Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2007 г. N 19
"Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2014 г. N 6 настоящий приказ признан утратившим силу
Результаты проверок исполнения законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов свидетельствуют о наличии многочисленных нарушений требований законов, регламентирующих условия и порядок отбывания осужденными уголовных наказаний, а также содержание подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений под стражей в следственных изоляторах, несоблюдения их конституционных и иных гарантированных федеральным законодательством прав.
Несмотря на это, в ряде прокуратур субъектов Российской Федерации не уделяется должного внимания данному направлению надзора, работе по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, привлечению к ответственности виновных лиц.
В целях повышения эффективности и результативности надзора за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур рассматривать надзор за исполнением требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" как одну из составных частей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в исправительных учреждениях и местах содержания под стражей, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях.
Организовать работу так, чтобы при осуществлении надзора за исполнением законов прокуроры своевременно предупреждали, выявляли и пресекали нарушения законов в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях, других военных органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания.
Исходя из этого:
1.1. Прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах, военным прокурорам - на гауптвахтах, ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных.
Немедленно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.
1.2. При проверках в исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях не оставлять без внимания факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрациями исправительных учреждений, следственных изоляторов, командованием и иными должностными лицами дисциплинарных воинских частей, других воинских частей и учреждений, сотрудниками отделов специального назначения физической силы, спецсредств и оружия; незаконного водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа, гауптвахты дисциплинарных воинских частей; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения; воспрепятствования подозреваемым, обвиняемым и осужденным обжаловать в соответствии с законом действия и решения должностных лиц, нарушившие их права.
1.3. Добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом режима исполнения и отбывания наказания как основного условия исправления осужденных, имея в виду прежде всего изоляцию и раздельное содержание разных категорий осужденных, их личную безопасность, условия содержания.
Практиковать проведение проверок следственных изоляторов и исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей в нерабочее время, при производстве в них в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством обысков и досмотров с участием сотрудников отделов специального назначения.
Исходить из того, что предусмотренная УИК РФ обязанность осужденных трудиться неразрывно связана с обязанностью администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к общественно полезному труду в соответствии с нормами уголовно-исполнительного и трудового законодательства.
Проверять соответствие отчетных показателей вывода осужденных на работу фактическому положению дел, исключить привлечение их к неоплачиваемым работам сверх установленного законом времени.
Пресекать случаи предоставления подозреваемым, обвиняемым и осужденным не предусмотренных законом льгот.
В ходе проверок проводить личный прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
1.4. Назначить приказами прокуроров лиц, уполномоченных осуществлять надзор за оперативно-розыскной деятельностью в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Исходить из того, что предметом надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях является законность проводимых мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.
Проверять выполнение сотрудниками оперативных подразделений учреждений уголовно-исполнительной системы требований закона об обеспечении личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Добиваться исключения фактов осуществления оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.
1.5. Обеспечить контроль за фактическим устранением вскрытых нарушений закона.
В полной мере использовать предоставленные полномочия для восстановления нарушенных прав граждан, наказания должностных лиц, виновных в нарушениях законов.
Не менее одного раза в полугодие обобщать состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний, а также содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений под стражей в следственных изоляторах, на гауптвахтах. Использовать результаты обобщений для совершенствования организации работы и повышения эффективности мер прокурорского реагирования.
1.6. В случаях возникновения в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях чрезвычайных происшествий руководителям прокуратур субъектов Российской Федерации, военных прокуратур округов незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.
По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях и на гауптвахтах, организовывать проведение проверки обстоятельств их смерти. По ее результатам принимать решения в порядке ст. 144-145 УПК РФ.
1.7. Установить систематический надзор за соответствием действующему законодательству приказов, указаний, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрацией следственных изоляторов, учреждений, исполняющих наказания, а также территориальных органов уголовно-исполнительной системы, командирами дисциплинарных и других воинских частей, опротестовывать их в случае несоответствия закону.
1.8. Регулярно проверять исполнение требований закона при применении досрочного освобождения от отбывания наказания, изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое, конвоировании сотрудниками уголовно-исполнительной системы лиц, содержащихся под стражей.
1.9. Обеспечить надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний в виде исправительных работ, обязательных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также при контроле за условно осужденными и за соблюдением условий отсрочки осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей.
Не реже одного раза в квартал проверять исполнение законов в уголовно-исполнительных инспекциях, соответствующих службах органов внутренних дел, а также в органах и учреждениях, участвующих в исполнении наказаний и осуществлении иных мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы.
