Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Федеральной службы исполнения наказаний
от 14 июня 2006 г. N 390
Основы организации воспитательной работы с работниками Федеральной службы исполнения наказаний
1. Настоящие Основы определяют общий порядок организации воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе.
2. Основы организации воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) разработаны и реализуются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министра юстиции Российской Федерации, приказами и распоряжениями директора ФСИН России, а также концепцией воспитания работников УИС.
3. Воспитательная работа заключается в проведении комплекса информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у работников необходимых профессиональных качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.
Воспитательная работа проводится при решении оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач в повседневной деятельности учреждений и органов. При решении боевых задач осуществляется морально-психологическое обеспечение.
См. Руководство по организации общественно-государственной подготовки, общественно-политического и государственно-правового информирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденное приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 17 мая 2007 г. N 242
4. Задачи воспитательной работы решаются с учетом социально-экономической, общественно-политической, информационной и религиозной обстановки района расположения учреждений и органов, морально-психологического состояния работников. При этом обеспечивается максимальная сопряженность решаемых задач и воспитательной работы.
5. Центром воспитательной работы с рядовым и младшим начальствующим составом является отдел, в котором они проходят службу, со средним и старшим начальствующим составом - учреждение, орган, с курсантами (слушателями) образовательных учреждений - учебное подразделение.
6. Эффективность воспитательной работы достигается: скоординированными усилиями органов управления всех уровней, органов воспитательной работы; обеспечением непрерывности воспитательной работы, дифференцированным подходом при ее организации с различными категориями работников; наличием подготовленных в профессиональном отношении кадров и необходимой материальной базы.
Результативность мер, направленных на воспитание работников, достигается за счет индивидуального воздействия с учетом их уровня образования, возраста, опыта, пола, отношения к религии, национальных и других особенностей, соблюдения преемственности системы воспитания, необходимости всестороннего нравственного, духовного и физического развития работников, соблюдения их законных прав.
7. Воспитательную работу осуществляют органы управления и должностные лица всех уровней управления.
Начальник учреждения, органа:
осуществляет руководство воспитательной работой и организацию системной работы в решении конкретных задач, направленных на поддержание законности и служебной дисциплины, здоровой морально-нравственной обстановки в служебных коллективах, оказание социальной помощи работникам и членам их семей;
представляет объективную информацию в вышестоящие органы управления о морально-психологическом состоянии и служебной дисциплине в подчиненных подразделениях и настроениях работников;
проводит анализ и ставит задачи подчиненным должностным лицам, органам управления по содержанию, организации и проведению воспитательной работы;
осуществляет контроль качества выполнения поставленных задач по воспитанию работников, подводит итоги воспитательной работы, ставит задачи заместителям, начальникам отделов и служб, подразделений, сотрудникам органов воспитательной работы по ее совершенствованию.
Начальники отделов и служб:
осуществляют организацию воспитательной работы, представление объективной информации начальнику и его заместителю по кадрам и воспитательной работе о состоянии служебной дисциплины и морально-психологической обстановке в подчиненных подразделениях;
обеспечивают согласованность планирования служебной деятельности и воспитательной работы; использование в воспитательном процессе мероприятий по социальной защите работников, торжественных ритуалов и т.д.;
организуют мероприятия по поддержанию порядка, обеспечению безопасности службы, участвуют в мероприятиях информационно-пропагандистского обеспечения;
на основе анализа морально-психологического состояния работников вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации;
лично участвуют в воспитательных мероприятиях, организации их проведения в подчиненных подразделениях;
добиваются, чтобы качество выполнения задач по организации воспитательной работы способствовало поддержанию высокого морально-психологического состояния и воспитанию работников.
Органы воспитательной работы:
осуществляют планирование, методическое обеспечение, организацию и непосредственное проведение воспитательной работы;
координируют деятельность заместителей начальника и других должностных лиц по организации и проведению воспитательной работы;
активно сотрудничают с общественными объединениями и религиозными конфессиями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации в интересах формирования объективного общественного мнения о деятельности ФСИН России, позитивного отношения к службе в УИС;
докладывают непосредственным начальникам и начальникам вышестоящих органов воспитательной работы о морально-психологическом состоянии и служебной дисциплине работников, соблюдении конституционных прав работников и членов их семей.
