В целях повышения уровня аналитической работы в ФССП России Организационно-контрольным управлением подготовлены рекомендации по формированию аналитических отчетов о деятельности территориальных органов ФССП России.
Прошу Вас организовать изучение прилагаемых рекомендаций и использовать их при подготовке аналитических отчетов. Указанные отчеты необходимо представлять в Организационно-контрольное управление с полугодовой периодичностью (до 25 января и до 25 июля) по электронной почте (адрес oku-anolit@mail.ru) с последующим дублированием на бумажном носителе.
Приложение: на 8 л.
И.о. директора Федеральной |
С.В. Сазанов |
Рекомендации
по подготовке аналитических отчетов о деятельности территориальных органов ФССП России
Аналитический отчет о деятельности территориального органа ФССП России (далее - аналитический отчет) готовится в целях обеспечения руководства Федеральной службы судебных приставов полной и объективной информацией о состоянии дел в установленной сфере деятельности.
Основное назначение аналитического отчета территориального органа ФССП России (далее - территориальный орган) - выявление причин и условий снижения эффективности деятельности судебных приставов, а также факторов, положительно влияющих на результаты работы службы.
Аналитический отчет является результатом комплексного анализа, при проведении которого изучению подвергаются все направления деятельности. Выводы этого вида анализа содержат оценку состояния дел в территориальном органе и должны способствовать определению наиболее актуальных проблем, а также причин их возникновения. Кроме того, результаты комплексного анализа составляют базу для планирования, информирования органов государственной власти, а также принятия необходимых управленческих решений.
В аналитическом отчете должна быть представлена краткая обобщающая информация по всем направлениям деятельности с приведением количественных показателей. Предметом аналитического отчета является не просто представление статистических данных, а именно их анализ.
Анализ информации представляет собой совокупность методов формирования фактических данных, обеспечивающих их сравнимость (сопоставляемость), объективную оценку и выработку новой выводной информации. Под выработкой новой информации понимается извлечение содержания из всей массы исходных данных, отыскание причинно-следственных и пространственно-временных связей и взаимосвязей между сопоставляемыми данными.
При этом выявляются положительные и отрицательные тенденции по тому или иному направлению служебной деятельности судебных приставов и факторы, способствующие этим изменениям.
Следует избегать простого перечисления большого количества цифровых данных. Логическим следствием анализа и обобщения накопленного материала являются именно выводы, которые вытекают из накопленного материала и должны быть всесторонне аргументированными. Между тем отдельные аналитические отчеты, представляемые территориальными органами в центральный аппарат ФССП России, перегружены цифрами и сравнениями при отсутствии каких-либо выводов.
К аналитическому отчету, как и любому аналитическому документу, предъявляются особые требования. Недостаточно провести анализ, необходимо правильно зафиксировать его результаты.
Текст аналитического документа отличается от всякого другого прежде всего своей логичностью. Стиль его изложения должен сочетать в себе научную строгость и выразительность, деловитость и доступность.
При подготовке аналитического документа необходимо избегать наиболее часто встречающихся ошибок. Одна из них заключается в том, что из незначительного фактического материала делаются необоснованно широкие выводы. Другая ошибка заключается в том, что из большого и емкого эмпирического материала делаются поверхностные ограниченные выводы частного порядка.
Объем аналитических отчетов не должен превышать 20 страниц текста (формат А4, шрифт 14, интервал 1.0).
Содержание аналитического отчета должно соответствовать приводимой ниже структуре. Однако это не исключает возможности отражения в аналитическом отчете иной информации, актуальность которой будет обусловлена сложившимся положением дел на момент формирования отчета.
