Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Болатчиевой А.А.,
судей Негрий Н.С., Федотова Ю.В.,
при секретаре Бондаренко Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда от 02 апреля 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Хрепкова Н.А. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики о приобретении и предоставлении жилого помещения
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Негрий Н.С., объяснения прокурора Псху А.Р., истца Хрепковой Н.А., представителя ответчика Правительства КЧР - Гришина К.С., представителя ответчика Министерства образования и науки КЧР - Узденова Т.М., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Министерства имущественных и земельных отношений КЧР - Харатоковой М.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор КЧР обратился в суд с иском в интересах Хрепковой Н.А. к Министерству образования и науки КЧР (далее по тексту - Минобразования) и Правительству КЧР о приобретении и предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма. В обоснование указано, что Хрепкова Н.А., "дата" года рождения, уроженка "адрес", на основании приказа Министерства образования и науки КЧР от 30.03.2010г. N 137 принята на учет для обеспечения жилым помещением, как оставшаяся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Мать Хрепковой Н.А. - Х.О.М. умерла "дата" Согласно акту о рождении от 4 февраля 1983г. N19 Отдела записи актов гражданского состояния управления ЗАГС Ставропольского края по Нефтекумскому району запись об отце - Х.А.Г. произведена со слов матери. С 08.10.1984 г. Хрепкова Н.А. являлась воспитанницей Пятигорского детского дома, с 23.08.1989г. - семейного дома Козий Д.П. (решение исполнительного комитета Черкесского городского совета народных депутатов от "дата" N N ... ). Жилое помещение за Хрепковой Н.А. не закреплялось. Постановлением главы г.Черкесска от 01.02.2002 г. N 397 в связи с достижением всеми воспитанниками совершеннолетия с 1 февраля 2002 года семейный детский дом Козий Д.П. был закрыт. С того времени Хрепкова Н.А. проживает отдельно от бывшего опекуна, постоянного места жительства не имеет, снимает жилье по договорам найма. В целях решения вопросов трудоустройства, обучения несовершеннолетнего ребенка в г.Черкесске и получения других социальных прав в КЧР по взаимной договоренности Хрепкова Н.А. зарегистрирована в "адрес", по месту нахождения бывшего семейного детского дома. Согласно постановлению главы г.Черкесска от 02.02.2001г. N336 Хрепкова Н.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как сирота. Постановлением мэра г.Черкесска от 17.03.2009г. N 306 Хрепкова Н.А. была исключена из списка очередности на улучшение жилищных условий. Решением Черкесского городского суда от 19.04.2013г. по гражданскому делу N2-980/13 постановление мэра г.Черкесска от 17.03.2009г. в части исключения Хрепковой Н.А. из списка очередности на улучшение жилищных условий признано незаконным и Хрепкова Н.А. восстановлена в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении. В Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, Хрепкова Н.А. состоит под N 271. Хрепкова Н.А. является одинокой матерью, воспитывает несовершеннолетнего сына К.В.Д., "дата" г.р. Доход семьи составляет "данные изъяты" рублей.
Согласно подп.3 п.1 ст.7 Закона КЧР от 25 июня 2013г. N 34-РЗ Хрепкова Н.А. имеет право на обеспечение жилым помещением по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), т.е. в г.Черкесске. Согласно ст.7 Закона КЧР от 25 июня 2013г. N 34-РЗ решение о предоставлении лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования т.е. Минобразованием КЧР. В связи с чем, прокурор КЧР просил обязать Минобразование КЧР предоставить Хрепковой Н.А. по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г.Черкесске, общей площадью не менее 28 кв.м.; обязать Правительство КЧР профинансировать приобретение и предоставление Министерством образования и науки КЧР Хрепковой Н.А. по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г.Черкесске общей площадью не менее 28 кв.м.; взыскать с ответчиков государственную пошлину в федеральный бюджет.
В ходе судебного разбирательства прокурор, действующий в интересах Хрепковой Н.А. обратился с письменным заявлением от 06.03.2015г. об уточнении требований в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил: обязать Минобразование КЧР предоставить Хрепковой Н.А. по договору специализированного найма за счет средств казны КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г.Черкесске, общей площадью не менее 28 кв.м., взыскать с ответчика государственную пошлину в федеральный бюджет.
