Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу МВД РФ
от 30 июня 2010 г. N 477
Наставление
по организации и осуществлению ведомственного пожарного надзора Министерства внутренних дел Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Наставление разработано на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"*(1) и определяет порядок организации и осуществления должностными лицами ведомственной пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2) ведомственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах системы МВД России.
2. Основные понятия (термины), применяемые в настоящем Наставлении:
ведомственная пожарная охрана МВД России*(3) - совокупность подразделений, создаваемых МВД России в установленном порядке для осуществления деятельности в области пожарной безопасности на подведомственных объектах*(4);
ведомственный пожарный надзор МВД России - деятельность ВПО МВД России по проверке соблюдения требований пожарной безопасности на подведомственных объектах и принятию мер по результатам проверки;
должностное лицо ведомственной пожарной охраны - лицо, наделенное в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Наставлением полномочиями по осуществлению ведомственного пожарного надзора на подведомственных объектах;
подведомственный объект - имущественный комплекс (или его части), включающий территорию, здания, сооружения, помещения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия;
предписание ВПО МВД России - документ строгой отчетности установленной формы, составленный должностным лицом ВПО МВД России и направленный (врученный) руководителю (начальнику) подведомственного объекта, содержащий мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
3. В своей деятельности ВПО МВД России руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также настоящим Наставлением.
4. Взаимодействие ВПО МВД России с Государственной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, межведомственными нормативными правовыми актами.
II. Основные направления деятельности и порядок организации ведомственного пожарного надзора
5. Основными направлениями осуществления ведомственного пожарного надзора является контроль за:
соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации подведомственных объектов;
соблюдением требований пожарной безопасности при строительстве (новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение)*(5), капитальном ремонте подведомственных объектов;
соблюдением требований пожарной безопасности при приемке в эксплуатацию подведомственных объектов.
6. Основными формами участия подразделений ВПО МВД России в разработке и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности подведомственных объектов являются подготовка организационно-распорядительных документов и противопожарных мероприятий, а также контроль за их выполнением.
7. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации подведомственных объектов осуществляется в ходе проверок противопожарного состояния*(6), проводимых должностными лицами ВПО МВД России.
7.1. Проверки проводятся на основании распоряжения (приказа), руководителя (начальника), наделенного полномочиями по принятию решения о проведении проверок. Проверки осуществляются в соответствии со служебным заданием, утвержденным в установленном порядке.
7.2. Продолжительность проверок устанавливается руководителем (начальником), принявшим решение на проведение проверки, но не более 30 календарных дней.
7.3. Проверки подразделяют на плановые и внеплановые. Плановые проверки подразделяются на детальные и контрольные.
7.4. Детальная проверка - форма ведомственного пожарного надзора, включающая в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, оценке состояния и результатов деятельности подразделений в области пожарной безопасности, выработке мер по повышению ее эффективности.
При детальной проверке контролируются:
соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц ВПО МВД России;
разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности, в том числе для объектов, находящихся в стадии строительства, капитального ремонта и технического перевооружения;
содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров;
создание и содержание в соответствии с установленными нормами органов и подразделений ВПО МВД России;
проведение противопожарной пропаганды и обучения сотрудников мерам пожарной безопасности;
организация и содействие деятельности добровольных противопожарных формирований;
обеспечение доступа подразделений ВПО МВД России при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты.
7.5. Контрольная проверка - форма ведомственного контроля, направленная на изучение состояния работы по устранению недостатков, выявленных в ходе детальной проверки. Периодичность контрольных проверок устанавливается соответствующим начальником подразделения ВПО МВД России с учетом анализа обстановки с пожарами и их последствиями, противопожарным состоянием подведомственных объектов.
7.6. Внеплановые проверки проводятся должностными лицами подразделений ВПО МВД России в случаях:
получения информации о происшедшем пожаре, наличии нарушений правил пожарной безопасности, способных привести к возникновению пожара либо создающих угрозу безопасности людей;
осложнения оперативной обстановки с пожарами;
ухудшения основных показателей работы подразделения ВПО МВД России.
7.7. Внеплановые проверки проводятся по решению руководителя (начальника), наделенного соответствующими полномочиями.
