Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2009 г. N 400
"Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов"
9 февраля 2012 г.
В целях реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) и ст. 9.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам Главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в пределах компетенции:
1.1. Обеспечить в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ и ст. 9.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, внесение требований либо направление заявлений в суд о признании недействующими нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы, о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения из них коррупциогенных факторов, а также принимать меры к надлежащему исполнению требований прокурора и осуществлению надзора за исполнением судебных решений.
1.2. Осуществить организационные мероприятия, направленные на реализацию полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в том числе возложить эти обязанности на конкретных работников; издать необходимые организационно-распорядительные документы; с целью определения механизма реализации новых полномочий провести межведомственные совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и организаций федерального уровня, обладающих правом нормотворчества, - Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - федеральные органы), их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
1.3. Инициировать внесение изменений в законодательные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях установления процедуры представления в органы прокуратуры для соответствующей проверки принятых нормативных правовых актов.
1.4. При реализации новых полномочий наладить взаимодействие с иными субъектами антикоррупционной экспертизы, в том числе проводящими независимую экспертизу на коррупциогенность в порядке, предусмотренном главой II Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 195.
1.5. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта (далее - требование) указывать конкретные предложения о способе устранения коррупциогенных факторов: внесение изменений в нормативный правовой акт, отмена нормативного правового акта (или его отдельных норм), разработка и принятие иного нормативного правового акта, устраняющего коррупциогенный фактор.
1.6. Руководителям органов прокуратуры лично участвовать в заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации или представительных органов местного самоуправления при рассмотрении требований.
Обеспечить рассмотрение требований, направленных в иные органы государственной власти и местного самоуправления, организации и должностным лицам, с участием представителей прокуратуры.
При рассмотрении требований занимать активную позицию, разъяснять негативные последствия практики правоприменения нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.
1.7. В случае отклонения требований использовать право на обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Обеспечить участие наиболее подготовленных работников в рассмотрении судом заявлений о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
1.8. Организовать учет и проведение проверок по обращениям, поступившим в органы прокуратуры согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ.
1.9. Обеспечить гласность в деятельности органов прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в том числе с использованием сети "Интернет", организовать информационный обмен с общественными организациями и объединениями.
1.10. Продолжить практику информирования соответствующих органов и должностных лиц о наличии коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, не относящихся к категории актов, установленных ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ, а также в проектах нормативных правовых актов.
2. При проведении экспертизы до принятия Правительством Российской Федерации соответствующей методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов руководствоваться методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 196, а также соответствующей методикой, разработанной Генеральной прокуратурой Российской Федерации и одобренной Научно-консультативным советом при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
Приказом Генеральной прокуратуры России от 9 февраля 2012 г. N 39 в пункт 3 настоящего приказа внесены изменения
3. Учитывать, что антикоррупционная экспертиза в соответствии с установленной компетенцией проводится органами прокуратуры в отношении нормативных правовых актов, принятых поднадзорными им федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления и их должностными лицами по вопросам, предусмотренным ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ.
4. При реализации новых полномочий осуществлять учет нормативных правовых актов по вопросам, определенным п. 2 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ, и вести реестр изученных актов, внесенных требований, а также результатов рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства заявлений прокурора.
5. Установить, что нормативные правовые акты подлежат изучению в соответствующих органах прокуратуры:
акты федеральных органов и их должностных лиц - в течение двух месяцев со дня принятия;
акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц - в течение одного месяца со дня принятия.
При наличии оснований, в том числе по результатам анализа практики правоприменения нормативного правового акта, прокурор вправе вернуться к проведению антикоррупционной экспертизы акта или его части.