Определением Черкесского городского суда от 24.03.2015г. производство по делу в части требований к Правительству КЧР о финансировании приобретения и предоставления Минобразованием КЧР жилья Хрепковой Н.А. прекращено, в связи с отказом прокурора от иска в этой части.
Определением Черкесского городского суда от 17.02.2015г. в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ, впоследствии определением Черкесского городского суда от 23.03.2015г. Министерство финансов РФ исключено из числа ответчиков и переведено в третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора.
Определением Черкесского городского суда от 25.03.2015г. по ходатайству представителя Правительства КЧР к рассмотрению дела по существу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений КЧР.
Прокурор Псху А.Р. и Хрепкова Н.А. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель Министерства образования и науки КЧР Гришин К.С., полагал, что требования истца не обоснованы, поддержал письменные возражения, в удовлетворении иска Прокурора КЧР в интересах Хрепковой Н.А. просил отказать.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Харатокова М.Х. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку на сегодняшний день действует законодательство, согласно которого определен порядок предоставления жилья данной категории лиц.
В судебное заседание не явились представитель ответчика Правительства КЧР и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Министерства финансов РФ. С учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Черкесского городского суда от 02 апреля 2015 года исковые требования прокурора КЧР в интересах Хрепковой Н.А. к Министерству образования и науки КЧР о приобретении и предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма удовлетворены в части. На Минобразование КЧР возложена обязанность предоставить Хрепковой Н.А. по договору специализированного найма за счет средств казны КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г.Черкесске, общей площадью не менее 28 кв.м. В части удовлетворения требования о взыскании с Минобразования КЧР государственной пошлины в федеральный бюджет - отказано.
На данное решение Минобразованием КЧР подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что решение незаконно и необоснованно, принято с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку право Хрепковой Н.А. на обеспечение жилым помещением на территории КЧР, ответчиком нарушено не было, так как Минобразование КЧР не отказывало ей в предоставлении жилого помещения. В соответствии с Законом КЧР от 29.12.2014 года N106-РЗ "О республиканском бюджете КЧР на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" будет производиться закупка жилых помещений, и Хрепковой Н.А. может быть получено жилье во внесудебном порядке. Кроме того, судом не установлено, где проживала Хрепкова Н.А. с момента достижения ею 18-летнего возраста и возникновения у нее права на обеспечение жилым помещением, до 21.04.2006 года.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В суд апелляционной инстанции представитель Министерства финансов РФ, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах своей неявки суд не известил.
В соответствии с требованиями ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель ответчика Министерства образования и науки КЧР Узденов Т.М. и представитель Правительства КЧР Гришин К.С. поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили их удовлетворить, а решение суда отменить.
Прокурор Псху А.Р., Хрепкова Н.А., а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Минимущества КЧР - Харатокова М.Х. просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании положений ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Из материалов дела следует, что Хрепкова Н.А., "дата" года рождения, уроженка "адрес", на основании приказа Министерства образования и науки КЧР от 30.03.2010г. N137 принята на учет для обеспечения жилым помещением как оставшаяся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте (л.д.14).
Мать Хрепковой Н.А. - Х.О.М. умерла "дата". (л.д.20). Отца у Хрепковой Н.А. не имеется. Согласно акту о рождении от "дата" N ... Отдела записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края по Нефтекумскому району запись об отце - Х.А.Г. произведена со слов матери (л.д.16).
С 08.10.1984г. Хрепкова Н.А. являлась воспитанницей Пятигорского детского дома, с 23.08.1989г. семейного дома Козий Д.П. согласно решению исполнительного комитета Черкесского городского совета народных депутатов от 23.08.1989г. N 772 (л.д.9). Жилое помещение за Хрепковой Н.А. не закреплялось.
Постановлением главы г.Черкесска от 01.02.2002г. N 397, в связи с достижением всеми воспитанниками совершеннолетия с 1 февраля 2002 года семейный детский дом Козий Д.П. был закрыт (л.д.11). С момента закрытия семейного детского дома Хрепкова Н.А. проживает отдельно от бывшего опекуна, постоянного места жительства не имеет, снимает жилье по договорам найма.