7.8. Для организации осуществления ведомственного пожарного надзора в подразделениях ВПО МВД России составляется список подведомственных объектов (форма N 7 приложения N 1 к Наставлению) и в соответствии с ним ведется журнал учета профилактической работы (форма N 1 приложения N 1 к Наставлению).
7.9. В соответствии со списком объектов составляются и ведутся:
перечень зданий и сооружений с низкой устойчивостью при пожаре (форма N 8 приложения N 1 к Наставлению). Детальные проверки противопожарного состояния указанных объектов проводятся ежегодно;
перечень объектов строительства и капитального ремонта (форма N 9 приложения N 1 к Наставлению). Периодичность проведения детальных проверок объектов устанавливается в зависимости от сложности объектов, с учетом календарных планов выполнения работ, сроков и темпов их проведения. Проверки указанных объектов следует, как правило, проводить в дни авторского надзора проектной организации, совместно с представителями других надзорных органов, но не реже одного раза в полугодие.
7.10. При проведении проверок особое внимание должно уделяться объектам с массовым пребыванием людей (гостиницы, общежития, учебные, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения), объектам с наличием больших объемов хранения материальных ценностей (склады, базы), а также автотранспортным хозяйствам. Данные объекты закрепляются для осуществления надзора за наиболее подготовленными должностными лицами ВПО МВД России. Детальные проверки противопожарного состояния указанных объектов проводятся ежегодно.
7.11. Детальные проверки объектов, не указанных в подпунктах 7.9 и 7.10 настоящего Наставления, проводятся один раз в два года.
7.12. Проверки проводятся должностными лицами ВПО МВД России с участием руководителей объекта или выделенных ими представителей.
7.13. Руководитель объекта (лицо, его замещающее) должен быть заблаговременно уведомлен о дате проведения проверки.
7.14. В ходе проведения проверок или после их завершения с сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками подразделений системы МВД России*(7) на объекте организуются и проводятся пожарно-тактические учения (занятия) с отработкой практических навыков по эвакуации людей, имущества, служебной документации при пожаре.
7.15. Нарушения требований пожарной безопасности режимного характера, выявленные в ходе проверки, устранение которых не требует финансовых затрат, должны устраняться непосредственно в ходе проверки.
7.16. При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных объектах, ВПО МВД России имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ*(8).
Данное право осуществляется путем вынесения должностным лицом ВПО МВД России постановления о приостановке работы организации (отдельного производства), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельного вида работ*(9) (форма N 4 приложения N 1 к Наставлению), которое регистрируется в Журнале учета постановлений (форма N 6 приложения N 1 к Наставлению).
7.17. Решение о приостановке принимается должностным лицом ВПО МВД России в пределах его компетенции.
7.18. Должностное лицо ВПО МВД России, не имеющее полномочий по вынесению постановления, должно в кратчайшие сроки проинформировать вышестоящее должностное лицо ВПО МВД России для принятия им решения.
7.19. Постановление оформляется в двух экземплярах и регистрируется в Журнале учета постановлений, один экземпляр которого вручается руководителю (начальнику) объекта, второй хранится в контрольно-наблюдательном деле по объекту в подразделении ВПО МВД России.
7.20. В постановлении указываются только нарушения требований пожарной безопасности, непосредственно создающие угрозу возникновения пожара и безопасности людей.
7.21. При определении должностным лицом ВПО МВД России, вынесшим постановление, срока приведения его в исполнение, необходимо исходить из характера выявленных нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей, и возможности приступить к их устранению немедленно. За ходом устранения нарушений со стороны должностных лиц ВПО МВД России устанавливается контроль.
7.22. В случае невозможности приступить к устранению указанных нарушений непосредственно после вынесения постановления, либо неустранение их в срок, указанный в постановлении, оно приводится в исполнение немедленно, о чем составляется протокол о приведении в исполнение постановления о приостановке работы организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатации здания, сооружения, помещения, проведения отдельных видов работ*(10) (форма N 5 приложения N 1 к Наставлению), один экземпляр которого вручается руководителю (начальнику) объекта, второй хранится в контрольно-наблюдательном деле по объекту.
