Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. N 33
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности"
5 сентября 2012 г., 28 января, 10 декабря 2014 г., 2, 9 июля 2015 г., 20 января 2017 г.
В целях обеспечения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Первому заместителю и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить действенный надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10 декабря 2014 г. N 695 пункт 2 изложен в новой редакции
2. Установить, что первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур наделяются полномочиями по надзору за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", несут персональную ответственность за организацию надзора, а также назначают от имени Генерального прокурора Российской Федерации уполномоченных прокуроров из числа подчиненных работников.
3. Руководителям прокуратур определить лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности.
Обеспечить наличие у уполномоченных прокуроров и лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, оформленного в установленном порядке допуска к совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности.
Копию приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, направить для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также руководителю вышестоящей прокуратуры.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 января 2017 г. N 13 в пункт 4 внесены изменения
4. При организации и осуществлении надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности обеспечить законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, компьютерной информации, а также прав и законных интересов юридических лиц, установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Обеспечить законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, принятии должностными лицами решений, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, соблюдение порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов.
Деятельность прокуроров должна быть направлена на обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач оперативно-розыскной деятельности, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; по установлению имущества, подлежащего конфискации.
5. Проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводить:
а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;
в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.
Проверки по обращениям о нарушениях Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении и решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, проводить уполномоченным прокурорам той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Исключение составляют обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, связанные с оперативным сопровождением уголовных дел. Проверки по таким обращениям проводить уполномоченным прокурорам по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности с учетом установленного Генеральным прокурором Российской Федерации разграничения компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур.
Оперативно-служебные документы об осуществлении органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности проверять в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации.
В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проверять только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.
6. Уполномоченным прокурорам при реализации надзорных полномочий также проверять:
а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности;
б) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений.
Учитывать, что в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" перечень дел оперативного учета и порядок их ведения, а также организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Строго следовать требованиям Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" о том, что дела оперативного учета прекращаются в случае решения задач оперативно-розыскной деятельности или установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения;
в) законность и обоснованность проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения.
Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10 декабря 2014 г. N 695 подпункт "г" пункта 6 изложен в новой редакции
г) законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных, необходимых для принятия решений, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", в том числе о достоверности представленных сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества (пункт 8 части 2 статьи 7);
д) законность представления результатов оперативно-розыскной деятельности;
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10 декабря 2014 г. N 695 в подпункт е пункта 6 внесены изменения
е) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд;
ж) соблюдение определенного Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" перечня оперативно-розыскных мероприятий;
з) соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;
и) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 января 2017 г. N 13 в подпункт "к" внесены изменения
к) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении в случаях, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", оперативно-розыскных мероприятий, включая получение компьютерной информации, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях.
Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверять исключительно при наличии жалоб граждан.
При осуществлении надзора учитывать, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности;
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10 декабря 2014 г. N 695 пункт 6 дополнен подпунктом "л"
л) законность проведения оперативно-розыскных мероприятий на основании запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий в целях добывания информации, необходимой для принятия решений, указанных в части 3 статьи 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 9 июля 2015 г. N 364 в пункт 7 внесены изменения
7. При проверках законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на основании поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, в каждом случае рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 9 июля 2015 г. N 364 приказ дополнен пунктом 7.1
7.1. При проверках дел оперативного учета и иных оперативно-служебных документов в каждом случае изучать законность, обоснованность и достаточность проведения оперативно-розыскных мероприятий для выполнения задач, установленных статьей 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
При выявлении нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности направлять руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требования и (или) иные акты прокурорского реагирования в целях обеспечения их устранения и восстановления нарушенных прав.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10 декабря 2014 г. N 695 в пункт 8 внесены изменения
8. В ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов проверять наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, результатов оперативно-розыскной деятельности (заявлений граждан, протоколов следственных действий, официальных документов и т.п.).
