Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 3 сентября 2012 г. N 308 в приказ внесены изменения
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 4 октября 2010 г. N 373
"О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации"
3 сентября 2012 г.
В связи с произошедшими изменениями в законодательстве и структуре органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и в целях совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Первому заместителю, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
1.1. Принять действенные меры к эффективному использованию системы подготовки кадров для органов прокуратуры, включающей обучение студентов в институтах Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, институтах прокуратуры в составе государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, целевую подготовку в иных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обучение в межрегиональных центрах профессионального обучения, институтах Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, реализующих программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, участие прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) в работе постоянно действующих семинаров, конференций, стажировку в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, базовых прокуратурах, а также применение института наставничества и осуществление самостоятельной учёбы по индивидуальным планам.
1.2. Обеспечить надлежащее взаимодействие органов прокуратуры с образовательными учреждениями. Профессиональную подготовку кадров, включающую в себя повышение квалификации прокурорских работников и гражданских служащих, профессиональную переподготовку и иные формы подготовки работников прокуратуры, организовать в соответствии с требованиями федеральных законов "О прокуратуре Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и других нормативных правовых актов, обеспечить единообразный подход к решению проблем результативности прокурорской деятельности, учитывая региональные особенности функционирования органов прокуратуры, результаты анализа состояния законности, прокурорской практики.
1.3. В соответствии со статьёй 43.4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" рассматривать повышение квалификации, овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, поддержание их на должном уровне в качестве служебной обязанности прокурорских работников и гражданских служащих. При решении вопроса о соответствии прокурора занимаемой должности, гражданского служащего - замещаемой должности, поощрении и продвижении по службе принимать во внимание их отношение к совершенствованию профессиональных навыков, повышению квалификации.
Перед назначением работника на руководящую должность учитывать необходимость прохождения им обучения по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки в институтах Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
1.4. Исходить из того, что основными целями профессиональной подготовки являются:
развитие у работников органов прокуратуры профессионально-психологических качеств и навыков, необходимых для успешного решения конкретных практических задач;
совершенствование стиля и методов работы руководителей органов прокуратуры по управлению, обучению и воспитанию подчинённых работников, внедрению в практику передовых форм и методов работы, основ научной организации труда;
продвижение по службе.
2. Ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации принять меры к оптимизации деятельности по подготовке прокурорских кадров, повышению её качественного уровня с учётом государственной политики в сфере подготовки и повышения квалификации профессиональных кадров, использованию современных форм и методов организации и осуществления учебного процесса.
3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
3.1. Обеспечить качественный отбор для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования абитуриентов, желающих проходить службу в органах и учреждениях прокуратуры и годных по состоянию здоровья к данной службе (в органах военной прокуратуры - годных также к прохождению военной службы), обязательное психодиагностическое обследование этих лиц с целью определения их профессиональной пригодности к прохождению службы в органах прокуратуры. Направления для поступления в институты прокуратуры выдавать только на основании комплексной оценки деловых и личных качеств абитуриентов.
3.2. В соответствии с разнарядкой Генеральной прокуратуры Российской Федерации заключать договоры со студентами, зачисленными в образовательные учреждения на целевые места, о службе в органах прокуратуры в течение пяти лет после окончания учёбы. Предоставлять им в последующем работу в соответствии с данными договорами.
3.3. Направлять в межрегиональные центры профессионального обучения молодых специалистов со стажем работы до трёх лет. Повысить их ответственность за практическую реализацию полученных знаний. Анализировать эффективность профессиональной деятельности работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и в межрегиональных центрах профессионального обучения, и вносить предложения по улучшению качества учебного процесса.
3.4. Исключен.
См. текст подпункта 3.4
3.5. Развивать институт наставничества, максимально используя его возможности для передачи необходимых практических навыков молодым прокурорским работникам, имеющим стаж службы в органах прокуратуры менее одного года, а также для формирования у них добросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей. Привлекать к работе с молодыми специалистами ветеранов органов прокуратуры и наиболее опытных прокурорских работников.
3.6. Уделять особое внимание приобретению молодыми специалистами навыков прокурорской деятельности. Обеспечивать индивидуальное планирование их профессиональной подготовки, составление и реализацию планов предаттестационной подготовки, а также индивидуальных планов, предусматривающих поэтапное ознакомление со всеми видами прокурорской деятельности, методиками расследования преступлений различных категорий, изучение нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов. Совершенствовать и развивать деятельность базовых прокуратур. Результаты профессиональной подготовки молодых специалистов обсуждать на заседаниях аттестационных комиссий.
