Приказ Федеральной службы судебных приставов от 30 августа 2007 г. N 397
"Об утверждении Наставления по подготовке и проведению учений и тренировок в Федеральной службе судебных приставов"
24 декабря 2009 г., 19 апреля 2011 г.
Приказом ФССП России от 24 декабря 2009 г. N 535 преамбула настоящего приказа изложена в новой редакции
См. текст преамбулы в предыдущей редакции
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", приказом Федеральной службы судебных приставов от 20.12.2007 N 643 "Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов" и в целях повышения эффективности работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по обеспечению охраны зданий судов, безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, а также предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений в зданиях судов приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Наставление по подготовке и проведению учений и тренировок в Федеральной службе судебных приставов.
2. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации:
2.1. Обеспечить изучение и выполнение положений Наставления по подготовке и проведению учений и тренировок в Федеральной службе судебных приставов.
2.2. Взять под личный контроль организацию тактико-специальной подготовки.
Приказом ФССП России от 24 декабря 2009 г. N 535 пункт 2.3 настоящего приказа изложен в новой редакции
2.3. Плановые учения с подчиненными подразделениями судебных приставов проводить не реже одного раза в год, тренировки - ежеквартально. Показные учения проводить по мере необходимости в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения учений.
2.4. Доклады о ходе исполнения указанных мероприятий за полугодие и год представлять в Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов ФССП России.
3. Управлению организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов ФССП России (Михайличенко Ю.А.) организовать методическое обеспечение и контроль за подготовкой и проведением учений и тренировок в территориальных органах ФССП России.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Воронина В.В.
Директор |
Н.А. Винниченко |
Наставление
по подготовке и проведению учений и тренировок в Федеральной службе судебных приставов
(утв. приказом Федеральной службы судебных приставов от 30 августа 2007 г. N 397)
24 декабря 2009 г., 19 апреля 2011 г.
Глава I. Основы организации учений
Приказом ФССП России от 24 декабря 2009 г. N 535 в настоящий раздел внесены изменения
Общие положения
Учения в территориальных органах ФССП России с отработкой вопросов взаимодействия с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом по противодействию угрозы терроризма, вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов (далее - учения) являются наиболее эффективной формой подготовки судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС) к действиям в экстремальных условиях.
Сущность учений заключается в отработке действий его участников по выполнению возложенных на них функций в соответствии с занимаемыми должностями на фоне смоделированной обстановки, которая может сложиться в здании суда при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Учения проводятся в здании суда с развертыванием систем управления, привлечением сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными целями учений являются:
- совершенствование практических навыков руководящего состава территориальных органов ФССП России, старших судебных приставов и их заместителей в организации обеспечения охраны зданий судов, безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений при исполнении служебных обязанностей судебными приставами;
См. Методические рекомендации ФССП России от 5 сентября 2011 г. N 03-11 "По обеспечению безопасности участников судебного процесса и должностных лиц ФССП России"
- достижение согласованности в вопросах взаимодействия с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов;
- проверки реальности планов территориальных органах ФССП России по взаимодействию с региональными правоохранительными органами при действиях в чрезвычайных ситуациях;
- проверки эффективности выполненных и намеченных к выполнению мероприятий по повышению безопасности работы судов;
- исследование различных аспектов проблем обеспечения установленного порядка деятельности судов.
В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планирующих документов, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов, определения готовности сил и средств к выполнению задач на учения могут привлекаться в соответствии с согласованными планами силы территориальных органов МВД России, МЧС России, ФСБ России и ФСИН России.
По своему назначению и целям учения в ФССП России подразделяются на плановые, проверочные и показные.
Плановые учения завершают цикл подготовки судебных приставов по ОУПДС, всех категорий обучаемых органов управления к выполнению задач, предусмотренных учебно-тематическим планом служебной и боевой подготовки работников территориального органа ФССП России, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
Проверочные учения проводятся в целях определения степени готовности территориального органа ФССП России по выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
Показные учения проводятся в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения учений, показа образцовых и наиболее целесообразных действий его участников при решении возлагаемых на них задач.
В ходе учения органы управления размещаются, как правило, на стационарной базе и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развертываться дополнительные средства связи.
При необходимости исследования проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов, изыскания наиболее эффективных способов решения задач обеспечения установленного порядка деятельности судов в ходе учения могут проводиться исследования отдельных вопросов.
Плановые учения проводятся с территориальными подразделениями судебных приставов субъекта Российской Федерации. Показные учения проводятся с руководящим составом территориальных органов ФССП России с целью совершенствования навыков управления и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
Проверочные учения проводятся с территориальным органом ФССП России с целью определения степени готовности выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
Требования, предъявляемые к организации и проведению учений
Учения проводятся в соответствии с годовыми планами основных мероприятий территориальных органов ФССП России, а также указаниями директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации.
Одним из главных условий подготовки и проведения учений является всесторонний учет характера возможных чрезвычайных ситуаций и практического опыта их предупреждения и ликвидации.
К организации и проведению учений предъявляются следующие требования:
- учет реального состояния готовности территориальных органов ФССП России к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов;
- создание обстановки на учении, максимально приближенной к реально возможной и позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми категориями обучаемых;
- учет особенностей зданий судов и их технической укрепленности к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций;
- отработка задач, решаемых участниками учения в условиях чрезвычайных ситуаций, предусмотренных учебно-тематическим планом служебной и боевой подготовки территориального органа ФССП России;
- исключение возможности возникновения в ходе подготовки и проведения учения ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам и материальному ущербу.
Учения организуются и проводятся по принципу: "Старшие начальники обучают своих подчиненных". Это повышает степень ответственности участников, а также способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий по совершенствованию выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
При подготовке и особенно при проведении учений важное значение придается отработке выполнения его участниками обязанностей и тех задач, которые им придется решать в чрезвычайных ситуациях.
Практическое проведение мероприятий по обеспечению безопасности судов и защите участников судебного процесса дает возможность более полно проверить реальность документов по организации взаимодействия, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения последствий возможных чрезвычайных ситуаций.
Учения должны обеспечивать повышение уровня подготовки и поддержание высокой степени готовности руководящего состава, судебных приставов по ОУПДС к решению внезапно возникающих задач ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
Приказом ФССП России от 24 декабря 2009 г. N 535 в настоящий раздел внесены изменения
Организация руководства учением
Плановые учения в территориальном органе ФССП России проводятся под руководством главного судебного пристава субъекта Российской Федерации (лица, его замещающего).
Тренировки в подразделениях судебных приставов проводит старший судебный пристав (заместитель старшего судебного пристава).
Проверочные учения в территориальном органе ФССП России проводятся в соответствии с указаниями Федеральной службы судебных приставов, при этом руководство учением возлагается на представителя центрального аппарата ФССП России.
В состав руководства учением, кроме руководителя, входят его заместитель, помощники, а также начальник штаба руководства, который является заместителем руководителя учения.
Руководитель учения несет полную ответственность за своевременную подготовку и высокое качество проведения учения. Руководство подготовкой и проведением учения он осуществляет лично, через заместителей и штаб руководства.
При подготовке учения руководитель определяет или уточняет исходные данные учения, назначает посредников и организует их подготовку, обеспечивает контроль за подготовкой руководящего состава и органов управления, осуществляет общее руководство разработкой документов для проведения учения. В ходе учения он направляет работу руководства, штаба руководства, посредников, а также обучаемых на достижение поставленных целей учения, полную и качественную отработку всех вопросов в соответствии с планом учения. По окончании учения руководитель проводит его разбор, на котором оценивает результаты учения, работу его участников и ставит задачи по устранению выявленных недостатков.
Заместителем руководителя учения обычно назначается заместитель, отвечающий за организацию обеспечения установленного порядка деятельности судов.
