Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к приказу Федеральной службы исполнения наказаний
от 14 июня 2006 г. N 390
Положение
о комнате воспитательной работы учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний
1. Общие положения
1.1. Комната воспитательной работы создается в целях совершенствования воспитательной работы с личным составом УИС, повышения эффективности общественно-государственной подготовки и информирования, организации культурно-досуговой работы с работниками и членами их семей и предназначена для проведения занятий по общественно-государственной подготовке и информирования личного состава, лекций, бесед, встреч с представителями ветеранских и общественных организаций, культуры и искусства, организации культурного досуга работников и членов их семей. Она является центром воспитательной и информационно-пропагандистской работы, патриотического воспитания.
1.2. Комната воспитательной работы учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - комната) активно используется для проведения собраний личного состава, торжественных ритуалов и культурно-досуговых мероприятий (выставки, конкурсы самодеятельного художественного творчества работников и членов их семей).
1.3. На базе комнаты работают общественные организации учреждения и органа ФСИН России (совет наставников, совет ветеранов, женсовет и другие).
1.4. За создание комнат воспитательной работы отвечают начальники соответствующих учреждений и органов УИС, которые устанавливают порядок работы комнаты в соответствии с требованиями приказов, распоряжений, указаний ФСИН России и настоящего Положения.
2. Совет комнаты воспитательной работы и его деятельность
2.1. Постоянно действующим органом комнаты является ее Совет, избираемый на общем собрании личного состава в количестве 5-7 человек сроком на два года. В Совет могут быть избраны сотрудники и члены их семей, ветераны УИС, имеющие необходимые деловые качества для общественной работы и пользующиеся авторитетом среди работников. На своем первом заседании Совет избирает председателя, заместителя и распределяет обязанности между избранными членами Совета. Состав Совета утверждается приказом начальника учреждения (органа) ФСИН России.
2.2. Задачами Совета комнаты являются:
содействие начальникам учреждений и органов ФСИН России в патриотическом и нравственном воспитании работников, мобилизации их на решение оперативно-служебных задач;
разъяснение личному составу Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов, приказов и распоряжений ФСИН России;
пропаганда традиций УИС, воспитание у работников гордости за избранную профессию, чувства товарищества и коллективизма;
развитие всех видов самодеятельного творчества;
организация полноценного культурного досуга работников и членов их семей;
развитие культурно-шефской работы, поддержание деловых связей с творческими и другими общественными организациями.
2.3. Совет комнаты собирается на рабочие заседания для выработки и принятия решений по текущим вопросам по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Результаты принятых решений, касающиеся личного состава учреждения (органа) ФСИН России, вывешиваются для обозрения на информационном стенде. О своей деятельности Совет отчитывается на общих собраниях личного состава.
2.4. Свою работу Совет комнаты строит на основе годового и квартальных планов. При составлении планов учитываются задачи, решаемые личным составом учреждения (органа) в текущем периоде, интересы и запросы работников, а также режим их труда и отдыха. Планы утверждаются заместителем начальника учреждения (органа) по кадрам и воспитательной работе и размещаются в комнате на видном месте на специальном стенде.
3. Оборудование комнаты воспитательной работы
3.1. Комната оборудуется в просторном светлом и удобном помещении учреждения (органа) ФСИН России. В комнате должны быть:
необходимый комплект мебели для размещения и занятий личного состава;
библиотека-передвижка, подшивки газет и журналов, учебные пособия, информационно-справочная литература, тематические подборки из периодической печати;
технические средства воспитания работников, музыкальные инструменты, настольные игры и другое культурно-досуговое имущество.
3.2. Тематика наглядной агитации подбирается с учетом задач, решаемых учреждением (органом) ФСИН России, местных условий и традиций. В комнате обязательно оформляются стенды (планшеты), отражающие следующую тематику:
государственная символика (герб, флаг, гимн);
географическая карта Российской Федерации;
структура государственной власти в Российской Федерации;
фотопортреты Министра юстиции Российской Федерации, директора ФСИН России;
описание региона дислокации учреждения (органа) ФСИН России и его истории;
законодательство, Присяга и другие положения о службе в УИС;
примеры подвигов и героизма сотрудников УИС;
жизнь учреждения (органа) ФСИН России, лучшие по профессии;
специальные выпуски стенной печати - стенгазета, боевые листки, плакаты, поздравления, молнии и другие.
3.3. Если в учреждении (органе) ФСИН России нет музея, то часть наглядной агитации (стендов) в комнате может быть посвящена его истории и традициям.
4. Методические рекомендации по оформлению наглядной агитации в комнатах воспитательной работы и служебных помещениях учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний
Среди различных форм, методов и средств воспитательной работы с работниками наглядная агитация занимает важное место.
Воздействуя специфически, эмоционально не только на разум, но и на чувства, она помогает лучше понять содержание информации, полнее уяснить задачу, стоящую перед коллективом учреждения (органа), каждым работником.
