Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МВД РФ
от 5 января 2007 г. N 6
Наставление
по организации правовой работы в системе МВД России
23 июля 2007 г.
I. Общие положения
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 пункт 1 изложен в новой редакции
1. Наставление по организации правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации*(1) определяет цели, задачи и содержание правовой работы в органах внутренних дел Российской Федерации*(2), внутренних войсках МВД России*(3), организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России*(4).
2. Основными направлениями (видами) правовой работы в системе МВД России являются:
правовой контроль; договорно-правовая работа;
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 3 внесены изменения
3. Организация правовой работы и ответственность за ее соответствие установленным в системе МВД России требованиям возлагается на руководителей органов (подразделений).
К полномочиям руководителей органов (подразделений) относится:
планирование мероприятий по правовому обеспечению служебной деятельности в органе (подразделении);
определение путей совершенствования правового обеспечения оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности*(5) органа (подразделения);
внесение в вышестоящие органы (подразделения) предложений по совершенствованию правового обеспечения служебной деятельности;
установление полномочий и ответственности должностных лиц органа (подразделения) в вопросах организации и осуществления правовой работы;
издание в пределах предоставленных полномочий правовых актов;
координация правовой работы, осуществляемой в органе (подразделении);
организация взаимодействия в вопросах правовой работы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими органами (подразделениями);
представление в судах интересов органа, организации, подразделения, а по доверенности - вышестоящего органа, организации, подразделения и (или) Правительства Российской Федерации;
организация контроля за состоянием правовой работы в органе (подразделении), за ее соответствием требованиям нормативных правовых актов;
повышение уровня правовой работы в органе (подразделении) на основе внедрения положительного опыта, достижений науки и техники;
организационно-штатное, материально-техническое и кадровое обеспечение правовой работы в органе (подразделении) с учетом ее специфики и объемов;
непосредственное руководство правовым подразделением (помощником начальника по правовой работе) органа, организации, подразделения; утверждение положения о правовом подразделении (должностной инструкции (должностного регламента) помощника начальника по правовой работе).
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 4 внесены изменения
4. К полномочиям правовых подразделений (помощников начальников по правовой работе) органов, организаций, подразделений, других сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников, на которых возложены обязанности по ведению правовой работы*(6), относятся:
разработка на основе изучения практики и положительного опыта, поступающих предложений мер по совершенствованию правового обеспечения в органаз, организациях, подразделениях;
осуществление в соответствии с положением о правовом подразделении или по поручению руководителя органа контроля за состоянием правовой работы в органах, организациях, подразделениях;
проверка соответствия законодательным и иным правовым актам, представляемых на подпись руководителю органа (подразделения) проектов правовых актов, а также гражданско-правовых договоров (государственных контрактов)*(7), документации о закупке, соглашений, международных договоров (соглашений);
участие в подготовке либо подготовка по поручению руководителя органа, организации, подразделения проектов правовых актов;
представление в соответствии с положением о правовом подразделении или по поручению руководителя органов, организаций, подразделений интересов органов, организаций, подразделений в судах и обеспечение его (их) защиты правовыми средствами;
осуществление правового информирования, правовой пропаганды и правового консультирования сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников*(8) по вопросам нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел;
обеспечение координации правовой работы в органах, организациях, подразделениях, а также деятельности правовых подразделений подчиненных органов, организаций, подразделений, оказание методической и практической помощи правовым подразделениям в организации и осуществлении правовой работы;
организация и проведение сборов, совещаний и семинаров с сотрудниками правовых подразделений, в том числе по обмену опытом работы, а также мероприятий по повышению их квалификации;
сбор и обобщение сведений о состоянии правовой работы, анализ и учет ее результатов, направление отчетности по ней в вышестоящие органы, организации, подразделения.
5. Руководители правовых подразделений несут персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на данные подразделения полномочий, а также за реализацию предоставленных прав.
6. Для обеспечения и осуществления функций Министерства по выработке и реализации государственной политики в области совершенствования нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел в структуре центрального аппарата МВД России образуется головное правовое подразделение системы Министерства.*(9)
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 7 внесены изменения
7. Головное правовое подразделение и правовые подразделения органов, организаций, подразделений образуют юридическую службу системы МВД России.
II. Организация нормотворческой деятельности
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 8 внесены изменения
8. Нормотворческая деятельность в системе МВД России направлена на разработку, изменение, признание утратившими силу или отмену правовых актов (норм права)*(10).
Нормотворческая деятельность в органах, организация, подразделениях строится на основе планирования, выполнения решений (поручений) и в инициативном порядке.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 9 внесены изменения
9. Основными направлениями нормотворческой деятельности являются:
1) выявление потребностей в правовой регламентации сферы внутренних дел и служебной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
2) разработка проектов правовых актов;
3) издание в пределах компетенции правовых актов;
4) подготовка либо участие в подготовке проектов правовых актов, регулирующих деятельность органов, организаций, подразделений принятие которых входит в компетенцию иных органов государственной власти;
5) подготовка отзывов, заключений и поправок на проекты правовых актов, поступивших из других органов государственной власти*(11);
6) сопровождение проектов правовых актов при их рассмотрении в соответствующих инстанциях.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 10 внесены изменения
10. Выявление потребностей в нормативной правовой регламентации сферы внутренних дел организуется руководителем органа, организации, подразделения.
В процессе данной работы осуществляется:
мониторинг правоприменения*(12);
анализ материалов СМИ, обращений, заявлений граждан, общественных организаций, других органов государственной власти;
анализ судебных решений, представлений органов прокуратуры;
анализ результатов научных исследований, отечественного и зарубежного опыта;
обсуждение и выработка предложений по решению проблем в служебной деятельности правовыми средствами.
К этой работе рекомендуется привлекать ведущих специалистов-практиков, представителей образовательных и научных организаций системы МВД России.
В процессе выявления потребностей в правовой регламентации правовое подразделение орган, организация, подразделение:
участвует в организации сбора и обобщения предложений по разработке проектов правовых актов и направлении их в соответствующие органы, организации, подразделения, в анализе правоприменительной практики, а также поступающих предложений юридических и физических лиц по совершенствованию правового регулирования сферы внутренних дел;
подготавливает и представляет на утверждение руководителю предложения по разработке проектов правовых актов, включению их в планы правоподготовительных работ либо внесению в соответствующие инстанции.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 11 внесены изменения
11. Порядок подготовки и издания правовых актов в системе Министерства устанавливается:
для правовых актов МВД России - Министром*(13);
для правовых актов, издаваемых в подразделениях центрального аппарата МВД России, - соответствующими руководителями указанных подразделений;
для правовых актов, издаваемых в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях и подчиненных им территориальных органах МВД России на районном уровне, организациях и подразделениях, - соответствующими руководителями (начальниками) территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях;
для правовых актов, издаваемых в иных органах, организациях, подразделениях системы МВД России, - их руководителями.
