Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МВД РФ
от 5 сентября 2005 г. N 718
Концепция совершенствования взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005-2008 годы
См. Концепцию совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел РФ со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009-2014 г.г.
Социально-экономические и политические изменения, произошедшие за последние годы в России, оказали значительное влияние как на правоохранительные органы так и на средства массовой информации*(1), другие общественные институты, взаимодействие с которыми со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2) нуждается в совершенствовании.
Раскрывая недостатки работы органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, электронные и печатные СМИ, представители общественных объединений являются одновременно и выразителями интересов общества по защите прав, свобод и законных интересов граждан. Поэтому взаимодействие со СМИ и общественными объединениями, как одним из главных каналов связи государства с населением, может существенно облегчить решение целого комплекса задач, стоящих перед системой МВД России.
МВД России в настоящее время предпринимаются определенные усилия в данном направлении. В целях привлечения представителей СМИ, общественных объединений, творческих работников к разработке основных направлений государственной политики в сфере внутренних дел, повышения правовой культуры сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск приказом МВД России от 13 сентября 2001 г. N 812 образован Общественный совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации. В 2004 году подписаны Меморандум о сотрудничестве Министерства внутренних дел Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Соглашение о сотрудничестве Министерства внутренних дел Российской Федерации с Русской Православной Церковью.
Вместе с тем кардинальных изменений в организации взаимодействия со СМИ и общественными объединениями не произошло. МВД России, обладая достаточными информационными возможностями, не использует их в полной мере для поддержания авторитета, формирования и укрепления положительного образа сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России.
Руководители органов внутренних дел и внутренних войск МВД России не всегда адекватно реагируют на конструктивную критику СМИ и правозащитных организаций о недостатках и нарушениях в служебной деятельности, не информируют население о принимаемых мерах по устранению имеющихся проблем и негативных явлений. Информационная работа строится без учета психологических и социальных особенностей, которые характеризуют современное общество, что сводит все действия к простой констатации проведенных организационных и практических мероприятий.
Отсутствует системный подход по осуществлению мониторинга и анализа развития событий, прогнозированию информационных угроз в отношении деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, принятию своевременных адекватных мер по реагированию на них. Недостаточно освещается в СМИ позитивный опыт деятельности по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, не пропагандируются примеры героизма, профессионализма сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России при исполнении служебного долга.
Слабо организовано взаимодействие департаментов МВД России со СМИ и общественными объединениями. Проведение брифингов (пресс-конференций, "круглых столов" и т.п.) носит разовый характер, тематические материалы часто не представляют интерес для общественности, некоторые подразделения стараются вообще оградить себя от контактов со СМИ и представителями общественных объединений, то есть отсутствует единая информационная политика по информационному сопровождению деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России от центрального аппарата Министерства до региональных подразделений.
Не проявляется активность в работе по взаимодействию с общественными и правозащитными организациями, привлечению их к участию в контроле за соблюдением конституционных прав и свобод граждан.
Исходя из этого, возникла необходимость создания более действенных механизмов взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск МВД России со СМИ и общественными объединениями.
I. Общие положения
1.1. Концепция совершенствования взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005-2008 годы представляет собой позицию МВД России относительно целей, задач, принципов, направлений совершенствования взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск МВД России со СМИ и общественными объединениями. Концепция исходит из необходимости принятия мер организационно-правового, научно-методического характера, направленных на выработку эффективных подходов к организации прямой и обратной информационной связи с обществом, способствующих максимальному использованию возможностей СМИ и общественных объединений в интересах оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности МВД России.
1.2. Взаимодействие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России со СМИ и общественными объединениями осуществляется на основе принципов законности, системности, прогнозирования, профессионализма, патриотизма, объективности.
Основными участниками данного взаимодействия являются начальники пресс-служб и исполняющие обязанности пресс-секретарей департаментов МВД России, СК при МВД России, ГКВВ МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальники и сотрудники отделов информации, региональных и общественных связей главных управлений МВД России по федеральным округам, подразделений информации и общественных связей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, управлений (отделов) на закрытых территориях и режимных объектах*(3), руководители, сотрудники подразделений и служб органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД России, представители СМИ и общественных объединений.