Примерная структура аналитического отчета о деятельности территориального органа выглядит следующим образом:
1. Результаты организационно-управленческой деятельности в территориальном органе:
приоритетные направления деятельности и задачи территориального органа в отчетном периоде;
количество подготовленных территориальным органом приказов и распоряжений по управленческой деятельности;
итоги работы коллегиальных и совещательных органов (количество проведенных заседаний коллегии территориального органа, оперативных совещаний, основные рассмотренные на них вопросы, принятые решения и их влияние на повышение эффективности деятельности);
результаты работы аппарата территориального органа по проведению проверок деятельности структурных подразделений (количество и результаты проведенных проверок, принятые управленческие решения и их реализация);
организационные меры, принятые для выполнения показателей деятельности (организационно-распорядительные документы территориального органа, мониторинг выполнения показателей и т.д.);
проведение проверок достоверности представляемых структурными подразделениями статистических данных, их результаты и принятые управленческие решения;
меры по оптимизации управленческой деятельности (семинары, занятия, организационно-распорядительные и методические документы по вопросам организационно-управленческой деятельности).
2. Результаты работы по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц:
анализ результатов работы по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц и выполнению прогнозных и плановых показателей (в сравнении с показателями аналогичного периода предыдущего года или года, предшествующего отчетному);
принятые территориальным органом меры организационно-управленческого и методического характера, направленные на повышение эффективности исполнительного производства, оценка их влияния на выполнение прогнозных и плановых показателей;
эффективность контроля за выполнением прогнозных показателей и плановых заданий на уровне аппарата территориального органа и структурных подразделений;
организация работы по проверке достоверности статистической отчетности по линии исполнительного производства;
организация межведомственной координации деятельности в сфере исполнительного производства и взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями (с указанием форм взаимодействия, оценкой эффективности реализации совместных мероприятий);
имеющийся в территориальном органе положительный опыт работы по исполнению судебных решений и актов иных органов;
проблемы, требующие решения на уровне центрального аппарата ФССП России.
3. Результаты работы по розыску должников и их имущества:
анализ показателей деятельности территориального органа по розыску должников и их имущества (в сравнении с показателями аналогичного периода предыдущего года или года, предшествующего отчетному);
взаимодействие территориального органа с регистрирующими и правоохранительными органами;
положительный опыт организации работы территориального органа в сфере розыска должников и их имущества.
4. Результаты работы по учету, хранению, оценке и реализации имущества должников:
анализ показателей деятельности по реализации имущества должников (в сравнении с показателями аналогичного периода предыдущего года или года, предшествующего отчетному);
организация взаимодействия территориального органа с территориальным органом Росимущества и соблюдение требований совместного приказа ФССП России и Росимущества от 25.07.2008 N 347/149;
анализ деятельности оценщиков, а также специализированных организаций, привлекаемых Росимуществом к реализации арестованного в рамках исполнительного производства имущества;
организация работы по наложению ареста на имущество должников стоимостью свыше 5 млн. руб.;
анализ практики рассмотрения судами споров, возникающих при реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников;
основные проблемы, связанные с хранением арестованного имущества, и меры, принятые для их разрешения.
5. Результаты деятельности по обеспечению установленного порядка деятельности судов:
анализ показателей деятельности территориального органа по обеспечению установленного порядка деятельности судов (в сравнении с показателями аналогичного периода предыдущего года или года, предшествующего отчетному);
организация и результаты взаимодействия территориального органа с судами, территориальными органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, МВД России, МЧС России, ФСБ России, организация и осуществление взаимного обмена информацией, планирование и осуществление совместных мероприятий по наиболее важным проблемам обеспечения установленного порядка деятельности судов, разработка совместных материалов по наиболее актуальным проблемам деятельности территориального органа;
анализ сведений о чрезвычайных происшествиях при обеспечении установленного порядка деятельности судов;
организация боевой и специальной подготовки, наличие учебно-материальной базы (классы, спортзалы, тиры, стрельбища), оценка подразделений судебных приставов;
оценка проведенных учений;
организация спортивной работы, участие в спортивных мероприятиях на региональном и федеральном уровне, наличие спортивной базы, присвоение массовых спортивных разрядов;
организация деятельности дежурных частей и групп быстрого реагирования;
условия организации приема, хранения и выдачи огнестрельного оружия, боеприпасов, средств связи в территориальном органе, наличие дежурных частей, комнат для хранения оружия;
анализ материально-технического обеспечения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
анализ практики применения групп быстрого реагирования при обеспечении социально значимых и сложных судебных процессов.