Проекты наиболее важных правовых актов выносятся на рассмотрение коллегий, оперативных совещаний, экспертных (консультативных) советов (комиссий).
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 12 внесены изменения
12. Подготовка проекта правового акта органа государственной власти и предложений в проект указанного акта осуществляется на основании соответствующего поручения (обращения) органа государственной власти в порядке и сроки, установленные руководителем органа, организации, подразделения.
Для разработки проекта правового акта, принятие которого входит в компетенцию других органов государственной власти:
подготавливаются и направляются предложения головному исполнителю для учета в проекте;
обобщаются предложения заинтересованных органов государственной власти (соисполнителей) по проекту в случае, когда орган, организация, подразделение является головным исполнителем;
проводится согласование подготовленного проекта и его направление инициатору разработки.
В этих целях руководитель органа, организации, подразделения:
определяет структурное подразделение органа, организации, подразделения с учетом его компетенции ответственным за разработку проекта;
создает (при необходимости) рабочую группу по разработке проекта;
организует взаимодействие с органами государственной власти для получения информации об учете интересов органа, организации, подразделения в процессе подготовки проекта правового акта.
В соответствии с поручением руководителя органа (подразделения) правовое подразделение:
вносит предложения руководителю органа, организации, подразделения по перечню структурных подразделений, участие представителей которых необходимо в разработке проекта правового акта;
участвует в подготовке либо подготавливает проект правового акта;
при необходимости оказывает практическую и методическую помощь структурным подразделениям органа, организации, подразделения по разработке проекта;
осуществляет контроль за ходом разработки проекта в структурных подразделениях органа, организации, подразделения.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 13 внесены изменения
13. Подготовка отзывов осуществляется органом, организацией, подразделением при поступлении проекта нормативного правового акта, касающегося сферы внутренних дел, из другого органа государственной власти.
В центральном аппарате МВД России, порядок и сроки подготовки отзывов определяются Министром*(14) в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации*(15).
Сроки подготовки отзывов на проекты нормативных правовых актов определяются руководителем органа, организации, подразделения в соответствии с поручением (обращением) органа, в компетенцию которого входит издание указанных проектов нормативных правовых актов.
Для подготовки отзыва руководитель органа, организации, подразделения:
определяет структурное подразделение органа, организации, подразделения с учетом его компетенции ответственным за разработку отзыва;
создает (при необходимости) рабочую группу;
организует взаимодействие с органами государственной власти для получения информации об учете интересов органа, организации, подразделения в процессе подготовки отзыва.
В соответствии с поручением руководителя органа, организации, подразделения правовое подразделение:
вносит предложения руководителю органа, организации, подразделения по перечню структурных подразделений, участие представителей которых необходимо в разработке отзыва;
участвует в подготовке либо подготавливает отзыв;
при необходимости оказывает практическую и методическую помощь структурным подразделениям органа, организации, подразделения по подготовке отзыва;
согласовывает окончательную редакцию отзыва.
14. В целях обеспечения своевременного издания правового акта, принятие которого входит в компетенцию других органов государственной власти, а также сохранения его концептуальных идей обеспечивается сопровождение соответствующего проекта.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 15 внесены изменения
15. Сопровождение проекта правового акта включает в себя следующие мероприятия:
непосредственное участие в работе органов государственной власти (органов местного самоуправления) по его рассмотрению;
анализ хода рассмотрения проекта в органах государственной власти (органах местного самоуправления) и учета позиции органа, организации, подразделения при его доработке и согласовании;
участие сотрудников органа, организации, подразделения в качестве экспертов в заседаниях комитетов, комиссий и в других мероприятиях, проводимых органами государственной власти (органами местного самоуправления) по доработке и рассмотрению проекта;
участие в заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, депутатских объединений (фракционных или межфракционных), парламентских слушаниях, "круглых столах" с целью доведения до депутатов позиции руководства органа, организации, подразделения по проекту законодательного акта;
подготовка и направление необходимых материалов в органы государственной власти (органы местного самоуправления) по проектам правовых актов.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 16 внесены изменения
16. По каждому проекту правового акта руководителем органа, организации, подразделения определяется головное подразделение, обеспечивающее сопровождение проекта в инстанциях, к компетенции которого относится регулируемая проектом сфера внутренних дел.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 17 внесены изменения
17. При сопровождении проекта правового акта головное подразделение обеспечивает:
подбор необходимых аналитических, статистических материалов, подтверждающих выработанную позицию по проекту;
доведение сформированной позиции по проекту правового акта до заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а в случае необходимости - до головного правового подразделения;
участие руководства органов, организаций, подразделений в согласительных совещаниях с целью устранения разногласий по проекту правового акта;
согласование позиции с заинтересованными государственными органами.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 18 внесены изменения
18. В случае внесения в орган законодательной власти проекта правового акта, регулирующего сферу внутренних дел и/или затрагивающего вопросы социальной защищенности сотрудников органов (подразделений), принятие которого не будет способствовать повышению эффективности деятельности органов (подразделений), руководитель органа (подразделения) в пределах компетенции принимает необходимые меры по разъяснению позиции органа (подразделения) по указанному проекту, а также направляет соответствующую информацию в вышестоящий орган внутренних дел с приложением необходимых материалов.
III. Организация международно-правовой работы
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 19 внесены изменения
19. Международно-правовая работа в системе МВД России направлена на создание и совершенствование правовых основ взаимодействия органов, организаций, подразделений с зарубежными партнерами в сфере внутренних дел.
20. Международно-правовая работа в системе МВД России включает в себя:
1) разработку международных актов;
2) подготовку к подписанию международных актов;
3) введение в действие международных актов;
4) подготовку отзывов (заключений) на подготавливаемые к подписанию и введению в действие международные акты.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 21 внесены изменения
21. В системе МВД России осуществляется разработка следующих международных актов:
международных договоров Российской Федерации, заключаемых от имени Российской Федерации (межгосударственные), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные) и от имени МВД России (межведомственные);*(16)
международных документов, не являющихся международными договорами Российской Федерации, подписываемых от имени Российской Федерации (межгосударственные), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные), от имени МВД России (межведомственные), а также от имени органа, организации, подразделения, не содержащих юридически обязывающих положений и составленных, как правило, в форме декларации, меморандума, совместного заявления, решения, плана, программы сотрудничества (далее - "международный документ").*(17)
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 22 внесены изменения
22. Разработка международных актов осуществляется во исполнение ранее принятых международных актов, решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра, а также в инициативном порядке.
