Указание Генеральной прокуратуры РФ от 10 августа 1992 г. N 36/13
"Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на защиту конституционных органов власти"
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 14 октября 1998 г. N 67 настоящее указание признано недействующим
За последнее время в ряде регионов России участились случаи, когда отдельные партии и общественные движения, печатные издания и группы граждан, злоупотребляя предоставленным правом на свободу слова, беспрепятственное выражение своего мнения и убеждений, проведение митингов, уличных шествий и демонстраций, нарушают конституционную законность, используют права и свободы вопреки интересам других граждан, для призывов к насильственному изменению государственного строя, разжигания национальной, классовой и религиозной ненависти.
Предпринимаются попытки создания незаконных военных и полувоенных вооруженных формирований, отмечаются действия, препятствующие нормальной деятельности законно избранных органов государственной власти, экстремистские и националистические проявления. Нередко такие проявления сопровождаются срывами работы предприятий, учреждений и организаций, совершением правонарушений и преступлений. В некоторых изданиях ведется пропаганда национальной вражды и розни.
Между тем прокуроры не всегда дают антиконституционным действиям правовую оценку, занимают порой выжидательную позицию, не реагируют на бездеятельность органов безопасности и внутренних дел, не используют предоставленные законом полномочия для предотвращения и пресечения правонарушений.
В связи с изложенным предлагаю:
1. Руководствуясь постановлением VI Съезда народных депутатов Российской Федерации от 21.04.92 "О защите конституционных органов власти", обеспечить надзор за тем, чтобы исполнительными органами, органами безопасности и внутренних дел выполнялись возложенные законом обязанности по пресечению действий должностных лиц, организаций и граждан, направленных на воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, их дискредитацию, разжигание в любой форме национальной розни, а к правонарушителям применялись меры административного, уголовного или гражданско-правового воздействия.
2. С учетом данных о нарушениях в деятельности партий, движений, общественных объединений и средств массовой информации проверять законность их регистрации в органах Министерства юстиции и Министерства печати и информации России, в каждом случае разбираться, почему ими не были приняты к виновным предусмотренные законом меры.
В соответствии с предоставленными полномочиями требовать от этих органов проведения проверок зарегистрированных субъектов, ставить вопросы о прекращении деятельности правонарушителей.
В случаях нарушения законов партиями, движениями, общественными объединениями и средствами массовой информации, зарегистрированными непосредственно российскими министерствами, необходимые материалы незамедлительно направлять в Генеральную прокуратуру.
3. Установить надзор за исполнением органами внутренних дел законодательства, предусматривающего ответственность за незаконное изготовление или распространение продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности, объявления выходных данных и т.п.
4. До принятия соответствующего закона надзор за соблюдением порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций осуществлять, руководствуясь положениями Конституции, Декларации прав и свобод человека и гражданина, Указом Президента Российской Федерации от 25.05.92 "О порядке организации и проведения митингов, уличный шествий, демонстраций и пикетирования", другими законодательными актами.
При необоснованном запрещении органами власти демонстраций, митингов и уличных шествий принимать меры к отмене ограничений и запретов. В то же время не оставлять без последствий факты уклонения работников милиции от фиксации и оформления материалов (ст. 161-1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) на нарушителей таких акций, проверять законность и полноту принимаемых милицией мер.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 166.1 КоАП РСФСР
В случаях, когда митинги, демонстрации и пикеты перерастают в грубые нарушения общественного порядка, сопротивление законным требованиям властей, срывы нормальной деятельности предприятий, организаций, учреждений, блокирование транспортных магистралей, безотлагательно возбуждать уголовные дела (ст.ст. 190-3 УК РСФСР и другие), поручать расследование или принимать их к производству прокуратуры.
5. Обеспечить своевременную проверку законности разрешения органами безопасности и внутренних дел материалов о публичных, в том числе в средствах массовой информации, призывах к насильственному свержению или изменению государственного строя, совершению преступлений против государства, нарушению национального равноправия, разжиганию вражды и розни.
Средствами прокурорского надзора пресекать нарушения ими процессуального порядка рассмотрения таких материалов и расследования уголовных дел.
6. О массовых беспорядках на почве межнациональной и межрелигиозной розни, грубого нарушения прав и свобод граждан в любое время суток по телефону или другими видами срочной связи ставить в известность Генеральную прокуратуру Российской Федерации с последующей высылкой письменного донесения.
В возникшей обстановке действовать в соответствии с направленной ранее (16.09.91) "Примерной схемой действий органов прокуратуры в экстремальных ситуациях".
7. Управлению Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях разработать четкую систему получения данных о положении дел на местах, проблемах прокурорского надзора, оказывать прокурорам на местах необходимую помощь.
Совместно с управлением организационного обеспечения, статистики и контроля в месячный срок подготовить изменения в статистической отчетности, в том числе в разделе о следственной работе, с тем, чтобы новые показатели полно отражали объем надзорной работы и позволяли оценивать ее эффективность.
8. Прокурорам республик, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, военным и транспортным прокурорам (на правах областных) работу по надзору за исполнением законов, направленных на защиту конституционных органов власти, отражать в годовых докладах.
Контроль за выполнением настоящего указания возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Землянушина И.С.
Генеральный прокурор |
В.Г. Степанков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание Генеральной прокуратуры РФ от 10 августа 1992 г. N 36/13 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на защиту конституционных органов власти"
Текст указания приводится по изданию Генеральной прокуратуры РФ, выпуск N 2, Москва, 1993 г.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 14 октября 1998 г. N 67 настоящее указание признано недействующим