Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу Федеральной службы исполнения наказаний
от 14 июня 2006 г. N 390
Положение
о наставничестве в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний
1. Цели и задачи наставничества
1.1. Наставничество является важным средством воспитания и обучения молодого пополнения Федеральной службы исполнения наказаний и призвано обеспечить целенаправленное введение молодого сотрудника в служебный коллектив, его профессиональное становление, развитие необходимых личностных качеств и навыков для успешного выполнения служебных обязанностей.
1.2. Основными задачами наставничества являются:
а) адаптация молодых сотрудников к службе в учреждениях и органах УИС, приобщение к жизни коллектива подразделения, к новым условиям жизнедеятельности, ориентирование на усвоение положительных традиций, глубокое осознание служебного долга и требований присяги;
б) обучение молодых сотрудников профессиональному мастерству, формам и методам работы, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности, мобилизацию на образцовое выполнение служебных задач, повышение квалификации, уровня физической подготовки, умение владеть табельным оружием, оказание поддержки и помощи в преодолении трудностей службы;
в) формирование у молодых сотрудников необходимых устойчивых морально-волевых качеств, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, ответственности за порученное дело и свои поступки, профессиональной этики и культуры в работе, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам и других профессионально важных качеств;
г) совершенствование профессионального отбора в учреждениях и органах на основе анализа результатов адаптационного периода, испытательного срока и последующей служебной деятельности подшефных.
2. Руководство наставничеством
2.1. Общее руководство наставничеством осуществляется начальником учреждения, органа ФСИН России через заместителя начальника учреждения, органа ФСИН России по кадрам и воспитательной работе. Непосредственное руководство наставничеством осуществляется руководителем подразделения (отдела, службы), в котором проходит службу подшефный.
2.2. Начальник учреждения, органа ФСИН России и его заместитель по кадрам и воспитательной работе обеспечивают:
а) представление подшефного личному составу учреждения, органа ФСИН России, объявление распоряжения о закреплении за ним наставника;
б) создание необходимых условий руководителю подразделения (отдела, службы), наставнику для выполнения ими поручения по обучению и воспитанию подшефного;
в) организацию планомерного обучения наставников передовым формам и методам индивидуально-воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказание им методической помощи в составлении планов работы с подшефными, разрешении их неотложных нужд и потребностей;
г) изучение, обобщение и распространение эффективных форм и передового опыта наставничества, организацию раз в полугодие отчетов наставников, их подшефных, ежегодных конкурсов профессионального мастерства на звание "Лучший наставник", разработку единой системы оценки их работы и поощрения.
2.3. Совет наставников является общественным формированием. Он призван оказывать помощь руководителям учреждения, органа и его структурных подразделений в работе по профессиональному становлению и воспитанию молодых сотрудников.
2.4. Совет наставников:
создается в учреждении, органе, где насчитывается не менее 10 сотрудников, утвержденных приказом начальника в качестве наставников;
избирается на общем собрании наставников открытым голосованием сроком на два года в составе трех-семи человек, по истечении срока отчитывается перед членами избравшего его служебного коллектива. На заседании совета наставников избирается председатель совета и его заместитель, распределяются обязанности между членами;
планирует работу на квартал. План работы совета утверждается начальником учреждения или его заместителем по кадрам и воспитательной работе и вывешивается в комнате воспитательной работы. Общее руководство работой совета наставников осуществляет начальник учреждения, органа и его заместитель по кадрам и воспитательной работе;
принимает участие в подборе кандидатов в наставники из числа наиболее подготовленных для этой работы сотрудников, вносит предложения начальнику учреждения, органа об установлении или отмене наставничества, участвует в организации и проведении ритуала назначения наставника;
проявляет заботу о росте рядов наставников, систематически проводит работу по увеличению их числа и качественному росту, планирует и координирует работу наставников; помогает руководителям учреждения, органа в организации контроля за их деятельностью, оказывает наставникам методическую и иную помощь в успешном выполнении данного поручения; периодически заслушивает отчеты наставников и организует их учебу;
организует в комнатах воспитательной работы уголки передового опыта наставничества, обеспечивает систематическое пополнение и обновление имеющихся в них материалов;
участвует в подготовке и проведении собраний, совещаний наставников;
принимает активное участие в изучении, систематизации и распространении передового опыта наставников, с этой целью ведет учет их работы, пропагандирует деятельность лучших наставников, ходатайствует перед руководителями учреждения, органа об их поощрении;
вносит предложения начальнику учреждения, органа об отстранении от наставничества сотрудников, недобросовестно относящихся к своим обязанностям.
3. Организация наставничества
3.1. Наставничество устанавливается над подшефными, к которым относятся следующие категории сотрудников (стажеров):
а) впервые принятые на службу в ФСИН России на должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава;
б) выпускники очных факультетов профессиональных образовательных учреждений ФСИН России, а также окончившие заочное и вечернее обучение в случаях назначения их на другую должность;
в) перемещенные по службе сотрудники на вышестоящую должность либо равнозначную в другую службу, если выполнение ими функциональных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и новых навыков практической работы.