23. Разработка международных договоров Российской Федерации осуществляется подразделениями центрального аппарата Министерства в пределах компетенции совместно с головным правовым подразделением.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 24 внесены изменения
24. Разработка международных документов осуществляется подразделениями, выполняющими функции по организации международного сотрудничества, органов, организаций, подразделений в пределах компетенции.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 25 внесены изменения
25. Предложение о подписании международного договора Российской Федерации, межгосударственного, межправительственного или межведомственного международного документа, а также международного документа от имени подразделения центрального аппарата Министерства представляется Министру руководителем подразделения центрального аппарата Министерства, инициирующим данное предложение, по согласованию с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства, другими органами, организациями, подразделениями, головным правовым подразделением, а также заместителем Министра, ответственным за деятельность соответствующего подразделения центрального аппарата Министерства, и статс-секретарем - заместителем Министра.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 пункт 26 изложен в новой редакции
26. Предложение о подписании международного документа от имени органа, организации, подразделения, не являющихся подразделениями центрального аппарата Министерства, представляется статс-секретарю - заместителю Министра руководителем органа, организации, подразделения, инициирующим данное предложение, по согласованию с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства, другими органами, организациями, подразделениями через головное правовое подразделение.
Территориальные органы МВД России, которые уполномочены в соответствии с соглашениями между МВД России и правоохранительными органами иностранных государств осуществлять непосредственное сотрудничество и прямые контакты с органами внутренних дел (иными компетентными органами) приграничных регионов, подписывают планы и программы сотрудничества, направленные на реализацию соответствующих соглашений, по согласованию с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства и головным правовым подразделением без доклада статс-секретарю - заместителю Министра.
27. Предложение о подписании международного акта должно содержать:
проект международного акта или его основные положения;
обоснование целесообразности его подписания;
определение его соответствия законодательству Российской Федерации;
оценку возможных финансово-экономических и иных последствий его подписания;*(18)
определение его соответствия международным договорам Российской Федерации.
28. Предлагаемые к подписанию межведомственные международные документы согласовываются головным подразделением МВД России по организации международного сотрудничества с МИД России.*(19)
29. Предложения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации о подписании межгосударственных, межправительственных и межведомственных международных актов представляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.*(20)
30. В целях предварительной проработки вопроса о подписании международного акта с зарубежными партнерами проводятся консультации через или по согласованию с головным подразделением МВД России по организации международного сотрудничества (о подписании международных договоров Российской Федерации также по согласованию с головным правовым подразделением), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации.*(21)
31. От имени МВД России международный акт подписывается Министром или по его поручению одним из его заместителей.*(22)
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 32 внесены изменения
32. От имени подразделения центрального аппарата Министерства, другого органа, организации, подразделения международный документ подписывается его руководителем или по его поручению одним из его заместителей.
33. Положения пунктов 22, 23, 25, 27, 30, 31 распространяются также на совместные приказы, подписываемые МВД России с компетентными ведомствами иностранных государств.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 34 внесены изменения
34. В системе МВД России выполнение мероприятий по введению в действие подписанных международных актов осуществляется:
в отношении международных договоров Российской Федерации*(23) - подразделениями центрального аппарата Министерства в пределах компетенции совместно с головным правовым подразделением;
в отношении международных документов*(24) - подразделениями центрального аппарата Министерства, других органов, организаций, подразделений или организаций в пределах компетенции.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 35 внесены изменения
35. органы, организации, подразделения в пределах компетенции в установленном порядке готовят отзывы и заключения на подготавливаемые органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации к подписанию и введению в действие международные акты*(25).
36. В случае если многосторонним межведомственным договором предусматривается возложение функции депозитария*(26) на МВД России, их выполнение обеспечивает головное правовое подразделение.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 37 внесены изменения
37. Копии официально поступивших в МВД России межгосударственных и межправительственных международных актов, а также подлинники межведомственных актов*(27) регистрируются в МВД России и передаются в головное правовое подразделение.
Подлинники подписанных от имени органов, организаций, подразделений международных документов регистрируются и хранятся в подразделениях делопроизводства и режима подписавших их органов, организаций, подразделений. Копии таких документов в 3-дневный срок после их подписания направляются в головное правовое подразделение.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 38 внесены изменения
38. Головное правовое подразделение осуществляет учет и хранение поступивших подлинников и копий международных актов, обеспечивает информирование заинтересованных органов, организаций, подразделений и доступ к ним.
IV. Организация правового контроля
40. Правовой контроль в системе МВД России осуществляется в целях обеспечения законности принимаемых правовых актов и соблюдения законодательства Российской Федерации при правоприменительной деятельности.
41. Основными направлениями правового контроля являются:
1) осуществление правовой экспертизы проектов правовых актов;
2) оценка законности принятых ведомственных правовых актов;
3) контроль за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 42 внесены изменения
42. Правовая экспертиза представляет собой исследование проектов правовых актов, разрабатываемых в системе Министерства, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также правовым актам МВД России при разработке проектов ведомственных правовых актов.
Правовая экспертиза проводится правовыми подразделениями.
Порядок проведения правовой экспертизы устанавливается руководителем органа, организации, подразделения.
Руководитель, другие сотрудники правового подразделения органа, организации, подразделения несут персональную ответственность за качество правовой экспертизы.
При проведении правовой экспертизы проектов правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов проводится антикоррупционная экспертиза согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации*(30), и в порядке, установленном МВД России*(31) и правовыми актами органов, организаций, подразделений.
Результаты антикоррупционной экспертизы проекта правового акта оформляются отдельным заключением.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 43 внесены изменения
43. Оценка законности принятых ведомственных правовых актов осуществляется в целях приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации и правовыми актами МВД России, если такое несоответствие выявлено.
Оценка законности принятых правовых актов организуется и осуществляется как вышестоящим органом, организацией, подразделением в отношении правовых актов, изданных нижестоящими органами (подразделениями), и проводится в ходе инспектирования, контрольных проверок, целевых выездов, так и правовым подразделением - в отношении правовых актов, изданных в аппарате органа, организации, подразделения.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 44 внесены изменения
44. Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России, направлен на укрепление законности при выполнении органами, организациями, подразделениями возложенных на них задач.
