и функций, реализацию предоставленных прав, в том числе и за надлежащее исполнение организацией полномочий получателя бюджетных средств (п. 19.1, п.15.19). Поскольку обеспечение прав и интересов неопределенного круга лиц было возможно иными способами, без нарушения требований бюджетного законодательства, доводы жалобы о действиях Волкова Е.В. в состоянии крайней необходимости, несостоятельны.
Поскольку должностным лицом Волковым Е.В. не принято достаточных мер по соблюдению требований бюджетного законодательства, то суд обоснованно пришел к выводу о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для установления вины должностного лица Волкова Е.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Таким образом, выводы суда, о том, что административный орган, имел доказательства и достаточные данные для установления вины Волкова Е.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ мотивированы, оснований с ними не согласиться не имеется.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного деяния несостоятельны. С учетом характера совершенного правонарушения, степени нарушения охраняемых общественных отношений, конкретных обстоятельств дела, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется. Каких либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности деяния, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 июля 2015 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - начальника УФМС России по РХ Волкова Е.В., оставить без изменения, жалобу защитника Раковецкой Е.В. - без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда Республики Хакасия Г.А. Когай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.