С целью полной и качественной отработки учебных вопросов участниками учения для помощи руководителю назначаются заместитель и помощники руководителя учения. На помощников руководителя учения возлагаются также организация отработки специальных вопросов и решение задач по отдельным направлениям, например, по исследованиям, материально-техническому обеспечению, по организации взаимодействия с силовыми структурами и т.п. Помощники руководителя учения являются также старшими посредниками по своему направлению работы.
Заместитель и помощники руководителя участвуют в мероприятиях по подготовке учения, решают вопросы его всестороннего обеспечения и организации, контролируют по указанию руководителя готовность к учению руководящего состава и органов управления. В ходе учения они помогают руководителю в отработке учебных вопросов и в достижении целей учения, анализируют работу обучаемых, принимают участие в подготовке общего разбора, в выработке предложений по устранению выявленных недочетов и дальнейшему совершенствованию вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов, а также готовят и проводят частные разборы учения. Свою работу они организуют и проводят по частным планам, утвержденным руководителем учения.
Начальником штаба руководства, как правило, назначается начальник отдела организации обеспечения установленного порядка деятельности судов территориального органа ФССП России или его заместитель. Начальник штаба руководства несет ответственность за подготовку, качественное и поучительное проведение учения. В соответствии с указаниями руководителя он осуществляет руководство разработкой документов, контролирует своевременное их доведение до исполнителей, организует подготовку штаба руководства, посреднического аппарата и других участников учения.
В ходе учения начальник штаба руководства контролирует работу участников учения, своевременно доводит указания руководителя учения до его заместителей и помощников, штаба руководства, посреднического аппарата и привлеченных к учению звеньев управления в части, их касающейся. Кроме того, начальник штаба обеспечивает связь руководства с посредническим аппаратом, соблюдение мер безопасности, контролирует проведение мероприятий по всестороннему обеспечению учения, а также организует своевременную подготовку материалов для проведения его разбора.
Штаб руководства является основным органом управления учением, обеспечивающим выполнение всех мероприятий по организации проведения учения. Он разрабатывает соответствующие документы по подготовке и проведению учения, осуществляет подготовку посредников, руководящего состава, органов управления и других его участников, пунктов управления, систем связи и оповещения и всестороннего обеспечения учения.
В ходе учения штаб руководства обеспечивает отработку учебных вопросов и достижение поставленных целей. Он организует сбор и обобщение сведений о работе обучаемых, исследование намеченных вопросов, подготовку материалов для разбора учения и его проведения, а также готовит проект доклада вышестоящему начальнику о результатах проведенного учения.
Посреднический аппарат обычно назначается из числа работников аппарата управления территориального органа ФССП России. Посредники назначаются при специализированном отделе судебных приставов по организации оперативного дежурства, структурных подразделениях судебных приставов, привлекаемых к практическим действиям в ходе учения, а также для организации взаимодействия с силовыми структурами при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Основная задача всех посредников - обеспечить полную и качественную отработку учебных вопросов, добиться правильного решения участниками учения своих задач и достижения поставленных целей. До начала учения посредники разрабатывают свои частные планы работы на учении, изучают обстановку и планирующие документы той инстанции, где будут выполнять свои обязанности.
В ходе учения посредники в соответствии с планом его проведения и указаниями руководства создают (наращивают) обстановку, осуществляют контроль за получением сигналов оповещения, распоряжений и указаний вышестоящих органов, оценивают работу обучаемых по анализу данных обстановки, принятию соответствующих решений, их оформлению и доведению задач до структурных подведомственных подразделений. Они докладывают в штаб руководства о результатах отработки учебных вопросов, о достижении целей учения и предложения к общему разбору.
На плановое учение в зависимости от его темы и учебных целей посредники могут не назначаться, а их обязанности возлагаются на штаб руководства.
Глава II. Подготовка учения
Подготовка учений включает в себя:
- определение исходных данных;
- разработку документов;
- подготовку участников учения;
- подготовку мест проведения учения;
- материальное и техническое обеспечение учения;
- контроль и оказание помощи обучаемым.
Определение исходных данных
Основными исходными данными для разработки замысла учения являются: тема, учебные цели, этапы и учебные вопросы, состав участников, продолжительность, сроки и место проведения учения, характер обстановки.
Определение этих данных детально производится с учетом условий, в которых будет выполняться задача, степени подготовки руководящего состава и органов управления, содержания планирующих документов.
Тема учений определяется на этапе планирования основных мероприятий по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов на год и отражается в Плане основных мероприятий территориального органа ФССП России на год.
Тема учений может быть комплексной, т.е. охватывать весь комплекс вопросов, решаемых при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов в условиях угрозы возникновения и при возникновении конкретных видов чрезвычайных ситуаций, либо локальной, включающей некоторые из них.
Учебные цели определяются исходя из содержания и характера темы учения, а также из состава и уровня подготовки его участников. Количество учебных целей должно быть ограничено, это позволит сосредоточить внимание на отработке главных вопросов темы учения. Учебные цели отражаются в организационных указаниях по подготовке и проведению учения, замысле учения, пояснительной записке к замыслу учения, плане (плане - календаре) его проведения.
Цели подразделяются на учебные, контрольные, исследовательские. Они могут быть общими для всех участников учения и частными для отдельных категорий.
Общими целями, например, могут быть:
- совершенствование навыков руководящего состава территориального органа ФССП России в управлении проведением мероприятий по обеспечению безопасности отправления правосудия в субъекте Российской Федерации;
- проверка готовности территориальных органов ФССП России и правоохранительных структур к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций в зданиях судов;
- оценка полноты и реальности планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов;
- оценка эффективности осуществленных и намеченных к выполнению мероприятий по защите отправления правосудия;
- отработка взаимодействия территориального органа ФССП России с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом по совместному противодействию угрозы терроризма, вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов;
- практика участникам учения в анализе обстановки, оценке чрезвычайных ситуаций в зданиях судов и принятии решений при ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов в условиях сложившейся обстановки.
Частными целями, например, могут быть:
- практика руководящего состава в принятии решений при ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов;
- проверка системы оповещения дежурной части территориального органа ФССП России, дежурных частей территориальных органов МВД России, МЧС России, ФСИН России, ФСБ России при возникновении чрезвычайных ситуаций в зданиях судов;
- проведение эксперимента по конкретным проблемам.
Учения проводятся, как правило, в два-три этапа.
Этап - это часть учения, включающая определенный период обстановки, в условиях которой обучаемые отрабатывают часть вопросов темы. Количество этапов, их содержание и продолжительность определяются исходя из темы и целей учения, а также из его продолжительности.
Для отработки темы: "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в зданиях судов" примерное наименование этапов учения может быть следующим:
Первый этап - "Организация безопасности работы суда в повседневном режиме (инструктаж судебных приставов, постановка задач, осмотр здания суда, расстановка судебных приставов по постам, организация допуска посетителей в здание суда)";
Второй этап - "Организация безопасности судебных заседаний в обычном режиме (взаимодействие с конвойным подразделением при доставке подсудимых в зал судебного заседания, взятие под стражу осужденного, отражение нападения на судью при оглашении приговора, угроза взрыва здания суда)";
Третий этап - "Руководство действиями судебных приставов при захвате заложников в зале судебного заседания, организация взаимодействия при ликвидации чрезвычайной ситуации в здании суда".
Учебные вопросы - это ряд последовательно, логически вытекающих одна из другой наиболее характерных для данной обстановки задач, решаемых обучаемыми на этапе. Их количество, содержание и последовательность зависят от темы, целей, масштабов и времени, отводимого на отработку этапа.
Состав участников учения определяется в зависимости от поставленных целей и масштаба учения.
Продолжительность учения устанавливается в пределах до 6 часов.
Организация проведения практических мероприятий на учениях
В ходе проведения учений могут выполняться практические мероприятия, которые являются одним из наиболее эффективных методов отработки учебных вопросов. Они позволяют всесторонне проверить реальность планирующих документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов и на этой основе внести в них необходимые уточнения, определить степень готовности руководящего состава, сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации.