3.7. Систематически анализировать качество подготовки молодых специалистов к служебной деятельности в органах прокуратуры, умение применять полученные ими знания и навыки на практике, вносить предложения по их совершенствованию. В целях повышения эффективности профессиональной подготовки молодых специалистов периодически планировать их участие в работе комиссий по проверке нижестоящих органов прокуратуры, а также обеспечивать их участие в надзорных проверках, проводимых наставниками.
3.8. Практиковать проведение конкурсов на лучшего прокурорского работника по видам деятельности, наставника, распространять положительный опыт, стимулировать работников, достигших высоких результатов в работе.
3.9. Руководствоваться тем, что основой совершенствования профессиональной деятельности должна стать самостоятельная учёба по индивидуальным планам с использованием специальной литературы, достижений компьютерных технологий, осуществляемая под контролем соответствующих руководителей.
3.10. Ориентировать работников на реализацию на практике полученных знаний при обучении по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. При аттестации принимать во внимание реальное влияние учебных мероприятий, в том числе и обучения в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на результаты служебной деятельности.
3.11. Обеспечить направление на профессиональную переподготовку в Академию Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурорских работников, включённых в резерв кадров для выдвижения на должности прокуроров городов, районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, а также работников, назначенных на данные должности и не проходивших ранее обучение по программам профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности. При этом обращать особое внимание на лиц, впервые назначенных на указанные должности и находящихся в этих должностях менее одного года.
3.12. В целях повышения квалификации вновь назначенных прокуроров городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур по истечении, как правило, шести месяцев службы в должности обеспечить их стажировку в подразделениях вышестоящих прокуратур.
4. Начальнику Главного управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур систематически изучать и анализировать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой прокурорских работников и гражданских служащих. Совместно с управлением делами контролировать состояние учебно-материальной базы органов прокуратуры и материально-техническое обеспечение профессиональной подготовки работников прокуратуры.
4.1. Ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации перед завершением обучения обеспечить проведение анкетирования слушателей по вопросам организации и осуществления учебного процесса, участия в нём практических работников. Результаты анкетирования доводить до сведения руководителей структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, работники которых участвовали в учебном процессе, для принятия мер по повышению качества занятий.
Организовать в институтах Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации постоянно действующие семинары по обучению прокурорских работников, привлекаемых к участию в учебном процессе, в целях овладения навыками проведения занятий со слушателями.
5. Руководителям кадровых подразделений прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур поддерживать и развивать связи с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, осуществляющими подготовку кадров для органов прокуратуры, обеспечивать участие преподавателей в проведении занятий с прокурорскими работниками и гражданскими служащими, а также во взаимодействии с ними организовывать прохождение в прокуратурах практики студентов, привлекая наиболее опытных работников к руководству практикой. Оказывать содействие студентам в сборе практического материала для выполнения курсовых и дипломных работ, организации деятельности юридических клиник при образовательных учреждениях.
6. Начальнику Главного управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур рекомендовать прокурорских работников, проявляющих склонность к научной и научно-педагогической деятельности, для поступления в аспирантуру Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
При принятии решения о рекомендации учитывать опыт практической работы в органах и учреждениях прокуратуры, наличие у прокурорского работника научных публикаций, подготовку им методических рекомендаций, аналитических документов, материалов по вопросам организации прокурорского надзора и иной функциональной деятельности прокуратуры, участие в исследовательских проектах, в подготовке и проведении научно-практических конференций, методических семинаров, "круглых столов", в проведении занятий со студентами и слушателями в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в межрегиональных центрах профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих.
Учитывать, что на прокурорских работников, обучающихся в аспирантуре Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по очной форме, в полном объеме распространяются требования Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и устава Академии.
7. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с Главным управлением кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кадровыми подразделениями прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур:
7.1. Организовать начиная с 2010-2011 учебного года обучение по программам профессиональной переподготовки прокурорских работников, состоящих в резерве кадров для выдвижения на должности прокуроров городов, районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, с целью достижения их соответствия требованиям квалификационной характеристики этих должностей.
7.2. Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение квалификации прокурорских работников, состоящих в резерве для выдвижения на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, их первых заместителей и заместителей, начальников управлений и отделов в указанных прокуратурах.