Решением Государственной аттестационной комиссии Хрепковой Н.А. присуждена квалификация техник-эколог по специальности охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов и "дата" выдан диплом СБ N ... Профессиональный лицей N7 (л.д.27). В настоящее время по специальности не работает.
Согласно постановлению главы г. Черкесска от 02.02.2001 г. N336 Хрепкова Н.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как сирота (л.д.76-79).
Постановлением мэра г. Черкесска от 17.03.2009г. N 306 Хрепкова Н.А. была исключена из списка очередности на улучшение жилищных условий. Решением Черкесского городского суда от 19.04.2013г. постановление мэра г.Черкесска от 17.03.2009г. в части исключения Хрепковой Н.А. из списка очередности на улучшение жилищных условий признано незаконным и Хрепкова Н.А. восстановлена в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении (л.д. 23-26).
В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, Хрепкова Н.А. состоит под N ...
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от 24.10.2014г. N ... и справке КЧР ГУП "Техинвентаризация" от 20.10.2014г. Хрепкова Н.А. не имеет в собственности недвижимого имущества.
Судом установлено, что Хрепкова Н.А. зарегистрирована по адресу: КЧР, "адрес"., фактически проживает на съемной квартире в "адрес". Хрепкова Н.А. является одинокой матерью, воспитывает несовершеннолетнего сына К.В.Д., "дата" года рождения (л.д. 12, 22).
В судебном заседании достоверно установлено и ни кем не оспорено, что Хрепкова Н.А. и ее мать, собственного жилья, либо жилья предоставленного по договору социального найма не имеют, указанный факт также подтверждается материалами дела.
Так, согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N ... от 31.03.2015г., Управление Росреестра по КЧР не может предоставить информацию, поскольку в ЕГРП записи о регистрации прав Хрепковой Н.А. как на территории КЧР, так и Российской Федерации отсутствуют (л.д.17).
Также никакого недвижимого имущества не зарегистрировано за ее несовершеннолетним сыном К.В.Д. (сообщение из Управления Росреестра КЧР-л.д.53).
Аналогичная информация содержится в письме от 30.03.2015 года N190, предоставленном по запросу суда Карачаево-Черкесским Республиканским Государственным унитарным предприятием "Техническая инвентаризация" в отношении Хрепковой Н.А., "дата" года рождения (л.д.13).
Кроме того, согласно Управления Росреестра по Стравропольскому краю Нефтекумского отдела от 19.06.2012 года за матерью Хрепковой Н.А.- Х.О.М. также не числится никакого имущества (л.д.51).
Таким образом, по данным КЧР ГУП "Техинвентаризация", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР за Хрепковой Н.А. какое - либо недвижимое имущество, в том числе жилое помещение (домовладение) по Карачаево-Черкесской Республики и по Российской Федерации в целом не зарегистрировано.
Согласно ответа отдела адресно-справочной работы ОФМС России по КЧР от 30.03.2015г. исх.N11/851 Хрепкова Н.А. с 21.04.2006г. зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д.137).
В настоящее время, вышеуказанная квартира, согласно договору купли-продажи от 24.10.2013г. продана А.С.Д. и А.А.О. (л.д.80), однако Хрепкова Н.А. продолжает быть зарегистрированной по данному адресу.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении в части обязания Минобразования КЧР предоставить жилое помещение по договору специализированного найма, поскольку Хрепкова Н.А. была признана нуждающейся в жилом помещении еще в 2001 году, однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ей не предоставлено, а ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилого помещения по договору специализированного найма.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституционный Суд РФ, в своих решениях указывает, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года N20-П, определение от 15 февраля 2005 года N 17- О, определение от 5 марта 2009 года N 376-0-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
К числу граждан, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
До 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С 1 января 2013 г. таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено:
после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования;
после окончания прохождения военной службы по призыву;
после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
На территории КЧР вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом КЧР от 25 июня 2013 года N34-Р3 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР" (закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года).
Ранее действовавший Закон КЧР от 16 декабря 2008 г. N 83-РЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в КЧР" со дня вступления в силу вышеуказанного Закона N34-РЗ признан утратившим силу.
