Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 февраля 2007 г. N 22
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о безопасности полетов и авиационной безопасности"
Обсуждение на совместном заседании коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации состояния законности на воздушном транспорте и эффективности принимаемых мер, направленных на обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности, показало, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование, надзор и контроль в данной области отношений, не в полной мepе используют предоставленные полномочия для выявления и устранения нарушений требований Воздушного кодекса Российской Федерации федеральных авиационных правил, иных правовых актов.
Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности полетов и авиационной безопасности неадекватен состоянию законности. Прокуроры субъектов Российской Федерации ослабили контроль за деятельностью подчиненных транспортных прокуроров, которые практически самоустранились от осуществления надзора за исполнением законов о безопасности полетов на воздушном транспорте.
В целях обеспечения надлежащего надзора за исполнением законов о безопасности полетов и авиационной безопасности, защиты охраняемых законом интересов общества и государства, руководствуясь ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при осуществлении надзора в полной мере использовать предоставленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" полномочия для своевременного выявления и устранения нарушений законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности. Выработать четкую систему организации надзора, обеспечивающую регулярные проверки состояния законности в данной сфере.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур:
2.1. Систематически обобщать практику прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности. Информацию о наиболее характерных нарушениях направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с приложением актов прокурорского реагирования. О нарушениях законодательства, имеющих повышенную общественную значимость, информировать незамедлительно.
2.2. С учетом анализа информации о состоянии законности планировать и организовывать на поднадзорных объектах проверки исполнения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности на воздушном транспорте, в государственной и экспериментальной авиации. При их проведении в обязательном порядке обращать внимание на исполнение требований правовых актов об использовании и распоряжении федеральной собственностью, соблюдение бюджетного законодательства при осуществлении мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" и "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". В целях обеспечения полноты проверок и их эффективности использовать материалы контрольно-ревизионных органов.
2.3. При осуществлении надзора особое внимание уделять проверке исполнения законов в деятельности территориальных органов Ространснадзора, Росавиации, Росаэронавигации. Оценку состояния законности в деятельности этих органов давать с учетом полноты и эффективности принимаемых ими мер по устранению нарушений на воздушном транспорте.
2.4. Активизировать работу по реализации полномочий, предоставленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 45 и 251 ГПК РФ, ст. 52 и 198 АПК РФ, по обращению в суды с заявлениями, связанными с нарушениями законодательства, регламентирующего безопасность полетов воздушных судов и авиационную безопасность.
2.5. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности, повлекших тяжкие последствия, поручать наиболее опытным, профессионально подготовленным следователям прокуратур субъектов Российской Федерации. Лично контролировать ход расследования по таким делам, уделяя особое внимание выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений указанной категории.
2.6. Усилить надзор за соблюдением законов органами внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий в ходе расследования преступлений, связанных с нарушениями правил безопасности полетов, ремонта и эксплуатации воздушных судов, а также с их катастрофами. Своевременно реагировать на нарушения законодательства при выявлении и пресечении преступлений, связанных с незаконным оборотом недоброкачественных горюче-смазочных материалов, приборов, узлов, агрегатов, механизмов и иных изделий, используемых для эксплуатации воздушных судов и обслуживания их полетов.
Реализуя предоставленные законом полномочия, принимать меры, направленные на неукоснительное выполнение органами внутренних дел возложенных на них обязанностей по обеспечению охраны мест авиационных происшествий и сохранению доказательственных материалов.
2.7. Поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях, повлекших тяжкие последствия, поручать наиболее квалифицированным прокурорам. По делам, связанным с катастрофами воздушных судов, руководителям прокуратуры поддерживать обвинение лично.
2.8. Регулярно проверять работу подчиненных транспортных прокуроров по организации надзора за исполнением законов о безопасности полетов и авиационной безопасности. Практиковать обсуждение результатов их деятельности на оперативных совещаниях и заседаниях коллегий.
3. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства установить постоянный контроль за деятельностью прокуроров субъектов Российской Федерации по осуществлению надзора за исполнением законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности. Систематически на основании анализа сведений о состоянии законности в данной сфере проверять исполнение законодательства должностными лицами Минтранса России, Ространснадзора, Росавиации, Росаэронавигации, Роспрома, иных поднадзорных министерств и ведомств, эксплуатирующих государственную авиацию.
Совместно с Научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации в срок до 01.07.2007 подготовить методические рекомендации по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности.
4. Главному управлению по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью обеспечить своевременную проверку законности процессуальных решений, принятых по уголовным делам, связанным с авиакатастрофами, полноты и всесторонности расследования по ним. Особое внимание обращать на достаточность принятых мер по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений в этой сфере. При выявлении фактов волокиты или нарушений процессуальных норм решать вопрос об ответственности виновных в этом работников.
5. Главной военной прокуратуре своевременно вносить коррективы в организацию надзорной деятельности военных прокуроров, направленной на обеспечение безопасности полетов государственной авиации. Систематически на основании изучения информации о состоянии законности в сфере безопасности полетов и авиационной безопасности проверять исполнение законодательства должностными лицами Минобороны России, а также иных центральных органов военного управления, имеющих в ведении государственную авиацию. По выявленным нарушениям закона незамедлительно принимать меры прокурорского реагирования.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен комплекс мер по усилению прокурорского надзора за безопасностью полетов.
В частности, должна быть выработана система регулярных проверок состояния законности в указанной сфере. Особое внимание следует уделять деятельности Ространснадзора, Росавиации, Росаэронавигации. Необходимо регулярно проверять работу подчиненных транспортных и военных прокуроров по организации надзора.
Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в указанной сфере, повлекших тяжкие последствия, поручается самым опытным следователям региональных прокуратур, а поддержание гособвинения - наиболее квалифицированным прокурорам. Должна своевременно проверяться законность процессуальных решений по делам об авиакатастрофах. Также необходимо систематически обобщать практику прокурорского надзора.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 февраля 2007 г. N 22 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о безопасности полетов и авиационной безопасности"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры России от 28 февраля 2023 г. N 132 настоящий документ признан утратившим силу с 28 февраля 2023 г.