Указанная деятельность организуется и осуществляется вышестоящими органами, организациями, подразделениями в отношении нижестоящих органов, организаций, подразделений по направлениям служебной деятельности, как в ходе текущей деятельности, так и в ходе инспектирования, контрольных, целевых выездов, путем рассмотрения писем, заявлений и обращений граждан, публикаций и сообщений в средствах массовой информации, обращений других органов (должностных лиц), материалов служебных проверок, а также вступивших в законную силу судебных решений.
Правовые подразделения органа, организации, подразделения в пределах компетенции по соответствующему запросу могут оказывать правовую помощь заинтересованным подразделениям органа, организации, подразделения на этапах планирования и проведения служебных мероприятий.
45. Методическое обеспечение правового контроля в системе МВД России возлагается на головное правовое подразделение.
V. Организация договорно-правовой работы
46. Договорно-правовая работа в системе МВД России направлена на заключение письменных соглашений об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей*(32).
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 47 внесены изменения
47. Основными направлениями договорно-правовой работы являются:
1) выявление потребностей в заключении договоров органами, организациями, подразделениями на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг);
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 подпункт 2 изложен в новой редакции
2) разработка документации о закупке и проектов договоров;
3) согласование и заключение договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) контроль исполнения договоров и при необходимости ведение претензионной работы.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 48 внесены изменения
48. Подразделение органа, организации, подразделения, в компетенцию которого входит организация поставки определенных товаров (выполнение работ, оказание услуг)*(33), в установленном порядке докладывает для принятия соответствующего решения руководителю органа (подразделения) вопрос о необходимости заключения договора в целях удовлетворения выявленной путем анализа поступивших заявок на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) потребности органа, организации, подразделения.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 49 внесены изменения
49. Руководитель органа, организации, подразделения:
определяет порядок осуществления договорно-правовой работы, полномочия должностных лиц органов, организаций, подразделений, участвующих в ее осуществлении;
решает вопрос о целесообразности заключения договора на основании рапорта (справки-обоснования), подготовленного подразделением-исполнителем;
определяет подразделение, на которое возлагаются задачи по координации подразделений-исполнителей;
подписывает договоры от имени органа, организации, подразделения либо делегирует свои полномочия по заключению договоров своим заместителям, руководителям подчиненных (подведомственных) или структурных подразделений, на основании доверенности в установленном законодательством Российской Федерации порядке*(34);
организует контроль за договорно-правовой работой в органе, организации, подразделении.
50. Подготовка проекта договора подразделением-исполнителем осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к форме и содержанию соответствующего вида договора*(35).
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 51 внесены изменения
51. Договоры в системе МВД России заключаются по результатам проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При осуществлении закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются единые требования ко всем участникам закупки*(36).
Проверка соответствия участников закупки указанным требованиям возлагается на комиссию по осуществлению закупок в соответствующем органе, организации, подразделении.
Договоры о размещении государственного оборонного заказа заключаются с учетом положений, определяемых законодательством о государственном оборонном заказе.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 52 внесены изменения
52. Документация о закупке, подготовленная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проходит обязательную процедуру согласования в правовом подразделении органа, организации, подразделения.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 53 внесены изменения
53. Процедуры проведения закупок осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После подписания договор подлежит заверению печатью органа, организации, подразделения с изображением Государственного герба Российской Федерации в подразделении делопроизводства и режима органа, организации, подразделения.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 54 внесены изменения
54. Своевременность и надлежащее исполнение обязательств по договору контролирует подразделение-исполнитель.
55. В случаях, предусмотренных законом или договором, в органах (подразделениях) применяется порядок претензионного (досудебного) урегулирования возникших споров относительно ненадлежащего исполнения условий договора.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 56 внесены изменения
56. Претензионная работа осуществляется путем направления стороне договора, нарушившей права контрагента, претензий, писем, заявлений, уведомлений, телеграмм*(37), с изложением требований по восстановлению нарушенных прав.
57. Претензионные письма подлежат учету и регистрации в установленном порядке.
58. Ответственность за организацию и проведение претензионной работы возлагается на подразделение-исполнителя.
59. Подготовка и предъявление претензионных писем, а также учет и контроль их исполнения осуществляется подразделением-исполнителем, ответственным за надлежащее исполнение договора.
Сроки предъявления претензий определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации*(38).
60. Договорно-правовая работа осуществляется подразделением-исполнителем во взаимодействии с финансовым, правовым и иными подразделениями, действующими в пределах предоставленной им компетенции.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 61 внесены изменения
61. Подразделение-исполнитель:
подготавливает документацию о закупке, проекты договоров, дополнительных соглашений к договорам, соглашений о расторжении договоров (с имеющимися приложениями и документами, на основании которых осуществлена их разработка) и представляет их на согласование в финансовое подразделение органа, организации, подразделения, а также в иные подразделения органа, организации, подразделения в случае, если исполнение договора затрагивает их права и обязанности;
докладывает на решение руководителю органа, организации, подразделения вопрос о целесообразности заключения (либо расторжения) договора;
представляет документацию о закупке, проекты договоров, дополнительных соглашений к договорам, соглашений о расторжении договоров (с имеющимися приложениями и документами, на основании которых осуществлена их разработка) в правовое подразделение для проведения правовой экспертизы;
оформляет в. установленном порядке необходимые для заключения договора доверенности;
осуществляет контроль за исполнением контрагентами условий заключенного договора. В случае выявления фактов неисполнения (ненадлежащего исполнения) контрагентами условий договора во взаимодействии с правовым подразделением органа, организации, подразделения ведет претензионную работу в соответствии с п.п. 55-59 настоящего Наставления;
своевременно представляет в финансовое подразделение органа, организации, подразделения документы (подписанные контрагентом), необходимые для финансирования обязательств по заключенному договору.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 62 внесены изменения
62. Финансовое подразделение:
согласовывает документацию о закупке, проекты договоров, дополнительных соглашений к договорам, соглашений о расторжении договоров (с имеющимися приложениями и документами, на основании которых осуществлена их разработка), устанавливая при этом экономическую целесообразность заключения договора, определяя источники финансирования по договору, наличие денежных средств, необходимых для надлежащего его исполнения, а также уточняя порядок оплаты и банковские реквизиты сторон по договору;
регистрирует подписанные договоры с присвоением номера, который в обязательном порядке фиксируется в журнале регистрации и учета договоров (соглашений);
обеспечивает своевременное финансирование обязательств по заключенному договору;
отвечает за соблюдение финансовой дисциплины при осуществлении договорной деятельности;
осуществляет подготовку и предоставление заинтересованному подразделению органа, организации, подразделения данных о выплатах, производимых по договору;
обеспечивает подготовку и оформление актов сверки взаимных расчетов по договору.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 63 внесены изменения
63. Правовое подразделение:
проводит правовую экспертизу документации о закупке для нужд органа, организации, подразделения;
проводит правовую экспертизу проектов договоров, дополнительных соглашений к договорам, соглашений о расторжении договоров (с имеющимися приложениями и документами, на основании которых осуществлена их разработка);
фиксирует результаты проведения правовой экспертизы документации о закупке, проекта договора, дополнительного соглашения к договору, соглашения о расторжении договора в соответствующих журналах учета;
оказывает консультативную помощь по исполнению обязательств, возникающих в ходе договорных правоотношений, и ведению претензионной работы, а также организует и (или) обеспечивает представление интересов органа, организации, подразделения в судах;
визирует проекты доверенностей, выдаваемых руководителем органа, организации, подразделения, регистрация и учет которых ведется подразделением делопроизводства и режима органа, организации, подразделения*(39).