В учреждениях (органах) ФСИН России центром наглядной агитации является комната воспитательной работы.
Кроме того, отдельные элементы наглядной агитации могут быть размещены в других помещениях: коридорах, фойе, холлах, залах, дежурных частях и т.д.
Наглядная агитация создается в целях мобилизации работников УИС на реализацию государственной политики в области борьбы с преступностью, формирование нравственно-психологических установок, ориентированных на неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, верность Присяге и служебному долгу, укрепление дисциплины и законности в деятельности работников, служб и подразделений.
Она призвана содействовать повышению уровня профессионализма, организации информирования и общественно-государственной подготовки личного состава, его патриотического и нравственно-эстетического воспитания.
В учреждениях (органах) ФСИН России рекомендуется иметь оформленные наглядно материалы по следующей тематике:
Конституция Российской Федерации, ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", закон, регламентирующий правоохранительную службу, тексты Присяги рядового и начальствующего состава, нормативные акты ФСИН России, приказы территориальных органов ФСИН России (в извлечении или полностью);
новое в печатных изданиях ФСИН России;
история учреждения (органа);
примеры мужества, самоотверженных действий сотрудников УИС при выполнении служебного долга;
жизнь учреждения (органа), передовики службы;
зарубежный опыт деятельности ведомств, исполняющих уголовные наказания;
новое в законодательстве о социально-правовой защите работников УИС;
новости культуры и искусства;
семья и служба;
культурно-просветительная работа и самодеятельное творчество в учреждениях и органах ФСИН России.
Тематика может дополняться в соответствии с обстановкой и актуальными событиями.
Исходя из поставленных задач, наглядная агитация должна быть информационно насыщенной, конкретной и убедительной, а оформление выразительным, привлекательным и развивать у работников хороший художественно-эстетический вкус.
По содержанию наглядную агитацию в учреждении (органе) УИС можно условно разделить на две части.
К первой следует отнести средства наглядности так называемого длительного действия (например, текст Присяги сотрудника УИС, материалы по истории учреждения (органа) и т.д.). Ко второй части - материалы оперативного освещения (профессиональная подготовка, жизнь учреждения (органа), новости дня и т.д.).
Если оформление первой части наглядной агитации носит более стабильный характер, то композиция и стиль оформления второй части должны быть построены так, чтобы можно было быстро, без ущерба для качества и художественного уровня менять как отдельные элементы стенда, так и всю экспозицию в целом.
Тематический и экспозиционный планы. Выразительность, острота наглядной агитации, эффективность ее воздействия находятся в прямой зависимости прежде всего от того, насколько глубоко продуман тематико-экспозиционный план оформления.
Он должен учитывать цель, которую ставят перед собой оформители, на что следует обратить главное внимание; специфику и особенности учреждения (органа), контингент работников, уровень образования, национальность, профессиональную направленность, запросы; площадь и конфигурацию помещения (размеры стен, высота потолка, количество окон и дверей, величина проемов и простенков); материальные возможности для создания наглядной агитации; наличие художников-оформителей, их способности. В плане определяются количество и наличие стендов, размеры каждого из них и место расположения, наличие и вид других элементов наглядной агитации (портреты, лозунги, барельефы и т.д.). На основе этого составляется эскиз оформления каждой из стен помещения учреждения (органа), исполненный в масштабе.
После рассмотрения и утверждения общего плана оформления составляются эскизы оформления каждого стенда. Хорошо продуманный эскиз позволит избежать ошибок в оформлении и облегчит выполнение намеченной работы.
Практические указания оформителям. Для достижения наибольшей выразительности и простоты при создании стендов, планшетов и других элементов следует шире использовать пенопласт, декоративные синтетические пленки, оргстекло, пластик, металл.
При этом неизменным остается обязательное требование - не перегружать оформительскими деталями наглядную агитацию, использовать все средства для наиболее полного и четкого раскрытия содержания материала.
При подборе текстового материала необходимо стремиться к его предельной ясности и лаконичности. Размеры букв для написания разных текстов не должны быть одинаковыми. Самыми крупными буквами пишутся заголовки, менее крупными - подзаголовки, еще мельче - авторские тексты и аннотации под иллюстрациями, ссылки на источники можно писать еще более мелкими буквами, но не мельче отпечатанных на машинке. Цитаты обычно выделяются специальным шрифтом.
Если оформители не имеют возможности написать тексты своими словами, можно использовать готовые тексты из соответствующих полиграфических или фотоизданий, являющихся хорошей основой оформления, а также применять машинописный текст. Заголовки в этом случае можно набирать из имеющихся в продаже комплектов накладных букв.
Оправдавшим себя художественным приемом стало завершение смысловой композиции стенда, щита, планшета призывным текстом, лозунгом, афоризмом, легко запоминающейся фразой. Текстовой материал целесообразно чередовать или сопровождать рисованными элементами, аппликациями или заставками.
