Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2006 г. N КАС06-217
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании 8 июня 2006 года гражданское дело по заявлению М. об оспаривании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 года N 337 "О порядке выплаты денежного довольствия и заработной платы личному составу воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 года N 1040-р "О порядке выплаты денежного довольствия личному составу Черноморского флота Российской Федерации", по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2006 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя Правительства Российской Федерации П., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Б., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, считая, что постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 года N 337 фактически утратило силу после принятия Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Пункт 2 этого Постановления, разрешающий Министерству обороны Российской Федерации определять коэффициенты перерасчета рублей в национальные денежные единицы противоречит, по его мнению, п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и снижает уровень материального обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу за пределами Российской Федерации.
В результате применения распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 года N 1040-р размер причитающихся ему выплат в гривнах снизился по сравнению с предыдущим периодом времени. Это распоряжение Правительства Российской Федерации не зарегистрировано, противоречит п. 2 ст. 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также его действие неправомерно распространено на отношения, возникшие до его подписания.
В связи с этим заявитель просит признать пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 года N 337 незаконным и не подлежащим применению с 27 мая 1998 года, а распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 года N 1040-Р - незаконным со дня его издания.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2006 года в удовлетворении указанных требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе М., не соглашаясь с этим решением, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. При этом он полагает, что суд первой инстанции неправильно определил юридически значимые обстоятельства (отмена льгот военнослужащих была не с 1 июля 2002 года, как об этом указывается в судебном решении, а с 1 января 2005 года. Вопреки выводу, сделанному в судебном решении, отмена распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 728-р означает снижение уровня материального обеспечения военнослужащих Черноморского флота Российской Федерации. Последнее обстоятельство подтверждается, например, денежным содержанием, которое получал он. До отмены этого распоряжения Правительства Российской Федерации ему выплачивались: денежная компенсация взамен продовольственного пайка - 226 гривен, денежное содержание - 2300 гривен, после отмены распоряжения эти суммы соответственно составили 155 и 1575 гривен). Неправильно суд также применил нормы материального права. Так, суд пришел к выводу о том, что пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 года N 337, разрешающий Министерству обороны Российской Федерации определять коэффициенты перерасчета рублей в национальные денежные единицы, соответствует п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Однако постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 года N 337 фактически утратило силу после принятия Федерального закона "О статусе военнослужащих". Пункт 2 этого Постановления, разрешающий Министерству обороны Российской Федерации определять коэффициенты перерасчета рублей в национальные денежные единицы противоречит п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку из этого пункта закона следует, что нормы и порядок выплаты иностранной валюты военнослужащим, проходящим военную службу за границей, определяются Правительством Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что в соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Из п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что на Правительство Российской Федерации возложена обязанность по определению норм и порядка выплаты иностранной валюты военнослужащим, временно проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 года N 1040-р было признано утратившим силу с 1 июля 2002 года распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 728-р, а Министерству обороны Российской Федерации предписано при определении коэффициента пересчета российских рублей в украинские гривны руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 года N 337 "О порядке выплаты денежного довольствия и заработной платы личному составу воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств". Данное распоряжение, как правильно установил суд первой инстанции, издано с целью соблюдения условий единства основных норм денежного довольствия военнослужащих, установленных п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", недопущения необоснованного разрыва в уровнях получаемого денежного довольствия военнослужащими Черноморского флота Российской Федерации на Украине и другими военнослужащими на территории Российской Федерации, а также выравнивания этого уровня.
Что касается распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 728-р, то этим распоряжением Министерству обороны Российской Федерации было предоставлено право при выплате денежного довольствия, заработной платы и других выплат личному составу Черноморского флота применять повышенный коэффициент пересчета российских рублей в украинские гривны. Это устанавливалось с целью повышения уровня социальной защищенности военнослужащих, проходящих военную службу на территории Украины, по объективным причинам не имеющим возможности реализовать там право на получение натуральных льгот, которыми пользовались военнослужащие, проходящие военную службу на территории Российской Федерации.
В связи с тем, что с 1 июля 2002 года в Российской Федерации произошел переход к новой системе правового регулирования денежного довольствия военнослужащих, в результате которого ряд натуральных льгот перевелся в денежную форму, увеличивая, тем самым, совокупный размер выплат в российских рублях, соответствующие изменения произошли и в правовом регулировании обеспечения денежным довольствием личного состава, проходящего службу на территории Украины. Поэтому с указанной даты признано утратившим силу распоряжение Правительства РФ от 26 мая 1997 года N 728-р.
Поскольку в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют какие-либо указания о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. N 337 утратило силу в связи с принятием Федерального закона "О статусе военнослужащих", то утверждение заявителя об этом нельзя признать обоснованным.
Пункт 2 обжалуемого постановления Правительства Российской Федерации, наделяющий Министерство обороны Российской Федерации правом определять коэффициенты перерасчета рублей в национальные денежные единицы, вопреки утверждению заявителя, не противоречит п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также соответствует п. 3 ст. 12 указанного Федерального закона, согласно которому порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).
При этом следует иметь в виду, что официальные курсы иностранных валют к рублю Российской Федерации устанавливаются Центральным банком Российской Федерации с определенной периодичностью и публикуются в средствах массовой информации. Поэтому определение Министерством обороны Российской Федерации коэффициента перерасчета является технической функцией и по своему назначению относится к порядку обеспечения военнослужащих денежным довольствием.
Статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" устанавливает, что постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.
Обжалуемые Постановление и Распоряжение Правительства Российской Федерации опубликованы соответственно в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1994 года N 16 и в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 августа 2002 года N 33.
Таким образом, оспариваемые правовые акты не противоречат федеральным законам, приняты в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают прав и охраняемых законом интересов граждан.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а надзорная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2006 г. N КАС06-217
Текст определения официально опубликован не был