VI. Организация судебно-исковой работы
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 64 внесены изменения
64. Судебно-исковая работа направлена на защиту и восстановление нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органа, организации, подразделения в судах.
Участие представителей органа, организации, подразделения в гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах осуществляется в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве и законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах*(40).
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 65 внесены изменения
65. Основными направлениями судебно-исковой работы являются:
1) работа по искам (заявлениям, жалобам)*(41), предъявленным в суд к органу, организации, подразделению;
2) работа по искам, предъявленным к Российской Федерации в лице МВД России - главного распорядителя средств федерального бюджета*(42);
3) работа по предъявлению исков органом, организацией, подразделением.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 пункт 65 дополнен подпунктом 4
4) работа по искам в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора;
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 пункт 65 дополнен подпунктом 5
5) мониторинг и анализ правоприменительной практики. содержащемся в судебных постановлениях о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органа, организации, подразделения, а также их должностных лиц, в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органа, организации, подразделения.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 66 внесены изменения
66. При предъявлении исков к органу, организации, подразделению возражения (отзывы) на заявленные в исках требования*(43) за подписью руководителя органа, организации, подразделения либо его представителя по доверенности*(44), представляются в суд в письменном виде во всех случаях.
Основанием для подготовки возражений (отзывов) на заявленные требования является факт возбуждения судом дела, который должен быть подтвержден соответствующей повесткой суда общей юрисдикции, либо определением арбитражного суда.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 67 внесены изменения
67. При предъявлении исков к Российской Федерации в лице МВД России, как главного распорядителя средств федерального бюджета, основанием для представления в суде интересов Российской Федерации является наличие у руководителя органа, организации, подразделения полномочий, оформленных в доверенности, и поступление в адрес органа, организации, подразделения соответствующих документов из головного правового подразделения.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 68 внесены изменения
68. Органом, организацией, подразделением для восстановления нарушенных прав, в зависимости от характера спорного правоотношения, иски за подписью его руководителя или представителя по доверенности направляются в арбитражный суд, суд общей юрисдикции, мировым судьям либо в третейский суд, в соответствии с подведомственностью, установленной законодательством Российской Федерации.
При предъявлении исков от имени МВД России, их копии направляются в адрес головного правового подразделения.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 69 внесены изменения
69. Право на признание иска или заключение мирового соглашения*(45) реализуется путем предоставления в суд соответствующего письменного ходатайства за подписью руководителя органа, организации, подразделения либо представителя по доверенности, право которого на признание иска или на заключение мирового соглашения предусмотрено в доверенности.
Основанием для подготовки ходатайств является наличие (выявление) законных оснований для признания иска или заключения мирового соглашения.
Ходатайство за подписью представителя по доверенности должно быть согласовано с заинтересованными подразделениями органа, организации, подразделения.
Для решения вопроса заключения мирового соглашения от имени МВД России в адрес головного правового подразделения направляются материалы, являющиеся основанием дня принятия такого решения, с приложением документов, необходимых для выдачи в установленном порядке доверенности*(46).
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 70 внесены изменения
70. Для оказания квалифицированной помощи сотрудникам органа, организации, подразделения, обратившимся в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации, его руководитель вправе принять решение об обращении в суд с ходатайством о вступлении органа, организации, подразделения в процесс на стороне истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В этом случае по поручению руководителя органа, организации, подразделения соответствующим подразделением (должностным лицом) осуществляются действия, необходимые для отстаивания интересов сотрудника и органа, организации, подразделения.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 71 внесены изменения
71. При наличии законных оснований судебные акты обжалуются в установленном порядке вплоть до высшей судебной инстанции.
При необходимости оплаты государственной пошлины для обжалования судебного акта денежные средства выделяются на основании обоснованного рапорта представителя интересов органа, организации, подразделения в суде.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 72 внесены изменения
72. Информация о вступивших в законную силу решениях судов докладывается представителем органа, организации, подразделения, участвовавшим в рассмотрении дела, руководителю органа, организации, подразделения в возможно короткие сроки.
При выявлении судом нарушений, допущенных сотрудниками органа, организации, подразделения, указанная информация направляется в соответствующий орган, организацию, подразделение, сотрудники которого допустили незаконные действия, с приложением копии решения суда для проведения служебной проверки, выяснения и устранения причин и условий, способствовавших допущенным нарушениям, принятия мер дисциплинарного и материального характера к виновным лицам.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 73 внесены изменения
73. При поступлении в орган, организацию, подразделение в установленном порядке исполнительного документа соответствующая информация направляется в правовое подразделение для ее анализа на предмет наличия законных оснований, препятствующих исполнению поступившего документа.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 74 внесены изменения
74. Учет и ответственность за своевременное исполнение исполнительных документов возлагается на финансовые, кадровые, тыловые и иные подразделения в соответствии с установленной компетенцией.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 Глава VI дополнена пунктом 74.1
74.1 Сведения об исполнении исполнительных документов по судебным актам, подлежащим немедленному исполнению, предоставляются в правовое подразделение незамедлительно, а по исполнению иных судебных актов - в течение 10 дней со дня исполнения.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 75 внесены изменения
75. Руководитель органа, организации, подразделения:
определяет полномочия должностных лиц органа, организации, подразделения, по осуществлению судебно-исковой работы;
определяет сотрудников, на которых в соответствии с установленным законом порядком возлагает обязанности по участию в суде от имени органа, организации, подразделения, и объем их полномочий;
организует контроль за судебно-исковой работой в органе, организации, подразделении.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 76 внесены изменения
76. Правовое подразделение:
обеспечивает координацию судебно-исковой работы в органе, организации, подразделении;
по поручению руководителя органа, организации, подразделения или в соответствии с положением непосредственно ведет судебно-исковую работу;
оказывает помощь в организации и ведении судебно-исковой работы другим подразделениям (представителям по доверенности);
согласовывает возражения и ходатайства, подготовленные представителем по доверенности;
вносит предложения руководителю органа, организации, подразделения по назначению представителя по доверенности по конкретным делам;
ведет учет результатов судебно-правовой работы в органе, организации, подразделении;
осуществляет по поручению начальника органа, организации, подразделения или в соответствии с положением контроль за качеством судебно-правовой работы, проводимой другими подразделениями, в том числе за реализацией полномочий представителями по доверенности по конкретным гражданским делам;
вносит предложение руководителю органа, организации, подразделения по привлечению виновных лиц к ответственности при ненадлежащей защите сотрудниками интересов органа, организации, подразделения либо злоупотребления ими предоставленными доверенностью правами.