При проверках акцентировать внимание на соблюдении требований закона о постановке на учет; осуществлении контроля за выполнением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных на них судом обязанностей и запретов; на законности установления уголовно-исполнительной инспекцией обязанностей и запретов нарушителям порядка и условий отбывания наказания, а также наложения взысканий на осужденных; контроле исполнения требований приговора администрацией организаций и командованием воинских частей, в которых работают осужденные или проходят службу осужденные военнослужащие, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; проведении воспитательной и профилактической работы; привлечении к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом.
1.10. Работу с жалобами и обращениями подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также иных лиц подчинить задачам охраны их прав и законных интересов, укрепления законности при исполнении уголовных наказаний.
По каждому обоснованному обращению принимать исчерпывающие меры, решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты.
По всем обращениям подозреваемых, обвиняемых и осужденных в Европейский Суд по правам человека проводить тщательные проверки фактов нарушения их прав с обязательным документированием (в том числе в процессуальном порядке) результатов и принятием незамедлительных мер к устранению выявленных нарушений законов.
Не реже одного раза в полугодие проводить анализ обращений и принятых по ним мер. Его результаты использовать для совершенствования надзорной деятельности.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам не реже одного раза в квартал проводить проверки исполнения законов администрациями следственных изоляторов или исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей. Справки о результатах проверок с приложением актов прокурорского реагирования представлять в управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру не позднее 10 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала, в котором проводилась проверка.
Обеспечить проведение подчиненными прокурорами проверок исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей не реже одного раза в месяц, а учреждений, расположенных в труднодоступных местностях, - не реже одного раза в квартал. Контролировать качество проводимых проверок, при необходимости их результаты обсуждать на оперативных совещаниях и коллегиях.
2.1. Направлять в 5-дневный срок со дня подписания в управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру копии принесенных прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными прокурорами, их заместителями протестов и внесенных представлений об устранении нарушений закона при содержании подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственных изоляторах, на гауптвахтах, исполнении наказаний в виде лишения свободы, а также наказаний, не связанных с лишением свободы, с последующим информированием о полученных на них ответах.
Не реже одного раза в полугодие анализировать качество внесенных подчиненными прокурорами актов реагирования и результаты их рассмотрения.
2.2. Повысить требовательность к прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов администрациями исправительных учреждений, следственных изоляторов, командованием дисциплинарных воинских частей, строго взыскивая с них в случаях недобросовестного исполнения служебных обязанностей, низкой эффективности работы.
Исключить факты необоснованного и не вызванного необходимостью возложения на названных должностных лиц обязанностей осуществления надзора по другим направлениям.
2.3. Вопросы, связанные с обеспечением законности в следственных изоляторах, исправительных учреждениях, дисциплинарных воинских частях, на гауптвахтах и состоянием прокурорского надзора, обсуждать на коллегиях, оперативных и координационных совещаниях.
Для обеспечения гласности в работе прокуратур поддерживать деловые связи со средствами массовой информации; использовать возможности общественных организаций, занимающихся проблемами исполнения наказаний, для пропаганды, правовых знаний, укрепления законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дисциплинарных воинских частях.
3. Управлению по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний:
3.1. Систематически анализировать состояние надзора и законности при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей, вникать в организации и содержание деятельности подконтрольных прокуратур, оказывать им практическую и методическую помощь, распространять положительный опыт работы.
3.2. Обеспечить надзор за исполнением законов Федеральной службой исполнения наказаний, добиваясь фактического устранения нарушений законности учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, создания подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам.
3.3. Осуществлять надзор за исполнением законов в федеральных государственных учреждениях - следственных изоляторах N 1 и 2 Федеральной службы исполнения наказаний. Проверки названных учреждений проводить не реже одного раза в месяц.
3.4. Во взаимодействии с Научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации обеспечить своевременную подготовку и направление на места необходимых документов информационно-методического и аналитического характера по вопросам осуществления надзора за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей.
4. Главной военной прокуратуре выработать четкую систему организации работы по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих, неуклонному исполнению требований настоящего приказа.
5. Институту повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации систематически проводить обучение прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
6. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.08.2003 N 27 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах".
7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, отвечающего за организацию работы на указанном направлении деятельности, и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.
Приказ направить начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2007 г. N 19 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2014 г. N 6 настоящий приказ признан утратившим силу