7.23. Протокол действует до устранения нарушений, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей, и внесение в постановление соответствующей записи начальника подразделения ВПО МВД России о разрешении дальнейшей эксплуатации объекта.
7.24. При готовности должностных лиц объекта приступить к устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных в постановлении, приведенного в исполнение, руководитель (начальник) объекта письменно обращается к начальнику подразделения ВПО МВД России, должностное лицо которого вынесло постановление с предложением разрешить приступить к устранению нарушений требований пожарной безопасности на приостановленном объекте с указанием времени, необходимого для устранения нарушений. После этого начальником подразделения ВПО МВД России дается письменное разрешение для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
7.25. Постановление в 10-дневный срок со дня вручения может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу ВПО МВД России. Подача жалобы не приостанавливает исполнение постановления.
7.26. При невыполнении руководителем (начальником объекта) постановления должностным лицом ВПО МВД России должны быть приняты меры в установленном порядке.
8. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при строительстве, капитальном ремонте подведомственных объектов осуществляется в ходе проверок указанных объектов, а также в ходе рассмотрения проектной документации.
9. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при приемке в эксплуатацию подведомственных объектов осуществляется должностными лицами ВПО МВД России в ходе участия в работе комиссий по приемке в эксплуатацию подведомственных объектов*(11).
9.1. Основанием для участия в работе комиссии является письменное распоряжение, приказ соответствующего должностного лица, уполномоченного создавать такую комиссию. Должностные лица ВПО МВД России участвуют в работе комиссии со стороны заказчика.
9.2. Должностное лицо ВПО МВД России при работе в составе комиссии:
проверяет соответствие выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектной документации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
принимает участие в проведении контрольных опробований, испытаний и проверке работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты (без участия в приемке этих систем);
проверяет наличие лицензий на выполнение работ (услуг) в области пожарной безопасности у организаций, выполнявших такие работы (услуги) на принимаемом в эксплуатацию объекте;
анализирует информацию о показателях пожарной опасности материалов, конструкций и изделий, использованных при строительстве, содержащуюся в сертификатах, технических паспортах и других документах;
проверяет наличие актов освидетельствования скрытых работ, испытаний оборудования, систем и установок противопожарной защиты.
9.3. Конкретный перечень намеченных к проверке мероприятий определяется должностным лицом ВПО МВД России, назначенным в состав комиссии, и зависит от стадии готовности (этапа сдачи) объекта.
9.4. По результатам участия в работе комиссии акт подписывается только тем должностным лицом ВПО МВД России, которое является членом комиссии.
9.5. При выявлении на объекте, намечаемом к вводу в эксплуатацию, нарушений требований пожарной безопасности, включая невыполнение ранее предложенных противопожарных мероприятий, должностное лицо ВПО МВД России, участвующее в работе комиссии, письменно излагает председателю комиссии особое мнение. При этом акт комиссии им не подписывается.
9.6. В случае приемки в эксплуатацию завершенного строительством объекта с нарушением требований пожарной безопасности, в том числе, изложенных в особом мнении должностного лица ВПО МВД России, участвовавшего в работе комиссии, должностное лицо ВПО МВД России должно принять меры по устранению указанных нарушений в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
9.7. Об окончании строительства объекта и приемке его в эксплуатацию в Журнале учета профилактической работы (форма N 1 приложения N 1 к Наставлению) делается соответствующая отметка.
IV. Права и обязанности должностных лиц ВПО МВД России
14. Должностные лица ВПО МВД России имеют право:
14.1. Осуществлять разработку ведомственных нормативных актов, нормативных документов по пожарной безопасности, регулирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности на подведомственных объектах.
14.2. Осуществлять ведомственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на подведомственных объектах.
14.3. Проводить проверки территорий, зданий, сооружений, помещений подведомственных объектов, в целях контроля за соблюдением сотрудниками требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений в соответствии законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
14.4. Проверять и оценивать готовность сотрудников к действиям при возникновении чрезвычайных происшествий, связанных с пожарами.
14.5. Входить для осуществления ведомственного пожарного надзора на подведомственные объекты в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
14.6. Участвовать в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссии по приемке завершенных строительством (реконструкцией) подведомственных объектов.
