Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 74-Г06-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) 82-3 N 175-111 от 17 октября 2003 года "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера" по кассационному представлению прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2006 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф., об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) 82-3 N 175-111 от 17 октября 2003 года "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера" ввиду их противоречия федеральному закону.
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2006 года постановлено: заявление прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить частично.
Признать ч. 1 п. "а, б, в" ст. 1; ч. 3 ст. 2 в части; ч. 4 п. "б" ст. 6 в части; п.п. "а, б, г" ч. 5 ст. 6; ч. 1, 2, 3 ст. 12; ч. 1, 2 ст. 16; ст. 18; ч. 1 ст. 19; ст. 20; ч. 2 ст. 24; ч. 1 ст. 25; ч. 1 и 4 ст. 29 Закона Республики Саха (Якутия) "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера" от 17 октября 2003 года 82-3 N 175-111 недействующими с момента вступления решения в законную силу.
В части удовлетворения ст. 6 ч. 1 и 3 в части; ч. 1 ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) отказать.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующими ч.ч. 1, 3 ст. 6 в части, ч. 1 ст. 22 оспариваемого закона ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Суд в своем решении сделал правильный вывод о признании недействующими ч. 1 п. "а, б, в" ст. 1; ч. 3 ст. 2 в части; ч. 4 п. "б" ст. 6 в части; п.п. "а, б, г" ч. 5 ст. 6; ч. 1, 2, 3 ст. 12; ч. 1, 2 ст. 16; ст. 18; ч. 1 ст. 19; ст. 20; ч. 2 ст. 24; ч. 1 ст. 25; ч. 1 и 4 ст. 29 Закона Республики Саха (Якутия) "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера" от 17 октября 2003 года 82-3 N 175-111.
Судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Нормами ст. 14 Федерального закона N 104-ФЗ от 20 июля 2000 года "Об общих принципах организации малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" предусмотрено, что общее собрание рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины.
К основным вопросам деятельности общего собрания членов общины относится принятие устава общины; избрание правления (совета) общины и его председателя; принятие новых членов; исключение из общины; определение основных направлений деятельности общины; избрание ревизионной комиссии; принятие решений о реорганизации, ликвидации и самороспуске общины; утверждение решений председателя правления (совета) общины.
Уставом общины малочисленных народов к полномочиям общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов могут быть отнесены и другие вопросы деятельности общины малочисленных народов.
Статьей 6 ч. 1 Закона Республики Саха (Якутия) установлено, что общее собрание (сход) общины правомочно решать все вопросы производственного, социально-культурного развития общины.
Нормами ч. 3 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) перечислены аналогичные вышеуказанному федеральному закону направления деятельности общины.
Таким образом, ограничений компетенции общего собрания общины, как усматривается из содержания оспариваемых норм, не имеется.
Доводы кассационного представления о том, что указанный в ч.ч. 1 и 3 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) перечень вопросов, который вправе решить высший орган управления общины, ограничивает компетенцию общего собрания, нарушает их права, основан на неправильном толковании норм материального права.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора о признании недействующей ч. 1 ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия), суд сослался на то, что данной нормой установлено общее положение и ничьих прав и законных интересов не нарушает.
Однако Судебная коллегия считает, что данный вывод суда нельзя признать правильным.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) 82-3 N 175-111 от 17 октября 2003 года "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера" община самостоятельно определяет направления своей деятельности, структуру и объемы производства, при этом обеспечивает сохранность и воспроизводство домашнего оленя, диких копытных животных, пушных зверей и промысловых рыб.
Требование, предусматривающее обязанность обеспечивать сохранность и воспроизводство домашнего оленя, диких копытных животных, пушных зверей и промысловых рыб, ущемляет права общин на самостоятельность, предусмотренные в ст. 7 Федерального Закона N 104-ФЗ от 20 июля 2000 года "Об общих принципах организации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ".
В соответствии со ст. 7 вышеуказанного Федерального закона органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность общин малочисленных народов, нарушать самостоятельность союзов общин малочисленных народов.
Право самостоятельности участников гражданских отношений предусмотрено ст. 2 ГК РФ.
В соответствии со ст. 17 "Об общих принципах организации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" общины вправе самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, к которой относятся домашние животные.
Правоотношения в сфере охраны и воспроизводства объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы, регулируются Федеральным законом "О животном мире".
Согласно ст. 4 вышеназванного Федерального закона животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Таким образом, обязанность и задача по обеспечению охраны и воспроизводства животного мира возложена на государство.
Статьями 6, 13 Федерального закона "О животном мире" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относится охрана и воспроизводство объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Организация и осуществление охраны, регулирование использования объектов животного мира на территории Российской Федерации, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, отнесены к основным функциям специально уполномоченных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Анализ ст.ст. 33, 35, 40 Федерального закона "О животном мире" свидетельствует о том, что пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Возложение обязанностей на общины коренных малочисленных народов Севера по обеспечению сохранности и воспроизводства объектов животного мира (диких копытных животных, пушных зверей и промысловых рыб) является неправомерным, поскольку такие обязанности федеральным законодательством возлагаются исключительно на пользователей животного мира в качестве условия, предусмотренного соответствующей лицензией и договором.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2006 года в части отказа прокурору в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству ч. 1 ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) является незаконным и подлежит отмене.
Судебная коллегия считает, что имеются основания, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение в этой части о признании недействующей ч. 1 ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) 82-3 N 175-111 от 17 октября 2003 года "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера с момента вступления данного решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2006 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований прокурора о признании недействующей ч. 1 ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) отменить.
Принять новое решение, которым признать недействующей ч. 1 ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) 82-3 N 175-111 от 17 октября 2003 года "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера" со дня вступления данного решения в законную силу.
Это же решение в остальной части оставить без изменения, а кассационное представление прокурора, участвовавшего в деле, - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 74-Г06-9
Текст определения официально опубликован не был