Заместитель председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" на решение судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 мая 2015 года об оставлении без изменения постановления начальника территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, главного государственного санитарного врача по г.Рубцовску, Рубцовскому и Егорьевскому районам Алтайского края "данные изъяты" от 10 марта 2015 года N 27/73, которым
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (далее - ООО УК "Наш Дом"), расположенное по адресу: "адрес"1, ИНН "данные изъяты", ОГРН "данные изъяты",
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты",
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 27 февраля 2015 года, составленному специалистом-экспертом территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю "данные изъяты" Е.В., ДД.ММ.ГГ с "данные изъяты" установлено, что ООО УК "Наш Дом", осуществляющим управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес", допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, а именно не обеспечены рациональный сбор и быстрое удаление бытовых отходов с используемой жильцами вышеуказанного дома контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, расположенной около 15 - 20 метров к северу от многоквартирного жилого дома "адрес", а также с территории, прилегающей к указанной контейнерной площадке, при том, что вся территория контейнерной площадки, огражденная с трех сторон профилированным листом, заполнена мусором в виде картонных и деревянных коробок, пакетов, пустых бутылок, вследствие чего контейнеры для сбора мусора установлены за пределами контейнерной площадки, а также у западной стены контейнерной площадки имеется участок скопления мусора площадью около 1 кв.м, присыпанный снегом, чем нарушены пункт 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года N 4690-88, приложение 3 к СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 12 июля 2002 года, пункт 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Решением судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 мая 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО "УК "Наш Дом" - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, ООО "УК "Наш Дом" просит об отмене вынесенного судебного решения, прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, поскольку составлен с нарушением закона; законный представитель общества не был уведомлен о времени и месте составления данного протокола и рассмотрения дела, чем нарушено право на защиту; штамп с входящим номером, содержащийся на уведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и определении о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, не свидетельствует о вручении извещений юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, его законному представителю или работнику, не содержит указание на ИНН, ОГРН ООО "УК "Наш Дом".
Проверив материалы дела, административный материал, изучив доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица и решение судьи городского суда подлежащими отмене.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.6 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов (абзац 2 часть 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как разъяснено в подпункте "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая при этом, что судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (статья 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из вышеприведенных положений следует, что в тех случаях, когда в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, перечисленные в части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проводилось административное расследование, административный орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, обязано передать его на рассмотрение суда, поскольку в абзаце втором части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена исключительная судебная подведомственность в отношении таких дел.
В соответствии с частью 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
Как следует из материалов дела, 17 февраля 2015 года должностным лицом территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю вынесено определение N27/20 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в котором указано на то, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужила необходимость получения объяснений от должностных лиц, изучения документов и других обстоятельств дела, требующих значительных временных затрат (л.д.4).
В рамках административного расследования должностным лицом проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и предметов, истребованы дополнительные документы как у самого лица, привлекаемого к административной ответственности, так и у администрации г.Рубцовска Алтайского края (л.д.17, 19-22).
27 февраля 2015 года по окончании административного расследования составлен протокол об административном правонарушении (л.д.39).
Таким образом, по делу было проведено административное расследование, в ходе которого совершен ряд действий, требующих временных затрат и направленных на установление обстоятельств правонарушения, в связи с чем должностное лицо, к которому поступило дело об административном правонарушении, обязано было передать его на рассмотрение судье городского суда.
Вместе с тем в нарушение вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо рассмотрело дело об административном правонарушении и вынесло постановление о привлечении ООО УК "Наш Дом" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей городского суда приведенные выше обстоятельства в нарушение части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были, допущенное процессуальное нарушение оставлено без внимания.
С учетом изложенного, постановление начальника территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, главного государственного санитарного врача по г.Рубцовску, Рубцовскому и Егорьевскому районам Алтайского края от 10 марта 2015 года N 27/73 и решение судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 мая 2015 года подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Алтайском краевом суде жалобы ООО "УК "Наш Дом" срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в территориальный отдел в г.Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю для принятия процессуальных действий, установленных пунктом 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" удовлетворить частично.
Постановление начальника территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, главного государственного санитарного врача по г.Рубцовску, Рубцовскому и Егорьевскому районам Алтайского края "данные изъяты" от 10 марта 2015 года N 27/73 и решение судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 мая 2015 года отменить, дело возвратить в территориальный отдел в г.Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю на новое рассмотрение.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков
Справка:
судья городского суда "данные изъяты".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.