Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 марта 2007 г. N 53
"Об усилении борьбы с коррупцией и нарушениями законодательства о государственной и муниципальной службе"
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 1 октября 2008 г. N 196 настоящий приказ признан утратившим силу
См. статистический отчет "Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности", утвержденную приказом Генеральной прокуратуры РФ от 11 февраля 2008 г. N 23
Одной из основных задач органов прокуратуры на современном этапе является противодействие проявлениям коррупции, масштабы которой создают реальную угрозу стабильности и безопасности общества, подрывают доверие к правоохранительным органам, порождают социальную напряженность. Во многом такое положение обусловлено недостаточным вниманием со стороны государственных институтов к вопросам устранения причин и условий, порождающих коррупцию, непринятием реальных мер по противодействию ее проявлениям, отсутствием последовательного прокурорского надзора, неадекватностью реагирования на выявленные нарушения федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
Ратификация Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также распространенность коррупционных правонарушений требуют от органов прокуратуры определения новых подходов к организации надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции.
С учетом важности данного направления прокурорской деятельности, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур принять меры к усилению борьбы с коррупцией, активизации работы по выявлению и пресечению злоупотреблений государственных и муниципальных служащих служебными полномочиями.
Важнейшей задачей надзорной деятельности считать своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
2.1 ежеквартально анализировать практику надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, обратив особое внимание на эффективность мер прокурорского реагирования, реальное устранение выявленных нарушений в указанной сфере;
2.2 с целью получения данных о коррупционных проявлениях наладить деловое взаимодействие с общественными организациями, средствами массовой информации, субъектами предпринимательской деятельности. Безотлагательно организовывать проверки сведений о допущенных нарушениях и принимать по ним решения о привлечении виновных к установленной законом ответственности;
2.3 усилить надзор за законностью правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, устанавливающих запреты и ограничения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, реализации прав и свобод граждан. Добиваться отмены незаконных правовых актов, в том числе посредством обращения с заявлениями в суд.
Особое внимание обращать на соблюдение законности в деятельности уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления, связанной с осуществлением ими лицензионных, регистрационных, разрешительных и иных процедур. Решительно пресекать факты создания названными органами необоснованных административных барьеров при реализации гражданами и субъектами предпринимательской деятельности своих прав;
2.4 с привлечением территориальных органов Федеральной антимонопольной службы систематически проверять соблюдение законодательства о закупках продукции (поставках работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. В рамках своей компетенции добиваться соблюдения принципа прозрачности процедур закупок. Проявлять бескомпромиссность при возбуждении уголовных дел в отношении государственных и муниципальных служащих, незаконными действиями которых причинен ущерб соответствующим бюджетам. Активнее использовать право на обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными незаконных сделок;
2.5. обеспечить действенность надзора за законностью разрешения заявлений и сообщений об уголовно наказуемых проявлениях коррупции. При установлении фактов волокиты, принятия незаконных решений, неполноты проверок привлекать к ответственности виновных лиц, а также рассматривать вопрос об ответственности прокурорских работников, не обеспечивающих надлежащий надзор за их деятельностью;
2.6. ежеквартально проводить в подразделениях, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проверки соблюдения законности при получении и документировании информации о коррупционной деятельности, принятии решений по ее проверке и последующей реализации в делах оперативного учета. Активнее использовать при этом полномочия прокурора по даче указаний. При осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью исходить из того, что основные усилия сотрудников правоохранительных органов должны быть направлены не на выявление малозначительных уголовно наказуемых деяний, а на выявление и пресечение преступлений, представляющих большую общественную опасность;
2.7. обеспечить полное, всестороннее и объективное расследование уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. При осуществлении надзора и контроля за расследованием уголовных дел указанной категории решать вопрос о внесении представлений и принятии других мер по устранению причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям должностных лиц.
Поддержание государственного обвинения по делам указанной категории поручать квалифицированным работникам. По наиболее значимым делам поддерживать государственное обвинение лично;
2.8. взвешенно, с соблюдением прав участников уголовного судопроизводства и положения о недопустимости разглашения данных предварительного следствия информировать граждан о работе органов прокуратуры по противодействию коррупции и конкретных результатах прокурорского надзора.
3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:
3.1 создать в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур постоянно действующие рабочие группы в составе сотрудников подразделений по надзору за исполнением федерального законодательства и по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью для изучения поступивших из подразделений МВД России, ФСБ России, ФАС России, а также Росфиннадзора и других органов контроля материалов (информации) о допущенных должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления экономических и иных правонарушениях коррупционной направленности и дачи им правовой оценки;
3.2. незамедлительно информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о несоответствии законодательству о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции правовых актов федеральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и должностных лиц.
В случаях нарушения руководителями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти законодательства о государственной службе и противодействии коррупции вносить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации мотивированные предложения о постановке перед руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти вопроса о привлечении их к ответственности;
3.3 лично контролировать ход расследования наиболее актуальных дел о преступлениях коррупционной направленности. Расследование уголовных дел в отношении руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поручать наиболее квалифицированным следователям. Своевременно принимать меры к пресечению незаконного воздействия на следователей и прокуроров с целью повлиять на ход расследования и принимаемые по делу решения.
Проверку законности освобождения от уголовной ответственности должностных лиц по нереабилитирующим основаниям проводить в месячный срок со дня принятия решений нижестоящим прокурором.
4. Начальникам Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:
ежеквартально (до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства о состоянии прокурорского надзора в указанной сфере. По вопросам, касающимся обеспечения участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, информацию представлять раз в полугодие в управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами.
5. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства обеспечить контроль за деятельностью прокуроров субъектов Российской Федерации по осуществлению надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции. Систематически проверять исполнение законодательства в указанной сфере в федеральных органах исполнительной власти, организацию прокурорского надзора в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах. На основе анализа информации нижестоящих прокуратур осуществлять разработку мероприятий по совершенствованию прокурорского надзора.
6. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации подготовить методические рекомендации по проведению проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции.
7. Признать утратившими силу указания Генерального прокурора Российской Федерации от 12.08.96 N 49/7 "О мерах по усилению борьбы с коррупцией, прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе" и от 12.08.96 N 50/7 "О дополнительных мерах органов прокуратуры по обеспечению дисциплины в системе государственной службы".
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Должностным лицам органов прокуратуры предписано усилить борьбу с коррупцией и злоупотреблениями со стороны государственных и муниципальных служащих.
В частности, необходимо: взаимодействовать с общественными организациями, СМИ и субъектами предпринимательской деятельности для получения от них информации; контролировать законность лицензирования и государственной регистрации; пресекать нарушения требований закона при заключении договоров поставки для государственных и муниципальных нужд; обеспечить полное, всестороннее и объективное расследование уголовных дел о коррупционных преступлениях и т.д.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 марта 2007 г. N 53 "Об усилении борьбы с коррупцией и нарушениями законодательства о государственной и муниципальной службе"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 1 октября 2008 г. N 196 настоящий приказ признан утратившим силу