Приказ Федеральной службы судебных приставов от 5 апреля 2011 г. N 108
"Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок в Федеральной службе судебных приставов"
10 мая, 12 сентября 2012 г.
В целях совершенствования организации и повышения эффективности проведения проверок на основе опыта их проведения в Федеральной службе судебных приставов приказываю:
1. Утвердить Инструкцию о порядке организации и проведения проверок в Федеральной службе судебных приставов согласно приложению.
2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов обеспечить выполнение требований Инструкции о порядке организации и проведения проверок в Федеральной службе судебных приставов.
3. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации на основе Инструкции о порядке организации и проведения проверок в Федеральной службе судебных приставов в срок до 01.06.2011 разработать и утвердить инструкции о порядке организации и проведения проверок в каждом территориальном органе Федеральной службы судебных приставов.
4. Признать утратившим силу приказ ФССП России от 28.12.2009 N 540 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок в Федеральной службе судебных приставов".
5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - первого заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Сазонова С.В.
Директор Федеральной службы |
А.О. Парфенчиков |
Комментарий
к Инструкции о порядке организации и проведения проверок в Федеральной службе судебных приставов
В целях совершенствования организации и повышения эффективности проведения проверок на основе опыта их проведения в Федеральной службе судебных приставов возникла необходимость разработки новой редакции Инструкции о порядке организации и проведения проверок в Федеральной службе судебных приставов.
Инструкция о порядке организации и проведения проверок в Федеральной службе судебных приставов, утвержденная приказом ФССП России от 5 апреля 2011 г. N 108 (далее - Инструкция), содержит ряд существенных изменений.
Изменилась в целом концепция проверочной деятельности: основной задачей проверок станет не выявление недостатков и выработка мер по их устранению, а оценка исполнения поручений руководства Службы и достоверности представляемых в центральный аппарат ФССП России статистических данных, соответствия деятельности территориальных органов законодательным и иным нормативным правовым актам.
Конкретизирована цель проверок. Проверки в Федеральной службе судебных приставов проводятся в целях совершенствования и повышения эффективности деятельности территориальных органов ФССП России и их структурных подразделений.
Определены принципы работы при проведении проверок: это законность, профессиональная компетентность, объективность, соблюдение требований к служебному поведению и норм этики.
Изменены виды проверок. В связи с тем, что сложилась практика проведения проверок в преддверии посещения руководством Федеральной службы судебных приставов территориальных органов, возникла необходимость разграничения понятий "инспекционная проверка" и "инспекционные выезды". В настоящей Инструкции инспекционные проверки переименованы в тематические. При этом разграничены понятия "тематическая проверка по нескольким направлениям деятельности" и "тематическая проверка по одному направлению деятельности": первые из них организует Организационно-контрольное управление (далее - ОКУ), а последние - структурные подразделения центрального аппарата ФССП России. Установлено, что порядок проведения, оформления результатов и иные вопросы организации инспекционных выездов определяются директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации (далее - Директором) и его заместителями, осуществляющими рабочие поездки.
Инструкцией предусмотрено, что проверки финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов проводятся в соответствии с Порядком осуществления финансового контроля за использованием средств федерального бюджета территориальными органами Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом ФССП России.
Уточнено, что камеральные проверки проводятся по конкретному вопросу направления деятельности проверяемого территориального органа.
Вернулись к плановой основе проведения комплексных проверок территориальных органов. В план командирования работников Федеральной службы судебных приставов не включаются только целевые проверки и контрольные проверки по их результатам.
Полномочия председателя комиссии и ее членов дополнены обязанностью докладывать руководству ФССП России о выявленных в период проверки признаках преступлений, административных правонарушений и иных обстоятельствах, требующих немедленного реагирования. Расширены права члена комиссии возможностью письменно излагать свое особое мнение в случае несогласия с выводами, приведенными в итоговой справке.