6. Результаты работы по осуществлению предварительного расследования уголовных дел в форме дознания и реализации полномочий административной юрисдикции:
анализ статистических данных по возбужденным уголовным делам (с разбивкой по категориям дел);
анализ практики выявления и предварительного расследования преступлений по отдельным составам преступлений;
анализ причин, препятствующих осуществлению предварительного расследования уголовных дел;
анализ работы по уголовным делам, приостановленным производством;
анализ нарушений законности при производстве предварительного расследования, послуживших поводом для внесения актов прокурорского реагирования;
анализ деятельности по рассмотрению сообщений о преступлениях и соблюдению учетно-регистрационной дисциплины;
анализ причин возвращения прокурорами уголовных дел для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта;
анализ причин прекращения дознавателями уголовных дел по реабилитирующим основаниям;
анализ причин продления сроков дознания;
анализ причин постановления судами оправдательных приговоров или прекращения уголовных дел по реабилитирующим обстоятельствам;
мероприятия по устранению недостатков и меры, принятые для повышения эффективности выявления преступлений и их предварительного расследования в форме дознания;
анализ статистических данных по делам об административных нарушениях (с разбивкой по категориям дел);
анализ причин, послуживших основаниями прекращения судами дел об административных правонарушениях;
количество и результаты рассмотрения судами ходатайств перед прокурорами о принесении протеста на постановления по делам об административных правонарушениях, не вступившие в силу;
мероприятия по устранению недостатков и меры, принятые для повышения эффективности осуществления полномочий административной юрисдикции.
7. Результаты работы по вопросам судебной защиты интересов ФССП России:
- анализ работы по организации судебной защиты при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов в соответствии с требованиями приказа ФССП России от 30.10.2008 N 453 "О мерах по совершенствованию организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по судебной защите при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов", в том числе:
причины невыполнения (отрицательной динамики) основного показателя "процент удовлетворенных судами заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России";
работа структурных подразделений территориального органа в части организации судебной защиты интересов службы, имеющих наибольшее количество удовлетворенных судами заявлений при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России;
причины удовлетворения судами заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России с соответствующими примерами по каждой категории заявлений;
наиболее часто допускаемые должностными лицами ФССП России при исполнении своих обязанностей нарушения, являющиеся основаниями для оспаривания их постановлений, действий (бездействия) в судебном порядке;
проводимая структурными подразделениями территориального органа работа по досудебному урегулированию споров, примеры, подтверждающие ее эффективность;
принятые меры и планируемые мероприятия, направленные на сокращение количества удовлетворяемых судами заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России и повышение эффективности работы структурных подразделений территориального органа по организации судебной защите интересов службы;
- анализ состояния работы по защите имущественных и иных прав и законных интересов ФССП России и ее территориальных органов в судах в соответствии с требованиями приказа ФССП России от 07.07.2008 N 318 "О мерах по совершенствованию организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по защите имущественных и иных прав и законных интересов Федеральной службы судебных приставов в судах", в том числе:
причины невыполнения (отрицательной динамики) основного показателя "процент суммы по искам к ФССП России, удовлетворенным судами";
основные причины предъявления исков к ФССП России и территориальному органу;
организации работы по представлению интересов службы по социально значимым делам и делам, вызвавшим общественный резонанс, затрагивающим деловую репутацию и авторитет ФССП России;
проводимая работа по досудебному урегулированию споров (устранение нарушений, явившихся основанием для предъявления исковых требований), примеры, подтверждающие ее эффективность;
основания удовлетворения судами исковых требований, предъявленных к ФССП России и территориальному органу с приведением соответствующих примеров по каждой категории исков;
проводимая работа по предъявлению регрессных требований к лицам, виновным в причинении ущерба (вреда) ФССП России и территориальному органу, примеры;
принятые меры и планируемые мероприятия, направленные на сокращение количества удовлетворяемых судами исков, предъявленных к ФССП России и территориальному органу, и на повышение эффективности работы территориального органа по организации судебной защиты имущественных и иных прав и законных интересов службы.