1.3. Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также ведомственные нормативные правовые акты.
1.4. Настоящая Концепция должна стать основой:
выработки эффективных мер организационно-правового, научно-методического характера для органов внутренних дел и внутренних войск МВД России по всем аспектам взаимодействия с населением;
организации комплекса мероприятий информационно-пропагандистского характера, противодействующих информационному давлению, направленному на дискредитацию государственной власти, органов внутренних дел и внутренних войск МВД России;
подготовки предложений - нормативно-правового, научно-методического и организационного характера, направленных на повышение эффективности информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России;
совершенствования сотрудничества с центральными, региональными и ведомственными СМИ, общественностью;
внедрения новых форм и методов учета и использования внешней информации о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России при разработке мер по совершенствованию их работы;
разработки и реализации целевых программ и планов информационного обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск МВД России применительно к направлениям деятельности и особенностям региона.
II. Цели и задачи взаимодействия МВД России со СМИ и общественными объединениями
2.1. Главными целями взаимодействия МВД России со СМИ и общественными объединениями являются:
создание эффективных механизмов взаимодействия со СМИ и общественными объединениями, обеспечивающих успешное выполнение возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска МВД России задач;
проведение в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России согласованной политики в области формирования у населения объективной оценки деятельности Министерства и создание положительного образа сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск МВД России, федеральных государственных служащих;
распространение достоверной информации о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, разъяснение государственной политики в сфере внутренних дел;
повышение уровня взаимного доверия и партнерства между населением и органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России.
2.2. Реализация поставленных целей осуществляется решением следующих задач:
своевременным и объективным информированием граждан о государственной политике в сфере внутренних дел, а также о предпринимаемых МВД России мерах по повышению эффективности борьбы с преступностью;
созданием адаптированного к современным социальным условиям механизма взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск МВД России со СМИ, общественными объединениями, деятельность которых направлена на формирование правосознания граждан, воспитание их активной жизненной позиции;
разработкой критериев информационной открытости органов внутренних дел и внутренних войск МВД России и дальнейшего их совершенствования;
разработкой комплекса мер как на федеральном так и на региональном уровне по организации обратной связи, повышению взаимного доверия и партнерства между населением и органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России через СМИ и общественные объединения;
воспитанием у населения активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в раскрытии преступлений и правонарушений;
созданием режима творческого партнерства со СМИ в освещении правоохранительной тематики;
информационной поддержкой освещения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в ведущих центральных и региональных печатных и электронных СМИ;
незамедлительным реагированием, в соответствии с законодательством, на материалы, содержащие недостоверные сведения о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России;
участием в разработке организационно-правовых механизмов доступа СМИ и граждан к открытой информации о деятельности МВД России;
формированием открытых информационных ресурсов, повышением эффективности их использования;
использованием возможностей сети государственных образовательных и научных учреждений в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников пресс-служб, подразделений информации и общественных связей системы МВД России, осуществляющих взаимодействие со СМИ и общественными объединениями.
III. Основные направления, совершенствования механизма взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации со СМИ и общественными объединениями
3.1. В области организации и управления.
Рационально распределяются функции и задачи в пресс-службах и подразделениях информации и общественных связей системы МВД России по организации взаимодействия со СМИ и общественными объединениями.
Вносятся изменения в систему оценки деятельности соответствующих подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России и формы ведомственной статистической отчетности в целях обеспечения полноты и объективности при оценке результатов работы по информационному сопровождению деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
Помимо функций, присущих информационным подразделениям, на управление общественных связей Административного департамента МВД России, как головное подразделение, возлагаются полномочия по координации деятельности пресс-служб, подразделений информации и общественных связей системы МВД России в вопросах организации взаимодействия со СМИ и общественными объединениями, а также участию в определении приоритетных направлений работы в данной сфере.
3.2. В области практических мероприятий по организации взаимодействия со СМИ и общественными объединениями.
Активизируется освещение в СМИ деятельности органов внутренних дел, внутренних войск МВД России, в том числе путем оказания содействия СМИ в ведении постоянных рубрик, блоков информации, тематических передач на телевидении и радио, а также использования иных каналов коммуникаций.