Усовершенствован этап подготовки к проведению проверки.
Конкретизированы сведения, включаемые в приказ о командировании, с учетом требований к документам по личному составу. При этом если члены комиссии в ходе проверки выезжают в другой субъект Российской Федерации, то Управление государственной службы и кадров готовит отдельный приказ о командировании.
Инструкцией прописаны функции руководителей структурных подразделений центрального аппарата ФССП России по подготовке работников к предстоящей проверке.
Изменены требования к подведению итогов проверок. Итоги проверки предписано подводить на совещаниях, протоколирование которых возлагается на работников организационно-контрольных подразделений проверяемого территориального органа. После проведения совещания председателем комиссии в присутствии только руководства территориального органа дается оценка деловых и профессиональных качеств заместителей руководителя, курирующих проверенные направления.
Кардинально изменена система оценки деятельности проверяемых территориальных органов в зависимости от вида проверки. Предложено всю деятельность территориального органа по результатам комплексной проверки оценивать неудовлетворительно, если по двум из следующих проверяемых направлений: "организационно-управленческая деятельность", "организация исполнительного производства", "организация обеспечения установленного порядка деятельности судов", "организация дознания и административной практики" работа признана неудовлетворительной.
По результатам тематической проверки предлагается оценить деятельность территориального органа неудовлетворительно, если по двум и более проверенным направлениям работа признана неудовлетворительной.
Во всех остальных случаях право давать оценку деятельности территориального органа или структурного подразделения предоставляется председателю комиссии.
Итоговые справки предложено готовить по всем видам проверок, за исключением целевой, по результатам которой представляется докладная записка объемом не более 10 листов.
Сокращен объем докладной записки, содержащей краткие итоги проверки и представляемой Директору, с 10 до 5 листов.
Конкретизирована структура итоговых документов. При этом в докладную записку необходимо включать оценку деловых и профессиональных качеств заместителя руководителя территориального органа, курирующего проверенное направление, а также предложения о проведении в отношении заместителей руководителей территориальных органов служебных проверок либо предложения о целесообразности включения их в кадровый резерв ФССП России. Эти сведения в обязательном порядке должны быть доведены до Управления государственной службы и кадров. А в докладной записке по результатам контрольной проверки необходимо оценить выполнение плана работы по устранению недостатков и качество исполнения мероприятий плана, внести предложения о применении поощрения или дисциплинарного взыскания к государственным гражданским служащим территориального органа.
Кроме того, председателю комиссии предоставлена возможность готовить итоговые документы после возвращения в центральный аппарат ФССП России, если продолжительность проверки составляет три и менее рабочих дня (без учета следования к месту ее проведения и. обратно). При этом в обязательном порядке необходимо ознакомить руководителя проверенного территориального органа с копией справки в день подписания с применением средств электронной либо факсимильной связи.
Уточнено, что материалы проверок, содержащие информацию ограниченного доступа, в итоговую справку не включаются и представляются непосредственно Директору. Эта новация коснется в основном проверяющих по линии Управления противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, а также Отдела по защите государственной тайны, мобилизационной подготовке и гражданской обороне.
Еще раз акцентировано внимание на необходимость представления в ОКУ в электронном виде текстов итоговых документов для последующего размещения на официальном интернет-сайте ФССП России.
Внесены изменения в порядок осуществления контроля за устранением недостатков, выявленных в ходе проверок. В новой редакции документа предусмотрено, что структурные подразделения центрального аппарата рассматривают и согласовывают представленный им проект плана устранения недостатков проверенного территориального органа в трехдневный срок, в такой же срок территориальный орган с учетом замечаний и предложений дорабатывает свой план и направляет в ОКУ.