8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур перед направлением прокурорских работников, состоящих в резерве для выдвижения на должности прокуроров городов, районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, на обучение по программам профессиональной переподготовки уведомлять их, на какую должность они могут быть представлены для назначения при условии успешной учёбы в институтах Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
По окончании обучения в институтах Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурорского работника в случае получения им неудовлетворительной оценки по результатам итоговой аттестации из резерва исключать, не допуская внесения его кандидатуры для назначения на соответствующую должность.
9. Главному управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальникам учебно-методических отделов - директорам межрегиональных центров профессионального обучения при составлении учебных программ и учебно-тематических планов использовать рекомендации отраслевых подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, учитывать предложения прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, а также студентов и слушателей, обучающихся в Академии. Развивать и активно использовать передовые формы обучения, направленные на совершенствование системы повышения квалификации прокурорских работников и гражданских служащих, адаптацию молодых специалистов к службе в органах прокуратуры.
10. Главному управлению кадров, другим подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить распространение положительного опыта работы по всем направлениям прокурорской деятельности, систематическое и своевременное направление в прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, Академию Генеральной прокуратуры Российской Федерации и межрегиональные центры профессионального обучения копий приказов и указаний, решений коллегий, постановлений координационных совещаний руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, информационно-методических писем, статистических данных.
Систематически организовывать ознакомление научных и педагогических работников с прокурорской практикой в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах.
11. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить методическое руководство учебно-методическими отделами - межрегиональными центрами профессионального обучения, которым привлекать к учебному процессу наиболее профессионально подготовленных прокурорских работников и учёных-юристов. Осуществлять разработку программ, пособий и методических рекомендаций по организации учёбы во всех звеньях системы повышения квалификации, а также по актуальным проблемам прокурорской деятельности.
Прокурорам субъектов Российской Федерации оказывать методическую помощь в организации работы межрегиональных центров профессионального обучения.
12. Главному управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации в целях совершенствования учебного процесса систематически изучать эффективность повышения квалификации прокурорских работников, контролировать и координировать работу всех звеньев, входящих в систему непрерывного обучения, распространять положительный опыт.
Для поддержания высокого уровня профессиональной подготовки организовать в Генеральной прокуратуре Российской Федерации постоянно действующий семинар, обратив особое внимание на обучение лиц, вновь назначенных на прокурорские и иные должности.
13. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации систематически осуществлять мероприятия, направленные на совершенствование системы подготовки и повышения квалификации научных и педагогических работников Академии. Подбор кандидатов для замещения указанных должностей осуществлять, как правило, из числа прокурорских работников, имеющих учёные степени и (или) учёные звания по юридической специальности.
14. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.11.1997 N 71 "О совершенствовании системы подготовки и повышения квалификации прокурорско-следственных работников".
15. Опубликовать приказ в журнале "Законность".
16. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить первому заместителю и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, директорам институтов прокуратуры юридических академий, начальникам учебно-методических отделов - директорам межрегиональных учебных центров.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Запланированы новые мероприятия, цель которых - усовершенствовать систему подготовки, повышения квалификации и профпереподготовки прокурорских работников.
Так, органам прокуратуры следует взаимодействовать с образовательными учреждениями.
Перед назначением на руководящую должность сотрудникам нужно повысить квалификацию или пройти профпереподготовку в институтах Академии Генеральной прокуратуры.
Необходимо качественно отбирать для поступления в вузы абитуриентов, желающих проходить службу в органах и учреждениях прокуратуры. Целесообразно ввести психодиагностическое обследование этих лиц.
Особое внимание предполагается уделять приобретению молодыми специалистами навыков прокурорской деятельности.
Основой совершенствования профессиональной деятельности должна стать самостоятельная учеба по индивидуальным планам с использованием специальной литературы, компьютерных технологий. Весь процесс должны контролировать руководители.
С 2010-2011 учебного года планируется организовать обучение по программам профпереподготовки прокурорских работников, состоящих в резерве кадров.
Прежний приказ о совершенствовании системы подготовки и повышения квалификации прокурорско-следственных работников признан утратившим силу.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 4 октября 2010 г. N 373 "О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации"
Текст приказа опубликован в журнале "Законность", 2010 г., N 12
Приказом Генеральной прокуратуры России от 9 июля 2019 г. N 474 настоящий документ признан утратившим силу с 9 июля 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 сентября 2012 г. N 308