VII. Организация информационно-правовой деятельности
77. Информационно-правовая деятельность осуществляется в целях своевременного доведения и разъяснения требований правовых актов, регулирующих сферу внутренних дел.
78. Основными направлениями информационно-правовой деятельности являются:
1) ведение систематизированного учета правовых актов;
2) правовая пропаганда;
3) консультирование по правовым вопросам*(47).
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 79 внесены изменения
79. Порядок ведения систематизированного учета и хранения правовых актов определяется МВД России*(48).
Автоматизация ведения систематизированного учета правовых актов МВД России и их доведение до органов, организаций, подразделений реализуется на основе автоматизированной информационно-поисковой системы "Нормативные правовые акты МВД России"*(49) и автоматизированных справочных правовых систем общего пользования.
В органах, организациях, подразделениях автоматизация ведения систематизированного учета правовых актов и их доведение до сотрудников реализуются на основе типового программного обеспечения, совместимого с автоматизированной информационно-поисковой системой "Нормативные правовые акты МВД России".
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 80 внесены изменения
80. Правовая пропаганда направлена на распространение и разъяснение правовых норм и практики их применения в сфере внутренних дел.
Правовая пропаганда осуществляется по направлениям служебной деятельности путем:
издания и распространения печатной продукции;
проведения информационно-пропагандистских акций правовой направленности*(50);
проведения лекций, семинаров, конференций;
выступлений в СМИ;
создания и оформления кабинетов (уголков) правовых знаний, стендов, другой наглядной информации;
проведения тематических занятий в системе повышения квалификации и в других формах профессиональной подготовки*(51).
Правовая пропаганда осуществляется всеми структурными подразделениями органа, организации, подразделения в пределах их компетенции, с привлечением ведущих ученых и специалистов, образовательных и научных организаций МВД России.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 81 внесены изменения
81. Консультирование проводится по вопросам, связанным со служебной деятельностью, как в устной, так и в письменной формах.
Консультирование осуществляется по направлениям оперативно-служебной деятельности наиболее подготовленными специалистами органов, организаций, подразделений.
Органом, организацией, подразделением осуществляется оказание гражданам бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной формах по вопросам, относящимся к их компетенции.*(52)
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 82 внесены изменения
82. Порядок и сроки рассмотрения обращений по правовым вопросам иных лиц в орган, организацию, подразделение устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России*(53).
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 83 внесены изменения
83. Руководитель органа, организации, подразделения:
устанавливает порядок осуществления информационно-правовой деятельности в органе, организации, подразделении;
обеспечивает создание и функционирование автоматизированных информационно-поисковых систем правовых актов, издаваемых органом, организацией, подразделением;
определяет в соответствии с законодательством порядок доступа органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к фонду правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 84 внесены изменения
84. Правовое подразделение.
ведет систематизированный учет правовых актов, в том числе на основе функционирования автоматизированных информационно-поисковых систем;
осуществляет доведение требований правовых актов до сотрудников органов, организаций, подразделений в установленном порядке;
осуществляет в установленном порядке доступ сотрудников органов, организаций, подразделений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к фонду правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск;
участвует в правовой пропаганде;
осуществляет консультирование;
осуществляет общее методическое руководство информационно-правовой деятельностью в органе, организации, подразделении.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 Глава VII дополнена пунктом 84.1
84.1 Головное правовое подразделение рассматривает запросы органов, организаций, подразделений о разъяснении положений нормативных правовых актов МВД России при наличии заключений соответствующих правовых подразделений с обоснованием разногласий по данным заключениям.
VIII. Организационно-правовая работа
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 85 внесены изменения
85. Правовое подразделение является самостоятельным структурным подразделением органа, организации, подразделения, непосредственно подчиняющимся руководителю органа, организации, подразделения, организационно-штатное построение и должностной состав которого определяются в установленном порядке, исходя из необходимости обеспечения всех направлений правовой работы.
В органах, организациях, подразделениях, не имеющих в штатном расписании правовых подразделений, функции по организации и осуществлению правовой работы могут возлагаться приказами соответствующих руководителей на одного (или нескольких) из подготовленных сотрудников, имеющих высшее юридическое образование
В этом случае в должностную инструкцию этих сотрудников в установленном порядке вносятся дополнительные права и обязанности, связанные с организацией и осуществлением правовой работы.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 пункт 86 изложен в новой редакции
86. Назначение на должность помощника начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округа (неправовой работе) - начальника правового отделения, начальников правовых подразделений (от начальника отделения и выше) управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации подлежит согласованию с головным правовым подразделением в установленном порядке*(54).
87. С учетом имеющихся у сотрудников образовательного уровня, профессиональных и личных качеств, а также опыта правовой работы, независимо от ее ведомственной принадлежности, по решению непосредственных руководителей может устанавливаться их специализация с закреплением за конкретными направлениями правовой работы.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 88 внесены изменения
88. Профессиональная служебная подготовка сотрудников правовых подразделений осуществляется в установленном порядке.*(55).
Среди сотрудников правовых подразделений в установленном порядке проводятся конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший по профессии"*(56).
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 89 внесены изменения
89. В целях упорядочения деятельности и своевременной реализации принятых решений в органе, организации, подразделении осуществляется планирование правовой работы*(57).