6. Начальникам Главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, начальнику отдела надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции Главной военной прокуратуры о практике реализации полномочий, установленных ст. 9.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", о проделанной работе и проблемных вопросах при осуществлении новых полномочий (с приложением статистических сведений из реестра нарастающим итогом согласно пункту 4 порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов) информировать управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
7. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции:
7.1. Проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов во взаимодействии с правовым управлением, при необходимости - с другими заинтересованными подразделениями и (или) Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
7.2. В случае отклонения федеральными органами требований Генеральной прокуратуры Российской Федерации готовить соответствующие заявления в суд с участием управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.
Осуществлять представительство Генеральной прокуратуры Российской Федерации при рассмотрении в судах соответствующих заявлений.
7.3. Участвовать в судебном заседании в случае обжалования в суд требования, внесенного Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
По указанию Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя, курирующего деятельность управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском судопроизводстве, обеспечивать участие в судебных заседаниях работников указанного подразделения.
7.4. Каждое полугодие во взаимодействии с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правовым управлением и управлением по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе анализировать практику реализации органами прокуратуры новых полномочий и состояние прокурорского надзора в этой сфере. Итоги обобщений использовать при подготовке информационно-аналитических документов.
7.5. Совместно с Главным организационно-инспекторским управлением, Главным управлением обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры, управлением кадров, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрабатывать соответствующие предложения об изменении статистической отчетности о результатах деятельности прокуроров, о программном обеспечении, обучении прокурорских работников, которым поручено осуществление новых полномочий.
8. Утвердить прилагаемый бланк "ТРЕБОВАНИЕ об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного (ых) коррупциогенного (ых) фактора (ов)".
9. Приказ опубликовать в журнале "Законность".
10. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
См. данную форму в редакторе MS-Word
УТВЕРЖДЕНО
приказом Генеральной прокуратуры
Российской Федерации
от 28.12.2009 года N 400
В ________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
ТРЕБОВАНИЕ
об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного
(ых) коррупциогенного (ых) фактора (ов)
г. (пос.)_________________ "______"___________г.
Проведенной антикоррупционной экспертизой __________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование нормативного правового акта)
установлено, что ________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(излагаются со ссылкой на методику проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов выявленные коррупциогенные факторы,
наступившие и возможные последствия правоприменения нормативного
правового акта).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 9.1 Федерального закона
"О прокуратуре Российской Федерации",
ТРЕБУЮ:
Внести изменения в _________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование нормативного правового акта)
путем
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(излагается способ устранения выявленных коррупциогенных факторов).
Требование подлежит обязательному рассмотрению _____________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(в зависимости от органа (должностному лицу), в который (которому)
вносится требование, указывается порядок рассмотрения требования,
установленный ч. 3 ст. 9.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федерации").
О времени и месте рассмотрения требования заблаговременно
проинформировать прокурора.
О результатах рассмотрения требования незамедлительно сообщить
прокурору.
Прокурор (заместитель прокурора) ________________________________________
(должность, классный чин, Ф.И.О.) (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов на прокуратуру возложены полномочия по проведению такой экспертизы. В связи с этим дан ряд поручений заместителям Генпрокурора, начальникам Главного управления и управлений Генпрокуратуры в федеральных округах, прокурорам регионов, а также прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур.
В частности, они должны определить конкретных работников, ответственных за проведение экспертизы, и издать необходимые организационно-распорядительные документы. Целесообразно провести межведомственные совещания с руководителями органов власти всех уровней (включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти), ЦИК России, ЦБР и их территориальных органов. Также необходимо закрепить в региональных и местных нормативных актах процедуру представления принятых актов в органы прокуратуры для экспертизы.
Установлено, что акты федеральных органов и их должностных лиц изучаются в органах прокуратуры в течение 2 месяцев со дня принятия, акты региональных органов госвласти, территориальных органов федеральных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц - в течение 1 месяца.
Утвержден бланк требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2009 г. N 400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов"
Текст приказа опубликован в журнале "Законность", 2010 г., N 4
Приказом Генеральной прокуратуры России от 10 октября 2022 г. N 581 настоящий документ признан утратившим силу с 10 октября 2022 г.