14.7. Рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других подведомственных объектов при отсутствии норм и правил пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
14.8. Подготавливать заключения на проектную документацию в соответствии с предоставленными им полномочиями.
Проектная документация на строительство объекта, разработанная в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами и удостоверенная соответствующей записью ответственного лица за проект, (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом) рассмотрению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
14.9. Анализировать при рассмотрении представленной документации:
пожарную опасность объекта;
эффективность и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре;
возможность спасения людей;
эффективность мероприятий, направленных на предотвращение и ограничение распространения пожара;
возможность доступа пожарных подразделений к очагу пожара и подачи средств пожаротушения;
возможность воздействия опасных факторов пожара на третьих лиц, включая людей и имущественный комплекс.
14.10. В компетенцию должностных лиц ВПО МВД России не входит разработка технических решений, на которые отсутствуют нормативные документы, или мероприятий, компенсирующих отступления от норм проектирования.
14.11. Вручать руководителям (начальникам) подведомственных объектов предписания ВПО МВД России по устранению нарушений требований пожарной безопасности (форма N 2 приложения N 1 к Наставлению).
14.12. Участвовать в проведении служебных проверок о нарушениях требований пожарной безопасности, а также в работе комиссий по расследованию причин, условий возникновения пожаров и в выявлении лиц, причастных к их возникновению на подведомственных объектах.
14.13. Запрашивать в установленном порядке от руководителей подведомственных объектов сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о происшедших пожарах и их последствиях.
14.14. Проверять наличие лицензий у юридических и физических лиц, осуществляющих лицензируемую деятельность в области пожарной безопасности на подведомственных объектах.
14.15. Приостанавливать в установленном порядке полностью или частично работу отдельного производства, производственного участка, агрегата, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений подразделений МВД России, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей на объектах системы МВД России.
14.16. Консультировать сотрудников по вопросам пожарной безопасности.
15. Должностные лица ВПО МВД России обязаны:
15.1. Исполнять предоставленные законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами МВД России полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности на подведомственных объектах.
15.2. Организовывать и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на подведомственных объектах.
15.3. Контролировать на подведомственных объектах выполнение требований пожарной безопасности, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России по пожарной безопасности.
15.4. Знать требования нормативных правовых актов по пожарной безопасности в объеме, необходимом для осуществления ведомственного пожарного надзора на подведомственных объектах.
15.5. Вести в установленном порядке документы и материалы, отражающие деятельность руководителей и должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности на подведомственных объектах.
15.6. Знать, вести систематизированный учет и анализировать состояние пожарной безопасности подведомственных объектов.
15.7. Учитывать потенциальную опасность выявленных нарушений для жизни, здоровья сотрудников (работников), имущества, при определении мер, принимаемых по результатам проведения ведомственного пожарного надзора.
15.8. Выезжать в установленном порядке на пожары, происшедшие на подведомственных объектах, принимать участие в определении причин и условий, а также в выявлении лиц, причастных к их возникновению.
15.9. Знакомить с материалами по результатам проверки руководителя (лицо его замещающего) подведомственного объекта.
15.10. Контролировать работоспособность систем противопожарной защиты (установки пожаротушения и пожарной сигнализации, системы противопожарного водоснабжения, первичные средства пожаротушения, системы противодымной защиты) на подведомственных объектах.
15.11. Содействовать внедрению на подведомственных объектах эффективных, современных систем противопожарной защиты.
15.12. Осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с другими надзорными органами, муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраной.
15.13. Содействовать созданию и организации деятельности добровольной пожарной охраны на подведомственных объектах.
15.14. Проводить противопожарную пропаганду в области пожарной безопасности и обучение мерам пожарной безопасности.
15.15. Присутствовать при проведении мероприятий по контролю, проводимых должностными лицами органов государственного пожарного надзора.
15.16. Выполнять другие обязанности в соответствии с должностными инструкциями.
V. Порядок оформления результатов проверки
16. Материалы, подготовленные в ходе проверок, оформляются в соответствии с порядком ведения делопроизводства, установленного нормативными правовыми актами МВД России*(15).