9. Установить, что уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязан:
а) знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;
б) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона;
в) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;
г) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;
д) по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;
е) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
10. Уполномоченным прокурорам пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
11. Случаи незаконного отказа от выполнения требований уполномоченного прокурора в зависимости от обстоятельств рассматривать как воспрепятствование его законной деятельности и при наличии оснований принимать меры для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.
12. Руководителям прокуратур и уполномоченным прокурорам обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов.
Возложить на уполномоченных прокуроров персональную ответственность за соблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.
13. Утвердить и ввести в действие с 01.01.2016:
статистический отчет "Надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" по форме ОРД (приложение N 1);
Инструкцию о порядке составления и представления статистического отчета "Надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" по форме ОРД (приложение N 2);
абзац четвертый утратил силу;
См. текст абзаца четвертого пункта 13
Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору, начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур обеспечить формирование статистической отчетности по форме ОРД, контроль за достоверностью статистических данных и представление их раз в полугодие нарастающим итогом на бумажном носителе и в электронном виде по имеющимся каналам связи в управление правовой статистики Главного организационно-аналитического управления.
Главному организационно-аналитическому управлению обеспечить автоматизированную обработку поступающих отчетов и выдачу обобщенной информации по Российской Федерации.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 января 2017 г. N 13 приказ дополнен пунктом 13.1
Утвердить и ввести в действие Инструкцию об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (приложение N 3).
14. Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за оперативно-розыскной деятельностью, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за организацией надзора за оперативно-розыскной деятельностью, составление отчета о работе по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, систематически анализировать материалы проверок и оказывать подчиненным прокурорам необходимую помощь, регулярно организовывать проверки делопроизводства, учета и сохранности документов надзора за оперативно-розыскной деятельностью в подразделениях и органах прокуратуры.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 января 2017 г. N 13 в пункт 15 внесены изменения
15. Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах в пределах установленной компетенции, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье, комплекса "Байконур" по итогам полугодия и года (до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом) докладывать о состоянии законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности поднадзорными органами и результатах надзора в данной сфере (с дифференциацией сведений применительно к каждому органу, осуществляющему такую деятельность) в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью - в части, касающейся МВД России, ФСИН России (за исключением вопросов противодействия терроризму и экстремистской деятельности, а также вопросов органов внутренних дел на транспорте и подразделений собственной безопасности органов внутренних дел на транспорте);
в управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью - в части, касающейся МВД России, ФСИН России (за исключением вопросов противодействия терроризму и экстремистской деятельности, а также вопросов органов внутренних дел на транспорте и подразделений собственной безопасности органов внутренних дел на транспорте);
в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму - в части, касающейся ФСБ России, а также по вопросам противодействия правоохранительных органов терроризму и экстремистской деятельности - в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10.2009 N 339 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму" и от 19.11.2009 N 362 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности";
в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере - в части, касающейся ФТС России, органов внутренних дел на транспорте, в том числе отделов собственной безопасности "Центр", "Запад", "Юг", "Кавказ", "Урал", "Приволжье", "Сибирь", "Восток" Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России, и подразделений собственной безопасности органов внутренних дел на транспорте.
Старшим прокурорам управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации с дислокацией по месту расположения управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах информацию о состоянии законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по итогам полугодия и года представлять к 25 января и 25 июля в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации - в части, касающейся отделов собственной безопасности "Центр", "Запад", "Юг", "Кавказ", "Урал", "Приволжье", "Сибирь", "Восток" Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России.