Объем и характер практических мероприятий определяются руководителем в зависимости от целей, продолжительности учения, уровня подготовки его участников. Порядок отработки практических мероприятий отражается в Плане практических мероприятий и частных планах работы заместителя, помощников руководителя и посредников.
Практические мероприятия проводятся в ходе отработки учебных вопросов на учебном оперативном фоне учения.
Разработка документов
При подготовке учения разрабатываются следующие документы:
1) приказ (распоряжение) о подготовке и проведении учения;
2) организационные указания по подготовке и проведению учения;
3) календарный план подготовки учения;
4) схема организации руководства учения;
5) замысел учения с пояснительной запиской;
6) задание на учение;
7) план (план-календарь) проведения учения;
8) план наращивания обстановки;
9) план практических мероприятий;
10) план проведения исследований (если таковые есть);
11) частные планы работы заместителя руководителя учения, посредников.
Перечень документов, разрабатываемых при подготовке учения в зависимости от обстановки может быть сокращен или расширен по решению руководителя учения.
После определения замысла учения, оценки объема мероприятий руководителем учения при необходимости может проводиться рекогносцировка места проведения учения. Для проведения рекогносцировки привлекаются заместитель руководителя учения, начальник штаба руководства и необходимое количество работников штаба. В ходе рекогносцировки уточняются последовательность отработки учебных вопросов, объем и места проведения практических мероприятий и другие вопросы.
Первичным документом при организации подготовки учения является распоряжение (приказ) руководителя территориального органа ФССП России о подготовке и проведении учения. Распоряжение (приказ) издается за полтора (один) месяца до начала учения. В нем должны быть определены тема, сроки и продолжительность учения, назначен руководитель учения и его заместитель, а также штаб руководства учением, определены сроки разработки замысла учения и организационных указаний, порядок назначения посредников, предусмотрены меры по подготовке к учению личного состава, в т.ч. по соблюдению мер безопасности, по порядку докладов, представляемых в штаб руководства учением, и другие вопросы, исходя из конкретной обстановки в районе проведения учения.
Организационные указания (приложение 1) разрабатывают для подготовки обучаемых в развитие распоряжения на проведение учения. В них обычно указываются: тема, цели, сроки проведения учения, состав руководства и обучаемых, места проведения учения, порядок организации управления и связи, порядок представления донесений в ходе учения, объем мероприятий, который обучаемым необходимо выполнить при подготовке к учению.
Вопросы, содержащиеся в организационных указаниях, могут быть отражены в распоряжении на проведение учения. В этом случае нет необходимости в их разработке. Выписки из организационных указаний или распоряжения доводятся до конкретной категории обучаемых в части, их касающейся, за один месяц до начала учения.
Календарный план подготовки учения (приложение 2) является рабочим документом штаба руководства. Он включает основные мероприятия по подготовке учения, очередность и сроки их исполнения, а также ответственных исполнителей. В разделах плана отражаются: перечень организационных мероприятий по подготовке учения, порядок и сроки подготовки к учению руководства, штаба, посредников, обучаемых, оповещения, контроль за ходом его подготовки.
Схема организации руководства учением разрабатывается графически и является рабочим документом штаба руководства. На ней указываются: руководитель учения, его заместитель, помощники, начальник штаба и штаб руководства, посредники, группы подыгрыша и обеспечения, подготовки разбора, исследования, а также привлекаемые на учение по планам взаимодействия силы и средства МЧС, МВД. ФСИН и ФСБ России. На схеме отражается также расчет состава руководства, посредников и состав участников с указанием их общего количества, наименования структурных звеньев, от которых выделяется состав руководства и посредников, привлекаемые участники учения.
Одним из основных документов, разрабатываемых штабом руководства, является замысел учения (приложение 3). В нем определяется содержание решения руководителя на проведение учения, показывается, в какой обстановке, какими силами и средствами и способами руководитель предусматривает достижение поставленных целей учения.
Замысел учения разрабатывается, как правило, графически на карте (схеме, плане района) с приложением краткой пояснительной записки (приложение 4), таблиц и необходимых расчетов. При этом на карте (схеме, плане района) отрабатываются:
- тема, учебные цели, время проведения учения, состав участников (привлекаемые силы и средства);
- исходная обстановка - пункты управления, районы (места) дислокации (размещения) сил и средств, маршруты движения к зданию суда, и другие данные, влияющие на отработку учебных вопросов;
- задачи, маршруты выдвижения, рубежи ввода сил и средств для ликвидации чрезвычайной ситуации в здании суда;
- этапы, их наименование и продолжительность, учебные вопросы и время на их отработку;
- районы, участки и места розыгрыша этапов учения.
Обстановка, которая не отображается на карте (схеме, плане района) графически, может показываться в таблицах. Она может содержать сведения об оперативной обстановке, преступных группировках, о технической укрепленности здания суда и другие данные.
Эти таблицы и другие справочные материалы используются руководством и посредниками для создания обстановки, соответствующей замыслу учения, и позволяют объективно оценивать состояние готовности территориальных органов ФССП России по реагированию на чрезвычайные ситуации в здании суда.
В пояснительной записке к замыслу учения обычно указываются: состав участников учения и их задачи, общая (исходная) обстановка, порядок проведения учения (наименование этапов, продолжительность по оперативному и астрономическому времени), частная обстановка, учебные вопросы и порядок их отработки, практические мероприятия, исследуемые вопросы, организация руководства учением, порядок проведения разбора.
После разработки замысел подписывается начальником штаба руководства учения не позднее 20 дней до начала учения, согласовывается с заместителем руководителя учения и утверждается руководителем учения.
Задание на учение (приложение 5) - исходный документ для непосредственной подготовки к учению органов управления, руководящего состава и органов управления территориальных подразделений. В нем обычно излагаются общая и частная обстановка, справочные данные и необходимые указания участникам по подготовке к учению,
В разделе "Общая обстановка" излагаются характеристика субъекта Российской Федерации (района), социально-экономические особенности, краткая криминогенная обстановка, потенциальные опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
В разделе "Частная обстановка" указывается состояние территориального органа ФССП России, сил и средств специальных подразделений по ликвидации чрезвычайных ситуаций в здании суда в зависимости от темы проведения учения, другие сведения, характеризующие готовность обучаемых к действиям на учениях.
В разделе "Справочные данные" могут сообщаться сведения, необходимые для принятия в ходе учения решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, об укомплектованности и оснащенности органов управления и сил, другие сведения, необходимые для проведения учения.
В конце задания даются указания участникам учения: что изучить, оценить и исполнить, к чему быть готовым в ходе учения, к заданию может прилагаться карта (схема) с исходной обстановкой. Задание обычно вручается заблаговременно.
Основными документами, используемыми в ходе учения, являются план проведения учения (план-календарь проведения учения) и план наращивания обстановки.
План проведения учения (приложение 6), как правило, разрабатывается в случае подготовки и проведения учения в масштабе территориального органа ФССП России, на котором планируется отработка сложных комплексных вопросов.
В нем указываются тема и цели учения, состав участников, время и место его проведения, этапы учения, их продолжительность, учебные вопросы, создаваемая обстановка (содержание вводных), ожидаемые действия обучаемых, работа руководителя учения, а также заместителя (помощников) и посредников.
В других случаях разрабатывается план-календарь проведения учения (приложение 7). В нем в краткой форме по этапам отражаются общая последовательность проведения учения, проводимые мероприятия с указанием времени на их отработку, в том числе и практических мероприятий, время окончания учения, время проведения общего и частных разборов.
Степень детализации плана (плана-календаря) проведения учения зависит от масштаба и целей учения, состава его участников, уровня подготовки личного состава штаба руководства и посредников.
План (план-календарь) проведения учения служит основой для разработки частных планов работы заместителя и помощников руководителя, посредников и других документов учения.
Для планирования работы руководителя учения может разрабатываться личный план работы руководителя с указанием времени и места работы по дням и часам учения, содержания проводимых мероприятий и состава привлекаемых участников учения (например, контроль работы соответствующих должностных лиц и их заслушивание в ходе учения, проведение практических мероприятий, оказание помощи обучаемым и т.д.).
План наращивания обстановки (приложение 8) является документом, определяющим содержание и порядок вручения вводных в соответствии с планом (планом - календарем) проведения учения. В нем указываются: время проведения учений, время подачи вводных, их содержание (когда, где и что произошло), кто выдает, кому вручаются вводные и способ передачи.
План проведения практических мероприятий (приложение 9) разрабатывается в целях планирования этих мероприятий, определения их объема и порядка проведения. В нем обычно указываются: наименование мероприятий, время и место проведения, привлекаемые силы и средства, ответственные за организацию, проведение и контроль за исполнением соответствующих мероприятий, меры безопасности.
План проведения практических мероприятий разрабатывается по этапам, в содержание плана включаются практические мероприятия, проводимые в ходе учений. В ходе учений обычно отрабатываются такие мероприятия, как порядок осмотра здания и помещений суда, обнаружение посторонних предметов, проведение эвакуации работников суда, порядок допуска в здание суда, задержание правонарушителей и передача их в райотделы милиции, взятие под стражу осужденных, проведение эвакуации работников суда, обеспечение безопасности судебных заседаний. В плане проведения практических мероприятий особое внимание уделяется соблюдению мер безопасности.
План проведения исследований разрабатывается исследовательской группой. В нем обычно излагаются: тема учения, цели, вопросы, методы исследования по этапам учения, порядок и сроки обобщения материалов, ожидаемые конечные результаты исследования (по каким вопросам и в виде какого документа должны быть оформлены результаты исследования). В плане проведения исследований предусматриваются также вопросы, по которым руководитель учения заслушивает доклад обучаемых, исследовательских групп, своих заместителей. Необходимые данные из этого плана отражаются в частных планах работы заместителей, помощников руководителя учений и старших посредников (посредников).
Частный план работы заместителя руководителя учения разрабатывается на основе плана (плана-календаря проведения учения). В нем обычно указываются: тема, общие и частные учебные цели учения для соответствующих категорий обучаемых, состав участников учения, этапы учения, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени, учебные вопросы и время на их отработку, обстановка по этапам (содержание вводных), работа обучаемых, работа заместителя (помощника) руководителя, посредника, порядок наращивания обстановки (время и способы вручения вводных), сигналы управления, необходимые справочные данные (расчеты), сроки представления докладов руководителю учения, время окончания учения, проведения общего и частных разборов учения. Частный план утверждается руководителем учения.
Подготовка руководства, штаба руководства и посредников
Подготовка руководства учением, а также посредников осуществляется по заранее разработанному плану и имеет цель обеспечить глубокое изучение нормативных документов, оценить реальное состояние дел по противодействию угрозы терроризма и вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов, обеспечить единство взглядов и правильное понимание замысла, целей и задач учения, способов их достижения и выполнения своих задач и обязанностей при отработке учебных вопросов, предусмотренных планом проведения учения, а также овладение основами методики обучения.
Руководство и посредники готовятся как самостоятельно, так и на специально проводимых занятиях и инструктажах.
В ходе самостоятельной подготовки изучаются законодательные акты Российской Федерации, приказы Минюста России, ФССП России, руководства, пособия, материалы разборов предыдущих учений. В этот же период для них могут быть прочитаны лекции, проведены семинары, летучки, показаны учебные кинофильмы по вопросам предстоящего учения.
Перед началом учения в форме инструктивных и методических занятий с докладами выступают руководитель учения, его заместители, начальник штаба руководства и другие.
В ходе занятий рассматриваются особенности предстоящего учения, состояние вопросов организации обеспечения установленного порядка деятельности судов, а также даются указания, на что обратить особое внимание при отработке учебных вопросов в ходе учения.
Начальник штаба руководства докладывает основные положения замысла, задачи штаба руководства и посредников, порядок представления докладов и донесений в штаб руководства, структуру и порядок управления на учении, организацию связи.
Руководитель учения в форме групповых упражнений разыгрывает на картах, схемах наиболее важные учебные вопросы в соответствии с планом проведения учений, проверяет готовность заместителя, помощников, штаба руководства и посредников к учению, дает указание по методике их работы, обращая особое внимание на выполнение обучаемыми практических мероприятий и строгое соблюдение мер безопасности.
Создавая обстановку на этих занятиях в соответствии с планом (планом-календарем) проведения учения, руководитель может ставить посредников в роль обучаемых и требовать от них оценки обстановки и принятия решения, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и отдачи необходимых распоряжений.
После проведения методических занятий и инструктажа руководитель учения определяет сроки уточнения отдельных положений плана (плана-календаря) проведения учения, доработки частного плана заместителя руководителя учений, других планирующих документов и представления их на утверждение.
Подготовка участников учения
Подготовка обучаемых представляет собой комплекс мероприятий, имеющих целью обеспечить успешное проведение учения. Она осуществляется заблаговременно на плановых занятиях в течение всего учебного года, а также на дополнительно проводимых занятиях, сборах и тренировках в ходе непосредственной подготовки к учению.
Подготовка участников учения призвана обеспечить полную и качественную отработку всех учебных вопросов учения применительно к занимаемым ими должностям и выполнению функциональных обязанностей по организации обеспечения установленного порядка деятельности судов.
Подготовка системы связи и оповещения
Успешному проведению учения способствует качественное управление силами и средствами, привлекаемыми на учение.
Подготовка к учению системы связи и оповещения должна обеспечить своевременное доведение до участников учения - руководящего состава и органов управления соответствующих сигналов и распоряжений, непрерывность управления силами и средствами, а также обмен информацией между участниками учения.
В этих целях уточняются также вопросы использования имеющихся средств связи. Уточняется документация (планы связи, таблицы позывных узлов связи пунктов управления, должностных лиц, списки абонентов и др.).
Контроль за ходом подготовки учения
Для определения степени готовности участников к учениям, оказания им необходимой помощи осуществляется контроль за ходом подготовки. Основным его содержанием является проверка выполнения указаний руководителя по подготовке учения, полноты и качества проведения мероприятий, предусмотренных календарным планом подготовки учений.
Контроль за ходом подготовки к учению руководитель учения осуществляет лично, через своих заместителей, помощников, штаб руководства с привлечением должностных лиц обучаемых звеньев управления, а также посреднического аппарата. Это позволит более полно и всесторонне оценить готовность к учению привлекаемых подразделений с учетом выполнения ими задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
При определении степени готовности к проведению учения руководитель определяет также готовность самого руководства и его аппарата (штаб руководства, посреднический аппарат, исследовательские группы), систему управления.
Глава III. Методика проведения учений
Общие положения
Проведение учения с отработкой задач противодействию угрозы терроризма и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов является наиболее сложным и ответственным этапом в работе руководителя учения, его заместителя, штаба руководства, посреднического аппарата и обучаемых.
Основным содержанием и методами работы должностных лиц руководства и посредников в ходе учения являются:
- личное изучение стиля и методов работы обучаемых в ходе учения;
- заслушивание кратких докладов обучаемых;
- изучение отработанных документов;
- проверка качества и эффективности выполняемых на учении практических мероприятий;
- оказание помощи обучаемым в выполнении функциональных обязанностей, обобщение информации о положительных результатах и недостатках в работе в ходе учения, выработке рекомендаций по совершенствованию профессиональной подготовки судебных приставов.
При изучении методов работы обучаемых обращается внимание на слаженность и согласованность в работе между структурными звеньями территориального органа ФССП России, оценку обстановки, принятие и объявление решений и распоряжений.
В ходе изучения отработанных документов проверяется и оценивается их реальность, соответствие нормативным документам и обстановке (наглядность и культура исполнения).
Практические мероприятия должны учитываться и хронометрироваться, обобщенный опыт использоваться в исследовательских целях, а также для корректировки учебно-тематических планов, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
Розыгрыш хода учения осуществляется на основе плана его проведения в соответствии с принимаемыми решениями и отдаваемыми распоряжениями обучаемым. Штаб руководства с учетом анализа этих решений и распоряжений разрабатывает и докладывает руководителю предложения по дальнейшему наращиванию обстановки.
Наращивание обстановки осуществляется таким образом, чтобы она вынуждала обучаемых реагировать на ее изменения принятием новых или уточнением ранее принятых решений, документальным их отражением, постановкой или уточнением задач подчиненным, проведением практических мероприятий и завершалась контролем исполнения.
Обстановка наращивается непрерывно, в реальном масштабе времени, т.е. методом "час за час" и методом оперативных скачков и пауз.
При резких изменениях обстановки после оперативного скачка обучаемым предоставляется время, необходимое для ее уяснения и оценки, принятия решения, постановки задач, а также организации их выполнения. В необходимых случаях руководство учением уточняет обучаемым ранее поставленные задачи или ставит дополнительные с целью приближения деятельности органов управления, действий привлекаемых на учения сил к реальным условиям обстановки.
Руководитель, его заместитель, помощники и посредники в ходе розыгрыша находятся с обучаемыми там, где решаются главные вопросы учения, осуществляют контроль и оценивают действия обучаемых.
Комплексное применение форм и методов работы руководства учения с учетом подготовленности обучаемых и решаемых ими задач является непременным методическим требованием к проведению учения, позволяет более глубоко и всесторонне отработать учебные вопросы участниками учения, достигнуть положительных результатов в их обучении и, в конечном счете, определить истинное состояние дел в каждом звене обучаемых, сделать конкретные выводы и наметить мероприятия, направленные на совершенствование территориальных подразделений к выполнению задач по предназначению.
В целях обеспечения общего порядка, усиления охраны, регулирования движения и соблюдения мер безопасности в ходе учения штабом руководства по согласованию с органами внутренних дел для этих целей привлекаются подразделения милиции и Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Отработка учебных вопросов по этапам учения
В целях обеспечения последовательности в обучении и сосредоточения усилий на решении главных вопросов проведение учений планируется по этапам.
На первом этапе учения отрабатываются вопросы приведения территориального органа ФССП России и его структурных подразделений в режимы функционирования. При этом руководство учением контролирует время прохождения сигналов (распоряжений) до различных инстанций обучаемых, оповещение и сбор руководящего состава.
Особое внимание руководство учением уделяет вопросам оповещения и связи, организации и осуществления практических мероприятий по противодействию угрозы терроризма, вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
При отработке вопросов, связанных с проведением мероприятий по обеспечению безопасности зданий судов руководство учением и посредники проверяют паспорт технической укрепленности здания суда, состояние пожарной и охранной сигнализации, системы видеонаблюдения, металлообнаружения, подготовки к быстрой и организованной эвакуации, а также приведения сил в готовность к выполнению возложенных на них задач.
Всю работу обучаемых руководство учением и посреднический аппарат строят таким образом, чтобы в результате выполнения задач первого и второго этапов были проработаны подготовительные мероприятия по введению планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в здании суда, по подготовке к организованному проведению эвакуации работников суда.
На третьем этапе учения отрабатываются вопросы управления силами и средствами в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Отработка учебных вопросов этого этапа начинается с момента вручения вводной о чрезвычайной ситуации.
Основное внимание обращается на проведение мероприятий по наращиванию готовности сил и средств, организацию взаимодействия с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, проведение эвакуации работников суда.
Аппарат руководства и посредников направляет работу обучаемых и оказывает им помощь в своевременном принятии решений и отдаче распоряжений по ликвидации чрезвычайных ситуаций в здании суда, проведению эвакуации работников суда и посетителей. Контролируется степень подготовленности судебных приставов, проводятся запланированные практические мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций.
При отработке всех вопросов этапа руководство учением, штаб и посредники изучают разработанные документы и отданные распоряжения, анализируют выработанные предложения, заслушивают доклады должностных лиц.
После отработки всех учебных вопросов руководитель учения объявляет "частный отбой", дает указания по подготовке разбора и о порядке возвращения в пункты постоянной дислокации. После возвращения в пункты постоянной дислокации объявляется "общий отбой".
Проведение исследований в ходе учений
Исследования ведутся исследовательской группой в соответствии с Планом проведения исследований.
Непосредственное руководство проведением исследований осуществляет помощник руководителя учения по исследованию.
Исследовательская группа в ходе учения находится в местах отработки исследуемых вопросов, участвует в заслушивании докладов и решений обучаемых. На основе материалов обучаемых, посредников, заместителя и помощников руководителя учения, а также собственных наблюдений исследовательская группа разрабатывает обобщенный доклад по результатам исследований и докладывает начальнику штаба руководства.
Для достижения целей исследований по решению руководителя учения наиболее важные проблемные вопросы могут обсуждаться в ходе учения или после него с привлечением определенных категорий участников. Результаты исследований могут освещаться на разборе учения и использоваться при последующем обобщении его материалов.
Подготовка и проведение разбора (подведение итогов)
Разбор является важной заключительной частью учения и имеет большое учебно-воспитательное значение.
Цель разбора состоит в том, чтобы на основе требований нормативных и других руководящих документов, а также всестороннего анализа работы и действий обучаемых подвести итоги учения и определить, в какой степени достигнуты поставленные учебные и исследовательские цели учения, какие выводы необходимо сделать для устранения выявленных недочетов и дальнейшего повышения уровня охраны зданий судов, а также обеспечения безопасности судебных заседаний.
Подготовка разбора начинается заблаговременно до начала учения и продолжается по его ходу. Она осуществляется группой подготовки разбора или штабом руководства учения с участием заместителя и помощников руководителя учения, посредников и группы проведения исследований.
Подготовку разбора учения осуществляет начальник штаба руководства.
До начала учения на основе замысла и плана проведения учения готовится общая часть разбора, включающая изложение темы, общих целей, этапов, учебных вопросов, общей и частной обстановки, создаваемой для отработки и достижения учебных целей, другие необходимые данные, которые определяются и не зависят от решений обучаемых, а также теоретические обоснования наиболее важных вопросов, отрабатываемых на учении. Одновременно готовятся иллюстрационные и справочные материалы (карты, схемы, таблицы, графики и т.д.).
Разбор учения может быть общим и частным, в зависимости от решения руководителя учения он может проводиться сразу после окончания учения или через некоторое время после его завершения.
Общий разбор подготавливается группой подготовки разбора штаба руководства, которая должна знать, учитывать и отражать в материалах разбора результаты личного наблюдения и контроля руководителя учения, его оценки и указания в ходе учения.
Решающее значение для оценки действий обучаемых, их готовности к противодействию угрозы терроризма, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов, а также путей и способов дальнейшего совершенствования этой работы, имеет личное заслушивание руководителем учения кратких докладов, выводов, оценок и предложений заместителя, помощников руководителя учения и посредников при соответствующих должностных лицах, участвующих в учении. Учитываются и результаты проверок, проведенных перед началом учения. Общий разбор проводит руководитель учения.
Практика показывает, что на общем разборе не представляется возможным подробно рассмотреть все вопросы и оценить работу всех участников учения. Поэтому после общего разбора учения заместитель, помощники руководителя учений, посредники могут проводить частные разборы. На них подробно анализируется ход учения, работа обучаемых, показываются положительные моменты, вскрываются недостатки и определяются мероприятия по их устранению, дается оценка работы обучаемых.
Важно, чтобы как общий, так и частный разбор были предельно объективными. Как переоценка, так и недооценка действий обучаемых недопустима, и об этом постоянно должны помнить руководство учения и группа, готовящая разбор учения.
Приказом ФССП России от 19 апреля 2011 г. N 160 в раздел "Обобщение итогов учения" главы III настоящего Наставления внесены изменения
Обобщение итогов учения
При подготовке и проведении учения накапливается большой опыт выполнения различных мероприятий, поэтому после разбора представляется возможным изучить и обобщить этот опыт.
Обобщение опыта учений и доведение его до структурных подразделений территориального органа ФССП России осуществляются различными способами.
По итогам проведенного учения издается распоряжение (приказ), которое прилагается к плану мероприятий по дальнейшему совершенствованию организации выполнения мероприятий по обеспечению установленного порядка деятельности судов, реагирования на чрезвычайные ситуации.
На основании итогов учения и в соответствии с распоряжением (приказом) установленным порядком вносятся уточнения и изменения в план обучения, план основных мероприятий, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и при необходимости в другие документы.
Отчет о проведении показного учения представляется в Федеральную службу судебных приставов в 15-дневный срок после его проведения.
Доклады о проведении плановых учений в территориальных органах ФССП России за полугодие и год необходимо представлять в Федеральную службу судебных приставов к 25 декабря и 25 июня с учетом требований Наставления по подготовке и проведению учений и тренировок в Федеральной службе судебных приставов и выставлением оценок каждому подразделению судебных приставов по результатам проведенных учений по адресу электронной почты: ca03@fssprus.ru.
Отчеты (доклады) об итогах учений должны содержать: общие данные о проведенных учениях (темы, цели, сроки проведения, состав участников и др.); порядок проведения (этапы, учебные вопросы, порядок и особенности их отработки); основные результаты (степень достижения целей учения, полнота отработки учебных вопросов и краткие выводы по ним).
В оценке уровня подготовки органа управления должны отражаться: результаты анализа организации работы территориального органа ФССП России; содержание и обоснованность решений, принимаемых обучаемыми; постановка задач; состояние документов планирования учений; организация и осуществление взаимодействия; управление подразделениями; организация и проведение практической работы в подчиненных подразделениях судебных приставов.
В оценке подразделений судебных приставов указывается уровень их подготовки, степень выполнения поставленных задач, основные причины выявленных недостатков и конкретные способы их устранения.
В отчет (доклад) также включаются: исследовательские вопросы тактики действий судебных приставов, отработанные в ходе учения, и основные выводы по ним; проблемные вопросы, выявленные при проведении учения, и способы их решения; основные выводы по результатам исследований (в случае их проведения); уровень методической подготовленности должностных лиц, на которых возложено руководство проводимыми учениями и тренировками: новые приемы в организации и методике проведения учения, предложения по их совершенствованию и внедрению полученного опыта в практику подготовки судебных приставов.
Глава IV. Особенности организации подготовки тренировок
Тренировки являются одной из форм подготовки руководящего состава и судебных приставов. Они проводятся с целью отработки должностными лицами функциональных обязанностей по занимаемой должности, достижения оперативной слаженности в работе отдельных подразделений и территориального органа ФССП России в целом, выработки практических навыков в планировании и реализации мероприятий по противодействию угрозе терроризма, оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации в зданиях судов.
В зависимости от поставленных целей и задач, а также от состава обучаемых тренировки могут быть совместными или раздельными.
Совместные тренировки проводятся одновременно с органами исполнительной власти (местного самоуправления) и территориальными подразделениями МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом по общей для них теме и имеют целью отработку взаимодействия между подразделениями органов управления различных ведомств.
Раздельные тренировки проводятся с подразделениями судебных приставов с целью устранения выявленных при проверке или предыдущих учениях недостатков.
Руководителем совместной тренировки назначается, как правило, начальник отдела - старший судебный пристав. Руководителем раздельной тренировки может назначаться заместитель руководителя того подразделения судебных приставов, с составом которого проводится тренировка.
Тематика тренировок определяется руководителем территориального органа ФССП России при планировании основных мероприятии на год с учетом особенностей субъекта Российской Федерации (района) и степени подготовленности органа управления.
Состав участников тренировки определяется руководителем тренировки в зависимости от вида тренировки, ее темы, целей и характера решаемых задач.
При определении продолжительности тренировки исходят из поставленных целей, степени подготовленности обучаемых и созданной оперативной обстановки. Продолжительность тренировки определяется до 4 часов для совместных тренировок и до 2 часов - для раздельных. В соответствии с этим проведение тренировки предусматривается в один этап с отработкой 2-3 вопросов на совместных тренировках и 1-2 вопросов - на раздельных.
Порядок подготовки совместных тренировок аналогичен порядку подготовки учений. При этом в процессе их подготовки разрабатываются документы:
1) приказ (распоряжение) о подготовке и проведении тренировки;
2) календарный план подготовки тренировки;
3) организационные указания по подготовке и проведению тренировки;
4) задание на тренировку;
5) план проведения тренировки.
Документы на тренировку разрабатываются аналогично документам учения. План проведения тренировки разрабатывается начальником отдела - старшим судебным приставом, за 10 дней до начала тренировки согласовывается с территориальным органом ФССП России и утверждается руководителем территориального органа ФССП России.
Для проведения раздельных тренировок штаб по ее подготовке может не создаваться. В этом случае начальник отдела - старший судебный пристав в соответствии с планом работы поручает подготовку конкретному должностному лицу, а порядок проведения тренировки, учебные цели и вопросы, а также задание на тренировку могут доводиться до обучаемых непосредственно перед началом тренировки.
Безопасность отправления правосудия в значительной степени зависит от успешного решения задач, стоящих перед территориальными органами ФССП России, от уровня профессиональной подготовки органов управления и структурных звеньев. Дальнейшее совершенствование организации и методики проведения учений по тематике предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов является одним из важнейших условий оперативного и эффективного реагирования на решение задач надлежащего обеспечения установленного порядка деятельности судов.
Приложения:
1. Организационные указания по подготовке и проведению учения.
2. Календарный план подготовки учения.
3. Замысел учения.
4. Пояснительная записка к замыслу учения.
7. План-календарь проведения учения.
Приложение N 1
Организационные указания
по подготовке и проведению учения
В соответствии с планом основных мероприятий (наименование территориального органа ФССП России) на 20___ год под моим руководством на территории областного суда проводится учение по теме: "Организация взаимодействия территориального органа ФССП России с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом по противодействию угрозы терроризма, вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов".
Учебные цели:
1. Проверить реальность планов взаимодействия территориального органа ФССП России с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
2. Определить степень готовности органа управления, подразделений судебных приставов к выполнению возложенных на них задач по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
3. Дать практику руководящему составу территориального органа ФССП России в анализе обстановки, выработке предложений для принятия решения на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
В ходе учения на созданной оперативной обстановке планируется отработать практические мероприятия в областном суде по организации обеспечения охраны здания суда и безопасности судебных заседаний в обычном режиме работы, ликвидации чрезвычайных ситуаций в здании суда при нападению на судью во время оглашения приговора и захвата заложников в ходе судебного процесса с реальным привлечением сил и средств территориальных органов МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России.
В целях своевременной и качественной подготовки и проведения учения:
1. Назначить:
- заместителем руководителя учения___________________________;
- начальником штаба руководства_____________________________;
- помощниками руководителя учения:__________________________;
- посредниками при_______________-________________________.
2. На учения привлечь:
- руководство территориального органа ФССП России;
- специализированный отдел организации оперативного дежурства;
- межрайонный отдел судебных приставов по ОУПДС;
- для повышения уровня подготовки органов управления территориальных подразделений, усвоения методики подготовки и проведения учений на практические мероприятия - начальников отделов - старших судебных приставов и их заместителей по ОУПДС.
3. Руководству учением:
- до______________разработать, утвердить в установленном порядке и довести до участников учения календарный план подготовки к учениям;
- до______________определить задачи и перечень практических мероприятий, проводимых на учении, и довести до участников учения;
- до_______________разработать и утвердить в установленном порядке замысел учения и план проведения учения;
- организовать координацию и контроль за ходом подготовки органов управления и сил, привлекаемых на учение, в соответствии с замыслом учения.
4. Руководителям подразделений, привлекаемым на учение:
- обеспечить подготовку органов управления, сил и средств, привлекаемых на учения, в соответствии с задачами по предназначению в условиях чрезвычайных ситуаций в зданиях судов;
- проверить готовность к использованию средств связи и оповещения;
- предусмотреть меры, исключающие возможность несчастных случаев в ходе подготовки и проведения учения.
5. Начальнику отдела - старшему судебному приставу межрайонного отдела судебных приставов по ОУПДС совместно со штабом руководства до____________подготовить натурный участок (помещения в областном суде) для отработки практических вопросов в соответствии с замыслом учения.
6. Управление и связь на учении организовать в соответствии с планом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в здании судов с использованием имеющихся в распоряжении участников учения средств связи.
7. Готовность к учению____________________.
Руководитель территориального органа ФССП России
Приложение N 2
Календарный план
подготовки учения
("____" _________ 200_ г.)
Начальник штаба руководства учения_______________________________________________
Приложение N 3
Согласовано Утверждаю
Председатель_______областного суда Руководитель учения - руководитель
территориального органа ФССП России
- главный судебный пристав субъекта
Российской Федерации
подпись________________(Ф.И.О.) подпись_________________(Ф.И.О.)
"__" _________ 2007 г. "__" __________ 2007 г.
Замысел учения
с территориальным органом ФССП России
Тема: "Организация взаимодействия территориального органа ФССП России с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом по противодействию угрозы терроризма, вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов"
Время проведения: 26 октября 2007 г. с 10.00-14.00
Место проведения: территория и здание областного суда
На учение привлекаются: подразделения судебных приставов; руководство, территориальные подразделения МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России
Порядок проведения учения
Начальник штаба руководства учением__________
Масштаб:__________
Приложение N 4
Пояснительная записка
к замыслу учения с территориальным органом ФССП России
Тема: "Организация взаимодействия территориального органа ФССП России с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом по противодействию угрозы терроризма, вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов".
Цели:
1. Проверить реальность планов действий территориального органа ФССП России и подразделений судебных приставов по взаимодействию с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
2. Определить степень готовности аппарата управления территориального органа ФССП России, специализированного отдела организации оперативного дежурства, межрайонного отдела судебных приставов по ОУПДС к выполнению возложенных на них задач.
3. Дать практику руководству территориального органа ФССП России, начальникам отделов - старшим судебным приставам и их заместителям по ОУПДС в анализе обстановки, выработке предложений для принятия решения на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
Цели исследования: В ходе учения исследовать вопросы по организации допуска граждан в здание суда, полноту и точность планов взаимодействия с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом.
Время проведения: 26 октября 2007 г. с 10.00-14.00
Место проведения: территория и здание областного суда
На учение привлекаются:
- руководство территориально органа ФССП России;
- специализированный отдел организации оперативного дежурства;
- межрайонный отдел судебных приставов по ОУПДС;
- для повышения уровня подготовки органов управления территориальных подразделений, усвоения методики подготовки и проведения учений на практические мероприятия - начальников отделов - старших судебных приставов и их заместителей по ОУПДС.
Исходная обстановка
Социально-политическая и экономическая обстановка в городе и субъекте Российской Федерации. Фактический материал, характеризующий обстановку. Состояние дел по обеспечению охраны зданий судов. Имевшиеся в последнее время в субъекте Российской Федерации и за его пределами чрезвычайные происшествия в зданиях судов. Наличие факторов, увеличивающих риск возникновения чрезвычайных происшествий в зданиях судов.
Другая информация, влияющая на обеспечение безопасности проведения судебного процесса.
Замысел учения
В ходе созданной обстановки на территории и в здании областного суда планируется отработать вопросы последовательного управления подразделениями судебных приставов, действиями сил и средств территориальных органов МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России по ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
В ходе первого этапа учений с 10.00 до 11.30 на фоне повседневной работы суда планируется отработать практические вопросы инструктажа судебных приставов, взятия под охрану здания суда, организации допуска граждан в здание суда, а также управления проведением мероприятий в слагающейся обстановке.
В ходе второго этапа с 11.30 до 12.45 на фоне проведения судебных заседаний разной социальной значимости предусматривается отработать вопросы расстановки судебных приставов, организации взаимодействия с конвойным подразделением, выполнения распоряжений судьи, действий судебных приставов при нападении на судью.
В ходе третьего этапа с 12.45 до 14.00 на фоне проведения социально значимого судебного заседания планируется отработать практические вопросы действий судебных приставов при получении информации о закладке взрывного устройства и эвакуации граждан из здания суда, действий судебных приставов при захвате заложников, работы органов управления по организация взаимодействия при ликвидации чрезвычайной ситуации в здании суда.
В ходе учения планируется отработать практические мероприятия по действиям судебных приставах в повседневном режиме работы и в экстремальных ситуациях с реальным привлечением сил и средств территориальных органов МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России при ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
Порядок проведения учения
За 10 суток до начала учения обучаемым вручается задание. Учение проводится в три этапа.
Первый этап:
"Организация охраны суда".
Продолжительность: 90 минут
Учебные вопросы:
1. Организация проведения инструктажа судебных приставов и постановка задач.
2. Взятие под охрану здания суда судебными приставами:
- осмотр здания суда;
- расстановка судебных приставов по постам:
- доклад председателю суда о взятии суда под охрану судебными приставами.
3. Организация допуска работников суда и посетителей в здание суда:
- оборудование места пропуска в здание суда;
- документация, ведущаяся в суде судебными приставами;
- организация пропуска граждан через металлодетектор:
- обнаружение холодного оружия, задержание, передача органам милиции;
- обнаружение огнестрельного оружия (имеющие право на ношение оружия, неимеющие право на ношение оружия);
- пронос крупно габаритных вещей, легковоспламеняющихся жидкостей:
- проверка документов удостоверяющих личность;
- учет посетителей суда;
- задержание правонарушителей (пьяных, хулиганов).
Обстановка
Областной суд работает в режиме повседневной деятельности. Старший судебный пристав, уточнив задачи у председателя суда на предстоящий день, проводит инструктаж судебных приставов. Заместитель начальника отдела - старшего судебного пристава осуществляет мероприятия по взятию под охрану здания суда, организует допуск граждан в здание суда. Обстановка характеризуется как текущая.
Порядок отработки учебных вопросов
С 11.00 до 11.30 штаб руководства учением производит розыгрыш обстановки по действиям судебных приставов в нестандартных ситуациях, при осмотре здания и помещений суда закладываются посторонние предметы (вещи), при допуске граждан в суд металлодетектор показывает металлические предметы (режущие, колющие, огнестрельное, газовое, пневматическое оружие), при досмотре крупногабаритных вещей обнаруживается емкость с легковоспламеняющейся жидкостью, появление лиц в нетрезвом состоянии, дебоширы.
Второй этап:
"Организация безопасности судебных заседаний"
Продолжительность: 75 минут
Учебные вопросы:
1. Организация взаимодействия с конвойным подразделением.
2. Расстановка судебных приставов в зале судебного заседания.
3. Выполнение распоряжений судьи, мер процессуального принуждения - заключение под стражу осужденного.
4. Действия судебных приставов при нападении на судью во время оглашения приговора.
Обстановка
В зале судебного заседания N 7 проходит разбирательство по уголовному делу. Заместитель начальника отдела - старшего судебного пристава организует взаимодействие с конвойным подразделением, обеспечивает безопасность проведения судебного процесса.
Порядок отработки учебных вопросов
С 12.30 до 12.45 штаб руководства учением производит розыгрыш обстановки по действиям судебных приставов в нестандартных ситуациях при обеспечении безопасности проведения судебного процесса, организуется выполнение распоряжения судьи - взятие осужденного под стражу и передачу его конвойному подразделению, пресекаются попытки освобождения осужденного, при объявлении приговора - отражение нападения на судью родственника подсудимого.
Третий этап:
"Руководство действиями судебных приставов при захвате заложников в зале судебного заседания, организация взаимодействия при ликвидации чрезвычайной ситуации в здании суда"
Продолжительность: 105 минут
Учебные вопросы:
1. Действия судебных приставов при получении информации о закладке взрывного устройства в здании суда.
2. Действия судебных приставов при обеспечении безопасности социально-значимого судебного процесса, захват заложников.
3. Организация взаимодействия при ликвидации чрезвычайной ситуации в здании суда.
Обстановка
В зале судебного заседания N 2 рассматривается уголовное дело в отношении группы лиц, принимавших участие в бандформированиях и совершивших террористический акт на территории одной из республик Северного Кавказа, в результате чего имелись многочисленные человеческие жертвы.
Судебный процесс имеет большой общественный и политический резонанс, постоянно освещается в средствах массовой информации. В зале судебного заседания присутствуют представители политических партий, журналисты, родственники погибших.
Порядок отработки учебных вопросов
С 12.45 до 14.00 штаб руководства учением продолжает производить розыгрыш по наращиванию обстановки в действиях судебных приставов в чрезвычайных ситуациях. Поступает телефонный звонок о закладке взрывного устройства в здании суда. Организуется эвакуация посетителей и работников суда, подсудимых. Проверка здание суда, обнаружение взрывного устройства. Продолжение судебного заседания, захват заложников. Реальное взаимодействие с силами территориальных органов ФСБ, МВД и МЧС России при ликвидации чрезвычайных ситуаций в здании суда.
В 14.00 объявляется отбой учению.
В 14.30 руководитель учения и посредники на местах производят разбор учения.
Начальник штаба руководства________________________
Приложение N 5
Задание
на учение с территориальным органом ФССП России
Обстановка на: 10.00 26 октября 2007 г.
I. Общая обстановка
Социально-политическая и экономическая обстановка в городе и субъекте Российской Федерации. Фактический материал, характеризующий обстановку. Состояние дел по обеспечению охраны зданий судов. Имевшиеся в последнее время в субъекте Российской Федерации и за его пределами чрезвычайные происшествия в зданиях судов. Наличие факторов, увеличивающих риск возникновения чрезвычайных происшествий в зданиях судов.
Другая информация, влияющая на обеспечение безопасности проведения судебного процесса.
II. Частная обстановка
Укомплектованность личным составом сил и средств территориального органа ФССП России и его подразделений - реальная.
Судебные приставы обеспечены индивидуальными средствами бронезащиты и специальными средствами на 100%, боевым ручным стрелковым оружием - на 80%.
Система оповещения и связи находятся в дежурном режиме.
III. Справочные данные
Паспорт технической укрепленности здания суда.
Возможности системы видеонаблюдения и средств технической охраны.
IV. Исполнить
Изучить и оценить обстановку.
Быть в готовности к выполнению функциональных обязанностей и решению задач по учению.
Задание довести до всех органов управления, привлекаемых на учения.
Руководитель учения___________________
Приложение N 6
Утверждаю
Руководитель учения
"___" __________ 200_ г.
План
проведения учения с территориальным органом ФССП России
Тема: "Организация взаимодействия территориального органа ФССП России с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом по противодействию угрозы терроризма, вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов".
Цели:
1. Проверить реальность планов действий территориального органа ФССП России и подразделений судебных приставов по взаимодействию с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
2. Определить степень готовности аппарата управления территориального органа ФССП России, специализированного отдела организации оперативного дежурства, межрайонного отдела судебных приставов по ОУПДС к выполнению возложенных на них задач.
3. Дать практику руководству территориального органа ФССП России, начальникам отделов - старшим судебным приставам и их заместителям по ОУПДС в анализе обстановки, выработке предложений для принятия решения на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
Цели исследования: В ходе учения исследовать вопросы по организации допуска граждан в здание суда, полноту и точность планов взаимодействия с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом.
Время проведения: 26 октября 2007 г. с 10.00-14.00
Место проведения: территория и здание областного суда
На учение привлекаются:
- руководство территориального органа ФССП России;
- специализированный отдел организации оперативного дежурства;
- межрайонный отдел судебных приставов по ОУПДС;
- для повышения уровня подготовки органов управления территориальных подразделений, усвоения методики подготовки и проведения учений на практические мероприятия - начальники отделов - старшие судебные приставы и их заместители по ОУПДС.
Порядок проведения учения
Отбой учения______________
Разбор учения_____________
Начальник штаба руководства_________________________________________(фамилия и инициалы)
(подпись)
(дата)
Приложение N 7
Утверждаю
Руководитель учения
"___" __________ 200__ г.
План-календарь
проведения учения с территориальным органом ФССП России
Тема: "Организация взаимодействия территориального органа ФССП России с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом по противодействию угрозы терроризма, вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов".
Цели:
1. Проверить реальность планов действий территориального органа ФССП России и подразделений судебных приставов по взаимодействию с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
2. Определить степень готовности аппарата управления территориального органа ФССП России, специализированного отдела организации оперативного дежурства, межрайонного отдела судебных приставов по ОУПДС к выполнению возложенных на них задач.
3. Дать практику руководству территориально органа ФССП России, начальникам отделов - старшим судебным приставам и их заместителям по ОУПДС в анализе обстановки, выработке предложений для принятия решения на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в зданиях судов.
Цели исследования: В ходе учения исследовать вопросы по организации допуска граждан в здание суда, полноту и точность планов взаимодействия с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России, судейским сообществом.
Время проведения: 26 октября 2007 г. с 10.00-14.00
Место проведения: территория и здание областного суда
На учение привлекаются:
- руководство территориально органа ФССП России;
- специализированный отдел организации оперативного дежурства;
- межрайонный отдел судебных приставов по ОУПДС;
- начальники отделов - старшие судебные приставы и их заместители по ОУПДС (для повышения уровня подготовки органов управления территориальных подразделений, усвоения методики подготовки и проведения учений).
Порядок проведения учения
Начальник штаба руководства учением____________
Приложение N 8
Утверждаю
Руководитель учения
"___" ____________ 200__ г.
План
наращивания обстановки на учении с территориальным органом ФССП России
Начальник штаба руководства_______________________________
Приложение N 9
Утверждаю
Руководитель учения
"___" ____________ 200__ г.
План
проведения практических мероприятий в ходе учения с территориальным органом ФССП России
Начальник штаба руководства _______________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Наставление определяет требования к подготовке и проведению учений и тренировок в ФССП России, а также порядок руководства ими.
Учения проводятся на фоне смоделированной обстановки, которая может сложиться в здании суда при возникновении чрезвычайных ситуаций. Отрабатываются навыки по обеспечению охраны зданий судов, безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений. К участию в учениях могут привлекаться силы территориальных органов МВД России, МЧС России, ФСБ России и ФСИН России.
По своему назначению и целям учения подразделяются на плановые, проверочные и показные. Плановые завершают цикл подготовки судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Проверочные определяют степень готовности органов службы к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов. А показные позволяют выработать единый подход к организации и методике проведения учений.
Приказ Федеральной службы судебных приставов от 30 августа 2007 г. N 397 "Об утверждении Наставления по подготовке и проведению учений и тренировок в Федеральной службе судебных приставов"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ФССП России от 19 апреля 2011 г. N 160
Приказ ФССП России от 24 декабря 2009 г. N 535