8. Результаты работы по рассмотрению обращений граждан и организаций:
количественный и качественный состав обращений граждан и организаций, динамика этих показателей;
существующие тенденции и причины их возникновения;
меры по повышению эффективности работы с обращениями граждан и организаций (в том числе организация личного приема, взаимодействие со СМИ), их эффективность;
результаты работы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) должностных лиц службы, поданных в порядке подчиненности.
9. Состояние законности в деятельности судебных приставов:
количество актов прокурорского реагирования, поступивших в территориальный орган, их качественный анализ (по каким вопросам вносились представления прокуратуры);
меры реагирования, принимаемые по поступившим в территориальный орган представлениям прокуратуры, их эффективность.
10. Кадровое обеспечение:
анализ кадрового состава территориального органа;
анализ движения кадров и причин (оснований) увольнения с государственной гражданской службы;
состояние кадрового резерва и анализ работы конкурсных комиссий при приеме на государственную гражданскую службу, замещении вакантных должностей государственной гражданской службы и формировании кадрового резерва;
результаты и анализ работы по аттестации гражданских служащих и присвоению классных чинов;
результаты работы по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих;
анализ состояния служебной дисциплины и соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих (сведения о количестве гражданских служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности, и поощрениях, о количестве и результатах проведенных служебных проверок, о привлечении гражданских служащих к уголовной, административной и иным видам ответственности, о представлении сведений о полученных доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
существующие проблемы и предложения по их решению.
11. Информатизация и реализация информационной политики:
результаты работы по информатизации территориального органа, в том числе внедрение информационных технологий, оснащенность компьютерной техникой, состояние сетевой инфраструктуры (между подразделениями и внутри подразделений), программное обеспечение (общее и специальное, наличие лицензий);
уровень внедрения и использования программного комплекса "Судебный пристав";
состояние интернет-сайта;
организация и результаты работы по взаимодействию со средствами массовой информации.
12. Результаты финансово-хозяйственной деятельности территориального органа:
анализ результатов деятельности по финансовому, материально-техническому и хозяйственному обеспечению, капитальному строительству, капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений;
объем недостач нефинансовых активов, финансовых средств, причины их образования и принятые меры (по окончании финансового года);
остатки денежных средств на лицевых счетах структурных подразделений территориального органа по учету средств, поступающих во временное распоряжение на конец отчетного периода, в том числе денежные средства, невостребованные взыскателем более 3 лет, менее 3 лет, причины нераспределенного остатка взысканных денежных средств на конец отчетного периода;
объем предъявленных территориальному органу за отчетный период исполнительных документов в соответствии со статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, остаток неисполненных исполнительных документов на конец отчетного периода, причины, принятые меры и достигнутые результаты по обеспечению снижения задолженности по исполнению судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета;
принятые меры и достигнутые результаты по обеспечению равномерного и эффективного расходования средств федерального бюджета в отчетном периоде.
13. Приоритетные направления деятельности и задачи территориального органа в следующем отчетном периоде.
Организационно-контрольное управление
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны рекомендации по формированию аналитических отчетов о деятельности территориальных органов ФССП России.
Аналитический учет призван выявлять причины и условия снижения эффективности деятельности судебных приставов, а также факторы, положительно влияющие на результаты работы Службы.
Приводится примерная структура аналитического отчета о деятельности территориального органа ФССП России. Она содержит результаты организационно-управленческой деятельности в территориальном органе, работы по исполнению судебных актов, розыску должников и их имущества, обеспечению установленного порядка деятельности судов, рассмотрению обращений граждан и организаций и др.
В аналитическом отчете должна содержаться краткая обобщающая информация по всем направлениям деятельности с приведением количественных показателей.
Письмо Федеральной службы судебных приставов от 1 декабря 2008 г. N 12/05-16066 СВС "Об аналитических отчетах о деятельности территориальных органов ФССП России"
Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2009 г., N 1