Исходными материалами для планирования правовой работы являются:
планы правоподготовительных работ органов государственной власти соответствующих уровней;
решения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
решения вышестоящих подразделений органов внутренних дел и внутренних войск;
поручения (решения) руководства МВД России, органа, организации, подразделения;
материалы инспектирования, контрольных проверок и целевых выездов;
инициативные предложения подразделений органов внутренних дел и внутренних войск;
предложения образовательных и научных организаций МВД России;
решения судебных органов;
представления органов прокуратуры.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 90 внесены изменения
90. Органы, организации, подразделения при планировании правовой работы должны, как правило, предусматривать следующие мероприятия:
разработку и участие в разработке проектов правовых актов;
организацию сопровождения проектов правовых актов в инстанциях;
меры по совершенствованию правового контроля;
проверку законности издаваемых в органе, организации, подразделении правовых актов;
изучение состояния правового обеспечения отдельных направлений служебной деятельности и подготовку предложений по их совершенствованию;
участие в инспектировании, контрольных проверках состояния правовой работы в подразделениях органов внутренних дел и внутренних войск, осуществление целевых выездов;
меры по повышению эффективности защиты имущественных интересов органов внутренних дел и внутренних войск в судах;
выступления на занятиях по служебной подготовке по актуальным вопросам правового обеспечения служебной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
консультирование сотрудников по правовым вопросам, связанным со служебной деятельностью;
работа по систематизации и кодификации правовых актов;
оказание методической помощи подчиненным (подведомственным) правовым подразделениям в организации и совершенствовании правовой работы (проведение сборов, совещаний, конференций, семинаров);
взаимодействие со средствами массовой информации в целях правовой пропаганды.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 91 внесены изменения
91. Подготовка проектов правовых актов предусматривается либо в виде самостоятельных разделов планирующих документов органа, организации, подразделения, или в виде отдельных приложений к соответствующим планирующим документам. Могут разрабатываться отдельные планы.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 92 внесены изменения
92. При подготовке проектов планирующих документов, касающихся нормотворческой деятельности, в обязательном порядке запрашиваются предложения подразделений органа, организации, подразделения, а при необходимости проводится обсуждение и согласование поступивших предложений.
Подлежат обязательному рассмотрению и, при необходимости учитываются предложения органов, организаций, подразделений, других органов государственной власти, иных организаций, образовательных и научных организаций, а также предложения, высказанные в средствах массовой информации, в письмах, заявлениях и обращениях граждан и юридических лиц.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 93 внесены изменения
93. Проекты планирующих документов, содержащие мероприятия, касающиеся нормотворческой деятельности, в обязательном порядке подлежат согласованию с соответствующим правовым подразделением до направления на подпись руководителю органа, организации, подразделения.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 94 внесены изменения
94. Пункт плана, предусматривающий разработку проекта нормативного правового акта Российской Федерации, считается исполненным в срок, если органом, организацией, подразделением, являющимся его ответственным исполнителем, не позднее последнего числа отчетного месяца соответствующий проект вносится в установленном порядке за подписью руководителя органа, организации, подразделения или лица, временно исполняющего его обязанности, субъекту права правотворческой инициативы.
Пункт плана, предусматривающий разработку проекта ведомственного правового акта, правового акта органа, организации, подразделения, считается исполненным в срок, если не позднее последнего числа отчетного месяца подписан приказ МВД России, органа, организации, подразделения.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 95 внесены изменения
95. Актуальные вопросы правовой работы и меры по ее совершенствованию не реже одного раза в год рассматриваются на оперативных совещаниях (коллегиях, военных советах) при руководителях органов, организаций, подразделений.
Копии решений оперативных совещаний (коллегий, военных советов) по вопросам правовой работы хранятся в отдельном наблюдательном деле в правовом подразделении.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 96 внесены изменения
96. Проверка состояния правовой работы в органах, организациях, подразделениях, ее оценка в соответствии с установленными критериями осуществляются в ходе инспектирования, контрольных проверок и целевых выездов, порядок организации и проведения которых определяется МВД России*(58).
В ходе проведения проверки состояния правовой работы изучаются и оцениваются:
меры, предпринимаемые органом, организацией, подразделением по совершенствованию правовых основ оперативно-служебной деятельности внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск;
постановка и качество правового контроля в аппарате органа, организации, подразделения и подчиненных (подведомственных) ему органах;
состояние защиты правовыми средствами имущественных и неимущественных интересов органа, организации, подразделения;
состояние информационно-правовой деятельности;
деятельность руководства органа, организации, подразделения по совершенствованию правового обеспечения;
деятельность правового подразделения по совершенствованию правовой работы в органе, организации, подразделении.
Проверка состояния правового обеспечения внутренних войск осуществляется в порядке, установленном первым заместителем Министра главнокомандующим внутренними войсками.
97. Для выполнения возложенных задач и функций правовые подразделения обеспечиваются в соответствии с нормами положенности, средствами связи, вычислительной и организационной техникой, канцелярскими принадлежностями, служебными транспортными средствами, автоматизированными правовыми информационно-справочными системами, а также в необходимом количестве служебными помещениями с автоматизированными рабочими местами, помещениями для организации систематизированного учета и хранения поступающих правовых актов, справочной и иной специальной юридической литературой.
Приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 883 в пункт 98 внесены изменения
98. Определение необходимого количества автотранспортных средств, в том числе с водительским составом, и их закрепление за правовыми подразделениями производится с учетом количества дел, рассматриваемых судами по искам к органу, организации, подразделению, масштабов обслуживаемой территории и отдаленности населенных пунктов.
99. Правовые подразделения обеспечиваются в установленном порядке справочными материалами, кодексами, сборниками, пособиями и другой юридической литературой (в том числе путем подписки на периодические издания).
В целях приобретения необходимой юридической литературы, автоматизированных правовых информационно-справочных систем (включая периодическое обновление их баз данных), оплаты государственных пошлин правовым подразделениям выделяются денежные средства.
100. Правовые подразделения обеспечиваются специальными штампами для удостоверения проектов правовых актов, гражданско-правовых договоров, иных документов, прошедших правовую экспертизу.
101. Правовые подразделения организуют сбор и обобщение сведений о состоянии правовой работы, ведут учет ее результатов и в установленном порядке представляют отчетность по ней в вышестоящий орган (подразделение)*(59).
------------------------------
*(1) Далее -"МВД России" или "Министерство".
*(2) Далее - "органы внутренних дел".
*(3) Далее - "внутренние войска".
*(4) Далее - "органы, организации, подразделения".