Военным прокурорам окружного звена в те же сроки представлять докладные записки в Главную военную прокуратуру.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 9 июля 2015 г. N 364 приказ дополнен пунктом 15.1
15.1. В докладных записках в обязательном порядке отражать следующее:
анализ состояния преступности и влияния на него результатов оперативно-розыскной деятельности, в том числе на раскрываемость преступлений, отмечая роль в выявлении и пресечении организованной преступности;
анализ эффективности оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по результатам оперативно-розыскной деятельности, на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства;
анализ состояния законности в сфере оперативно-розыскной деятельности и эффективности влияния на нее прокурорского надзора, отдельно выделяя состояние законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, при истребовании информации, составляющей банковскую тайну, гласных обследований в соответствии с указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 31.01.2013 N 49/69, при проверке дел оперативного учета в соответствии с указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 17.08.2011 N 248/69, а также при розыске лиц и при представлении результатов оперативно-розыскной деятельности в орган дознания, следователю или в суд;
данные о результатах оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов за отчетный период, в том числе о количестве находившихся в производстве дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, ведение которых предусмотрено нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, результатах работы по ним, основаниях прекращения;
анализ эффективности взаимодействия подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с органами предварительного расследования при выполнении их поручений по уголовным делам и материалам процессуальных проверок по сообщениям о преступлениях, а также решений суда;
сведения о количестве, тематике и результатах проведенных за отчетный период проверочных мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящего приказа, с отражением сведений о количестве и характере выявленных нарушений законодательства в данной сфере, в том числе повторных;
выявленные в ходе осуществления прокурорского надзора основные причины и факторы, способствующие нарушениям законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе повторным;
принятые меры по устранению выявленных нарушений законности, причин и условий, им способствующих;
результаты рассмотрения актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения, отдельно выделив результаты обжалования судебных решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, об истребовании информации, составляющей банковскую тайну;
анализ поступивших жалоб на действия и решения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
проблемы и недостатки в оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов, в прокурорском надзоре за ней, предложения по их устранению, а также по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
16. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесены организация и контроль работы прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, не реже одного раза в полугодие осуществлять обобщение практики на этом направлении деятельности и представлять аналитические справки курирующим заместителям Генерального прокурора Российской Федерации не позднее 5 февраля и 5 августа.
Приказом Генеральной Прокуратуры РФ от 5 сентября 2012 г. N 310 в пункт 17 внесены изменения
17. Установить, что в Генеральной прокуратуре Российской Федерации функции по организации и контролю работы прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним иных территориальных специализированных прокуратур по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности возлагаются на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах в пределах своей компетенции.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним территориальных специализированных прокуратурах функции по организации и контролю работы подчиненных прокуратур по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности возлагаются на соответствующие структурные подразделения соответствующим приказом.
В органах военной прокуратуры возложение на структурные подразделения функции по организации и контролю деятельности подчиненных военных прокуратур по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности определяется Главным военным прокурором.
18. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.12.2007 N 207 "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" считать утратившим силу.
19. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность".
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 января 2017 г. N 13 в пункт 20 внесены изменения
20. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по направлениям деятельности, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур.
Приказ направить первому заместителю и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, а также в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу исполнения наказаний, Следственный комитет Российской Федерации.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Органы прокуратуры должны обеспечить надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Должны быть назначены уполномоченные прокуроры.
Уполномоченные прокуроры и лица, ведущие делопроизводство по надзору в названной сфере, должны быть допущены к совершенно секретным данным или сведениям особой важности.
Необходимо следить за соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юрлиц.
Проверки исполнения законов при осуществлении ОРД проводятся по обращениям граждан, юридических и должностных лиц, по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях, при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручений. Также они осуществляются в плановом порядке.
Оперативно-служебные документы об осуществлении органами ФСБ России оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности проверяются в порядке надзора, только если поступили материалы, информация и обращения граждан о нарушениях.
Указано, что необходимо проверять при реализации надзорных полномочий. Речь идет, в частности, о соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина, законности и обоснованности проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, о своевременности уведомления судей.
Установлены обязанности уполномоченных прокуроров.
Утверждены отчет о работе уполномоченного прокурора, инструкции о его составлении и представлении, об организации делопроизводства по документам органов, осуществляющих ОРД.
Информация о состоянии законности при осуществлении ОРД представляется в подразделения Генеральной прокуратуры. Она приводится отдельно по каждому органу, осуществляющему такую деятельность. Срок - к 25 января и 25 июля.
Приказ, ранее регулировавший данный вопрос, утратил силу.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности"