Приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 4
"Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации"
Решением Верховного Суда РФ от 23 октября 2013 г. N ВКГПИ13-41, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N АЛЛ13-574, настоящий приказ признан не противоречащим действующему законодательству
В целях установления юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по выполнению поставленных задач и реализации полномочий в установленной сфере деятельности, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:
1. Относить к категории специализированных следственных органов образованные в системе Следственного комитета Российской Федерации (СК России) и приравненные к главным следственным управлениям и следственным управлениям СК России по субъектам Российской Федерации следственные управления на транспорте, Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление, следственный отдел (на правах управления) на комплексе "Байконур", следственный отдел (на правах управления) в ЗАТО "Межгорье", военные следственные управления СК России, а также входящие в структуру перечисленных следственных органов следственные подразделения СК России.
2. Установить, что юрисдикция специализированных следственных органов СК России определяется совокупностью правомочий по рассмотрению сообщений о преступлении и расследованию преступлений отдельных видов в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации для следователей Следственного комитета Российской Федерации, совершенных:
на территории, границы которой не соответствуют административно-территориальному делению Российской Федерации (экстерриториальная подследственность);
лицами, относящимися к определенной категории (подследственность по специальному субъекту преступления).
3. Утвердить прилагаемые:
Перечень территорий, в пределах которых осуществляется юрисдикция специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации на транспорте (далее - Перечень территорий) (приложение N 1);
Примерный перечень объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на которые распространяется юрисдикция специализированных следственных органов на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (далее - Перечень объектов) (приложение N 2).
Руководителям следственных управлений на транспорте СК России на основании Перечня территорий и Перечня объектов в течение месяца после издания настоящего приказа утвердить совместными приказами с руководителями соответствующих главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации перечни объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на которые распространяются полномочия соответствующих специализированных следственных органов на транспорте СК России.
Руководителю Волжского межрегионального природоохранного следственного управления в течение месяца после издания настоящего приказа утвердить совместными приказами с руководителями соответствующих главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации конкретные перечни городов и районов субъектов Российской Федерации, в пределах территории которых осуществляется юрисдикция Волжского межрегионального природоохранного следственного управления.
4. Специализированным (в том числе военным) следственным органам СК России на закрепленной за ними территории с соблюдением подследственности, а также иных требований уголовно-процессуального законодательства и организационно-распорядительных документов (нормативных правовых актов) СК России осуществлять установленные законодательством Российской Федерации полномочия Следственного комитета Российской Федерации в пределах соответствующей компетенции.
Решением Верховного Суда РФ от 13 марта 2014 г. N АКПИ14-140 пункт 4.1 настоящего приказа признан не противоречащим действующему законодательству в части, предусматривающей расследование уголовных дел на транспорте без указания в нем особенностей, установленных главой 52 Уголовно-процессуального кодекса РФ
4.1. Следственным управлениям на транспорте Следственного комитета Российской Федерации осуществлять рассмотрение сообщений о преступлении и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях на транспорте и в таможенной сфере (за исключением преступлений, расследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов СК России), к которым относятся:
преступления против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, а также другие преступления, совершенные на действующих, строящихся и реконструируемых объектах железнодорожного, воздушного или водного транспорта;
преступления работников предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного, воздушного или водного транспорта и транспортного строительства, совершенные в связи с исполнением управленческих функций или иных служебных полномочий;
преступления работников органов внутренних дел на транспорте, таможенных органов и транспортных прокуратур, следственных органов СК России на транспорте, а также подразделений федеральных органов исполнительной власти (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), осуществляющих деятельность железнодорожного, воздушного или водного транспорта и транспортного строительства, совершенные в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; преступления, совершенные в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;
контрабанда и другие преступления в таможенной сфере, выявленные соответствующим следственным органом на транспорте СК России.
4.2. Волжскому межрегиональному природоохранному следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации осуществлять рассмотрение сообщений о преступлении и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории бассейна реки Волги (за исключением преступлений, расследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов СК России), к которым относятся:
экологические преступления;
преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, связанные с посягательством на окружающую среду или санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
преступления против общественной безопасности и здоровья населения, а также в сфере экономической деятельности (если это связано с посягательством на окружающую среду), выявленные Волжским межрегиональным природоохранным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации.
4.3. Следственному отделу (на правах управления) Следственного комитета Российской Федерации на комплексе "Байконур" осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных на территории комплекса "Байконур" (за исключением преступлений, расследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов СК России), с соблюдением условий, определенных соответствующими международными договорами Российской Федерации.
4.4. Следственному отделу (на правах управления) Следственного комитета Российской Федерации в ЗАТО "Межгорье" осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах административно-территориальных границ ЗАТО г. Межгорье (за исключением преступлений, расследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов СК России).
4.5. Военным следственным органам СК России осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, к которым относятся:
преступления, совершенные военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;
преступления, совершенные лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с выполнением ими своих служебных Обязанностей или совершенные на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения;
Решением Верховного Суда РФ от 4 февраля 2016 г. N АКПИ15-1427, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N АПЛ16-133, абзац четвертый пункта 4.5 настоящего приказа признан не противоречащим действующему законодательству в части определения подследственности военным следственным органам СК России преступлений, совершённых судьями военных судов, являющимися гражданскими лицами
преступления, совершенные судьями военных судов, прокурорскими работниками органов военной прокуратуры, работниками военных следственных органов СК России, в том числе не являющимися военнослужащими;
Решением Верховного Суда РФ от 1 августа 2013 г. N ГКПИ13-530 абзац пятый пункта 4.5 настоящего приказа признан не противоречащим действующему законодательству в части отнесения к юрисдикции военных следственных органов Следственного комитета России рассмотрения сообщений о преступлениях и предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, совершенных работниками ОАО "Оборонсервис" и управляемых им открытых акционерных обществ
преступления работников открытого акционерного общества "Оборонсервис" и управляемых им открытых акционерных обществ, Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ России), совершенные в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей;
преступления работников страховых компаний, осуществляющих за счет бюджетных средств страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, совершенные в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей по страхованию жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы;
преступления, совершенные неустановленными лицами вне территории (расположения) воинской части, соединения или учреждения при наличии достаточных данных, указывающих на принадлежность этих лиц к категории военнослужащих и других лиц, уголовное преследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов СК России.
При этом исходить из того, что территорией (расположением) воинской части, соединения или учреждения является обособленная охраняемая территория, на которой расположены штабы, казармы, парки с военной техникой, хранилища, склады и иные объекты, непосредственно обеспечивающие деятельность воинской части (соединения, учреждения), на которых установлены режимы, предусмотренные уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов СК России в ходе досудебного производства по уголовным делам:
обеспечивать должное взаимодействие и обмен необходимой информацией;
принимать согласованные меры к выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений;
при большом объеме первоначальных следственных действий и в иных необходимых случаях своевременно принимать меры, направленные на создание совместных следственных групп по уголовным делам о преступлениях, расследование которых отнесено к компетенции специализированных следственных органов СК России;
в случаях, когда при поступлении сообщения о преступлении отсутствует возможность определить следственный орган СК России, к компетенции которого относится расследование указанного преступления, либо в случае значительной удаленности этого следственного органа от места происшествия или наличия других объективных причин, препятствующих своевременному выезду на место происшествия следователей этого следственного органа, незамедлительно организовывать проверку сообщения о преступлении, обеспечивать при наличии оснований своевременное возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий, после чего решать вопрос о передаче материалов проверки сообщения о преступлении или уголовного дела в соответствующий следственный орган СК России.
6. Руководителям военных следственных органов СК России:
организовывать расследование преступлений, совершенных неустановленными лицами на территории (в расположении) воинской части, соединения или учреждения, и передавать уголовные дела в соответствующие органы предварительного расследования только после установления виновных лиц, уголовное преследование которых не отнесено к компетенции военных следственных органов СК России, и закрепления доказательств по уголовному делу;
оказывать содействие другим следственным органам СК России при выполнении следственных действий по уголовным делам, находящимся в их производстве, на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения либо с участием военнослужащих или иных лиц, уголовное преследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов СК России.
7. Главному управлению процессуального контроля, Главному управлению криминалистики и Главному военному следственному управлению обеспечить согласованность мер, принимаемых главными следственными управлениями и следственными управлениями СК России по субъектам Российской Федерации и приравненными к ним специализированными (в том числе военными) следственными управлениями и следственными отделами СК России при выявлении и расследовании преступлений, а также при выявлении и устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, оказывать им практическую и методическую помощь в организации этой работы.
8. Считать утратившими силу приказы Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации от 17.03.2008 N 33 "Об установлении компетенции специализированных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации", от 12.10.2006 N 36 "О внесении изменений в Перечень территорий, на которые распространяются полномочия специализированных следственных органов на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденный приказом Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 17.03.2008 N 33" и от 20.09.2010 N 54 "О внесении изменений в приказ Следственного комитета от 17.03.2008 N 33 "Об установлении компетенции специализированных следственных органов".
9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности и Главное организационно-инспекторское управление.
Председатель Следственного |
А.И. Бастрыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К категории специализированных следственных органов относятся образованные в системе Следственного комитета России (СК России) и приравненные к главным и региональным следственным управлениям следственные управления на транспорте, Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление, следственный отдел (на правах управления) на комплексе "Байконур" и в ЗАТО "Межгорье", военные следственные управления СК России. Речь также идет о входящих в структуру перечисленных следственных органов следственные подразделения СК России.
Утвержден перечень территорий, в пределах которых осуществляется юрисдикция специализированных следственных органов на транспорте.
Приведен также примерный перечень объектов ж/д, воздушного и водного транспорта, на которые распространяется юрисдикция указанных органов.
Утратили силу приказы, ранее регламентировавшие данный вопрос.
Приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации"
Текст приказа размещен на сайте Следственного комитета Российской Федерации в Internet (http://www.sledcom.ru)
Решением Верховного Суда РФ от 23 октября 2013 г. N ВКГПИ13-41, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N АЛЛ13-574, настоящий приказ признан не противоречащим действующему законодательству
Приказом Следственного комитета РФ от 13 августа 2021 г. N 131 настоящий документ признан утратившим силу с 13 августа 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Следственного комитета РФ от 9 января 2020 г. N 1
Изменения вступают в силу с 9 января 2020 г.
Приказ Следственного комитета РФ от 11 мая 2018 г. N 34
Изменения вступают в силу с 11 мая 2018 г.