17. По завершении проверки должностным лицом ВПО МВД России, проводившим проверку, готовятся документы:
по результатам детальной проверки - предписание ВПО МВД России (форма N 2 приложения N 1 к Наставлению);
по результатам контрольной проверки - в предписании ВПО МВД России по результатам детальной проверки делаются соответствующие отметки о выполнении или невыполнении противопожарных мероприятий, предложенных ранее к исполнению.
Результаты проверки в установленном порядке доводятся до руководителя (начальника) проверяемого объекта. При выявлении в ходе контрольной проверки новых нарушений требований пожарной безопасности в установленном порядке составляется и вручается руководителю (начальнику) проверяемого объекта дополнение к предписанию ВПО МВД России по установленной форме. В случаях выявления невыполненных в установленные сроки мероприятий, предложенных для исполнения предписаниями ВПО МВД России, должностное лицо ВПО МВД России в пределах своих полномочий должно принять меры, направленные на привлечение в установленном порядке лиц, допустивших нарушения к ответственности;
по результатам внеплановой проверки - в течение 3-дней после ее окончания готовится докладная записка на имя руководителя (начальника), принявшего решение о проведении проверки. В ней кратко отражаются результаты проверки, выводы и предложения. В необходимых случаях к докладной записке может прилагаться развернутая справка о результатах внеплановой проверки.
18. В предписание ВПО МВД России включаются мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, установленных для соответствующих этапов создания и эксплуатации объекта. При этом делаются ссылки на соответствующие нормативные документы в области пожарной безопасности с указанием их полного наименования и номеров пунктов, требования которых нарушены.
19. На существующие здания, сооружения, запроектированные и построенные распространяются законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
20. При изменении функционального назначения существующих объектов, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание могут быть включены дополнительные мероприятия, обоснованные требованиями нормативных правовых актов, соответствующих новому назначению этих зданий, сооружений.
21. Сроки выполнения предложенных мероприятий устанавливаются должностным лицом ВПО МВД России, проводившим проверку, и согласовываются с руководителем (начальником) проверяемого объекта. При этом учитывается степень потенциальной опасности выявленных нарушений для жизни и здоровья людей.
22. Предписание ВПО МВД России (дополнение к предписанию) составляется в двух экземплярах. Один экземпляр предписания в 10-дневный срок со дня окончания проверки, вручается руководителю (начальнику) проверенного объекта под расписку, либо направляется почтой. Второй экземпляр хранится в контрольно-наблюдательном деле (форма N 10 приложения N 1 к Наставлению) подразделения ВПО МВД России.
22.1. Допускается составление и вручение предписания как в ходе, так и после завершения проверки непосредственно на объекте.
22.2. Предписание (дополнение к предписанию) регистрируется в Журнале учета предписаний подразделения ВПО МВД России (форма N 3 приложения N 1 к Наставлению).
23. О проведенных проверках (плановых, внеплановых) должностным лицом ВПО МВД России, проводившим проверку, делаются соответствующие отметки в Журнале учета профилактической работы. Допускается ведение указанного Журнала в электронном виде с обязательным созданием резервной копии журнала.
24. На каждый объект, в том числе на строящиеся объекты, ведется контрольно-наблюдательное дело. Допускается вести одно контрольно-наблюдательное дело на:
группу зданий, сооружений, в которых располагается одно подразделение;
несколько подразделений, размещенных в одном здании.
25. В контрольно-наблюдательном деле концентрируются: предписания, постановления, протоколы ВПО МВД России, распоряжения, приказы, информация о пожарах и другие материалы, отражающие состояние пожарной безопасности объекта за 5 лет.
VI. Контроль за организацией и осуществлением ведомственного пожарного надзора должностными лицами Центра пожарной безопасности МВД России
26. Контроль за организацией и осуществлением ведомственного пожарного надзора производится в ходе инспектирования, контрольных проверок деятельности органов внутренних дел и целевых выездов, посредством проверки исполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России.