Осуществляется мониторинг публикуемых материалов СМИ, анализ динамики показателей общественного мнения ведущих социологических служб по ключевым вопросам деятельности органов внутренних дел, внутренних войск МВД России.
Пресс-службами, подразделениями информации и общественных связей системы МВД России готовятся разъяснения по проблемным вопросам, возникающим при взаимодействии со СМИ, общественными объединениями, а также предоставляется информация по фактам и событиям, вызывающим повышенный общественный интерес.
Организуются регулярные выступления в СМИ руководителей и представителей органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, готовятся соответствующие видео-, фото-, аудио- и печатные материалы по актуальным проблемам деятельности.
Регулярно проводятся пресс-конференции, брифинги, семинары, "круглые столы" с участием сотрудников пресс-служб и руководителей подразделений системы МВД России с представителями СМИ, общественных объединений по актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
Расширяется практика размещения актуальной информации на официальных Интернет-сайтах МВД России, собственных Интернет-сайтах региональных органов внутренних дел, сайтах крупных информационных агентств.
Активизируются мероприятия по положительному позиционированию деятельности МВД России в борьбе с преступлениями, вызывающими большой интерес населения, позитивно освещается деятельность органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
Привлекаются к установленной законодательством ответственности лица, распространяющие в СМИ заведомо ложную или недостоверную информацию о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
Организуются и проводятся творческие конкурсы среди федеральных и региональных СМИ на лучшее профессиональное освещение деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, учреждаются премии для журналистов, объективно и на высоком художественном уровне отражающих деятельность МВД России.
Активно используется практика заключения договоров (соглашений) о некоммерческом сотрудничестве по информированию населения о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России с редакционными коллективами и журналистскими организациями, отдельными журналистами, специализирующимися на правоохранительной тематике.
Формируется система снижения виктимности населения.
Обобщается практика работы общественных формирований граждан по профилактике правонарушений в целях распространения положительного опыта.
На постоянной основе проводятся конференции, семинары и совещания с участием представителей СМИ и общественных объединений по вопросам взаимодействия с органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России в целях укрепления общественного порядка и предупреждения социальной и межнациональной напряженности.
3.3. В области кадрового, материально-технического и ресурсного обеспечения.
Совершенствуется система подготовки, обучения и повышения квалификации представителей ведомственных СМИ и сотрудников пресс-служб, подразделений информации и общественных связей системы МВД России.
Улучшается материально-техническое обеспечение информационных подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
Реализуется комплекс мероприятий по внедрению в эксплуатацию информационно-аналитической системы "Правоохранительный портал".
Повышается эффективность использования имеющегося оборудования, его модернизация.
Привлекаются в установленном порядке материально-технические ресурсы заинтересованных субъектов взаимодействия.
Используются в установленном порядке материальные ресурсы других федеральных органов исполнительной власти в рамках межведомственного взаимодействия и совместной деятельности.
IV. Правовой механизм реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется путем:
изучения сотрудниками информационных подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России нормативных правовых и иных актов МВД России, регламентирующих вопросы взаимодействия со СМИ и общественными объединениями;
издания при необходимости нормативных правовых и иных актов МВД России по вопросам информационного сопровождения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, взаимодействия со СМИ и общественными объединениями, внесения в ходе реализации положений настоящей Концепции изменений и дополнений в действующие нормативные правовые и иные акты МВД России.
Ожидаемые результаты реализации Концепции.
Итогом реализации Концепции должно стать совершенствование ведомственной системы информационного сопровождения оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, создание эффективных механизмов взаимодействия со СМИ и общественными объединениями, обеспечивающих успешное выполнение возложенных на Министерство задач.
------------------------------
*(1) Далее - "СМИ"
*(2) Далее - "МВД России" или "Министерство"
*(3) Далее - "пресс-службы, подразделения информации и общественных связей системы МВД России"
<< Назад |
||
Содержание Приказ МВД РФ от 5 сентября 2005 г. N 718 "Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия Министерства внутренних... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.