Уточнен срок представления территориальным органом в ОКУ отчета о выполнении плана устранения недостатков - 10 дней после выполнения всех мероприятий, предусмотренных планом. При этом Организационно-контрольному управлению предоставляется право по результатам анализа отчетной информации только в случае необходимости готовить Директору докладную записку, согласованную с председателем комиссии, с предложением о принятии в отношении проверенного территориального органа управленческих решений. Такие же действия проводит структурное подразделение центрального аппарата ФССП России, инициировавшее тематическую проверку по одному направлению деятельности, только докладную записку представляет курирующему заместителю Директора.
Изменена структура плана устранения недостатков путем внесения в него сведений о выявленных недостатках.
Особое внимание в Инструкции уделено анализу влияния проверочной деятельности на эффективность деятельности территориальных органов и дальнейшему учету результатов анализа при подведении итогов за год.
ОКУ проводит анализ справок по результатам плановых проверок с целью выявления фактов неисполнения территориальными органами требований законодательных и иных нормативных правовых актов, далее обобщенную информацию о фактах нарушений территориальными органами исполнительской дисциплины направляет в структурные подразделения центрального аппарата ФССП России.
Руководители структурных подразделений центрального аппарата ФССП России в установленный Инструкцией срок представляют в ОКУ согласованные с курирующими заместителями Директора мотивированные предложения о снятии деятельности территориального органа с рейтинга либо снижении баллов по направлениям деятельности за нарушения исполнительской дисциплины, которые ОКУ учитывает при подготовке итогового рейтинга эффективности деятельности территориальных органов.
Кроме того, Управление государственной службы и кадров проводит анализ согласованных предложений председателей комиссий о поощрении или привлечении к ответственности должностных лиц проверенных территориальных органов, результаты которого в установленном порядке учитывает при формировании кадрового резерва ФССП России.
В целях повышения оперативности обмена информацией и сокращения бумажного документооборота Инструкцией закреплено, что переписка между структурными подразделениями центрального аппарата ФССП России осуществляется посредством системы электронного документооборота (СЭД), между структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами ФССП России - посредством электронной и факсимильной связи.
Таким образом, изменения, внесенные в новую редакцию Инструкции, направлены на выявление системных недостатков в деятельности территориальных органов и причин, их порождающих, повышение качества подготовки и проведения проверок.
Руководителям территориальных органов ФССП России, в соответствии с приказом от 5 апреля 2011 г. N 108, необходимо использовать Инструкцию в качестве примерной и на ее основе в срок до 1 июня 2011 г. разработать и утвердить инструкции о порядке организации и проведения проверок в каждом территориальном органе Федеральной службы судебных приставов.
Организационно-контрольное управление
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закреплен новый порядок организации и проведения проверок в ФССП России. Они подразделяются на комплексные, тематические, целевые и контрольные. Также выделяют плановые и внеплановые, выездные и камеральные.
Продолжительность выездной проверки не должна превышать 20 суток, камеральной - 30. Она может быть продлена максимум на 10 дней.
При подготовке к проверке разрабатывается ее план, уведомляется территориальный орган или структурное подразделение.
Проверку проводит комиссия. Персональный состав назначается директором Службы. Он зависит от вопросов, подлежащих проверке.
По завершении проверки председатель комиссии проводит совещание. На нем заслушивают доклады членов комиссии. По результатам формируется итоговая справка. Она представляется директору. Срок - 3 рабочих дня.
Информация о проведенных комплексных, тематических и контрольных проверках размещается в Интернете.
За устранением недостатков, выявленных в процессе комплексных и тематических проверок, следит Организационно-контрольное управление.
Результаты проверок анализируются Организационно-контрольным управлением, Управлением госслужбы и кадров, структурными подразделениями центрального аппарата Службы.
Прежний порядок утратил силу.
Приказ Федеральной службы судебных приставов от 5 апреля 2011 г. N 108 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок в Федеральной службе судебных приставов"
Текст приказа опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2011 г., N 5
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федеральной службы судебных приставов от 12 сентября 2012 г. N 376
Приказ Федеральной службы судебных приставов от 10 мая 2012 г. N 235