27. Проверки осуществляются в соответствии со служебным заданием, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
28. В ходе проверок проверяется и оценивается весь комплекс вопросов, касающихся организации и осуществления ведомственного пожарного надзора, в том числе:
полнота и законность выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению ведомственного пожарного надзора;
качество планирования работы с учетом анализа результатов надзорной деятельности в области пожарной безопасности;
качество предписаний, оформляемых по результатам проверок и эффективность контроля за выполнением предложенных мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности;
динамика оперативной обстановки с пожарами и их последствиями;
качество анализа результатов работы по осуществлению ведомственного пожарного надзора и противопожарного состояния, действенность принимаемых мер по обеспечению пожарной безопасности подведомственных объектов;
полнота использования полномочий, предоставленных подразделениям ВПО МВД России;
порядок приостановки работы организаций (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ;
наличие и порядок ведения служебной документации;
взаимодействие должностных лиц и подразделений ВПО МВД России с другими надзорными и контрольными органами.
29. В ходе осуществления контроля за организацией и осуществлением ведомственного пожарного надзора, должностными лицами органа управления проводятся выборочные проверки противопожарного состояния объектов, проверяемого органа внутренних дел.
30. Одной из форм ведомственного контроля за устранением ранее выявленных недостатков, являются контрольные проверки, осуществляемые должностными лицами органа управления с выездом в органы внутренних дел в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
31. Контрольной проверке подвергаются органы внутренних дел, получившие неудовлетворительную оценку и поставленные на особый контроль по направлению деятельности "пожарная безопасность", а также органы внутренних дел, допустившие ухудшение результатов в указанной области деятельности.
32. Целевые выезды осуществляются должностными лицами органа управления в порядке, установленном МВД России:
для оказания практической помощи территориальным подразделениям ВПО МВД России по отдельным направлениям деятельности;
при возникновении чрезвычайных происшествий (пожаров) для участия в работе комиссий по установлению причины возникновения пожара, виновных лиц и условий, способствующих его возникновению;
в иных случаях, требующих неотложного реагирования.
33. Должностные лица органа управления при проверках обязаны оказывать практическую помощь подразделениям ВПО МВД России по организации и осуществлению возложенных на них задач и функций.
34. Оформление результатов проверки осуществляется в порядке, установленном МВД России.
VIII. Учет пожаров и их последствий на объектах системы МВД России
47. Учет пожаров и их последствий предназначен для формирования основных показателей, характеризующих обстановку с пожарами, анализа причин и обстоятельств их возникновения и на его основе разработки мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов системы МВД России.
48. Учет пожаров, происшедших на объектах системы МВД России, осуществляется:
органом управления;
инспекциями пожарной безопасности управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации;
противопожарной службой внутренних войск МВД России;
старшими инспекторами пожарной безопасности, инспекторами пожарной безопасности других подразделений системы МВД России по месту возникновения таких происшествий.
49. Учету подлежат все случаи пожаров независимо от места их возникновения и последствий.
50. Учет пожаров на боевой и другой технике, осуществляется по месту постоянной дислокации этой техники.
51. Не подлежат учету:
случаи горения, обусловленного спецификой технологического процесса производства (заложенные в технологический регламент или другую техническую документацию) или условиями работы промышленных установок и агрегатов;
случаи горения как результат обработки предметов огнем, теплом, или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и другие);
взрывы, вспышки и разряды статического электричества;
случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах;
горение отходов и мусора на открытых территориях (свалки, контейнерные площадки, открытые территории домовладений, обочины дорог, пустыри), а также сухой травы, тополиного пуха, торфа на газонах, пожнивных остатков, стерни;
покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшие к гибели или травмированию других лиц;
пожары, происшедшие на объектах собственности международных организаций, иностранных юридических и физических лиц, независимо от наступивших для них последствий, кроме случаев, когда ими причинен материальный ущерб или наступили другие последствия для юридических и (или) физических лиц Российской Федерации;
случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;
пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и другие);
погибшие и травмированные при пожарах люди, причиной гибели или травмирования которых явились дорожно-транспортные происшествия, авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства, пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности.
52. Перечисленные в пункте 51 Наставления случаи подлежат учету, если они привели к травмированию, гибели людей (за исключением покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения) либо уничтожению, повреждению материальных ценностей.