*(5) Далее - "служебная деятельность".
*(6) Далее - "правовые подразделения".
*(7) Далее - "договоры".
*(8) Далее - "сотрудники".
*(9) Далее - "головное правовое подразделение".
*(10) Далее - "правовые акты".
*(11) Далее - "отзыв".
*(12) В соответствии с Положением о мониторинге правоприменения в системе МВД России, утвержденным приказом МВД России от 20 октября 2011 г. N 1090 "Вопросы информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России".
*(13) Приказы МВД России от 27 июня 2003 г. N 484 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России", от 8 июня 2012 г. N 574 "Вопросы подготовки проектов отдельных документов" и от 17 октября 2013 г. N 850 "Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 12 ноября 2013 года, регистрационный N 30359).
*(14) Приказы МВД России от 27 июня 2003 г. N 484 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России" и от 17 октября 2013 г. N 850 "Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации.
*(15) Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года N 260 "О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2004. N 23. Ст. 2313; 2006. N 23. Ст. 2514; N 29. Ст. 3251; N 50. Ст. 5371).
*(16) П. "а" ст. 2, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 29. Ст. 2757) (далее - Федеральный закон о международных договорах); п. "а" ч. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 37. Ст. 772) (далее - Венская конвенция).
*(17) Положение о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. N 79 (Собрание законодательства Российской Федерации 2003. N 7. Ст. 647).
*(18) Ч. 5 ст. 9 Федерального закона о международных договорах, п. 4 Положения о подготовке и подписании международных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации.
*(19) Памятка МИД России по вопросам координации международной деятельности федеральных органов исполнительной власти в целях проведения единой внешнеполитической линии Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. (исх. N 3105/ГС).
*(20) Ст.ст. 8-10 Федерального закона о международных договорах, п.п. 1, 2, 5 Положения о подготовке и подписании международных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации, п.п. 53-61 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 7. Ст. 598; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 11. Ст. 1201; 1996. N 33. Ст. 3982; 2005. N 28. Ст. 2865), Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 638 "О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 19. Ст. 2257).
*(21) Ч. 6 ст. 9 Федерального закона о международных договорах, п. 2 Положения о подготовке и подписании международных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации, приказ МВД России от 18 мая 2010 г. N 380 "О мерах по повышению уровня координации международного сотрудничества и порядке взаимодействия с полицейскими атташе".
*(22) Ч. 3 ст. 12, п. "в" ст. 13 Федерального закона о международных договорах, подпункт 3 пункта 21 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1334).
*(23) Международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами, (ст.ст. 6, 14-23 и ч. 1 ст. 24 Федерального закона о международных договорах).
*(24) Международные документы при необходимости вводятся в действие соответствующими правовыми актами (п. 7 Положения о подготовке и подписании международных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации).
*(25) См. раздел II "Организация нормотворческой деятельности" настоящего Наставления.
*(26) Ст. 77 Венской конвенции и п. "з" ст. 2 Федерального закона о международных договорах.
*(27) Хранение и опубликование межгосударственных и межправительственных международных актов осуществляется в соответствии со ст.ст. 26-30 Федерального закона о международных договорах и п. 6 Положения о подготовке и подписании международных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации.
*(28) Вестник МВД России.
*(29) П. 2 ст. 28, п. 3 ст. 30 Федерального закона о международных договорах, п. 6 Положения о подготовке и подписании международных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации.
*(30) Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010 N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 48, ст. 6278).
*(31) Приказ МВД России от 24 февраля 2012 г. N 120 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России" (зарегистрирован в Минюсте России 28 марта 2012 года, регистрационный N 23640).
*(32) Далее - "договор".
*(33) Далее - "подразделение-исполнитель".
*(34) Форма и содержание доверенности должны соответствовать ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.
*(35) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; N 30, ст. 4225; N 48, ст. 6637; N 49, ст. 6925; 2015, N 1, ст. 51; ст. 72; N 10, ст. 1418; N 14, ст. 2022).
*(36) Статья 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(37) Далее - "претензионное письмо".
*(38) Ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
*(39) Приказ МВД России от 1 января 2007 г. N 3 "Об утверждении Инструкции о порядке оформления, выдачи, регистрации, учета и отмены доверенностей, выдаваемых для представления интересов Министерства внутренних дел Российской Федерации".
*(40) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (2002), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (2002).
*(41) Далее - "иски".
*(42) Ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
*(43) Далее - "возражения".
*(44) Далее - "представитель по доверенности".
*(45) Ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
*(46) В соответствии с Инструкцией о порядке оформления, выдачи, регистрации, учета и отмены доверенностей, выдаваемых для представления интересов Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 1 января 2007 г. N 3.
*(47) Далее - "консультирование".
*(48) Инструкция о порядке ведения систематизированного учета правовых актов в системе МВД России и Классификатор систематизированной картотеки правовых актов в системе МВД России, утвержденные приказом МВД России от 20 октября 2011 г. N 1090.
*(49) Инструкция о порядке эксплуатации специализированной территориально распределенной автоматизированной системы "Юрист", утвержденная приказом МВД России от 20 октября 2011 г. N 1090.
*(50) Вид информационно-профилактической деятельности органов, организаций, подразделений, направленной на распространение и разъяснение правовой информации среди различных групп населения, характеризующей роль МВД России и меры, предпринимаемые в сфере поддержания законности и правопорядка
*(51) Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. N 385 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 12 мая 2015 года, регистрационный N 37228).
*(52) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2011, N 48, ст. 6725).
*(53) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации: 2006. N 19, Ст. 2060), приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 года, регистрационный N 30957).
*(54) Приказы МВД России от 21 июля 2011 г. N 865 "Об утверждении Положения о Договорно-правовом департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации" и от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2012 года, регистрационный N 26499).
*(55) Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. N 385 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 12 мая 2015 года, регистрационный N 37228).
*(56) Приказ МВД России от 21 октября 2005 г. N 850 "Об утверждении Положения о конкурсах профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на звание "Лучший по профессии".
*(57) Приказ МВД России от 26 сентября 2012 г. N 890 "Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации".
*(58) Приказы МВД России от 3 февраля 2012 г. N 77 "Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации" и от 15 ноября 2011 г. N 1150 "Об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 9 февраля 2012 года, регистрационный N 23182).
*(59) Приказ МВД России от 18 июля 2005 г. N 570 "О статистической отчетности о состоянии правовой работы в системе МВД России".
<< Назад |
||
Содержание Приказ МВД РФ от 5 января 2007 г. N 6 "Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.