8. Система работы должностных лиц по организации воспитательной работы включает:
уяснение и оценку исходных данных, изучение руководящих документов, задач, поставленных старшими начальниками, анализ состояния качества решения оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач, морально-психологического состояния работников, состояния правопорядка и служебной дисциплины, социального положения работников, оценку условий организации воспитательной работы, анализ состояния и возможностей объектов учебно-материальной базы воспитательной работы;
принятие решения на организацию воспитательной работы и поддержание служебной дисциплины в учреждении и органе (какими силами, средствами и способами, в какой последовательности и в какие сроки должны быть выполнены основные первоочередные мероприятия воспитательной работы и поддержания служебной дисциплины, порядок доведения до подчиненных задач, подготовки мероприятий воспитательной работы, а также их всестороннего организационного и материального обеспечения, организацию методической подготовки сотрудников по вопросам организации и проведения воспитательной работы);
планирование мероприятий воспитательной работы (в плане основных организационных мероприятий учреждения, органа на полугодие, в документах по планированию работы отделов и служб, в планирующих документах дежурных смен, учений, караульной службы, в расписании занятий), согласование и утверждение разработанных документов;
всесторонний контроль и помощь в организации и проведении мероприятий воспитательной работы, социальной поддержки;
подведение в установленные сроки итогов воспитательной работы и служебной дисциплины, постановку задач на устранение недостатков.
9. Планирование воспитательной работы осуществляется на основании приказов и директив ФСИН России, приказов руководителей учреждений и органов, решений соответствующих начальников, исходя из стоящих перед учреждениями и органами задач:
в учреждениях и органах - на полугодие;
в образовательных учреждениях - на учебный год;
в отделах и службах - на квартал.
Вопросы и мероприятия воспитательной работы отражаются в документах по планированию служебной деятельности (в планах основных организационных мероприятий, в планах работы подразделений, отделов, служб), учебно-воспитательного процесса, других решаемых учреждениями и органами задач. При этом заместители начальников ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России, учреждений, образовательных учреждений по кадрам и воспитательной работе обеспечивают соответствие указанных планов нормативным документам по организации воспитательной работы, согласовывая их в обязательном порядке.
Текущее планирование воспитательной работы отделом (отделением, группой) по работе с личным составом учреждения, органа осуществляется на квартал и по конкретным задачам, а также в соответствии с перспективным планированием. План работы отдела (отделения, группы) по работе с личным составом утверждается заместителями начальников ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России, учреждений, образовательных учреждений по кадрам и воспитательной работе до 25 числа последнего месяца квартала и представляет собой таблицу, включающую следующие разделы:
N п/п |
Проводимые мероприятия |
Время проведения |
Ответственный за проведение |
Отметка о проведении |
Примеча- ния |
Раздел 1. Информационно-пропагандистская работа | |||||
Раздел 2. Работа по укреплению правопорядка и служебной дисциплины | |||||
Раздел 3. Социальная работа | |||||
Раздел 4. Культурно-досуговая работа | |||||
Количество проводимых мероприятий по разделам не ограничено, а их содержание не должно дублировать должностные инструкции сотрудников органов воспитательной работы и планы аналогичных периодов прошлых лет, за исключением традиционных ежегодно проводимых мероприятий.
Планирование и учет индивидуально-воспитательной работы с работниками осуществляется в тетрадях индивидуально-воспитательной работы соответствующих начальников. Индивидуально-воспитательную работу планируют и проводят:
с рядовым, младшим и средним начальствующим составом - начальники отделов и служб;
с начальниками отделов и служб, заместителями начальника учреждения - начальник учреждения, заместители начальника территориального органа по курируемым направлениям;
с начальниками отделов и служб территориального органа, начальниками учреждений - начальник территориального органа, заместители начальника территориального органа по курируемым направлениям.
10. Выявление уровня эффективности организации воспитательной работы на основе объективных критериев (оценки воспитательной работы руководителей и морально-психологического состояния работников) и постановку задач по организации воспитательной работы следует проводить не реже одного раза в квартал на коллегиях и оперативных совещаниях при начальниках учреждений и органов.
11. Одним из важнейших направлений воспитательной работы является сплочение служебных коллективов, поддержание в них здоровой морально-нравственной обстановки, которая формируется:
сближением начальников и подчиненных, глубоким знанием их личных качеств, нужд и запросов, постоянной работой с членами их семей, воспитанием у работников чувства собственного достоинства;
активным использованием истории России, ее государственных символов: Государственного герба Российской Федерации; Государственного флага Российской Федерации;
воспитанием чувства гордости и ответственности за службу в УИС;
внедрением соревнования, наставничества, применением методов морально-психологической закалки, повышением квалификационной категории, внедрением передового опыта и чествованием лучших специалистов.
12. В интересах воспитания проводятся общие собрания работников.
Общие собрания проводятся:
в отделах и службах - не реже 1 раза в квартал;
в подразделениях курсантов (слушателей) - не реже 1 раза в квартал;
в учреждениях и органах - не реже 1 раза в полугодие.
Решениями общих собраний создаются советы наставников, советы комнат воспитательной работы, другие общественные формирования, необходимые для улучшения морально-психологического климата, укрепления служебной дисциплины, организации разумного досуга (женсоветы, советы офицеров и др.).
13. Воспитательное воздействие на работников осуществляется с использованием следующих форм информационно-пропагандистской работы:
плановое и оперативное информирование, единый день информирования, единый день правовых знаний, прослушивание и просмотр информационных и тематических радио- и телепередач, художественных, документальных и учебных кино- и видеофильмов, видео- и аудиоматериалов, общие собрания, прямое обращение руководителей всех уровней к работникам, вечера вопросов и ответов с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций патриотической направленности и традиционных религиозных конфессий, ветеранами, обмен опытом, теоретические, научно-практические и иные конференции, тематические вечера, применение средств наглядной агитации и другие.
Важнейшим средством воспитания всех категорий работников является общественно-государственная подготовка.
В содержании информационно-пропагандистских мероприятий отражается специфика решаемых в учреждениях и органах оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач.
В целях проведения информационно-пропагандистской работы и информирования работников в учреждениях и органах создаются нештатные информационно-пропагандистские группы из наиболее подготовленных и авторитетных работников.
Руководство их деятельностью осуществляют начальники соответствующих органов воспитательной работы, заместители начальников учреждений по кадрам и воспитательной работе.
Должностные лица органов воспитательной работы обучают средний и старший начальствующий состав, нештатный информационный актив практике информационно-пропагандистской работы.
В учреждениях и органах планируется участие руководящего состава в проведении мероприятий информационно-пропагандистской работы с работниками.
Плановое общественно-политическое и государственно-правовое информирование проводится:
в учреждениях - не реже одного раза в месяц по 30 минут;
в территориальных органах - не реже двух раз в квартал по 30 минут.
В ходе выполнения задач в отрыве от пунктов постоянной дислокации информирование проводится в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее трех раз в неделю по 20 минут.
Тематика информирования определяется органами воспитательной работы, заместителями начальников по кадрам и воспитательной работе.
14. В воспитательных целях с учетом специфики решаемых задач используются стенная печать, средства наглядной агитации.
В учреждениях и органах организуется подписка на газеты и журналы; систематически проводятся тематические обзоры прессы, оборудуются витрины (стенды) для газет.
В учреждениях и органах, подразделениях курсантов выпускаются:
стенные газеты - не реже одного раза в месяц;
фотогазеты - по мере необходимости;
боевые листки (молнии) в караулах - не реже одного раза в сутки в период несения службы.
Редколлегии стенных и фотогазет избираются на общих собраниях работников.
15. В учреждениях и органах оборудуются комнаты воспитательной работы (далее - комната).
В целях эффективного использования их возможностей на общих собраниях работников избираются советы комнат и утверждаются заместителями начальников по кадрам и воспитательной работе.
План работы комнаты разрабатывается на квартал и утверждается заместителем начальника по кадрам и воспитательной работе.
16. Планирование культурно-досуговой работы с различными категориями работников и членами семей осуществляется дифференцированно, с учетом уровня образования, возрастных категорий и иных особенностей.
Начальники учреждений и органов: обеспечивают активное участие работников и членов их семей в различных формах самодеятельного художественного творчества, поддержку и развитие творческих коллективов ФСИН России; развивают культурно-шефскую работу.
В учреждениях и органах регулярно организуются выступления профессиональных и самодеятельных коллективов, деятелей культуры, агитационных, культурно-художественных бригад и других творческих коллективов; проводятся литературные вечера, встречи с литераторами, конференции читателей, книжные и прочие выставки, готовятся библиографические обзоры. Начальники учреждений и органов обеспечивают пополнение и освежение книжных фондов библиотек.
Для личного состава, несущего службу, а также выполняющего задачи в отрыве от учреждений и органов, создаются переносные библиотечки.
Начальники учреждений и органов принимают меры для постоянного развития и обновления экспозиций музеев, комнат истории. Для их эффективной работы на общих собраниях работников избираются и утверждаются решением начальников учреждений и органов советы музеев, комнат истории.
17. Эффективность воспитания работников уголовно-исполнительной системы следует понимать как достижение планируемого уровня воспитанности работников в установленные воспитательным процессом сроки. Уровень воспитанности работников и служебных коллективов определяется на основе объективных критериев (показателей) путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о новых качествах работников, служебных коллективов, полученных в результате воспитательного воздействия.
При оценке эффективности воспитания работников УИС учитываются уровень организации воспитательной работы и участие в ней должностных лиц, оценка морально-психологического состояния работников и служебных коллективов, состояние законности и служебной дисциплины.
Основными критериями эффективности воспитательной работы выступают степени:
обеспечения целенаправленности воспитательного процесса: представление воспитателя о системе и конечных целях воспитания; умение воспитателя ставить конкретные воспитательные задачи, исходя из целей, и добиваться желаемого результата; преемственность задач воспитания; направленность планирования и характер воспитательных мероприятий; умение анализировать и оценивать достижение целей;
развития личностных качеств воспитателя: наличие и уровень психолого-педагогической культуры, педагогического мастерства и педагогической этики, личной дисциплинированности; наличие мотивов к самовоспитанию и самообразованию;
обеспечения единства процесса обучения и воспитания: использование воспитательного воздействия в системе профессиональной подготовки, правильной организации решения задач оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности в учреждениях и органах;
дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности: знание психофизиологических особенностей личности, знание национальных черт и традиций работников, учет условий и результатов воспитания до службы в УИС и во время ее, оказание конкретной педагогической помощи, организация взаимопомощи;
развития коллективистских начал в учреждениях и органах: наличие инициативы снизу; подготовленность руководителей всех уровней к проведению воспитательной работы с подчиненными; направленность актива, развитость самодеятельных начал у работников; контроль за выполнением общественных заданий, поручений;
сплочения служебных коллективов: отношение работника к коллективу и служебного коллектива к работнику; коллективная оценка поступков и проступков работников; взаимопомощь в коллективе; сформированность общественного мнения, традиций, обычаев; занимаемое работником место в коллективе;
взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе: осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация воспитательной работы; использование воспитательного потенциала общественных формирований; взаимодействие со средствами массовой информации; личные контакты с самими работниками;
взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания: соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения; уважение к личному и коллективному мнению; уровень педагогического сотрудничества и сотворчества; доминирующая тональность во взаимоотношениях; гуманизация служебных взаимоотношений;
воспитательного аспекта в организации различных видов служебной деятельности работников, обеспечивающих развитие активности и творчества субъектов воспитания: создание условий для формирования приоритетов и мотивов сознательной служебной деятельности; вовлечение всех работников в совместную, коллективную деятельность; стимулирование инициативы и творчества и другое;
рационального использования времени, отводимого на воспитание: способность выделить главное в воспитательной работе; умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания; недопущение шаблонов в воспитательной работе; участие начальников, должностных лиц ФСИН России всех степеней в воспитательной работе; достижение поставленных воспитательных целей в установленные сроки.