53. Пожары регистрируются подразделениями, должностными лицами, указанными в пункте 48 Наставления, в журнале учета пожаров (приложение N 2 к Наставлению).
54. На каждый пожар в течение 10 суток после его ликвидации специально назначенной руководителем подразделения комиссией составляется и направляется в орган управления один экземпляр заключения расследования обстоятельств и причины возникновения пожара*(16) по установленной форме (приложения N 3 к Наставлению), подписанный комиссией и утвержденный руководителем подразделения. Второй экземпляр остается в подразделении МВД России, на объекте которого произошел пожар.
IX. Учет пострадавших при пожаре
55. В качестве пострадавшего при пожаре считается лицо, погибшее или травмированное на пожаре.
56. В качестве погибшего при пожаре учитывается лицо, смерть которого наступила непосредственно на месте пожара или в течение трех месяцев (90 суток) со дня происшествия от телесных повреждений (травм)*(17), полученных вследствие воздействия опасных факторов пожара*(18) или в результате сопутствующих проявлений опасных факторов пожара.
57. В качестве травмированного при пожаре учитывается лицо, получившее телесное повреждение от воздействия опасных факторов пожара или в результате сопутствующих проявлений опасных факторов пожара*(19).
58. Учет пострадавших при пожаре лиц ведется подразделениями, должностными лицами, указанными в пункте 48 Наставления, на основании сведений, предоставляемых медицинскими учреждениями.
59. Медицинские учреждения системы МВД России по запросам должностных лиц, проводящих проверку (расследование) по пожарам, выдают документы, подтверждающие факт смерти или травмирования лиц на пожаре.
X. Учет материального ущерба
60. Материальный ущерб от пожара - стоимостное выражение уничтоженных и поврежденных материальных ценностей, затрат на тушение и ликвидацию последствий пожара, в том числе на восстановление объекта.
Материальный ущерб от пожара состоит из прямого и косвенного ущерба.
61. Учету подлежит прямой материальный ущерб от пожара независимо от степени его возмещения страховыми организациями, страховыми фондами (резервами), юридическими и физическими лицами.
62. Прямой ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, принятых для спасения людей и материальных ценностей.
63. В прямой материальный ущерб от пожаров включается ущерб, нанесенный объектам недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу сотрудников (работников) органов внутренних дел, государственных служащих, военнослужащих и лиц гражданского персонала, ценным бумагам.
64. Учет материального ущерба ведется подразделениями, должностными лицами, указанными в пункте 48 Наставления, на основании документов бухгалтерской отчетности соответствующего подразделения МВД России, на объекте которого произошел пожар.
XI. Ответственность за учет пожаров
65. О всех случаях пожаров, происшедших на подведомственных объектах, начальники (руководители) подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УМТС, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений системы МВД России, обязаны немедленно сообщать в орган управления.
66. Ответственность за своевременность представления и достоверность оперативной информации, сведений о пожарах в установленном порядке несут начальники (руководители) подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УМТС, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений системы МВД России.
_____________________________
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649. Далее - "Федеральный закон "О пожарной безопасности"
*(2) Далее - "МВД России"
*(3) Далее - "ВПО МВД России"
*(4) Далее - "подведомственные объемы"
*(5) Далее - "строительство"
*(6) Далее - "проверки"
*(7) Далее - "сотрудники".
*(8) Статья 12 Федерального закона "О пожарной безопасности".
*(9) Далее - "постановление"
*(10) Далее - "протокол"
*(11) Далее - "комиссия"
*(12) Далее - "Федеральный закон "О пожарной безопасности".
*(13) Далее - "орган управления".
*(14) Далее - "подразделения ВПО МВД России".
*(15) Инструкция по документационному обеспечению управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 4 декабря 2006 г. N 987.
*(16) Далее - "заключение".
*(17) Телесное повреждение (травма) - нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей человека.
*(18) К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся: пламя и искры; тепловой поток, повышенная температура окружающей среды, повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения, пониженная концентрация кислорода, снижение видимости в дыму.
*(19) К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся: осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества, радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества, вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества, опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара, воздействие огнетушащих веществ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.