Согласно статье 2 Закона КЧР от 25 июня 2013 года N 34-РЗ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории КЧР, право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом предоставляется при наличии одного из следующих условий: 1) лицо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения; 2) лицо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, в случае если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным уполномоченным органом исполнительной власти в области образования или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случае наделения их соответствующим законом КЧР отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в порядке, установленном настоящим Законом и нормативными правовыми актами КЧР. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - ребенок-сирота, дети-сироты), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - лица из числа детей-сирот), и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.2).
Как указано в ст. 11 Закона КЧР "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР" финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований республиканского бюджета, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Согласно п. 3 ст. 7 указанного Закона КЧР, специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленной органом местного самоуправления норме предоставления площади жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, по их выбору: 1) по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории КЧР; 2) по месту окончания пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории КЧР; 3) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на территории КЧР; 4) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения на территории КЧР при наличии обстоятельств, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа и быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласно закона КЧР "О республиканском бюджете КЧР на 2015 год и
на плановый период 2016 и 2017 годов" Министерство образования и науки
КЧР является главным распорядителем средств республиканского бюджета
(Приложение N11 к Закону). Ведомственной структуре расходов
республиканского бюджета КЧР на 2015 год (приложение N14 к Закону КЧР
"О республиканском бюджете КЧР на 2015 год и на плановый период 2016 и
2017 годов") на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам
найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы
"Обеспечение жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в КЧР на 2014-2016 годы" государственной программы "Развитие образования КЧР на 2014-2016 годы" (Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности) выделено 11222,3 тыс. руб.
Таким образом, согласно вышеуказанных норм закона следует, что Министерство образования и науки КЧР как главный распорядитель бюджетных средств, выделенных на предоставление специализированных жилых помещений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладает самостоятельным полномочием по предоставлению такого жилого помещения за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Хрепкова Н.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потребность в обеспечении жилым помещением у нее возникала по достижению 18 лет. Таким образом, у Хрепковой Н.А. имеется право на обеспечение жилым помещением в порядке установленном ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Из системного толкования вышеприведенных конституционных положений и положений Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и от Закона КЧР от 25 июня 2013 года N 34-РЗ следует, что право Хрепковой Н.А. на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очередности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем у Хрепковой Н.А. возникла в 2001 г.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, Хрепкова Н.А. "дата" рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, завершила обучение в образовательном учреждении, собственного жилого помещения не имеет, также как не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, суд, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативных правовых актов, пришел к правомерному выводу об удовлетворении требований прокурора КЧР о предоставлении Хрепковой Н.А. жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.Черкесска.
Доводы жалобы представителя Минобразования КЧР о том, что Хрепкова Н.А. может и во внесудебном порядке получить данное жилье, не может быть принято судебной коллегией поскольку, предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зависит от очередности постановки такого лица на учет и должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств, по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем населенном пункте Карачаево-Черкесской Республики.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Вместе с тем, сам по себе факт формирования очередности при ведении учета указанной категории лиц означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору специализированного найма. Обязанность же органа местного самоуправления по обеспечению указанных лиц жилым помещением в целях их социализации возникает, согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Коллегия учитывает, что действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает, что жилое помещение Хрепковой Н.А. должно быть предоставлено с момента возникновения у нее такого права. Учитывая, вышеуказанные обстоятельства, прокурор КЧР правомерно обратился в суд с данным иском в интересах Хрепковой Н.А. оставшейся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Не может быть принят во внимание также довод апелляционной жалобы о том, что судом не установлено, где проживала Хрепкова Н.А. с момента достижения ею 18-летнего возраста и возникновения у нее права на обеспечение жилым помещением - до 21.04.2006 года.
Так, согласно имеющейся в деле справки от 02.04.2015г. ООО " "данные изъяты"", Хрепкова Н.А. проживала и зарегистрирована в "адрес". С 24.10.2013 года она не проживает по данному адресу в связи со сменой собственника. (л.д.142). Вышеуказанный адрес является местом расположения детского дома Козий, в котором Хрепкова Н.А. и проживала с 1989 года по 2013 года, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось в апелляционной инстанции представителем Министерства образования и науки КЧР.
Таким образом, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда КЧР от 02 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.