При подборе иллюстраций необходимо стремиться к наиболее точному соответствию сюжета задуманной цели, подбирать наиболее выразительные снимки, избегать мелких фотографий. Множество иллюстраций, их малоформатность распыляют внимание зрителей, снижают эффективность воздействия.
При подборе документальной фотоинформации, особенно из жизни учреждения (органа), надо избегать позирования снимавшихся. Ценность снимка - в отсутствии нарочитости, в непринужденности людей. Этим достигается убедительность иллюстраций. Материалы фотоиллюстраций не должны быть "немыми": каждая фотография должна иметь краткое текстовое пояснение.
Оживляет наглядную агитацию умелое использование схем, графиков, диаграмм и таблиц. Они часто могут заменить собою обширные пояснительные тексты.
Походный комплект наглядной агитации. В тех случаях, когда работники УИС на продолжительное время выезжают в служебные командировки, на учебные и другие сборы, с ними направляют комплект наглядной агитации. Он становится базой для проведения воспитательных, информационных и других агитационно-массовых мероприятий.
Содержание наглядной агитации в таких случаях зависит от характера задач, решаемых подразделениями.
Походный комплект наглядной агитации обеспечивается заранее подготовленными плакатами, бланками "Молний", "Информационных листков", наборами необходимых для художников-оформителей предметов.
Изготовить походные стенды можно из фанерных щитов, скрепленных маркирами, что позволяет складывать их в виде портативного ящика; к щитам крепятся выдвижные ножки, что обеспечивает устойчивое положение всей конструкции на земле.
Виды и формы наглядной агитации. Наиболее распространенными видами и формами наглядной агитации являются:
Плакат. Это наиболее массовый вид наглядной агитации. Обычно представляет собой изображение, сопровождающееся текстом. По технике исполнения плакаты делятся на типографские и рукописные, выполняемые художниками. Плакат может оперативно откликнуться на любое общественно-политическое событие; активно, эмоционально воздействовать на работника, призвать к действию.
Лозунг. Это, как правило, чисто текстовой вид оформления, содержащий призыв, положение, которое нередко выражается с помощью цитаты из законодательных актов, приказов, выступлений и т.д. Текст лозунга должен быть по возможности кратким, максимально четким и понятным любому работнику.
Транспарант. Ткань или бумага с изображением или текстом, натянутая на раму. В политическом оформлении - это разновидность лозунга. Текст транспаранта может быть и не лозунгового характера, а более нейтральный, информационный.
Тематический стенд. Одна из самых распространенных форм наглядной агитации. Используется для решения практически любой темы. Стенд - незаменимое средство наглядного показа жизни коллектива, пропаганды передового опыта и т.д.
Тематическая выставка. Один из основных видов наглядной агитации. Дает возможность углубленно раскрыть тему, дату, событие. Выставки широко применяются для пропаганды и изучения государственных и правовых документов, популярного изложения важнейших вопросов патриотического, трудового, нравственно-эстетического воспитания сотрудников. Выставка - элемент интерьера комнаты воспитательной работы, холлов, фойе. Может использоваться и во внешнем оформлении.
Витрина. Является своеобразной разновидностью тематического стенда. Бывает, как правило, остекленной, может применяться как для экспонирования рисунков, так и натуральных экспонатов, например, новинок книг, брошюр, художественной, политической, юридической литературы и т.д.
Монтаж. Разновидность стенда. От стенда отличается способом подачи материала; в монтаже чаще для иллюстративно-художественного оформления берутся материалы из журналов, плакатов и других, в основном типографских, изделий.
Панно. Этот вид оформления, как правило, раскрывает общественно-политическую тему. Чаще панно используется как элемент наружного и монументального оформления.
Витраж. Настенная роспись. Как форма наглядной агитации применяется чаще всего при оформлении клубов, Домов культуры, музеев.
Доска почета. Самостоятельный и очень важный вид наглядной агитации, морального поощрения.
Листки. К оперативным видам наглядной агитации относятся различного рода "Информационные листки", "Молнии", листовки-плакаты, информационные сводки о результатах служебной деятельности и т.д., а также сатирические выпуски.
Символы и атрибуты - особая категория выразительных средств. Важнейшие из них - государственные символы - флаг, герб и гимн Российской Федерации, геральдический знак - эмблема и флаг ФСИН России.
Таблица, карта, схема, график, диаграмма - виды и способы доходчивого раскрытия содержания, усиления наглядности.
Грани между различными видами наглядной агитации очень подвижны, жестких канонов здесь устанавливать не следует, но все же типичные признаки основных разновидностей наглядной агитации вполне уловимы. Знание их необходимо для практической работы. Выбор тех или иных форм диктуется конкретными задачами, которые ставятся перед наглядной агитацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.