Оценивая вышеназванные критерии, можно с достаточной степенью достоверности охарактеризовать эффективность воспитательной работы, при этом необходимо проанализировать и установить:
а) в информационно-пропагандистской работе:
являются ли занятия по общественно-государственной подготовке (гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в образовательных учреждениях) основной формой информационно-пропагандистской работы для личного состава;
в какой степени удается формировать у работников научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения;
наличие системы взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах формирования у работников высоких духовно-нравственных и психологических качеств, гордости за выбранную профессию, готовности выполнить служебный долг, стремления в совершенстве овладеть необходимыми знаниями и навыками;
качество проведения конкретных мероприятий, направленных на повышение престижа службы в УИС, авторитета ФСИН России, объективность информации о примерах мужества и героизма работников;
организацию проведения ритуалов и мероприятий, посвященных государственным праздникам России, традициям и памятным датам в истории УИС, учреждения и органа, образовательного учреждения;
соответствие тематики текущего информирования информационным потребностям работников;
участие руководящего состава в информировании подчиненных;
организацию подписки на периодические печатные издания, регулярность их получения и распространение в учреждениях и органах, образовательных учреждениях;
отражение в стенной печати, наглядной агитации государственной символики России, традиций УИС, отечественной истории, опыта обучения и воспитания работников;
б) в работе по укреплению законности и служебной дисциплины:
эффективность работы должностных лиц учреждения и органа, образовательного учреждения по укреплению законности и служебной дисциплины (снижение уровня соответствующих показателей), объективность в оценке состояния служебной дисциплины;
обеспечение руководителями необходимых условий для соблюдения требований служебной дисциплины, принятие мер для их восстановления, деятельность по принципам "ни один нарушитель служебной дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один невиновный не должен быть наказан", "руководитель не несет ответственности за нарушения законности и служебной дисциплины подчиненных, не являющиеся прямым следствием деятельности руководителя" и "каждый работник обязан содействовать начальнику в восстановлении законности и служебной дисциплины, а за неучастие в содействии - нести ответственность";
деятельность руководителей по сохранению жизни и здоровья работников, недопущению совершения преступлений и иных правонарушений, связанных с предательством интересов службы, преступными связями со спецконтингентом, утратой оружия и боеприпасов, хранением и сбытом наркотических средств, а также употребления наркотиков и спиртных напитков, их профилактике;
наличие практической помощи должностным лицам учреждения и органа, образовательного учреждения в поддержании правопорядка, укреплении служебной дисциплины, проведении анализа состояния законности и служебной дисциплины, вскрытии причин происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, подготовки выводов и предложений по их профилактике.
в) в социальной работе:
является ли социальная работа составной частью воспитательной работы и степень ее соответствия законодательству Российской Федерации, правовым актам Минюста России и ФСИН России по социальным вопросам;
деятельность руководителей учреждений и органов по социальной защите, обеспечению прав, гарантий и льгот работников и членов их семей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
организацию изучения социальных процессов среди работников, выработку предложений по предупреждению негативных социальных явлений и участие сотрудников органов воспитательной работы в их реализации;
проведение работы по разъяснению нормативных правовых актов по социальным вопросам, правовому воспитанию работников;
своевременность рассмотрения жалоб и предложений;
проведение юридических консультаций и оказание адресной помощи в случае нарушения социальных прав работников.
Кроме того, проверяется наличие должностей и укомплектованность органов воспитательной работы специалистами социальной работы.
Целью оценки состояния социальной работы является определение уровня реализации установленных законодательством прав и льгот работников и членов их семей.
д) в культурно-досуговой работе:
организацию и эффективность работы по формированию эстетическими, художественными средствами нравственно-этических и культурных качеств, воспитанию работников в духе патриотизма, верности присяге, служебному долгу;
наличие материально-технической базы культурно-досуговой работы (комнаты воспитательной работы, клуба, библиотеки, музея, читальных залов и т.д.) и ее использование в культурном обслуживании работников;
систему взаимодействия учреждений культуры территориальных органов со средствами массовой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах культурно-досугового обслуживания работников;
уровень работы по приобщению работников и членов их семей к национальным и общечеловеческим культурным и нравственным ценностям, самодеятельному творчеству, организацию полноценного досуга работников, курсантов и слушателей в целях поддержания на должном уровне их физического и морально-психологического состояния, посещение театров, музеев, концертных залов, стадионов, других культурно-зрелищных и спортивных учреждений;
обеспеченность учреждения и органа, образовательного учреждения техническими средствами воспитания, оборудованием, применение технических средств воспитания в воспитательном процессе.
Состояние информационно-пропагандистской, социальной, культурно-досуговой работы и работы по укреплению законности и служебной дисциплины оценивается "удовлетворительно" или "неудовлетворительно".
Морально-психологическое состояние психики отдельного работника или психологии служебного коллектива в данное время и в конкретной обстановке проявляется в ценностных ориентациях, профессиональной мотивации и служебной активности работников, их готовности к решению текущих и перспективных задач.
Показателями удовлетворительного морально-психологического состояния работников могут быть:
объективные: высокие показатели в служебной деятельности, активность, инициатива, отсутствие нарушений служебной дисциплины, вредных привычек;
субъективные (психологические): мотивация к успеху, развитое правовое нравственное сознание, высокий интеллектуальный и эмоционально-волевой потенциал, адекватная самооценка, уважительное отношение к окружающим, адекватное представление о сущности уголовно-исполнительной политики, чувство личной ответственности за ее реализацию.
Объективные показатели морально-психологического состояния работников определяются по конкретным результатам их служебной деятельности, а субъективные - на основе применения психодиагностических методик и экспертных оценок специалистов.
Морально-психологическое состояние работников оценивается "удовлетворительно" или "неудовлетворительно".
18. Методическая работа по повышению профессионализма, правовых и психолого-педагогических знаний и навыков работников включает:
систему работы начальников, органов управления по качественному вводу молодых сотрудников в должность, закреплению за ними наставников и опытных специалистов;
систему дальнейшей подготовки сотрудников, совершенствования уровня их профессиональной подготовки в системе профессиональной подготовки, сборов по специальностям, самостоятельной подготовки, инструкторско-методических и показных занятий, освоения обязанностей на ступень выше занимаемой должности;
систему воспитания работников, изучения их запросов, настроений, психологического состояния, проведения конкурсов-состязаний на лучшего по специальности, чествования работников, добившихся лучших результатов в службе, обучения сотрудников основным формам и методам воспитательной работы с подчиненными, организации правовой подготовки и правового воспитания, поддержания правопорядка, служебной дисциплины и применения дисциплинарной практики.
При составлении тематических планов в системе профессиональной подготовки на учебный год следует предусматривать проведение занятий по методической подготовке и совершенствованию навыков должностных лиц по руководству воспитательным процессом в подчиненных подразделениях.
Учеба должностных лиц органов воспитательной работы учреждений и органов ФСИН России проводится в системе профессиональной подготовки.
Для повышения квалификации (переподготовки) по специальности с руководителями органов воспитательной работы проводится обучение в образовательных учреждениях или в Управлении по работе с личным составом ФСИН России.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
18. Методическое обеспечение воспитательной работы возлагается на Управление по работе с личным составом ФСИН России и структурные подразделения ФСИН России по направлениям деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.