3.2. Наставничество устанавливается продолжительностью на один год с момента назначения на должность. Срок наставничества может быть продлен до шести месяцев, если подшефный еще недостаточно подготовлен к самостоятельной работе.
3.3. Наставники подбираются из числа наиболее подготовленных работников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в службе, жизненный опыт, положительно зарекомендовавших себя на службе, пользующихся авторитетом в коллективе.
3.4. Руководитель учреждения, органа ФСИН России определяет наставника, подшефных, над которыми осуществляется наставничество, с учетом личностных качеств и объема выполняемых служебных задач в соответствии с должностными обязанностями. Наставничество может осуществляться над одним, двумя, в исключительных случаях над тремя подшефными одновременно.
К работе по наставничеству могут привлекаться сотрудники, уволенные из учреждений и органов на пенсию и вновь принятые на работу в УИС в качестве служащих.
3.5. Утверждение сотрудника (служащего) в качестве наставника производится распоряжением начальника учреждения, органа ФСИН России в течение двух недель с момента назначения подшефного стажером по должности либо назначения его на определенную должность. Основанием для издания распоряжения является рапорт непосредственного начальника подшефного.
4. Основы деятельности наставника
4.1. Знание требований законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности сотрудников по занимаемой должности, вопросы прохождения службы, профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России.
4.2. Разработка совместно с непосредственным начальником подшефного и психологом по работе с личным составом индивидуального плана обучения и воспитания подшефного с учетом его общеобразовательной, специальной, физической подготовки, морально-психологического развития и представление на утверждение руководителю учреждения и органа ФСИН России.
4.3. Всестороннее изучение волевых, деловых и нравственных качеств подшефного, его отношения к службе, коллективу, гражданам, увлечений, наклонностей, поведения в быту, личного круга общения в свободное от службы время.
4.4. Оказание подшефному индивидуальной помощи в овладении профессиональными навыками по занимаемой должности, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений руководителей, в выявлении и устранении допущенных ошибок и упущений в службе.
4.5. Воспитание подшефного на положительных традициях уголовно-исполнительной системы, своего коллектива, привитие чувства профессиональной гордости, уважения к правилам ношения формы одежды, личного участия в решении задач, стоящих перед подразделением, учреждением.
4.6. Развитие через личную примерность положительных качеств подшефного, корректировка его поведения на службе и в быту, привлечение к участию в общественной жизни служебного коллектива, формирование общественно значимых жизненных интересов, содействие развитию личности подшефного и его профессионального кругозора.
4.7. Проявление требовательности к подшефному, своевременное и принципиальное реагирование на нарушения дисциплины, установленного порядка, использование при этом методов убеждения, воздействия служебного коллектива и, как крайнюю меру, ходатайство о привлечении к дисциплинарной ответственности.
4.8. Проявление чуткости и внимания, недопущение элементов панибратства и высокомерия, оценивание в корректной форме результатов работы подшефного, терпеливая и тактичная помощь в преодолении имеющихся недостатков.
4.9. Периодическое информирование руководителей учреждения, органа ФСИН России, непосредственного начальника подшефного о процессе адаптации подшефного, его дисциплине и поведении, о своем личном влиянии на становление подшефного, ведение дневника наставника.
Наставник несет моральную ответственность за поведение и отношение к службе подшефного в течение установленного периода наставничества.
5. Планирование работы наставника
5.1. План работы наставника составляется, как правило, поквартально, обеспечивая работу с подшефным в течение года в четыре этапа, согласовывается с заместителем начальника учреждения, органа ФСИН России по кадрам и воспитательной работе и утверждается в дневнике наставника начальником учреждения, органа ФСИН России. Последующий план должен углублять и развивать предыдущий. Особое внимание при этом уделяется выработке у подшефных профессиональных навыков, воспитанию дисциплинированности, вежливости, культуры в работе, соблюдению законности при выполнении служебных обязанностей.
5.2. На первый этап обязательно планируются мероприятия по изучению личных и деловых качеств подшефного (в том числе результатов тестирования психологом учреждения, органа), его семьи, степени готовности к несению службы, оказанию повседневной помощи в работе, вовлечению в общественную жизнь учреждения, подразделения и т.д.
5.3. На втором этапе главное внимание сосредотачивается на углубленном изучении вопросов, касающихся служебных обязанностей, устранении недостатков, закреплении профессиональных навыков, знании приказов и инструкций. Предусматриваются меры по контролю, оказанию помощи в выполнении общественных поручений, рациональной организации служебного и свободного времени, подготовке отчета перед служебным коллективом и другие мероприятия.
5.4. План третьего этапа строится с учетом приобретения подшефным определенных практических навыков. В план включаются пункты по воспитанию у него потребности в постоянном пополнении знаний, расширении кругозора, стремлении к повышению результативности службы, наработке своих собственных приемов и навыков действий в конкретных складывающихся ситуациях, творческого отношения к выполнению служебных обязанностей. Обучение и закрепление на практике умения правильно действовать в особо сложных условиях и чрезвычайных ситуациях.
5.5. В плане на четвертый этап предусматриваются меры, связанные с завершением наставничества. Наставнику при планировании следует сосредоточить внимание на организации выборочного контроля за решением подшефным наиболее сложных задач, его подготовке к самостоятельной работе и отчету перед личным составом. Подготовка подшефного к отчету является завершающим моментом наставничества.
5.6. В случае продления срока наставничества планирование работы наставника с подшефным осуществляется в течение двух дополнительных этапов продолжительностью три месяца каждый. В планах на дополнительные этапы отражается проработка слабоусвоенных или неусвоенных вопросов в течение третьего и четвертого этапов. При необходимости наставник может ходатайствовать перед непосредственным начальником подшефного о нецелесообразности использования подшефного в данной должности.
6. Основные формы и методы индивидуальной работы наставника
6.1. Воспитательные беседы по вопросам: службы, учебы, быта сотрудников, участия в общественной работе, отношения к занятиям в системе служебной подготовки, повышения профессионального мастерства, неудовлетворительных результатов в службе, нарушений дисциплины, причин, мешающих достичь лучших результатов, и другим проблемам.
6.2. Индивидуальная помощь: в решении различных вопросов служебной деятельности, общественной и личной жизни, изучении нормативных актов и функциональных обязанностей; овладении техникой, табельным оружием, передовыми формами выполнения служебных обязанностей, освоении программ служебной подготовки; в ходатайствах по улучшению жилищно-бытовых условий и обеспечению всеми видами довольствия.
6.3. Помощь может быть оказана в форме совета, разъяснения, показа, тренировки, пожелания, совместного выполнения отдельных поручений, обязанностей, дополнительных занятий и т.д. Отработка задач вместе с подшефным с целью устранения недостатков, выявленных в ходе становления в должности, предупреждения возможных неправильных действий. Оказание помощи в выработке способности решать задачи в нестандартных ситуациях, разрешении конфликтов в среде спецконтингента, изучении нормативных документов, выступлениях перед служебным коллективом и в других вопросах.
6.4. Индивидуальные задания и поручения: по изучению опыта службы, приобретению определенных навыков в ходе выполнения должностных обязанностей, проведению различных служебных мероприятий по изучаемой тематике и отдельным неусвоенным темам, овладению практическими приемами служебной деятельности. Поручения: с целью вовлечения подшефного в активную общественную жизнь, содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании подшефного, углубления юридических знаний.
6.5. Контроль за деятельностью подшефного в форме личной проверки несения службы, выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов. Оказание помощи в исправлении ошибок, устранении недостатков. Вынесение отчетов, сообщений подшефного на обсуждение личного состава подразделения, службы, на заседание совета наставников. Проверка службы с последующим разбором действий подшефного. Контроль за успеваемостью, посещаемостью занятий в системе служебной подготовки.
6.6. Личный пример наставника. Личный пример должен проявляться: в безупречном выполнении наставником своих служебных обязанностей, требований нормативных актов; в высокой дисциплинированности, подтянутости и безупречном внешнем виде; в высокой требовательности к себе и заботливом отношении к сотрудникам; в постоянном повышении своего профессионального и культурного уровня; в примерном поведении на службе и в быту, во взаимоотношениях в семье.
6.7. Изучение личности подшефного. Наблюдение в ходе повседневного общения. Анализ документов личного дела, материалов служебной аттестации подшефного, выводов психолога учреждения. Посещение подшефного по месту жительства, беседы с членами семьи с целью изучения жилищно-бытовых условий, семейных отношений и их влияния на службу; изучение проведения подшефным свободного времени, его интересов, увлечений, выяснения отношения членов семьи подшефного к его профессии, круга знакомых подшефного, с тем чтобы оградить его от нежелательных связей, и т.д.
6.8. Внеслужебное общение. Посещение исторических и культурных мест, выставок, участие в спортивных соревнованиях, ознакомление с историей учреждения, органа. Приобщение подшефного к систематическому чтению полезной литературы, просмотру спектаклей, оказание содействия в проявлении и развитии его творческих способностей.
7. Виды поощрения наставников
7.1. За активную работу по обучению и воспитанию подшефных наставник поощряется руководителем учреждения, органа: объявлением благодарности, награждением ценным подарком, денежной премией, занесением на Доску почета и другими видами поощрения.
7.2. В отношении особо отличившихся наставников в качестве поощрения может возбуждаться ходатайство о награждении Благодарственным письмом ФСИН России, почетным знаком уголовно-исполнительной системы "За отличие в службе", о досрочном присвоении очередного специального звания.
8. Окончание наставничества
8.1. По окончании установленного приказом срока наставник готовит заключение о результатах наставничества, деловых, моральных качествах, приобретенных знаниях, навыках подшефного, возможности использования его в должности.
8.2. Заключение вместе с дневником наставника после рассмотрения руководством учреждения, органа и принятия по нему решения приобщается к личному делу подшефного.
8.3. Наставническая деятельность оценивается по ее завершении руководством учреждения, органа советом наставников. На основании предложений совета наставников либо по своей инициативе начальник учреждения, органа рассматривает вопрос о поощрении наставника в соответствии с имеющимися у него полномочиями и на основании настоящего Положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.